"Портрет деда". Художник Соня Крас
Когда читал книгу Вл. Дашкевича: "Великое культурное одичание". почему-то, и очень часто, вспоминал фильм Александра Сокурова "Русский ковчег". Фильм о Зимнем дворце, об Эрмитаже. Фильм новаторский и фантастический, снятый в удивительное время полной свободы в России. Этот Ковчег был и моим домом, моим воспитателем и спасителем в детстве и юности. Я плыл на этом ковчеге, но русским он для меня не был. Скорее - огромным миром Запада, где русскими были только служители и экскурсоводы. Тогда, в те времена, можно было бродить по Эрмитажу в одиночестве, рядом с Рубенсом, Рембрандтом, Ван Дейком, Эль Греко, Веласкесом..., а на третьем, тесном, совсем не дворцовом этаже, с Гогеном, Моралесом, Ван Гогом, Моне, Пикассо... Ковчег тот плыл и плывет сегодня, вопреки буре, шторму, айсбергам, отлично и убедительно описанного Дашкевичем культурного одичания, и пока он не пошел на дно, как и тысячи других музеев мира, есть надежда: рано или поздно он приплывет к новой земле, где будет возможность пополнить драгоценную коллекцию. Написал всё это и вспомнил замечательные слова из фильма Сокурова: "Все знают, каким будет будущее. О прошлом не знает никто". Всё точно: фильм тот был снят о прошлом, о знании прошлого, без попыток рассуждать, философствовать о будущем. Снят с блеском, величием, красотой и крепостью непотопляемого корабля из Книги Книг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий