Дело Бейлиса живет
Одной из иллюзий нашего прогрессивного времени является убежденность в том, что чудовищные события, которыми полна история человечества, касаются исключительно нецивилизованных людей прошлого. Мы искренне считаем себя лучше, достойнее, умнее предыдущих поколений, на долю которых выпали ужасы войн, массовый террор, геноцид, погромы, костры инквизиции и концлагеря. Сегодня, с нами, подобный варварский кошмар невозможен. Однако светлая вера в то, что человечество счастливым образом оказалось на пике «исторического прогресса», кажется довольно странной на фоне реальности — откроем ленту новостей. Более того, эта иллюзия нашей прогрессивности и «отличности» крайне коварна. Мы отмахиваемся от уроков истории и позволяем злу снова открыто выйти на сцену — ему даже не нужно рядиться в новые одежды.
Сложно поверить в то, что на протяжении многих веков на широких просторах Европы бытовал — и, оказывается, бытует до сих пор в некоторых ее укромных уголках — дикий миф о ритуальном убийстве евреями христианских младенцев ради получения их крови — кровавый навет. Мракобесие столетиями использовалось для разжигания массового антисемитизма с политическими и экономическими целями — от изгнания евреев с целью завладеть их имуществом до поднятия духа армии и народа во время неудачных военных кампаний.
Кровавый навет был широко распространен в католической Европе на протяжении Средневековья. Однако к XVIII веку обвинение евреев в ритуальных убийствах практически вышло из употребления, замененное более подходящими «просвещенному» времени инструментами управления энергией масс. В Восточной Европе «кровавый навет» присутствует всюду, где прокатились волны погромов — от зверств Богдана Хмельницкого до черносотенной реакции.
Вкратце напомним наиболее одиозный случай из близкой истории — он напрямую связан со свежими фактами, о которых пойдет речь.
В марте 1911 года в Киевском предместье Лукьяновка был обнаружен труп Андрея Ющинского — двенадцатилетнего мальчика, студента духовного училища при Софийском соборе, бывшего воспитанника приюта при местной церкви.
Родственникам мальчика и судебным чиновникам стали приходить анонимные письма, утверждавшие, что отрок был убит евреями. На похоронах распространялись призывы: «Православные христиане! Мальчик замучен жидами, поэтому бейте жидов, изгоняйте их, не прощайте пролития христианской крови!» Черносотенная пресса стала разрабатывать тему ритуального убийства. Подчеркивалось, что мальчик был убит в субботу, незадолго до Пасхи. В Киеве прошло заседание Союза русского народа, было решено незамедлительно устроить еврейский погром, но после обсуждения с полицмейстером погром перенесли на осень — ввиду скорого приезда в Киев императора. Члены другой киевской черносотенной организации «Двуглавый орел» обратились к губернатору с требованием выселить из Киева евреев. Подали челобитную и викарию киевской епархии епископу Павлу (Преображенскому), дабы «выселить из Киева всех евреев, ибо они занимаются безнравственно‑преступными деяниями, не останавливаясь перед пролитием крови христианской для своих религиозных надобностей, что доказывается ритуальным убийством Андрея Ющинского». Епископ вычеркнул фразу о ритуальном убийстве, заявив, что «ритуальный характер убийства не доказан», и посоветовал прекратить кампанию.
Кампания не была прекращена. Наоборот — ситуация в стране складывалась таким образом, что в условиях политического кризиса 1911 года «правым» силам для консолидации поддержки понадобилось громкое событие, резонирующее с настроениями широких масс. Им и стало «ритуальное убийство» жидами христианского мальчика. 39 депутатов правой фракции Думы составили министру юстиции запрос:
Известно ли им (министрам), что в России существует преступная секта иудеев, употребляющая для своих обрядов христианскую кровь, членами которой секты замучен в марте 1911 года в городе Киеве мальчик Ющинский?..
В убийстве мальчика Андрея был обвинен некто Менахем‑Мендл Бейлис, работавший приказчиком на кирпичном заводе, территория которого примыкала к участку, где было найдено тело. Начался «процесс», длившийся два года.
Процесс вызвал небывалый общественный резонанс. Писатель Владимир Короленко опубликовал протест «К русскому обществу по поводу кровавого навета на евреев», который, среди прочих, подписали Александр Блок, Максим Горький, Леонид Андреев, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский. Короленко напоминал, что изначально кровавый навет был призван очернить первых христиан, приводил слова константинопольского патриарха Григория, назвавшего миф о ритуальных убийствах «внушающим отвращение предрассудком нетвердых в вере людей». Даже знаменитый журналист и идеолог антисемитизма Василий Шульгин заявил, что ему «стыдно за всю русскую юстицию». Свои протесты заявили ведущие мировые писатели — от Томаса Манна до Герберта Уэллса, общественные и религиозные деятели многих стран.
В результате процесса Бейлис был оправдан. Осталось невыясненным, кто совершил преступление. Среди версий было убийство для сокрытия улик — мальчик мог быть свидетелем деятельности местной шайки воров; убийство из корыстных побуждений, совершенное родственниками мальчика — другим родственником ему была завещана значительная сумма денег. Кроме того, на кляпе, которым был заткнут рот мальчика, обнаружились следы спермы — удивительно, но это обстоятельство не было принято судом во внимание. Но не будем вдаваться в подробности и домыслы — из материалов «дела» нас будет интересовать лишь одна «улика», о которой разговор пойдет чуть позже.
Сегодня дело Бейлиса считается хорошо документированным образцом использования антисемитизма в политических целях, хрестоматийным примером целенаправленного возбуждения национальной и религиозной вражды.
Займемся современностью. В мае нынешнего 2023 года в белорусской газете «Друг пенсионера» с тиражом 128 600 экземпляров и интернет‑версией в рубрике «Имя такое» была опубликована заметка о Гаврииле Белостокском. Заметка помещена на странице, которую ведет в газете протоиерей Андрей Громыко. Выше на странице — статья, озаглавленная «9 мая — день поминовения усопших воинов». Рядом — маленькая календарная справка с заголовком крупным шрифтом: «Православная Пасха в 1909 году». В заметке рассказывается следующее.
Гавриил Белостокский родился в 1684 году в деревне Зверки Белостокского повета. «11 апреля 1690 года мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор‑еврей, приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где мальчика предали мученической смерти. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Жители деревни признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, было предано земле близ церкви. Святые мощи несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 год они хранились в Гродненской Покровской церкви, затем были перенесены в Белосток».
Протоиерей Андрей Громыко не сам выдумал историю «убиенного жидами» мальчика Гавриила. Эта легенда бытует в округе с конца XVII века — со времен погромов Богдана Хмельницкого. В брошюре 1913 года «Записки о ритуальных убийствах», суммирующей подобные «исторические свидетельства», сообщается, что убийцей ребенка был еврей‑арендатор Шутко. «Жид‑арендарь» фигурирует и в нескольких стихотворных изложениях легенды. Как известно, в погромах Хмельницкого евреи массово уничтожались под предлогом национально‑освободительной борьбы, ведь евреи служили арендаторами у польских землевладельцев. Для возбуждения ненависти к евреям и провокации погромов использовался и кровавый навет. Именно к этим чудовищным событиям второй половины XVII века относится появление легенды о ритуальном убийстве Гавриила.
Никаких архивных либо судебных сведений об убийстве Гавриила не существует. По мнению исследователей, легенда была сконструирована после нахождения мощей и является местной версией рассказа о ритуальном убийстве. Цель ее создания очевидна из социально‑исторического контекста — это провокация погромов против «жидов‑арендаторов». История же самих мощей подробно задокументирована и довольно интересна. Протоиерей Громыко в этой части немного недоговаривает.
Начнем с самого интересного. В 1911 году мощи «убиенного жидами» Гавриила были представлены обвинением в качестве улики (!) на процессе Бейлиса. То, что само дело Бейлиса являлось «перепевом» легенды о Гаврииле, совершенно очевидно и отмечалось рядом исследователей. Такая «улика» прямо связывает эти два «дела» в одно — в дело о возбуждении межнациональной ненависти и провокации погромов в политических целях.
Вера Чеберяк, одна из подозреваемых, на процессе показала: «Мне и самой теперь кажется, что, вероятно, убили Андрюшу евреи, так как никому не нужна была, в общем, смерть Андрюши. Представить же вам доказательства в подтверждение моего предположения я не могу». Ее показания можно вполне отнести и к «делу» отрока Гавриила. Доказывать чистую правду ведь и надобности нет. Ни к чему это жидовское крючкотворство. Святые мощи да простые, душевные слова — вот единственные, настоящие доказательства. Ну и колонка протоиерея, конечно. Чтоб и в голову не пришло святотатственно усомниться в правде.
Вернемся к уличающим мощам. В 1908 году в Слуцке, где тогда находились мощи младенца, архиепископом Волынским и Житомирским Антонием была составлена погромного характера «Служба Святому мученику младенцу Гавриилу, иудеями умученному».
В 1915 году фрагмент мощей был выставлен для поклонения в соборе Василия Блаженного в Москве. На молебнах велась погромная агитация, впоследствии привлекшая внимание временного правительства. Правительство потребовало призывы к погромам под видом молебнов прекратить.
Во время немецкой оккупации Белоруссии почитание Гавриила Белостокского было специально введено нацистами совместно с местными коллаборационистами для разжигания ненависти к еврейскому населению. Мощи, на тот момент оказавшиеся в минском музее атеизма, были перенесены в Преображенский собор Минска. На деньги оккупационных властей в селе Заблудове в память об отроке была построена церковь, в которую перевезли часть мощей.
При отступлении в 1944 году гитлеровцы организовали перевоз мощей в Гродно, в церковь Покрова, где они находились до 1992 года.
Почему протоиерей Громыко, решив рассказать о житии замученного жидами отрока и о его святых мощах, умолчал в своей заметке об этих интересных подробностях, остается только гадать. Мне кажется, он хорошо понимает, чем занимается.
Приведем несколько цитат от специалистов в данном вопросе.
«Умученный жидами младенец Гавриил» был неизменным орудием для раздувания национальной вражды, к которому прибегали последние Романовы для поддержания своего шатавшегося уже трона (М. Ф. Паозерский).
Культ «отрока Гавриила» был рассчитан на провоцирование шовинистических чувств у православной части населения царской России. «Житие» использовалось шовинистами всех мастей и оттенков, особенно черносотенными монархистскими организациями, провоцировавшими в годы политической реакции еврейские погромы. Именно этим «житием» вдохновлялась охранка, сфабриковавшая в 1911 году пресловутое «дело Бейлиса» (Н. С. Гордиенко).
Православная церковь осознает, что кровавый навет долгие годы являлся поводом для политических интриг и спекуляций с целью подхлестнуть гонения на сторонников иудейской веры… (официальный портал Белорусской православной церкви).
Я позвонил главному редактору газеты «Друг пенсионера». Зовут его Анатолий Иванович Гармаза.
— Скажите, Анатолий Иванович, вы читали заметку про Гавриила Белостокского?
— Читал. Что же вы теперь только звоните, заметка в мае еще была…
— Недавно прочитал. Что думаете по этому поводу?
— Что думаю… Это церковь, они знают, что пишут. Это страница протоиерея Громыко.
— Ну а сами‑то вы согласны, что евреи убивают детей в ритуальных целях?
— А при чем здесь евреи? Убийство есть убийство…
— В заметке указано, что евреи совершают ритуальные убийства христианских детей. Вы — редактор газеты, в которой это опубликовано. Вы с этим согласны?
— Послушайте, я — деревенский человек, сын фронтовика… Евреи — хорошие люди. По мне, еврей — лучше любого! Самый порядочный народ!
— Анатолий Иванович, это очень приятно, что вы такого хорошего мнения о евреях, но скажите, вы верите, что они детей убивают в религиозных целях?
— Неа…
— Зачем же вы напечатали это? Ведь это — разжигание национальной розни, вам не кажется? Зачем, с какой целью это было сделано?
— Никакой цели не было у меня! Это Громыко писал, к нему вопросы все.
— Можете дать его данные?
— Мы данные не даем. Через суд.
— Ну, как скажете. Спасибо за разъяснения.
Я не стал связываться с протоиереем Громыко. Не было желания, и не вижу в этом смысла, честно говоря. Для меня ситуация ясна. Вести же дебаты о реальности ритуальных убийств в XXI веке, увещевать протоиерея, еще лучше — доказывать невиновность и свою к ним непричастность — это для меня перебор. Пусть этим занимается прокуратура, мне кажется. И cуд — как сказал сам главный редактор Анатолий Иванович, сын фронтовика. В белорусском УК есть статья 130 — разжигание национальной и религиозной розни. Сегодня такого разжигания допустить никак нельзя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий