Японцы по-прежнему остаются нацией свободной от татуировок
Японская татуировка «ирэдзуми» – социальный парадокс: мало найдется стран, где цветные наколки на кожу стали столь тонко разработанным искусством с многовековыми традициями. И при этом тату в Японии вызывают сейчас жесткое отторжение у значительной части общества. «Ирэдзуми» в глазах большинства жителей страны – неприятная тема.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Как и другие тихоокеанские народы, японцы, похоже, с древнейших времен практиковали татуировки в ритуальных целях, для магической защиты от злых сил, для демонстрации социального статуса. Об этом свидетельствуют, в частности, керамические человеческие фигурки времен палеолита. Первые китайские путешественники также констатировали, что жители островов, которые потом стали Японией, украшали себя татуировками.
Однако отношение к тату изменилось после объединения Японии в начале XVII века, прекращения феодальных войн, наступления эпохи относительного благосостояния и невиданного расцвета массовой городской культуры. Одним из ее проявлений стал интернет того времени – ежедневно печатавшиеся цветные гравюры на дереве с текстом и картинками. Все самое интересное, злободневное и увлекательное отражалось на этих оттисках – в их потоке были и иллюстрации к невероятно популярным переводным китайским приключенческим романам. Их героев художники изображали покрытыми невероятными цветными татуировками – с драконами и другими мифическими тварями, фантастическими растениями, тиграми, мистическими религиозными персонажами.
Сложные многоцветные «ирэдзуми» с невероятными композициями стали делать по мотивам этих гравюр, они вошли в моду, хотя несли в себе налет запретности, греховности. Изысканными картинами на коже украшали себя элитные куртизанки. Замысловатые «ирэдзуми» заказывали и их клиенты – купцы и самураи, скрывавшие татуировки под одеждой. Однако после революционных перемен во второй половине XIX века и начала тотальной модернизации по западному образцу татуировки стали казаться новым японским властям азиатским варварством. Их запретили, мода под натиском западных веяний ушла в небытие вместе с остатками феодальной городской культуры, и «ирэдзуми» выжили только в закрытом для посторонних блатном мирке якудза.
В современной Японии татуировки жестко ассоциируются с уголовщиной. В моем фитнес-зале висит объявление, запрещающее демонстрацию «ирэдзуми». Если они есть – скрывайте под длинными рукавами или рейтузами. В бани и сауны, в заведения с горячими источниками людей с наколками тоже, как правило, не пускают. Впрочем, запреты стали расшатываться – поначалу в связи с резким нарастанием числа туристов из-за границы.
Европейские и американские женщины и мужчины запросто разгуливают по Токио с татуировками на руках, ногах, на шее. Поначалу это шокировало местное население, но затем японцы привыкли к причудам иностранцев. Более того, владельцы бань и горячих источников стали поднимать вопрос о том, чтобы снять запрет на татуировки хотя бы для иностранцев. Судя по всему, явочным порядком процесс уже пошел.
Сами японцы, правда, по-прежнему остаются нацией, фактически свободной от татуировок. В Японии есть, конечно, тату-салоны, однако «ирэдзуми» не принято демонстрировать публично. Впрочем, как говорят, тату стали входить в моду среди части молодежи – причем не свое родное буйное «ирэдзуми», а более сдержанные наколки в европейском стиле. О размахе этого явления свидетельствует бурная лоббистская деятельность одного из депутатов парламента Японии, бывшего офицера. Он выступает за отмену запрета на прием в вооруженные силы лиц с татуировками. «Нет ничего страшного в тату в виде цветочка или собственного имени», – убеждает своих коллег-законодателей этот политик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий