Еврейский Аристотель
Я вместе со всем прогрессивным человечеством возмущён привлечением во власть в «Королевстве Северный Тель-Авив» пейсатых обскурантов, тунеядцев и нахлебников, ничего не сведущих в науках и технологиях. Хотя попалась мне в руки биография…
Рав Леви бен Гершон (Ральбаг, Гершуни — не путать с создателем боевой организации эсеров Григорием Гершуни,- Герсонид, Магистр Лев Иудейский, Леон де Багнольс) родился в 1288 в Баньол-сюр-Сез. Вероятно, его отец — рав Гершон бен Шломо из Безье, учёный и талмудист, автор 3-х томной энциклопедии «Врата небес», посвящённой философии, астрономии и физике. Родственные связи Ральбага прослеживаются с допущениями; его дед по материнской линии Леви бен Авраам (бен Хаим) а-Коэн, автор 6-томной энциклопедии «Диадема милости», обращённой и к библейской, и к «светской» науке, от каббалы до математики. Будучи строго кошерным иудеем и при этом последовательным рационалистом в понимании Платона и Аристотеля, дедушка толкует чудеса Танаха сугубо аллегорически. Естественно, такое «усечение» Святого Писания не всем нравилось и некоторые его книги запрещались, например, Рашба. Предположительно, дедом отца со стороны матери был Рамбан, родственники: Ибн-Яхье, Шимон бен Цемах Дурдан…
При любом раскладе очевидно, что Ральбаг обитал среди людей высочайшего интеллекта, самостоятельных мыслителей, порой с привкусом вольнодумства, знатоков как еврейских, так и прочих наук. Сам он был врачом, а родной брат Шломо — личным врачом Папы Бенедикта XII. Шломо поучаствует в переводе трудов Ральбага на латынь, порой по личному указанию Папы.
Данных по биографии Гершуни сохранилось немного — в отличие от биографии интеллекта. Женат он на своей двоюродной сестре, сестре деда Ташбаца. Про детей неизвестно. Жил то в Оранже, то в резиденции Пап Авиньоне, зарабатывал на жизнь врачебной практикой. О том, какие языки знал, спорят. В комментарии к Пятикнижию он часто сравнивает еврейские и арабские слова; трудно поверить в то, что врач не владел латынью — главным тогда языком общения на медицинские и с христианскими деятелями на духовные темы; конечно, и французский… Одни предполагают, что Ральбаг говорил на 6 языках, другие сомневаются даже во двух. Найденный в 1975 собственноручный список его книг, разделённый на группы: «Танах, Талмуд, науки», составлен на иврите и содержит только ивритскую литературу; иноязычные списки неизвестны. Места его жизни в целом отличались большей, чем в остальной Франции, терпимостью. В Авиньоне под покровительством Пап и в Оранже под рукой герцога Анжуйского евреев, конечно, не баловали, но и прижимали умеренно — что давало больше возможностей общения с мыслителями других народов.
Что несомненно — Ральбаг был гением масштаба больше Леонардо да-Винчи. Хотя бы по тому, что, помимо грандиозных открытий в науках и оригинальной философской системы, он был знатоком Писания и Талмуда, глубоким их комментатором. Начнём со внешнего.
Ральбаг — составитель первой таблицы синусов (пятизначной). Он доказал несколько геометрических и тригонометрических теорем, в частности «аксиому Архимеда (Евдокса)», заменил формулировку и обосновал 5 постулат Евклида. В написанной в 1321 году книге «Дело вычислителя» вывел формулы для расчёта числа перестановок, сочетаний и размещений, применив метод математической индукции, открытие которого приписывают… жившему через 400 лет Блезу Паскалю. Разработал алгебраические способы извлечения квадратного и кубического корней. В общем, многое из того, что я сдавал в школе и институте. В 1343 опубликовал исследование «О гармонических числах», немедленно переведённое на латынь и основополагающее поныне. И многое ещё в математике.
Им созданы комментарии к работам по логике Ибн-Рушда (Аверроэса), восторженно принятые. Историки философии считают его величайшим после Рамбама еврейским философом — при этом последовательно радикальным в своём рационализме.
Выдающийся астроном, он сочетал теоретические выкладки и эксперименты; одну из комнат своего дома превратил в «камеру-обскуру» и наблюдал затмения на задней её стене. Усовершенствовал астролябию и изобрёл инструмент для измерения угловых расстояний между небесными телами («Посох Якова»), с некоторыми усовершенствованиями использовавшийся в течение веков, в частности Колумбом и Васка да Гама. Кстати, идея создания микроскопа — его, хотя практически он разработан Янсенами и Галилеем на границе 16 и 17 веков. Методы измерения параллакса Луны и комет, предложенные и обоснованные Ральбагом, приписывают частично Региомонтану (15 век), частично Тихо Браге (16 в.). Ввёл в астрономию и физику теорию ошибок измерения, в дальнейшем усовершенствованную Галилеем (16-17 в.). Много занимался астрологией, в частности, его предсказание о бедствиях после 1345 «из-за сближения Сатурна и Юпитера» (в сразу переведённой на латынь с помощью брата Шломо по поручению Бенедикта XII работе), увы, сбылось — началом «Чёрной Смерти» в 1347.
Будучи в немалой степени поклонником и продолжателем принципов Аристотеля (как они изложены Ибн-Рушдом), Ральбаг при этом немало опровергал утверждения самого Аристо, в частности, доказал ошибочность постулата о «вечности материи». Он сформулировал столько новых принципов и идей, что нам не хватит газеты их только упомянуть. Немало под его влиянием находился Спиноза, а Декарт «за любые деньги» добывал трактаты Ральбага — ибо тот начинал революцию в механике и философии науки, продолженную Декартом и Ньютоном. Гершуни созданы также значительные труды по медицине, психологии и метеорологии… Трудно отыскать область знания, в которой Ральбаг не был бы открывателем и реформатором.
И всё-таки главной для врача и учёного оставалась творческая деятельность в Торе. В конечном итоге — здесь основные формулы бытия, а Ральбаг всегда стремился дойти до предельной ясности и точности в исследованиях и формулировках. Он никогда не занимал раввинских позиций — и всё-таки аббревиатура «Ральбаг» расшифровывается как «рабби Леви бен Гершон».
Главный многотомный труд называется «Войны Г-спода» (нашлись, конечно, те, кто, отвергая предельный рационализм, переименовали его в «Войны с Г-сподом»). Гершуни подчёркивает, что «все тезисы книги базируются на доводах разума, а не на пасуках Торы». Он постулирует, что «Всевышний не может требовать от человека ничего, что противоречит разуму». Рав Леви отвергает всё эзотерическое, полагая, что человеку доступно постичь большинство заповедей и даже тайн Создателя — ведь, согласно Эйнштейну, «Б-г не играет в кости» и, по Талмуду, «Он не ищет придирок к творениям» — и потому даёт им возможность отыскать правильные пути. Его комментарии к Пятикнижию и некоторым другим книгам Танаха получили высокую оценку лидеров поколений, изданы одной из первых еврейских печатных книг (1476) и постоянно переиздаются.
При этом Ральбаг утверждает и обосновывает, что учение Аристотеля не противоречит Торе: парадокс, ибо Аристо отвергал «создание мира из ничего» и некоторые другие основополагающие принципы Торы, а Ральбаг подчёркивал заблуждения великого грека! Видимо, имелся в виду сам подход Аристо, который стремился описать вселенную, во всех её ипостасях, языком метафизики, науки и логики.
Мне кажется, проявился в нём один из вариантов достояния, цитируемый мудрецами: «богатство, хранимое во вред его обладателю». Гершуни настолько умён и талантлив, что само обилие ума стало требовать особых полномочий. Он прекрасно знал: «Мои мысли — не ваши мысли», но полагал — до всего, что Всевышний предложил человеку, тот в принципе способен додуматься. И воплотить. Он анализирует аттрибуты Б-га и пророчество, суть души и вечность, Провидение и цель бытия… Его необъятному уму кажется, что может вместить всё…
Мудрец оставил мир 20 апреля (5 Ияра) 1344. В его честь назван кратер на Луне: «Рабби Леви».
А сейчас Вы мне скажите: те, кто твердят о «дикости религиозников», они таки верят своим словам? Или это просто форма борьбы такая, как у Геббельса?
Комментариев нет:
Отправить комментарий