понедельник, 23 января 2023 г.

Наследники еврейской пары, бежавшей от нацистов, подали в суд на Фонд Гуггенхайма из-за картины Пикассо

 

Наследники еврейской пары, бежавшей от нацистов, подали в суд на Фонд Гуггенхайма из-за картины Пикассо

Картина Пабло Пикассо, сегодня оцениваемая в 200 миллионов долларов, была продана за бесценок еврейской парой, отчаянно пытавшейся бежать от нацистов в 1938 году, — и теперь ее наследники хотят получить нынешнюю стоимость картины от Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, пишет журналистка «The New York Post» Катианна Боньелло.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Согласно иску, поданному в Верховный суд Манхеттена 20 января, картина 1904 года под названием «Женщина за глажкой» (La repasseuse) было подарено Фонду Гуггенхайма несколько десятилетий назад арт-дилером, который заплатил за нее отчаявшимся Карлу и Рози Адлер, спасавшимся от Холокоста, жалкие 1552 доллара. «Адлер не избавился бы от картины в то время и по той цене, за которую он ее продал, если бы не нацистские преследования, которым подвергались он и его семья», — утверждают пятеро нынешних наследников пары, некоторые из которых являются ее правнуками.

«Картина в настоящее время находится в неправомерном владении Гуггенхайма», и фонд отказался отдать ее, — утверждают родственники в юридических документах, требуя либо картину, либо ее предполагаемую стоимость от 100 до 200 миллионов долларов.

Карл Адлер, женатый отец троих детей, был председателем совета директоров крупнейшего производителя кожи в Европе, когда к власти пришли Адольф Гитлер и нацисты. Он купил «Женщину за глажкой» в 1916 году у тогдашнего престижного мюнхенского галериста Генриха Танхаузера. «В 1933 году установление нацистского режима в Германии разрушило их жизнь», — утверждают наследники в судебных документах, рассказывая о том, как Гитлер быстро принял и провел в жизнь законы, направленные на то, чтобы лишить евреев их имущества и разрушить их социальную и деловую жизнь.

Согласно иску, Адлер изначально пытался продать Пикассо, чтобы собрать деньги на побег, и в то время искал 14000 долларов. Сегодня эта сумма была бы равна примерно 300000 долларов. Он не продал ее, и к 1937 году евреи в Германии, включая Адлера, были лишены работы нацистами. Семья бежала из страны в июне 1938 года, но вместо того, чтобы отправиться прямо в Аргентину, как планировалось, они были вынуждены мотаться по Европе, платя нацистские «налоги на полеты» и покупая дорогие краткосрочные визы. До Южной Америки им удалось добраться лишь в 1940 году. «Адлеры нуждались в больших суммах наличных только для получения краткосрочных виз во время своего изгнания в Европе. Не имея возможности работать, находясь в бегах и не зная, что их ждет в будущем, Адлеры были вынуждены продавать все, что могли, чтобы быстро собрать как можно больше денег», — говорится в судебных документах. Это означало, продажу Пикассо сыну Генриха Танхаузера, Джастину, в октябре 1938 года за 1552 доллара — около 32000 долларов в сегодняшних долларах. «Танхаузер покупал сопоставимые шедевры у других немецких евреев, которые бежали из Германии и наживался на их несчастье. Танхаузер был хорошо осведомлен о бедственном положении Адлера и его семьи, и что, если бы не преследование со стороны нацистов, Адлер никогда бы не продал картину по такой цене», — утверждают наследники в судебном иске.

«Если бы Карл и Рози не сбежали вовремя, их, несомненно, постигла бы гораздо более трагическая судьба от рук нацистов», — говорится в иске. Рози Адлер умерла в 1946 году в Буэнос-Айресе в возрасте 68 лет, а 85-летний Карл умер в 1957 году во время визита на родину. Ни Карл, ни его дети не осознавали, что могут претендовать на картину, «которую, как они ошибочно полагали, Танхаузер приобрел на законных основаниях», утверждают наследники. Правнуки, в том числе калифорнийский адвокат Томас Беннигсон, и около 10 некоммерческих организаций, названных в завещании одного из детей Адлера, являются частью судебного процесса, в котором в качестве основания для возвращения произведения искусства цитируется Закон о возвращении произведений искусства, экспроприированных во время Холокоста 2016 года.

Это не первый раз, когда Беннигсон занимается произведениями искусства, которыми раньше владела его семья. В 2009 году он выиграл компенсацию в размере 6,5 миллионов долларов от чикагского коллекционера, владевшего картиной Пикассо 1922 года «Женщина в белом», которая когда-то принадлежала его матери Карлоте — дочери Карла и Рози. Танхаузер позже эмигрировал в Нью-Йорк и в конце концов завещал свою коллекцию произведений искусства, в том числе «Женщину за глажкой», Фонду Гуггенхайма после своей смерти в 1976 году. Семья Адлер впервые связалась с Фондом по поводу «Женщины за глажкой» в 2017 году, но учреждение отказалось вернуть «уникальную и незаменимую» картину, утверждают они. «Несправедливо со стороны Гуггенхайма продолжать извлекать выгоду из удержания картины без оплаты», — говорится в иске.

Фонд Гуггенхайма отклонил иск как «безосновательный» и заявил, что относится к вопросам реституции «чрезвычайно серьезно». Музей, который заявил, что обсуждал обвинения с адвокатами наследников в течение нескольких лет, заявил, что провел «обширное исследование» картины и связывался с сыном Карла Адлера, Эриком, в 1970-х годах, чтобы установить происхождение. Фонд отметил, что в то время Эрик Адлер не выдвигал никаких претензий. «Иск, поданный вчера, не касается картины, которая была изъята или конфискована нацистскими властями», — говорится в заявлении музея. «Скорее, картина, о которой идет речь, была продана Карлом Адлером, немецким евреем с обширными международными деловыми связями известному торговцу произведениями искусства – еврею Джастину Танхаузеру в конце 1938 или начале 1939 года».

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий