В основе сюжета фильма «Оппенгеймер» — конфликт между двумя евреями
Джек Шлахтер комментирует историю, рассказанную в фильме
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В 1945 году физик Джулиус Роберт Оппенгеймер был провозглашен национальным героем, «отцом атомной бомбы» и человеком, положившим конец Второй мировой войне, пишет журналист JTA Эндрю Силоу-Кэролл.
Менее чем через десять лет он стал изгоем – после того, как Комиссия по атомной энергии США отозвала его допуск к секретным материалам в связи с обвинениями в левых политических взглядах в разгар антикоммунистической «эры Маккарти».
Столкновение между ученым и бюрократом было коллизией личностей, политики и водородной бомбы (Штраус поддерживал ее создание, Оппенгеймер был против). Но, по словам историка-любителя Джека Шлахтера, эти двое представляли собой противоположности еще в одном важном смысле: как евреи.
Шлахтер изучил вопрос, как ассимилированное еврейское происхождение Оппенгеймера и сильная привязанность Штрауса к еврейству привели их к конфликту: это были две разные реакции на давление аккультурации и предрассудков в середине 20 века.
Сам Шлахтер как исследователь в уникальном положении: физик, он более 30 лет проработал в Лос-Аламосской национальной лабораториии – комплексе в Нью-Мексико, где Оппенгеймер руководил Манхэттенским проектом, в ходе которого была разработана бомба. Помимо того, Шлахтер – раввин, рукоположенный в 1995 году. Он возглавляет общину «Ха-Маком» в Санта-Фе (штат Нью-Мексико, США), а также Еврейский центр Лос-Аламоса.
«Герой американской науки, Оппенгеймер прожил жизнь сломленным человеком и умер в 1967 году в возрасте 62 лет», — написала The New York Times в декабре 2022 года после того, как министр энергетики аннулировал решение 1954 года об отзыве допуска Оппенгеймера к секретной информации. Льюис Штраус умер в 1974 году в возрасте 77 лет. Его похороны прошли в нью-йоркской синагоге «Эману-Эль», в которой он был президентом с 1938 по 1948 год.
Отвечая на вопрос, что привлекло его в истории Оппенгеймера и Штрауса, Джек Шлахтер заявляет: «На некоем позднем этапе своей жизни я понял, что все не черно-белое. Мнение, которое я не раз слышал, ставит Оппенгеймеру 100 баллов, а Штраусу ноль. Я попытался немного сбалансировать это мнение, думая, что их еврейство было одним из способов увидеть в их отношениях некий нюанс».
ЭНДРЮ СИЛОУ-КЭРОЛЛ → В преддверии фильма Кристофера Нолана было много разговоров об Оппенгеймере, но я мало что увидел о его еврейском происхождении. Думаю, как раввин и физик из Лос-Аламоса, вы не могли устоять перед этой темой.
ЭСК → Это движение, уходящее корнями в реформистский иудаизм и основанное на идее о том, что мораль не обязательно должна основываться на религиозных или философских догмах…
ЭСК → Был ли этос, который он мог усвоить в Школе этической культуры и который был бы важен для его левых политических взглядов либо его подхода к Манхэттенскому проекту?
ДШ ← Подозреваю, что да, потому что Феликс Адлер во время обучения в Германии сильно заинтересовался Карлом Марксом и бедственным положением рабочего класса. Мне кажется невозможным, чтобы это каким-то образом не передалось ученикам в Школе этической культуры.
ЭСК → Став взрослым, говорил ли Оппенгеймер когда-либо публично о своем иудаизме, объяснял ли, какова его связь с еврейским народом или религией?
ДШ ← Практически нет, хотя есть довольно интересные цитаты из других людей. Лауреат Нобелевской премии физик Исидор Айзек Раби и Оппенгеймер были довольно близки, и Раби свидетельствовал в пользу Оппенгеймера в суде, на слушаниях по вопросам безопасности, в 1954 году. Согласно обширной биографии Оппенгеймера авторства Рэя Монка, Раби говорил: «что мешало Оппенгеймеру полностью интегрироваться, так это его отрицание центрально важной части себя: своего еврейства». А Феликс Блох, еще один физик-еврей, получивший Нобелевскую премию, замечал, что Оппенгеймер действовал так, как если бы он не был евреем, и преуспел, потому что был хорошим актером. Когда вы не можете интегрироваться и пытаетесь дистанцироваться от своих корней, вы можете столкнуться с конфликтом.
ЭСК → Но вы обнаружили несколько случаев положительного отношения Оппенгеймера к евреям и иудаизму.
ДШ ← В 1934 году, когда Оппенгеймер был профессором в Беркли, он выделил 3% своей зарплаты за два года, чтобы помочь ученым-евреям эмигрировать из Германии. Думаю, важен был тот факт, что они были учеными и были евреями – ведь именно они пытались выбраться в 1934 году. Не знаю, помогал ли он им из-за их еврейства или все же потому, что они были учеными. Предположительно Оппенгеймер спонсировал эмиграцию своих тети и двоюродного брата из Германии, а затем продолжал помогать им уже после того, как они приехали в Соединенные Штаты.
В 1954 году, на слушаниях по допуску к секретным материалам, Оппенгеймер рассказал, что, начиная с конца 1936 года, у него возникла «постоянная тлеющая ярость по поводу обращения с евреями в Германии». Если бы вы вернулись в 1936 год, не знаю, нашли ли бы вы доказательства того, что он говорил это в то время. Сомневаюсь в этом. Но следует помнить одну вещь: при жизни Оппенгеймера существовал антисемитизм, формировавший отношение людей к своему иудаизму.
Забегая вперед, Оппенгеймер вырос в богатой семье в Нью-Йорке, получил образование в Гарварде, затем в Европе, где изучал физику в Кембриджском и Геттингенском университетах. Он присоединился к сотрудникам радиационной лаборатории Лоуренса в Беркли и начал общаться с левыми профессорами — как коммунистами, так и «попутчиками», активно боровшимися за права рабочих и поддерживавшими антифашистов в гражданской войне в Испании. Из биографической книги «Американский Прометей», на которой основан фильм Нолана, мы узнаем, что политическая деятельность Оппенгеймера привлекала внимание ФБР именно в этот момент, за много лет до его работы над проектом атомной бомбы.
ЭСК → Он явно симпатизировал всему этому. И это понятно. В стране царила депрессия, положение рабочих было не идеальным.
ДШ ← Сейчас есть историки, которые утверждают, что Оппенгеймер был убежденным коммунистом, несмотря на его собственные опровержения этого факта. Он определенно был «попутчиком», а его брат Фрэнк, да, был ярым коммунистом, как и будущая жена Роберта Китти.
В 1942 году подполковник Лесли Гроувс был назначен директором того, что стало известно как Манхэттенский проект, и выбрал Оппенгеймера в качестве главы секретной лаборатории проекта.
У Гроувса и Оппенгеймера, кажется, была «химия», которая имела решающее значение для успеха проекта. Почему Гроувс решил, что именно Оппенгеймер возглавит лабораторию, остается загадкой. Оппенгеймер не руководил ничем, даже отдаленно подобным этому. Он был физиком-теоретиком, а мы говорим об огромных экспериментальных мощностях для проекта. И ему еще не было 40. Но Оппенгеймер оказался на высоте.
ЭСК → Вы упомянули то, что Оппенгеймер позже назвал «тлеющей яростью», об обращении нацистов с евреями. Но разве работа над бомбой, долженствующей победить нацистскую Германию, не предполагала мук совести, которые он мог испытывать из-за разработки оружия с таким огромным разрушительным потенциалом?
ДШ ← Думаю, предполагала. И это было верно для целого ряда ученых, которые работали над проектом. Многие из них были евреями. Ведь было и подозрение, что нацисты тоже работают над бомбой и не дай Б-г им добраться до нее первыми. Я думаю, это был стимул.
ЭСК → Я читал, что Оппенгеймер не испытывал вины за свой вклад в разработку ядерного оружия или за бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Но он чувствовал ответственность за все то, что было развязано.
ДШ ← Оппенгеймер понял, что в результате погибло много людей. Но вот что я вам расскажу: мой отец был солдатом во время Второй мировой войны, он поступил на военную службу в 1943-м и воевал до 1945 года. Отец был в Европе, когда наступил День победы, а затем вернулся в Соединенные Штаты, в отпуск, перед отправкой на Тихий океан. И мой отец всю жизнь был убежден, что спасла ему жизнь именно бомба, положив конец войне с Японией. Это вообще было распространенное мнение.
ЭСК → После войны Оппенгеймер оказывается в Принстоне, руководит Институтом перспективных исследований и попадает в поле зрения Льюиса Штрауса. Расскажите, кем они был.
ДШ ← Трое из четырех бабушек и дедушек Штрауса эмигрировали из Германии или Австрии, вероятно, в 1830-х – 1840-х годах. Кто-то из них оказался в Вирджинии, а Штраус вырос на Юге. Его связь с иудаизмом сильно отличалась от ситуации Оппенгеймера. Штраус был отличником в своей средней школе и в своей автобиографии говорил, как его очаровывала физика. Но у семьи не было денег. Поэтому Штраус, вместо того, чтобы поступить в колледж, стал коммивояжером по продаже обуви. И хотя торговцы, которым он продавал, не работали в воскресенье, он настоял взять выходной также и в субботу, из-за своего соблюдения иудаизма, несмотря на финансовый удар. В конце концов он вызвался работать на Герберта Гувера, будущего президента-республиканца, который организовывал помощь Европе после Первой мировой войны.
Гувер становится другом, защитником и сторонником Штрауса на всю жизнь. Штраусу удалось подтолкнуть Гувера, который вообще-то не был другом евреев, подать официальную жалобу, когда несколько евреев были убиты поляками.
У него был довольно стремительный взлет. Штраус связался с инвестиционной фирмой Kuhn, Loeb, женился на дочери одного из партнеров и быстро заработал деньги. Но, несмотря на все это, он оставался связан со своим иудаизмом и в конце концов стал президентом синагоги «Эману-Эль» (с 1938 по 1948 год). Так что между Оппенгеймером и Штраусом существовали не только политические разногласия, но и религиозные: Оппенгеймер вырос в отколовшейся от иудаизма общине Феликса Адлера, а Штраус принадлежал к мейнстриму реформистского иудаизма.
ЭСК → Штраус был попечителем Института перспективных исследований, когда тот нанял Оппенгеймера. Что еще произошло между ними? Я читал, что Штраус был сторонником водородной бомбы, а Роберт Оппенгеймер колебался, потому что считал, что в мощности водородной бомбы нет необходимости.
ДШ ← Водородная бомба была идеей физика Эдварда Теллера — он называл ее «супер» — и Оппенгеймер отодвинул Теллера в сторону в Лос-Аламосе, заявив, что «это отвлекает от того, чего мы пытаемся достичь».
Враждебность между Штраусом и Оппенгеймером имела несколько причин. Думаю, Штраусу также пришлось смириться с тем, что он еврей в американском обществе, которое не полностью принимало евреев, и для него было чем-то вроде угрозы – иметь рядом Оппенгеймера, чей подход к иудаизму заключался в том, чтобы по сути скрывать его. Штраус, президент синагоги «Эману-Эль», явно не скрывал, что он еврей, хотя он пытался выживать и процветать в вашингтонском истеблишменте. Это было просто другое измерение. Я даже читал, что Штраус был оскорблен предполагаемой супружеской неверностью Оппенгеймера.
Враждебность включала и тот факт, что Оппенгеймер мог бывать очень злым. Обычно люди, работавшие в лаборатории, любили его. Но все же он мог быть злым, так, он заставил Штрауса почувствовать себя дураком на публичных слушаниях в 1949 году, заявив ему: «Вы физик-любитель. Вы не знаете, о чем говорите», – это действительно задевало за живое.
ЭСК → Какой бы ни была причина, Штраус оказался не «лучшим» врагом, когда стал попечителем Комиссии по атомной энергии. Именно Штраус в 1953 году сообщил Оппенгеймеру, что его допуск к секретным материалам приостановлен, и побудил его требовать проведения слушания, в результате которого его допуск к секретным материалам был вовсе аннулирован.
ДШ ← Штраус был назначен одним из пяти членов Комиссии по атомной энергии. Председателем в то время был Дэвид Лилиенталь, тоже еврей, и есть фотография пяти членов Комиссии, абсолютно идеальная: четыре человека с одной стороны, слева, и один человек, как бы сам по себе, справа — это Штраус, который ушел один. По-видимому, в первые годы существования Комиссии было несколько десятков голосований, в основном связанных с вопросами безопасности, где было четыре голоса против одного, Штраус был единственным несогласным. Он был сосредоточен на безопасности и, вероятно, был ярым антикоммунистом.
ЭСК → Я хочу переключиться и поговорить о вашем прошлом, о том, как физик становится раввином.
У меня было такое высокомерие новоиспеченного физика, кандидата наук, который считал, что если вы можете изучить физику, то можете научиться чему угодно. Поэтому я начал заниматься самообразованием в иудаизме.
И я обнаружил то, что является моей страстью в раввинате: «взрослый» иудаизм не преподают детям, потому что дети есть дети. Большинство людей отвергают иудаизм, как и я, потому что не знают, что иудаизм богаче всего того, что это большинство отвергает. Всю свою карьеру физика я провел в лаборатории и параллельно, по мере того, как углублялся в иудаизм, понял, что ничего не знаю. Затем раввин Гершон Винклер, который переехал в Нью-Мексико, взял меня в качестве частного ученика. Процесс моей учебы привел к моему частному рукоположению через него.
ЭСК → Чтобы свести воедино нити, мне хочется понять, как вы, физик, думаете о своей ответственности в науке? Как ваши научные занятия согласуются или противоречат тому, что вы изучаете в Торе?
ДШ ← Я немного изменю ваш вопрос, если вы не против. Средневековый еврейский философ Маймонид говорит, что нам дан мозг и способность к рациональному мышлению. Иудаизм, как мне кажется, по своей сути совместим с идеей использования мозга, чтобы понять, как устроен мир, – в этом и заключается вся физика. Она может помочь нам увидеть красоту Вселенной. И эта красота является частью того, что мы обязаны ценить и в иудаизме.
ЭСК → Но наука может применяться и в разрушительных целях.
ДШ ← Мы живем в мире, который не идеален. А войны, знаете ли, существовали с незапамятных времен. Атомное оружие использовалось для прекращения войны, это было важно. Как я уже сказал, мой отец до самой смерти считал, что его жизнь была спасена благодаря атомной бомбе. Кто скажет, что он был не прав?
ЭСК → Как живущие в Лос-Аламосе относятся к своему наследию? Это безудержная гордость, или она приправлена сожалением о разрушительных силах, которые были выпущены на волю?
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий