понедельник, 10 июля 2023 г.

Недельная глава «Матот». Дал слово — держи

 

Недельная глава «Матот». Дал слово — держи

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 10 июля 2023
Поделиться15
 
Твитнуть
 
Поделиться

Недельная глава начинается с изложения законов, которые касаются обетов и клятвенных зароков. Отчего они изложены здесь, ближе к концу книги Бемидбар, когда сыны Израиля близятся к цели своего путешествия — Земле обетованной?

Обеты и клятвенные зароки — это обязательства, созидаемые с помощью слов. Это обязательства что‑то сделать или воздержаться от действий. Обет — недер — влияет на статус объекта. Я могу дать обет не есть чего‑то. Теперь эта пища для меня запретна. Клятвенный зарок — шевуа — влияет не на объект, а на человека. В этом случае запрещается не пища, а действие — употребление этой пищи. Оба акта связывают обязательством: таково основное значение слова «асур».

Священность таких обязательств настолько велика, что, если требуется их отменить, необходимо соблюсти суровые правила. Вы не можете отменить их самостоятельно: в недельной главе изложена часть основных правил, остальные сообщала устная традиция.

Иудаизм настолько серьезно относится к словесным обязательствам, что один акт отмены — «Коль нидрей» — совершается в начале самого священного дня года — Йом Кипура.

На первый взгляд закон об обетах помещен здесь потому, что предыдущий раздел Торы касался общинных жертвоприношений. Отдельные люди также приносили жертвы — иногда потому, что были обязаны, а иногда по доброй воле. Поэтому появились законы о добровольных обязательствах.

Но есть более глубокая причина. Сыны Израиля подходили все ближе к Стране. Они собирались построить общество, непохожее на остальные. Это общество должно было быть свободным, основанным на завете между людьми и Б‑гом. Верховенство закона должно было обеспечиваться не силовыми методами, а посредством того, что люди соблюдают свои нравственные обязательства, свое добровольное обязательство перед Б‑гом делать то, что Он велит.

Общество завета — это общество, где слова священны, нерушимы. Таков стержневой принцип иудаизма как кодекса коллективной свободы, конституции свободы.

Моше. Пинхас Шаар.

Тут нужны пояснения. Любому обществу необходимы законы. Если их нет, оно скатывается в анархию. Люди соблюдают законы по трем причинам. Первая: потому что за несоблюдение законов наказывают. Таково общество, основанное на власти и силе. Вторая: соблюдать законы выгодно. Таково общество, основанное на своекорыстии.

Общества обоих типов не лишены недостатков. Власть развращает людей. И своекорыстие тоже порой развращает. Когда власть развращена и коррумпирована, утрачивается свобода. Когда своекорыстие превалирует, утрачивается социальная сплоченность. Когда люди пекутся о себе, но не о других, успешные живут припеваючи, а другие страдают. Справедливость и сострадание вытесняются алчностью и эксплуатацией.

Тора излагает третий способ: люди соблюдают закон, потому что добровольно обязались его соблюдать. Такое общество основано не на власти и силе, не на отстаивании своекорыстных интересов, а на добровольно взятых нравственных обязательствах. Тора рассказывает, как сыны Израиля пришли к этой уникальной и радикальной идее — политике завета.

По иронии судьбы именно у одного из самых заядлых критиков иудаизма — Фридриха Ницше — достало проницательности понять, что способность связывать себя обязательствами при помощи слов — фундамент и нравственности, и свободы человека. Вот что он пишет в своей книге «К генеалогии морали»: «Выдрессировать животное, смеющее обещать, — не есть ли это как раз та парадоксальная задача, которую поставила себе природа относительно человека? не есть ли это собственно проблема человека?» 

Homo sapiens отличается от других животных тем, что использует язык. Это всем известно. Однако Ницше понял, что мы используем язык множеством разных способов. Мы используем его как средство описания, общения, классификации и объяснения. В этом смысле язык есть своего рода изображение действительности, перевод того, что существует, в набор знаков, символов и образов.

Но мы можем использовать язык иначе — не для описания того, что существует, а для того, чтобы обязаться в будущем вести себя определенным образом.

Например, когда жених говорит своей невесте под хупой: «Смотри, ты обручена со мной…» — он не описывает брак, он женится. Он берет на себя ряд обязательств перед женщиной, которую выбрал в жены. Современные философы называют это перформативным высказыванием.

Ницше понимал основополагающую роль этого факта для человеческого состояния : «Насколько должен был человек, дабы в такой мере распоряжаться будущим, научиться сперва отделять необходимое от случайного <…> насколько должен был сам человек стать для этого прежде всего исчислимым, регулярным, необходимым, даже в собственном своем представлении, чтобы смочь наконец, как это делает обещающий, ручаться за себя как за будущность!»

Когда мы связываем себя обязательствами с помощью слов, то используем язык не для описания, а для созидания упорядоченного будущего из хаоса человеческих инстинктов и желаний. Уникальность людей не сводится к использованию языка. Другие животные также используют некие формы языка. Это делают дельфины и приматы. Даже пчелы исполняют замысловатые танцы, доносящие информацию до других пчел.

Уникальность людей в том, что мы используем язык, дабы связать себя обязательствами, регулирующими наше поведение в будущем. А это делается, чтобы создать узы взаимности и доверия, соединяющие нас с другими людьми. Один из видов этих уз — обещание. Другой — бракосочетание. Третий, уникально присущий иудаизму, — общество, понимаемое как завет, как набор взаимообязывающих обещаний между еврейским народом и Б‑гом.

Именно такой способ использования языка — не для описания чего‑то уже существующего, а для создания чего‑то, не существовавшего прежде, — протягивает нить от нас к Б‑гу. Б‑г использовал слова, чтобы создать вселенную: «Сказал Б‑г: “Пусть будет…” — и появился…» Мы используем слова, чтобы создать «вселенную» социальных связей. Тора говорит нам: слова созидают, потому что они священны. Это значит, что они связывают обязательствами. Когда слова связывают людей обязательствами, они порождают доверие. Для общества доверие — то же самое, что для природы — предсказуемость: фундамент порядка, противопоставляемого хаосу.

В свободном обществе общественные институты строятся на доверии, а доверие означает, что мы держим слово. Мы говорим, что сделаем что‑то, и делаем. Если мы даем обет, клятвенный зарок, обещание, связываем себя словесным обязательством, то считаем, что оно нас связывает. Это означает, что мы и вправду выполним свое обязательство, если только не обнаружим, что не в силах это сделать из‑за обстоятельств, которых в тот момент не могли предвидеть.

Если рушится доверие, рушатся общественные взаимоотношения, и тогда общество держится на правоохранительных органах или других формах применения силы. Когда сила применяется широко, общество перестает быть свободным. Единственный способ для свободных людей наладить взаимоотношения на основе сотрудничества и единения, обходясь без применения силы, — это использовать словесные обязательства, соблюдаемые теми, кто берет их на себя.

Для свободы необходимо доверие; для доверия необходимо, чтобы люди держали свое слово; а держать слово означает считать слова священными, обеты и клятвенные зароки — нерушимыми. Только при совершенно особых, предусмотренных четкими формулировками обстоятельствах вы можете быть освобождены от своих обязательств. Поэтому, когда сыны Израиля приближались к Святой земле, где им предстояло создать свободное общество, потребовалось напомнить им о священном характере обетов и клятвенных зароков.

Искушение нарушить слово, когда это выгодно, бывает непреодолимым. Вот почему основополагающе важна вера в Б‑га, наблюдающего за всем, о чем мы думаем, что говорим и делаем, и призывающего к ответу за невыполнение обязательств.

Отец веротерпимости и либерализма Джон Локк, живший в Англии в XVII веке, считал — хотя теперь мы можем счесть это странным, — что гражданские права не должны распространяться на атеистов, поскольку им, не верующим в Б‑га, нельзя доверять: нельзя полагаться на то, что они сдержат свое слово.

Итак, законы об обетах и клятвенных зароках не случайно появляются в конце книги Бемидбар, когда сыны Израиля приближаются к Святой земле. Мораль же этих законов актуальна поныне. Свободное общество держится на доверии. Доверие держится на том, что вы держите свое слово. Именно таким образом люди подражают Б‑гу, используя язык для созидания.

Слова создают нравственные обязательства, а нравственные обязательства, если брать их ответственно и соблюдать добросовестно, создают возможность возникновения свободного общества.

Итак, если вы сказали, что что‑то сделаете, всегда делайте это. Если мы не сдержим слова, то в конце концов утратим свободу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий