вторник, 21 февраля 2023 г.

Невоспетые герои эпохи Холокоста

 

Невоспетые герои эпохи Холокоста

Подготовил Семен Чарный 19 февраля 2023
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

В июне 1940 года Аристидис де Соуза Мендеш, генеральный консул Португалии в Бордо, Франция, наблюдал из окна своего кабинета, как целый поток еврейских мужчин, женщин и детей заполонил  тротуар перед консульством, пишет журналистка The Wall Street Journal Диана Коле. Гитлеровская армия завоевала Францию с ужасающей скоростью, и евреи, лишенные гражданства по нацистским законам, явились в консульство, чтобы просить транзитные визы в Португалию — на свободу. 

На выставке, посвященной Аристидису де Соузе Мендешу

Но премьер-министр Португалии Антониу де Оливейра Салазар велел отклонять подобные просьбы, делая беженцев добычей для нацистов. Соуза Мендеш знал, что визы были их единственным шансом спастись, но также знал, что неповиновение Салазару означало бы конец его карьеры и возможности содержать семью из пятнадцати человек…

Его дилемма — подчиниться велению совести и рисковать причинением вреда себе лично или следовать приказам, которые оставили бы без помощи других, — занимает центральное место в жизни людей, описанных в книге историка Ричарда Гуровица «В саду праведников: герои, которые рисковали жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста». Гуровиц рассказывает о десяти замечательных историях спасения, в том числе о той, в которой десять британских военнопленных объединились, чтобы спасти 16-летнего беглеца из концлагеря…

Все эти спасатели мемориалом «Яд ва-Шем» удостоены звания Праведников народов мира. Наиболее известными из них являются Оскар Шиндлер и Рауль Валленберг. Но Гуровиц фокусируется на тех фигурах, с которыми большинство читателей знакомы гораздо менее. Никто из них не был евреем, но каждый подвергался большой опасности, спасая евреев. Нам есть чему поучиться у этих мужественных людей.

Что побудило их действовать, а не стоять в стороне, как поступали многие, молчаливо соучаствуя? Религиозная вера была одним из катализаторов их сострадания. Решив в свои последние недели во Франции подписать как можно больше виз, Соуза Мендеш, набожный католик, публично заявил толпе беженцев у своего консульства: «Я предпочел бы встать с Богом против человека, чем с человеком против Бога». Он приступил к выдаче примерно 1575 виз (по некоторым подсчетам, их число было еще больше), тем самым спасая тех, кто в противном случае бы погиб. В наказание Салазар лишил его должности и имущества. Соуза Мендеш умер без гроша в кармане, но никогда не колебался в вере в то, что «истинный урок христианства заключается в любви к ближнему».

Вера подпитывала и усилия афинского архиепископа Дамаскиноса, «единственного главы европейской церкви, — сообщает нам Гуровиц, — официально осудившего нацистов за “окончательное решение”». Архиепископ призвал общины своей страны прятать евреев, а сам активно сотрудничал с начальником афинской полиции Ангелосом Эвертом в выдаче тысяч свидетельств о крещении и поддельных удостоверений личности. 

Только 5 тыс. из довоенного еврейского населения Греции (79 тыс. человек) пережили Холокост. Но спасли многих из них именно Дамаскинос и его сеть.

Обложка книги Ричарда Гуровица «В саду праведников: герои, которые рисковали жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста»

Владельца цирка Адольфа Альтхоффа побудили оказывать помощь евреям не религиозные убеждения, а чувство моральной ответственности. С 1941 года и до конца войны Альтхофф приютил цирковую артистку-еврейку Ирен Даннер и членов ее семьи в своей бродячей труппе, состоявшей примерно из 90 акробатов, клоунов, укротителей животных. «Я просто не мог позволить им попасть в руки убийц, — говорил Альтхофф о Даннер и ее семье. — Это сделало бы меня убийцей». 

Несмотря на гастроли по нацистской Европе, которые включали проверки гестапо на каждом новом месте, Альтхофф регулярно устраивал укрытие для семьи, находившейся под угрозой уничтожения, среди цирковых животных, за тюками сена или в фургоне. Он также умел отвлекать офицеров гестапо от обысков членов труппы, используя хорошую выпивку и веселые рассказы о цирковой жизни. Это были спектакли с высокими ставками, подвергавшие риску ареста и казни как прятавшихся, так и самого Альтхоффа. И все же он не воспринимал свое поведение как нечто выходящее за рамки обыденного. «Я всего лишь выполнял свой долг, — говорил он, — и защищал доверившихся нам людей».

Глубокое чувство долга перед человечеством пронизывает и историю Ирены Сендлер, польской медсестры и соцработника. Потрясенная болезнями и острой нехваткой продовольствия в Варшавском гетто, где на крошечную территорию были загнаны 400 тыс. евреев, она приступила к организации сообщества, которое контрабандой вывезло около 2500 еврейских детей, вынося их в мешках для мусора, вывозя усыпленными в катафалках и через канализационную систему… Члены команды Сендлер снабжали детей фальшивыми документами на вымышленные имена и помещали их в новые семьи или детские дома, монастыри и другие религиозные учреждения. Сендлер сохранила зашифрованный список настоящих имен детей, чтобы однажды они могли вернуть себе часть своей личности. Она же обеспечила сохранность списка, засунув его в бутылку из-под молока, которую закопала в саду у коллеги…

Нацисты арестовали Сендлер, пытали ее и приговорили к смертной казни. Она была освобождена от казни в последний момент с помощью подкупленного тюремного охранника. Ее травмы остались с ней на всю жизнь, как и ее чувство моральной правоты. Она вспоминала, что отец учил ее: «Когда кто-то тонет, протяни ему руку». «Я просто пыталась протянуть евреям руку помощи», — говорила она.

Убеждение, разделяемое этими людьми, заключалось в том, что каждый человек заслуживает уважения. Альтхофф выразился об этом так: «Мы, циркачи, не видим различий между расами и религиями». Это очень своевременный и неподвластный времени девиз для всех нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий