среда, 8 февраля 2023 г.

"Спроси гитару, она расскажет…"

 

"Спроси гитару, она расскажет…"

Название статьи – строка из старой песни советских лет, замечательно исполненной Клавдией Ивановной Шульженко. Но гитара действительно может рассказать, как поется в другой песне Шульженко, "о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах…" А еще, о войне и мире, о любви и преданности, о жестокости и человечности. Особенно такая гитара, как героиня моего очерка.

***

Все началось на поле боя. Под Киевом. По классике жанра, если гремят пули, музы молчат. Вот она и замолчала, тогда думали, что навсегда…

Ее нашли разбитой, практически завершившей свое существование. На сырой мокрой украинской земле, там, где прошел бой. Мне, родившейся в мирном Киеве и уехавшей на историческую родину из мирного Киева, трудно даже писать слово "бой" в привязке к сегодняшнему дню. Но уже почти год идет эта ужасная война…

До песен ли и музыки во время войны? Опыт человеческий напоминает, что нет ни мира, ни войны без музыки. Это тонкая балансирующая нить, канат, по которому идут люди, чтобы не сойти с ума в военные годы. Музыка помогает жить. А порой и выжить. И это не банальная фраза, это действительно так.

Когда ее нашли, думали, что она убита. Подобрали все, сложили в футляр, и вдруг возникла шальная мысль – а может быть, ее можно спасти? Ведь часто безнадежной ситуация только кажется. И полетели письма-вопросы, чья она, что делать с ней… Ибо там, где люди, там должна быть жизнь.

Это случилось в апреле прошлого года. Когда при отступлении российских войск в районе боев недалеко от Киева была найдена гитара. Поначалу ребята, которые нашли ее, думали, что она принадлежала кому-то из российских солдат. Но очень скоро стало понятно, что она просто забрана из чужого дома, ее родина, ее дом – Украина.

А вот вторым ее домом стал Израиль. Красивый галилейский город на берегу Средиземного моря, Нагария.

В Израиле есть очень древние города, древнее не придумать… А есть города, создание которых – дело рук родителей наших сверстников. Так в конце тридцатых годов прошлого века немецкими евреями, успевшими покинуть страну до разгула коричневой чумы, был создан этот город. А затем в городе селились представители новых волн репатриации. Здесь много русскоязычных жителей. И живет в Нагарии Александр Ханин, музыкант, гитарист, и мастер.

Александр, выходец из белорусского города Орша, в Израиле с 1990 года. Так сложилась судьба его, что есть в ней и физика и лирика. Вернее, музыка и техника. Он закончил Белорусский университет искусств по классу вокала, получил так же специальность газоэлектросварщика.

В конце восьмидесятых Саша писал стихи, музыку, занимался аранжировкой песен. И всегда, с молодых лет, занимался судьбами гитар. Как-то не получается сказать тривиально "ремонтом", ибо это гораздо больше, чем тривиальный ремонт.

С годами Саша отошел от музицирования, но не оставил главное увлечение – гитару. Он продолжает быть врачевателем этих музыкальных инструментов.

И удивительным образом пересеклись судьбы жителя израильского города Нагария Александра Ханина и гитары, павшей на поле боя в далеком украинском далеке.

Тогда гитара была подобрана в окопе воинами 112 бригады территориальной обороны Киева, которые не посчитали ее грудой ненужных обломков, а подумали иначе. О том, что кто-то касался этих струн, для кого-то они были судьбой, любовью, музой…

Так же подумал и Саша Ханин, когда прочитал о ней в социальных сетях, и предложил починить ее, взялся отремонтировать разбитый инструмент. Легко сказать – взялся. Это была целая логистика – как доставить гитару в Израиль, как она попадет в северную Нагарию.


А затем началась долгая и кропотливая работа.

Рассказывает Александр Ханин:

"Реставрацией, починкой, изготовлением новых гитар я занимаюсь много лет. Одно время, до репатриации, работал на Борисовском заводе по изготовлению музыкальных инструментов. На сегодняшний день – это мое хобби. Мне доставляет огромное удовлетворение, взять испорченный музыкальный инструмент и подарить ему вторую жизнь.

А эту гитару из Украины я случайно увидел на одном музыкальном форуме. И сразу возникли ассоциации с "Расстрелянной песней", которую исполнял ансамбль "Песняры".

В ней были строки:

"Больно гитаре - пуля задела,

стынет мотив на высокой волне.

Нота сорвалась и заалела

капелькой крови на мертвой струне…"

А главное, при виде фотографий сразу возник в голове план реставрации.


Она еще не была у меня, а я уже видел, какой она будет; вся в кровавых ранах, но с голосом раненой сирены. Я знал, что если она попадет ко мне, то не погибнет ни при каких обстоятельствах. А если ее не убьют, то не убьют и песню, которою она пела, это самое важное.

Она выздоравливала на моих глазах, больше полугода, при моей полной уверенности в ее благополучной судьбе.


Все этапы я в фотографиях отсылал на Украину. Кстати, чехол отреставрировала моя сестра.


И когда гитара зазвучала, я настроил ее, первой музыку услышала моя спутница жизни, моя боевая подруга. Все было неплохо. Но назавтра гитаре стало хуже, я опять снял струны, сделал несколько распорок под пружинами, и потом больше месяца проводил тестирование.



В это время нашелся настоящий хозяин инструмента. Мы созвонились и общались с его семьей около часа. Очень приятные люди. Я рад, что смог вернуть жизнь этому музыкальному инструменту.


Как рассказывает Александр Ханин, хозяин раненой гитары нашелся, опять же, через социальные сеты, благодаря которым порой случаются чудеса.

Я познакомилась с ним. Александр Удовенко, украинский композитор, музыкант рассказал о себе, о том, как состоялась встреча с любимой гитарой, и не только об этом. О том, как выдерживает его семья последний, невероятно трудный, год.

"Мы живем с семьей под Киевом, в коттеджном городке. Я пишу музыку для кинофильмов, документальных фильмов, телесериалов. Думаю, что на постсоветском пространстве самой известной моей работой стала музыка к комедийному сериалу "Сваты" студии "Квартал 95". Сериал этот музыкально насыщенный, он стал очень популярным. Жаль только, что пути наши с некоторыми актерами после начала войны разошлись. Так, Федор Добронравов, раскрывшийся в этом сериале как поющий актер, нынче посещает госпитали и пожимает руки оккупантам.

У себя дома я создал студию, чтобы записывать свою музыку. В начале профессионального пути я собирал оборудование для нее, вкладывая, как обычно делают музыканты, почти все средства от своих гонораров в инструменты, приборы… Это ведь не только работа, музыка – это жизнь, это то, чем ты дышишь.

Когда началась война, очень не хотелось уезжать из нашего дома. Мы построили его, осуществили мечту, вложили в него не только деньги, но и душу. Посадили вокруг дома сад. Живи и радуйся…Конечно, мы надеялись, что до нашего дома война не докатится… Что беда обойдет.

Но потом начались обстрелы, над нами летали "грады", рядом разрывались мины, взрывы были сумасшедшие. Мы практически перешли жить в мою студию, она без окон, это было самое безопасное место в доме. Перенесли туда детскую кроватку, положили матрасы.

Позже оказалось, что выезжать из нашего городка небезопасно. Многие жители попытались это сделать и возвращались на машинах, пробитых, изрешеченных осколками, были и раненые среди них.

Мы поняли, что ехать по обстреливаемой трассе опасно. И решили, что стены дома нас защитят. Со времени не стало света, возникли перебои с водой, проблемы с продуктами, с памперсами для ребенка. Но выхода не было, мы надеялись пережить эти дни.

Потом в наш поселок вошли российские войска. Они вламывались в дома, которые покинули жители, много жуткого и страшного было в период оккупации. В один день нам было сказано, что у нас есть двадцать минут на сборы, чтобы покинуть дом. Уезжали из городка последние колонны.

Из вещей мы взяли минимум. В первую очередь нужно было спасать семью и животных, которые тоже часть нашей семьи. У нас собака и восемь котов, не купленных-породистых, а уличных, спасенных в различных ситуациях. И оставить их на произвол судьбы, мы не могли ни при каких обстоятельствах. Мы паковали их в сумки, коробки… как могли.

Конечно, для музыкальных инструментов места в машине не было. Мы уехали 6 марта. Уезжали с ощущением что "тебя нет", нет твоей личности, нет твоих планов. Ощущение, что мир под ногами рухнул. Нас приняли добрые люди в Западной Украине. Там мы пробыли некоторое время. Как только появилась возможность вернуться, мы поспешили это сделать. Но вначале должны были проверить саперы, нет ли мин. В доме не было света, нужно было убрать дом после оккупантов…

Надо сказать, что нам еще повезло, в моей студии украли две гитары, в доме кое-что, но в целом музыкальные инструменты остались целы. Что творилось в домах моих соседей, это отдельная история.

Мы привели дом в порядок, все было затоптано, загажено, пришлось вызывать людей, которые помогли нам с уборкой. И 22 апреля мы вновь поселились в своем родном доме. Вместо одной из украденных гитар я купил новую. И подумывал, какую гитару приобрести вместо второй, это была акустическая гитара с металлическими струнами.

И тут моей супруге в мессенджере от знакомой приходит фотография разбитой гитары и вопрос, не знаем ли мы случайно, чья гитара найдена на поле боя.

Что можно сказать… История возрождения моего музыкального инструмента в первую очередь поразила меня высокими человеческими отношениями. Кажется, ну разбитая гитара валяется на земле, кому она нужна? А люди обратили внимание, затем на перекладных передавали ее друг другу, а мастер в далеком Израиле отозвался и предложил починить ее.

Не хватает слов признательности. Это внимание – оно бесценно!

лександр Удовенко и боец 112 бригады территориальной обороны Киева Андрей Малик с гитарой, которая вернулась к владельцу)

Мы сумели определить, что это гитара моя, а имеет она особую историю. Когда я только начал писать музыку для кинофильмов, у меня еще не было своей студии, я ездил к знакомым, по памяти записывал у них музыкальные партии. Мне нужно было записать песню для сериала "Сваты", и нужен был звук именно такой гитары.

Мне дал ее мой товарищ, работавший в магазине музыкальных инструментов, дал мне эту гитару напрокат, сказав, что я буду доволен ее звуком. У нас действительно все хорошо получилось. И она мне оказалась такой близкой, что я решил выкупить ее и оставить себе.

С первого гонорара от нового проекта я купил эту гитару. Можно сказать, что с нее началась моя студия. Она была первая. И она стала очень востребованным инструментом для меня. Я раньше не думал об этом, но может быть, даже талисманом.


То, что она нашлась, ее починили и вернули, очень много значит, это знак. Что все должно быть хорошо.


Сдержать эмоции трудно, я помню, какой она была, и сейчас видел, с какой заботой ее собрал мастер в Израиле. Выделив трещины, оставив память о том, что было. Это шрамы войны, и шрамы на душе…

Сыграл я на ней украинскую песню, а первыми слушателями стали украинские воины, которые нашли ее, организовали этот ремонт и вернули мне ее.


Спасибо им и Александру Ханину из Нагарии, спасибо за небезразличие, за чувство, что мы – вместе".

***

Необыкновенно трогательная история, в которой много действующих лиц. И те, кто нашли гитару и не оставили на поле боя, те, кто с невероятными сложностями доставили ее в Израиль, чтобы Александр Ханин смог восстановить ее, те, кто взялись помочь вернуть ее хозяину. Вновь перелет, приземление в Польше. А оттуда уже дорога в Киев.

Но все же главное действующее лицо – это гитара. Которая объединила небезразличные сердца, подружила незнакомых людей и зазвучала – несмотря, вопреки… Потому что музыке жить!


Я спросила Александра Удовенко, продолжает ли он общаться со своим тезкой из израильского города Нагария. Александр сказал, что они беседовали, он поблагодарил мастера. И очень надеется, что, может быть, наступит день, и они встретятся в Израиле. Александр много слышал о нашей стране, у него теплая связь с еврейской культурой. В его концертном репертуаре есть еврейские песни. И кто знает, может, когда-нибудь эта гитара со шрамами войны вновь приедет к нам, теперь не на лечение, а чтобы зазвучать в чутких руках музыканта…

Хочется пожелать мира на нашей тесной планете, и пусть исполняются все добрые мечты.

 

 


(Фотографии предоставлены Александром Ханиным и Александром Удовенко)

Комментариев нет:

Отправить комментарий