четверг, 5 января 2023 г.

Ираклий I, возможно, главный творец российского государственного культурного кода

 

Ираклий I, возможно, главный творец российского государственного культурного кода

В рамках обсуждения практических вопросов тираномахии коллега Еж (Сергей &&& (ext_1466090)) поделился с читателями рождественской притчей о подъеме и падении византийского императора Флавия Фоки, «царя-мучителя», одного из самых зловещих императоров в истории Восточной Римской империи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Покончил с Фокой (политически и физически) сын экзарха византийской провинции Африка Ираклия Старшего Ираклий Младший, ставший после убийства Фоки императором Ираклием I.

Автору этих строк показалось, что хорошая рождественская притча заслуживает небольшого постскриптума.

П.С. Ираклий I, победитель тирана Фоки, радикальный римский революционер, возможно, главный прародитель российского государственного культурного кода

Ираклий Младший, сын африканского экзарха Ираклия Старшего, прибывший в столицу Империи во главе карфагенского флота, освободивший Константинополь от тирана Флавия Фоки и ставший новым императором, на сем посту совершил самую радикальную политическую и идеологическую революцию в Восточной Римской империи.

Именно Ираклий:

– превратил пост императора Империи как прежде всего военного лидера (традиционного как для Западной Римской империи, так и Восточной – до Ираклия) в пост василевса (царя) с неограниченной властью;

– создал институт самодержавия, до того неведомый Риму (как западному, так и восточному);

– внедрил в целом довольно чуждый латинскому Риму принцип наследственной династии;

– грубо нарушил общепринятое право, женившись на своей племяннице, что считалось кровосмесительством и было запрещено церковными канонами;

– активно внедрял в административно-политическую практику идеологию цезаропапизма, утверждавшую «симфонию» земной и церковной властей с полным подчинением церкви императору;

– ограничил культурно-политическое влияние латинской Италии, открыв Восточную Римскую Империю влиянию армяно-персидского Востока;

– заменил латынь в качестве официального языка Империи на греческий;

– будучи армянином по происхождению отличился беспрецедентным фаворитизмом в пользу выходцев из Армении, для многих из которых римские законы, традиции, обычаи были чужды;

– постепенно заменял римские законы на смесь армяно-персидских обычаев и традиций;

– по отношению к своим противникам ввел заимствованную из Персии практику мутиляции – отрезания и отрубания частей тела – от носа и языка до рук и ног, а также выкалывания глаз;

– проводил настолько неэффективную и непопулярную политику, что ряд провинций Византии – Сирия, Палестина, Левант, Египет – предпочли перейти под контроль арабов, нежели оставаться под властью Ираклия, в результате чего огромные территории, населенные христианами, оказались под контролем исламских государств, где и продолжают оставаться последние 14 столетий.

Именно Ираклий заложил корни того явления, какое в последующем получило название Великого Раскола (Великой Схизмы) христианского мира на две его части – западную латино-католическую и восточную греческо-православную.

Через длинный ряд событий многовековой истории православия, византийской и российской историй поведенческие образцы, заложенные Ираклием, дожили до наших дней.

Победитель тирана Фоки, создатель государственного самодержавия, воплотитель идеологии цезаропапизма, могильщик латинских норм и институтов в Восточной Римской империи, убийца в ней римского права и латыни, подлинный создатель той государственно-политической организации, какая много позже получит название, подчеркнуто отличное от Рима, – Византии, и какая затем – благодаря византийским эмигрантам, полным жгучего ресентимента, – будет воссоздана в Московии и России, прародитель Великого раскола, главный творец тех норм, традиций, институтов, какие в последующие столетия обеспечат устойчивое, все более нарастающее отставание восточнохристианских (православных) стран от западнохристианских (католических и протестантских).

Если и можно назвать главного «отца-основателя» традиционной российской государственной системы (по аналогии с «отцами-основателями» США), кому политическая, идеологическая, культурная традиция московско-российского государства обязана более всего, то это, скорее всего, именно Ираклий Младший, Ираклий I, император Восточной Римской империи в 610-641 гг.

Ираклий стал первым и, возможно, самым главным творцом, «отцом-основателем», нынешнего российского государственного политико-этико-культурного кода.

Если кому-то и должен был бы быть поставлен памятник Путиным (Сталиным, Грозным) рядом с Кремлем, или точнее – в самом Кремле, то это прежде всего Ираклию.

Андрей Илларионов
Источник


Андрей Илларионов
Автор статьиАндрей Илларионов Экономист, политик

Экономист, старший научный сотрудник Центра политики безопасности в Вашингтоне, президент Института экономического анализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий