Элишева Яновская
Йом а-Ацмаут и Алаха
В любой современной стране День независимости - это прежде всего «красный день календаря» и всеобщий выходной, в который принято устраивать парады, представления на открытом воздухе и семейные пикники. Йом а-ацмаут в этом плане мало чем отличается от мексиканского Синко де Майо или чилийского Дьес и очо: те же традиционные пикники в городских парках, гирлянды и флажки на капотах машин, дымящиеся мангалы.
Однако кардинальное отличие нашего Дня Независимости от всех остальных - это его неотъемлимый религиозный элемент. Огромное множество евреев воспринимает Йом а-ацмаут как праздник не просто национальный, но национально-религиозный. В синагогах в этот день читается праздничная подборка псалмов - Галлель, а запреты полутраурного периода Сфират а-омер между Песахом и Шавуот вполне осознанно нарушают в этот день не только светские евреи, но и значительная часть религиозных.
Еще в 1960 году, на заре молодого Государства Израиль, рабби Меир Карлин (Meyer Karlin) опубликовал в журнале «Tradition», посвященном еврейской религиозной мысли, статью, в которой подробно разобрал галахические аспекты празднования Дня независимости.
Как мы помним, все еврейские праздники делятся на две группы: упомянутые в Торе и установленные мудрецами. К первым относятся «Шалош регалим» - Песах, Шавуот и Суккот, а также «Страшные дни» - Рош а-Шана и Йом киппур. Во вторую группу праздников входят Пурим и Ханукка.
Первый (и второй в диаспоре) дни Песаха и Суккот, а также праздник Шавуот называются «йом тов». В эти дни Тора запрещает работать, зато предписывается веселье - «симха». В эпоху Храма в Йом тов и новомесячье (Рош ходеш) приносили особую дополнительную жертву - Мусаф (в наши дни ее заменяет одноименная молитва).
Пурим и Ханукка, два «раввинистических» праздника, были учреждены мудрецами в честь чуда. В эти дни в молитвы добавляется особая вставка «бэ ямим а-эм ба зман а-зэ» («в эти дни, в это время»).
«Йом а-Амаут, разумеется, относится ко второй категории праздников» - поясняет р. Карлин. Но можно ли сказать, что этот праздник учрежден в честь чуда, такого же, как чудо спасения от Амана или чудо освобождения от греко-сирийской оккупации, как в Пурим и Ханукку?
С точки зрения Алахи и отдельная община, и один-единственный человек могут объявить праздничным день, в который пережил «нэс» - чудо. Некоторые раввинские авторитеты даже считают учреждение таких праздников религиозной обязанностью. Кроме «общих» Пурима и Ханукки многие общины отмечают собственные «локальные Пуримы», связанные с чудесным избавлением. Наиболее известный из них - праздник, который отмечают 19 Кислева хасиды Хаббада в честь чудесного освобождения р. Шнеура Залмана.
Однако дело осложняется тем, что события, произошедшие 14 мая 1948 года, затронули не только тех евреев, которые находились в это время в Земле Израиля, т. е. не может считаться просто еще одним «местным Пуримом».
Аллель, праздничную подборку Псалмов, читают в первые два дня Песаха, оба дня Шавуот, все дни Суккот и все дни Ханукки. Однако существует существенная разница между чтением Аллеля в «Шалош регалим» и в Ханукку: в последнем случае Аллель произносится в благодарность за чудо. Какие же события подпадают под алахическое определение чуда?
Талмуд объясняет: «Пророки постановили, что Аллель читается всякий раз, когда евреи столкнулись с опасностью и были спасены» (Псахим 117а). Раши комментирует: «Подобно тому, как произошло в Хунукку». А Рабейну Там добавляет: «при условии, что чудо свершится надо всем народом Израиля».
В «Страшные Дни» (Рош а-Шана и Йом Киппур) Аллель опускают , ведь в эти дни Б-г выносит свой приговор на наступивший год, и «жизнь человека висит на волоске».
На первый взгляд может показаться, что ограничение Рабейну Тама исключает чтение Аллеля в Йом Ацмаут, т. к. чудо, произошедшее в этот день, распространялось лишь на часть еврейского народа. Однако означает ли «чудо» в этом контексте событие, в котором участвовали все евреи, или же событие, имеющее важное значение для каждого еврея на Земле?
«Шульхан Арух» учит нас, что благословение за чудо произносится, если это - чудо, распространяющееся на всю общину, в противоположность «индивидуальному чуду». Создание Государства израиль, несомненно, относится к таким чудесам. Однако большинство алахических авторитетов полагают, что Аллель следует произносить без предваряющего его благословения («браха»), но не из-за ограничения Рабейну Там, а согласно комментарию Раши («как в Ханукку»).
А можно ли в Йом а-ацмаут нарушать запреты полутраурного периода «Сфират а-омер» - играть свадьбы и стричься? Пространный ответ на этот вопрос дает Главный сефардский раввин Израиля р. Ицхак Ниссим. Его вывод базировался на прецеденте празднования «частного Пурима» в честь чудесного освобождения в одной семье 8 Ияра, в день, также приходящийся на Сфират а-омер. Этой семье было позволено в этот день устраивать свадьбы и стричься. Следовательно, в Йом а-Ацмаут, ставший днем освобождения и радости для множества еврейских семей, свадьбы и стрижки тем более должны быть дозволены.
Алахические авторитеты приходят также к выводу, что чтение «Таханун», которое опускается во все полупраздники и по случаю радостных событий, в Йом а-Ацмаут также следует опустить.
Что же касается благословения «шехехияну», которое произносится во все праздники. а также по «личным поводам для радости» (например, по поводу покупки новой одежды или постройки дома), то с ним не все так однозначно. Если мы признаем Йом а-Ацмаут еврейским праздником, то произносить в него «шехихияну», безусловно, нужно. Однако он в любом случае относится к категории «раввинистических» праздников, подобных Ханукке и Пуриму. В эти дни, в отличие от праздников, упомянутых в Торе, благословение «шехехияну» связано с актом выполнения заповеди (зажигания свечей или чтения Мегилат Эстер). В Йом а-Ацмаут подобной заповеди нет, поэтому нельзя принять алахическое решение, обязывающее произносить «шехихияну» в Йом а-Ацмаут всех евреев. Однако любой, кто испытывает в этот день истинную радость, должен произнести это благословение, ибо для него лично этот день действительно является радостным событием.
«В противоположность довольно распространенному предубеждению, Алаха восприимчива к значимым событиям современной истории... Она, определенно, реагирует на них, при условии, что евреи остаются верны религии, а раввины достаточно трудолюбивы, чтобы проанализировать это событие и вынести свое суждение» - заключает р. Карлин.
4.2021
Комментариев нет:
Отправить комментарий