Наум Коржавин (Мандель) был хорошим поэтом и, несмотря на
это, прожил долго (92 г.), несмотря на то, что хорошие поэты долго не живут. Очень не
люблю разборки в писательском, поэтическом цехе. Критиков и так хватает. Есть
что-то недоброе и подозрительное в толкотне на Парнасе. Повторяю, я не
собираюсь анализировать поэтическое творчество усопшего, большого поэта. Нет у
меня на это никакого права. Хотелось бы только напомнить об обширной статье
Коржавина, в которой он сделал попытку свергнуть Иосифа Бродского с престола гениальности. Наум отдал
должное отдельным, талантливым стихам Иосифа, но славу его счел незаслуженной.
У Наума Коржавина не задалась (материально) жизнь в
США. Основная причина - слабое знание английского языка. "Донести"
себя до местного населения он не смог. Коржавин, по сути, только телом был
вынужден квартировать на Западе. Душой он, по-прежнему, был в России, и при
первой возможности стал туда ездить, издаваться, выступать, давать интервью и
т.д. Иосиф Бродский стал писать прозу на совершенном английском языке,
преподавать в университете, сделал успешную попытку понять и прирасти к Западу.
В итоге, и не только по праву выдающегося поэтического мастерства, -
Нобелевская премия. Бродского звали в новую Россию. Он не счел нужным посетить
любимый Питер. Думается, он в нее, новую, не поверил. Возможно, как писал Лес
Мюррей: "Боялся услышать слово "ж.д", и получить смертельный
инфаркт". Страшился ли этого, путешествующий из США в Россию и обратно,
Наум Мандель, - неизвестно. Известно, что он защитил себя от этого
"страшного греха", крестившись в православном храме (1991 г.), и
оставил завещание: похоронить свой прах под крестом в России, понимая, что
этому праху уже не нужны будут благополучные США. Над могилой Бродского в
Венеции простой памятник без креста и звезды Давида. Думаю, что гений Иосифа
Бродского еще и в цельности его личности. В неразрывности тела и души. Он был
Бродским, великим мастером слова - в психушках, тюрьме, в ссылке, в центре
Петербурга, в США и Венеции... Он сознавал себя евреем и, вопреки лживым
домыслам, никогда не думал о крещении, хотя и отдал дань иудео-христианской
культуре. Он прожил свои короткие 55 лет в цельности и поисках предела
мастерства. Думаю, именно этого не понимал и не мог понять православный
христианин Наум Моисеевич Мандель (Коржавин).
Комментариев нет:
Отправить комментарий