понедельник, 27 марта 2023 г.

Алекс Тарн Сионизм без иудейской Традиции мертв

 

                                               Фото из "Википедии"

Алекс Тарн

Сионизм без иудейской Традиции мертв

Спрашивали – отвечаем.

«Я пытаюсь разобраться с тем, что происходит в Израиле, – пишет моя заочная хорошая знакомая из Германии. – Мои чувства на стороне судебной реформы. Но много моих друзей пытаются меня переубедить, ссылаясь на опасность чрезмерного размножения ортодоксов и уменьшения части общества, вынужденного их содержать. Я воспитана в атеистической семье, но всю жизнь считала, что ортодоксы сохранили наш народ. И мне очень неприятны выпады против ортодоксов. Но как ситуация сложилась в Израиле, конечно, издалека трудно понять. Я была бы благодарна за Ваше мнение по этому вопросу!»

Начал отвечать, и понял, что коротко не получится. Кроме того, сомнения, сформулированные в письме, волнуют сегодня не только мою уважаемую корреспондентку. Поэтому я решил вынести свой пространный ответ в отдельную заметку Сионизм – в противоположность тому, что необдуманно полагают многие, – не идеология. Сионизм – это ЗАДАЧА. Задача построения и удержания национального еврейского государства в границах Эрец Исраэль. А задача может сочетаться – и сочеталась! – с самыми разными идеологиями. От коммунистических (Гдуд ха-Авода, Поалей Цион Смоль, Шмуц), социалистических (Поалей Цион, МАПАМ) и прогрессивистских (нынешние МЕРЕЦ-Авода) до ревизионистской (марксисты назвали бы ее буржуазно-либеральной, но я предпочитаю более точное название ИНЧД – идеология национального и человеческого достоинства им. В.Е. Жаботинского) и мессианско-религиозной (Мизрахи – МАФДАЛ – «вязаные кипы»).

Частенько идеологии вступали в противоречие с Задачей, и приходилось выбирать. Кто-то выбирал Задачу и порывал с прежними идеологическими патронами (как МАПАМ после расстрела ЕАК и Дела врачей). Кто-то (как Менахем Элькинд и его соратники, вернувшиеся в СССР) выбирал идеологию и порывал с Задачей. Уютнее всех чувствовали себя бесстыжие оппортунисты, способные быстро изогнуться в соответствии с конфигурацией момента (МАПАЙ и ее дальнейшие бен-гурионовские изводы) – эта гибкость позвоночника и стала главной причиной их длительного политического успеха.

А что происходит сегодня, когда Государство Израиля построено и достигло значительных успехов, но по-прежнему не может смотреть в будущее с полной уверенностью? Сегодня Задача перенесла главный упор на «удержание». Сегодня это УДЕРЖАНИЕ национального еврейского государства в условиях крайне враждебного окружения – и я имею в виду отнюдь не только арабов и аятолл. Есть еще и современные леваки-прогрессисты, которые автоматически начинают брызгать слюной ненависти при одном лишь упоминании Израиля.

Оно и понятно: их выводит из себя сам факт утверждения и успеха сугубо национального государства в эпоху глобализации, когда, согласно их теории, должно происходить отмирание национальных государств. Леваки Израиля – как раз из тех, кому идеология милее Задачи. Они считают себя неотъемлемой частью «просвещенного» мира «универсальных ценностей» – в точности как когда-то местные коммунисты и люди Элькинда смотрели в рот Коминтерну и Кремлю. Бывшая партия оппортунистов Бен-Гуриона по-прежнему зовется «Авода», но ее вождиха Мейрав Михаэли куда ближе к Кларе Цеткин, чем к Голде Меир. Если поставить ее перед выбором: «универсальные ценности» или существование Израиля – она, пусть и со слезой на ресницах, гарантированно выберет первое.

Иными словами, сионизму (как Задаче УДЕРЖАНИЯ национального государства) приходится сегодня едва ли не труднее, чем в прежние годы. Тогда врагами были слабые в организационном и военном отношении арабы; сегодня это союз богатого и консолидированного исламского мира с западной диктатурой прогрессизма. Временами кажется, что построить Страну было легче, чем удержать ее сейчас, в нынешней крайне непростой ситуации.

Для уничтожения Израиля не нужны танки и атомная бомба. Вполне достаточно набирающего силу лозунга прогрессистов: «Израиль – государство всех его граждан». Звучит хорошо, в духе благословенного левого равенства, но что это означает на практике? Понятно что: отмену Закона о возвращении (он нарушает принцип равенства), гуманитарное воссоединение семей (местных арабов с их закордонными родными), «справедливое» решение «проблемы арабских беженцев» (посредством вручения израильского гражданства миллионам их потомков), а также признание за бедуинскими племенами Израиля, Сирии, Иордании и Синая наследственных прав на весь Негев и большую часть Галилеи.

Всё вышеперечисленное прекрасно вписывается как в левую прогрессивистскую программу от Университета Беркли и партии МЕРЕЦ, так и в набор требований пятисотмиллионной арабской уммы. Более того: такие решения могут быть приняты хоть завтра нашим замечательным БАГАЦем, поскольку они полностью соответствуют тому, как тамошние гуманисты в мантиях трактуют Основной закон о правах и свободах. Нетрудно видеть, к чему это приведет.

Как же выполнить Задачу УДЕРЖАНИЯ Страны?

На что может опереться современный сионизм, превращенный леваками и оппортунистами в насмешку, в исторический анекдот, в пустой лозунг?

На всеобщие демократические выборы в Кнессет? Увы, законодательная практика у нас пребывает под жесткой пятой БАГАЦа, который, как уже сказано, может хоть завтра блокировать не только любое движение парламентской власти, но и Закон о возвращении… – и далее по вышеприведенному списку.

На правительство? Увы, наши министры не властны принимать какие бы то ни было решения без пристального надзора системы юридических советников, которые, как и БАГАЦ, действуют в согласии с «универсальными ценностями». На армию? Увы, она на протяжении последних десятилетий подвергается постоянной кастрации высшего офицерства и элитных частей (ВВС и 8200), причем, взамен отрезанного там пришивают все те же «универсальные ценности». Сегодня мы наблюдаем это на примере соответствующих петиций, отказов выполнять приказ и прямых призывов к государственному перевороту. На СМИ, литературу, кино и светскую культуру в целом? Увы, на ключевых позициях там сидят еще более оголтелые прогрессисты, чем в БАГАЦе.

На немногих оставшихся консервативных либералов, приверженцев той самой, идущей от великого Жаботинского Идеологии Национального и Человеческого Достоинства? Увы, их немного, и бок о бок ними всегда шла, идет и будет идти репутация далеких от реальности идеалистов. Идеи ИНЧД никогда не могли рассчитывать на массовую поддержку в народе, которого тысячелетиями учили кланяться силе и «не сердить гоев».

Тогда на что же?

Единственный путь к УДЕРЖАНИЮ Страны, к спасению Израиля как национального еврейского государства (а это единственная форма, в которой он может существовать) заключается в союзе Сионизма с еврейской Традицией, в постепенной конвергенции двух этих сил. Традиция иудаизма наполняет Сионизм еврейским содержанием – сугубо национальным (то есть независимым от «универсальных ценностей») и тем самым способствует сохранению еврейского характера государства. А Сионизм как государственная, то есть политическая, современная по своей сути задача, не позволяет Традиции замкнуться в душном мирке, в отрыве от действующих цивилизационных процессов.

Сионизм без иудейской Традиции мертв, что делает невыполнимой и Задачу УДЕРЖАНИЯ Израиля, ставит его на маршрут, завершающийся исчезновением с карты мира. Но и Традиция без Сионизма быстро превратится в россыпь сект типа Сатмарской и будет постепенно терять молодежь, пока не отомрет естественным путем. Им нельзя друг без друга. Сионизм и иудейская Традиция могут выжить только и исключительно вместе, в крепком неразрывном единстве.

Вышеупомянутая конвергенция происходит на наших глазах. Прежде всего, это, конечно, «вязаные кипы», соединяющие Традицию с полной интеграцией в механизмы современного государства. Но это еще и сефарды, с наследственным подозрением относящиеся не только к арабским соседям, но и к «универсальным ценностям». Именно там, в сефардской среде, трогательная верность еврейскому быту, праздникам, кухне, обычаям и правилам сочетается с «разрешительным» толкованием мицвот Галахи, и все это вместе тоже может служить примером и формой конвергенции.

В то же время, ни «вязаные», ни сефардская форма Традиции не протянули бы долго без наличия мощной базы ортодоксального иудаизма. Там – в условных Бней Браке, Цфате и Меа Шеарим пребывает живой и действенный источник религиозного авторитета. Этот треугольник (ортодоксы – «вязаные» – сефарды) представляет собой единую живую систему, пронизанную сложными связями, коллизиями и соглашениями. Эта система постоянно развивается, преобразуется и в итоге непременно придет в состояние, намного более приемлемое, чем сейчас (если смотреть с точки зрения секулярных граждан Израиля).

Ясно одно: без этого треугольника Израилю не жить. И я советую очень хорошо подумать об этом тем моим весьма недальновидным соотечественникам, которые наивно полагают, что красные ботинки десантника из кибуца смогут защитить Страну без помощи штреймла ешиботника из Бней Брака. Необходимы и важны оба. Повторяю: оба! Пожалуйста, запомните это и запомните хорошенько. Если, конечно, не хотите, чтобы ваши правнуки (или даже внуки) с чемоданом в одной руке и перепуганным ребенком в другой штурмовали последние эвакуационные суда, отчаливающие из Хайфского или Ашдодского порта.

ФБ, 3.2023

Комментариев нет:

Отправить комментарий