среда, 22 февраля 2023 г.

Левина Теерлинк, Катарина ван Хемессен и другие: 10 невероятных историй о знаменитых художницах Ренессанса и барокко

 

Левина Теерлинк, Катарина ван Хемессен и другие: 10 невероятных историй о знаменитых художницах Ренессанса и барокко
489
просмотров
Мир искусства в XVІ веке принадлежал мужчинам, однако прекрасная половина человечества тоже оставила свой яркий след в истории. В свое время их имена были у всех на устах, а восхищенные мужчины-творцы принимали их в Академии искусства, нарушая собственные правила. Как удалось этим дамам стать известными художницами?

Левина Теерлинк (ок.1510-1576) - придворная художница Тюдоров

Левине Теерлинк сам Бог велел стать художницей. Ее отец и дед были фламандскими художниками-миниатюристами, и держали собственную мастерскую в Генте. Симон Бенинг мечтал о сыне, который бы продолжил семейную традицию, но в двух браках у художника родились шесть девочек. Отчаявшись, он принялся обучать своему ремеслу старшую дочь — Левину, которая вскоре утешила отца своими невероятными успехами. В конце 1530-х она уже была мастером миниатюры, известной далеко за пределами родного Брюгге.

 Елизавета І, королева Англии Левина Теерлинк 1565

В 1545 году по приглашению английского короля Генриха VIII Левина со своим мужем переехала в Лондон и стала придворной художницей. Супруг был принят в личную охрану короля, их семья достигла благополучия и занимала высокое положение при дворе.

Ее жалование составляла фантастическая сумма — 40 фунтов в год, в то время, как ее предшественник на этой должности — сам Ганс Гольбейн, получал всего 33 фунта.

Левина работала для четырех Тюдоров: Генриха VIII и его детей — Эдварда VI, Марии І и Елизаветы І, однако ее работы менее известны, чем работы других придворных художников. Она писала в основном миниатюры, которые считались очень личными вещами и не предназначались для посторонних глаз. Влюбленные обменивались такими изящными вещицами и хранили в шкатулках или носили на шее, как украшение, спрятанное под одеждой. Миниатюры также служили идеальным дипломатическим подарком, а еще могли обозначать политическую принадлежность.

 Теерлинк «Елизавета І", 1560-е

Левина Теерлинк сделала невероятно успешную карьеру для художницы XVI века, кроме множества портретов для английской короны и придворной знати, она создавала проекты печатей и монет, выполняла книжные гравюры и иллюстрации, а также работала над дизайном костюмов и ювелирными украшениями.

 Елизавета І принимает послов Левина Теерлинк 1575

Катарина ван Хемессен (1527-1587)

Катарина ван Хемессен хотела стать художницей, как ее отец Ян Сандерс Хемессен, известный живописец-маньерист в Антверпене. Учиться мастерству она могла только у отца, в то время художники в своих мастерских радушно принимали мальчиков 9−14 лет на обучение, которые жили с ними и учились в течении пяти лет.

 Автопортрет Катарина ван Хемессен

Катарина была принята в Гильдию Святого Луки и была настолько признана как художница, что ей отдали в ученики трех мальчиков.

 К.Хемессен «Женский портрет», 1550-е

Она писала портреты на заказ богатых горожан, которые отличаются реалистичным изображением и деликатностью письма, в их мягкости и нежности исполнения чувствуется «женская рука».

Портреты Катарины покорили наместницу Нидерландов Марию Австрийскую и она стала ее покровительницей. Когда в 1556 г. Мария уехала на родину в Испанию, то пригласила художницу с мужем последовать за ней и назначила ей пожизненную ренту. После ее смерти Катарина с мужем вернулись в Антверпен.

 Хемессен "Портрет дамы с собачкой", 1551 и Хемессен "Портрет мужчины", 1552

Софонисба Ангиссола (1532-1625) - художница-аристократка

Софонисба Ангиссола родилась на севере Италии в городе Кремона и была старшей из шести дочерей аристократа Амилькара Ангиссола. Девочки рано остались без матери и отец, разделяя взгляды гуманиста Бальдассара Кастильоне, дал им художественное образование: они изучали латынь, брали уроки пения и рисования.

 Сестры художницы Лючия, Минерва и Европа играют в шахматы Софонисба Ангвиссола 1555

Отец позаботился о воспитании девочек и всячески старался развивать их таланты. Четыре дочери стали художницами, однако Елена ушла в монастырь, Европа и Анна Мария вышли замуж, а Лючия, талант которой признал Вазари, увидев ее картины, умерла в 25 лет. Единственный сын Альмикара — Асдрубаль, изучал латынь и музыку. Профессиональной художницей стала Софонисба.

 С.Ангиссола «Портрет семьи художницы: отец Амилькар, сестра Минерва и брат Асдрубаль», 1568

Софонисба училась у местного художника Бернардино Кампи, а затем у Бернардино Гатти и затем передавала свои знания младшим сестрам. Сама она, как благодарная ученица, запечатлела себя и своего учителя на своеобразном автопортрете.

 Автопортрет с художником Бернардино Кампи Софонисба Ангвиссола 1550-е

В 1554 году Софонисба отправилась в Рим и познакомилась с Микеланджело. При первой встрече Буонарроти попросил девушку нарисовать плачущего мальчика, и девушка отправила рисунок мальчика, укушенного раком, тот сразу признал ее талант.

 Мальчик, укушенный креветкой (Асдрубаль, укушенный раком) Софонисба Ангвиссола 1554,

Несколько лет она была его неофициальной ученицей: Микеланджело отправлял ей свои рисунки для копирования и давал свои рекомендации после выполнения заданий. Стоит ли говорить о том, как счастлива была Софонисба!

 Автопортрет у мольберта Софонисба Ангвиссола 1556,

Во время путешествия в Милан в 1558 году Софонисба познакомилась с герцогом Альба и написала его портрет . Герцог рекомендовал художницу испанскому королю Филиппу ІІ. Его третья супруга, Елизавета Валуа, которой было 14 лет, увлекалась рисованием и Софонисбу пригласили ко двору как преподавателя рисования и статс-даму королевы.

Через год король предложил Софонисбе должность придворной художницы, и следующие 20 лет Ангиссола писала официальные портреты королевской семьи и придворных.

 Ангиссола «Портрет Филиппа ІІ", 1565

С королевой они стали хорошими приятельницами, король, видимо, тоже души не чаял в художнице, если решил устроить ее счастье: он нашел подходящего жениха — сына вице-короля Сицилии, Фабрицио Пигнателли, дал в приданое 12 000 скуди и устроил свадьбу!

 Ангиссола "Портрет принца Алессандро Фарнезе", 1560-е и Ангиссола "Портрет девушки", 1560

После смерти мужа Софонисба вышла второй раз замуж в возрасте 47 лет — ее избранником стал капитан корабля, на котором она плыла в Геную. Говорят, это была любовь с первого взгляда. Пара поселилась в большом доме мужа в Генуе, где у Софонисбы была собственная мастерская. Удачная торговля мужа и щедрая пенсия от короля Филиппа ІІ позволили им хорошо жить, супруг ее боготворил.

 Ван Дейк «Портрет Софонисбы Ангиссола», 1624

Софонисба прожила 93 года и продолжала работать почти до последних лет жизни. К ней приезжали другие художники, а ее опыт открыл дорогу следующему поколению художниц.

В 1624 году к ней приехал молодой Ван Дейк. Он говорил, что разговор с ней помог ему узнать больше об «истинных принципах» живописи, чем что-либо другое в его жизни. Во время встречи он написал портрет Софонисбы.

Лавиния Фонтана (1552-1614)

Лавиния Фонтана — дочь художника болонской школы Просперо Фонтана и его ученица. Она стала первой художницей, которая работала во всех жанрах, как это делали ее коллеги-мужчины.

Она писала портреты, мифологические и религиозные сцены, а также была первой женщиной, изобразившей обнаженную натуру.

 Аполлон и Музы (Парнас) Лавиния Фонтана 1600
 Фонтана "Портрет леди с собачкой" и Фонтана "Одевающаяся Минерва", 1613

Лавиния была смелой и решительной девушкой, достаточно посмотреть на ее ранний автопортрет. Он был написан к ее бракосочетанию и предназначался будущему свекру графу Северино Заппи.

 Фонтана «Автопортрет», 1577

В картине Лавиния рассказывает о себе, подчеркивая свои достоинства перед семьей жениха, которая занимала более высокое положение. Она изображает себя играющей на клавесине, на дальнем плане у окна помещает мольберт, подписывает картину на латыни — все эти детали должны продемонстрировать образованность девушки, а фигура служанки говорит о достатке. О предстоящей свадьбе напоминает богатое платье красного цвета, — в Болонье девушки традиционно шли под венец в красном платье.

Видимо, графу пришлась по душе невестка — Лавиния вышла замуж и родила 11 детей. Она продолжала работать, муж вел домашнее хозяйство и помогал жене, известно, что на некоторых работах он писал драпировки.

Лавиния работала в Риме по приглашению папы Климента VIIІ и была принята в Академию Святого Луки.

 Поклонение Богородице Лавиния Фонтана XVI век

Еще одним признанием таланта Лавинии был заказ на ее автопортрет, который поступил от доминиканского ученого Альфонсо Чьякона: тот задумал опубликовать портреты пятисот выдающихся художников, ученых и государственных деятелей Италии. Лавиния была польщена предложением и написала себя благородной дамой в роскошном костюме и драгоценностях, работающей за письменным столом в окружении классических скульптур. Но книга гравюр не была опубликована.

 Автопортрет Лавиния Фонтана 1579

Феде Галиция (1578-1630) - первая в жанре натюрморта

О работах этой девочки еще в двенадцатилетнем возрасте упоминал теоретик искусства Джованни Ломаццо. Феде Галиция была дочерью и ученицей миниатюриста Нунцио Галиция, но стала живописцем. Внимание к деталям и тонкость письма, «унаследованное» от отца, ее мастерство в изображении одежды и ювелирных украшений сделало Феде невероятно популярной портретисткой.

В картине «Паоло Мориджиа» Феде отдает дань своему отцу-миниатюристу, искусно изображая отражения комнаты в стеклах очков.

 Паоло Мориджиа Феде Галиция 1590-е

Феде первая из художниц написала натюрморт. Из известных ее 63 работ, 44 — натюрморты, и ее стиль повлиял на дальнейшее развитие этого жанра в эпоху барокко.

 Вишни в серебряной чаше Феде Галиция XVII век

Современники Галиции больше ценили другие ее работы, только в середине ХХ века обратили внимание на ее тихие «немногословные» натюрморты, с вибрирующим цветом и камерным настроением.

 Натюрморт с персиками и сливами Феде Галиция 1610

Артемизия Джентилески - художница-феминистка

Артемизия Джентилески вошла в историю как самая известная художница барокко, а движение за права женщин провозгласило ее первой феминисткой. Наряду с ее творчеством привлекает ее удивительная биография, которая вдохновила романистов и режиссеров на создание не одного бестселлера.

 Автопортрет с лютней Артемизия Джентилески 1617,

Вначале Артемизия училась у своего отца, довольно известного художника-караваджиста Орацио Джентилески, а затем у Агостино Тасси. С этого момента начинают разворачиваться драматичные события в ее жизни. Агостино обесчестил девушку, она подала в суд и дело приобрело широкую огласку. Художнику предложили жениться на девушке, но он уже был женат и по постановлению суда был заключен в тюрьму. Свои переживания Артемизия передавала в картинах — она выбирала сюжеты, где женщины расправлялись со своими обидчиками или становились объектом сексуального преследования.

 А.Джентилески «Автопортрет»
 Иаиль и Сисара Артемизия Джентилески 1620,
 А.Джентилески "Юдифь обезглавливает Олоферна" и А.Джентилески "Сусанна и старцы"

Неугомонная Артемизия жила и работала во Флоренции, Генуе, Венеции, Риме, Неаполе и Лондоне.

Дружила с Галилеем, была знакома с Ван Дейком, Риберой и Софонисбой Агниссолой и стала первой женщиной, избранной в члены Флорентийской Академии искусства. После смерти художницы многие ее работы относили к творчеству ее отца.

 Эсфирь перед Артаксерксом Артемизия Джентилески 1635,

О большой роли Артемизии в распространении караваджизма на севере Италии впервые заговорил историк искусства Роберто Лонги в 1916 году.

Юдит Лейстер (1609-1660)

Имя голландской художницы Юдит Лейстер вплоть до конца ХІХ века оставалось в тени — многие ее картины приписывались другим голландским жанристам. Справедливость восторжествовала в 1893 году, когда в Лувре на одной из жанровых картин, как считали принадлежавшей кисти Франса Хальса, обнаружили подпись-монограмму Юдит Лейстер. После тщательных исследований в музее Лувра многие картины Дирка и Франса Хальса, были атрибутированы как работы Юдит Лейстер.


 Автопортрет Юдит Лейстер 1630,

В свое время художницу ценили — в 1633 году ее приняли в гильдию Святого Луки в Харлеме. У Юдит было три ученика. Замуж она вышла за художника Яна Минса Моленара, он как раз был учеником Франса Хальса.

 Лейстер "Дети с кошкой", 1629 и Лейстер "Последняя капля", 1630-е

Картины Юдит изображают озорных беззаботных детей, занятыми своими шалостями, веселых выпивох, компании игроков в карты, женщин, занятых домашними делами, — все это был в новинку для живописи XVII века.

 Лейстер "Серенада", 1629 и Лейстер "Парень с кувшином", 1633

Мэри Бил (1633-1699) – первая в истории Англии женщина - художница

Мэри Бил писала исключительно портреты. Благодаря отцу, увлекавшимся рисованием, Мэри вошла в круг лондонских художников и познакомилась с придворным живописцем Питером Лели, который и рекомендовал ее работы.

 Бил "Мэри Визел Эндуэл", 1670-е и Бил "Франс Пьерпонт, графиня Ньюкасл"

Примечательные материалы о работе художницы найдены в записях ее мужа — Чарльза Била.

 М.Бил «Автопортрет»

Чарльз взял на себя роль ассистента и вел подробные отчеты о заказчиках, сеансах и расходах. Кроме того, Чарльз заинтересовался техникой живописи и вместе с супругой они начали ставить опыты, записывая результаты в специальный журнал «Экспериментальные секреты, обнаруженные в технике живописи». В этих заметках найдены любопытные сведения об испытании дорогих пигментов, о новой технике грунтовки полотна, а также о способах ускорения процесса высыхания масляных красок.

 Бил "Эдвард Стиллингфлит", XVII в. и Бил "Джордж Сэвил, первый маркиз Галифакс", 1676

Элизабетта Сирани (1638-1665)

О художнице Элизабетте Сирани современники говорили, что рисунки она создавала с легкостью и беспечностью, присущим гениальным творцам.

 Э.Сирани «Аллегория живописи (Автопортрет)», 1658

Её работы славились не только в родной Болонье, но во Флоренции и Риме, где она была принята в Академию Святого Луки. Работала Элизабетта так быстро, что в ее мастерскую приходил весь город: посмотреть, как она это делает. За свою короткую жизнь, — всего 27 лет, она выполнила более 170 картин, 14 гравюр и множество рисунков.

 Порция Катона ранит себя в бедро Элизабетта Сирани 1664

Существует легенда о том, как однажды в мастерскую художницы пришел герцог Тосканы Козимо ІІІ Медичи и увидел, как она пишет Богородицу. Ему так понравилась ее работа, что он заказал себе такую же картину. Элизабетта тут же написала Мадонну, да так искусно, что краски успели высохнуть и герцог ушел со своим произведением.

 Э.Сирани «Богородица с Младенцем», 1663

Учителем Элизабетты был ее отец — болонский художник Джованни Андреа Сирани, ученик Гвидо Рени. Хотя он поначалу относился скептически к увлечению дочки рисованием, но, скрепя сердце, принял в свою мастерскую, а через несколько лет Элизабетта уже заняла место отца, который из-за артроза не мог больше работать. Мастерская процветала, в ней учились две сестры Элизабетты и еще 12 девушек, — в Болонье к женщинам-художницам относились с огромным почтением.

 Э.Сирани "Юдифь с головой Олоферна", 1658 и Э.Сирани "Святой Иоанн Креститель",

Элизабетта писала портреты, мифологические и религиозные сцена, ее манера близка Гвидо Рени, так что даже некоторые картины художницы приписывали его кисти. Похоронена Элизабетта рядом с Гвидо Рени в Базилике Св. Доминика в Болонье.

 Портрет Винченцо Фердинандо Рануцци в образе Амура Элизабетта Сирани 1663

Рашель Рюйш (1664-1750)

Рашель Рюйш была не просто знаменитым мастером натюрмортов, ее роскошные цветочные композиции принадлежат к «золотому веку» голландской живописи.

С 15-ти лет Рашель училась у Виллема ван Алста, величайшего художника в жанре натюрморта. Это он научил девушку компоновать разные виды цветов и превращать букеты в произведения искусства, создавать ассиметричные композиции, ловко населяя их жучками, бабочками и кузнечиками. Приложил руку к образованию дочери и ее отец — ботаник, в этой семье, где царили наука и искусство, появились эти восхитительные картины с нежными колоритом.

 Рюйш «Натюрморт с цветами»

Приложил руку к образованию дочери и ее отец — ботаник, открыв секреты мира растений. Так, соединив науку и искусство, Рашель Рюйш создала картины, которые завораживают совершенной гармонией и необыкновенной красотой живой природы.

 Цветы в вазе Рашель Рюйш 1730

К образованию дочери приложил руку и ее отец — ботаник, открыв секреты мира растений. Так, соединив науку и искусство, Рашель Рюйш создала картины, которые завораживают совершенной гармонией и необыкновенной красотой живой природы.

 Рюйш «Розы, маки, вьюнки в вазе», 1680-е
 Натюрморт Рашель Рюйш 1711

Эти прекрасные дамы сделали необычайную карьеру, их интересные судьбы до сих пор разгадывают историки, ведь остается еще множество загадок, связанных с их жизнью и творчеством.

Комментариев нет:

Отправить комментарий