четверг, 5 января 2023 г.

СТРАШНАЯ СКАЗКА. НОВОГОДНЕЕ ЭССЕ

 

    фото из фб

Борис Гулько

Страшная сказка. Новогоднее эссе

5.1.2023

Важнейшим из искусств являются детские сказки. Ильич, считавший по-иному, был неправ.

Сказки воспитывают из детей народ. Европейские народные сказки, собранные и обработанные братьями Гримм и Шарлем Перро – жестоки. Характерная – «Мальчик-с-Пальчик» в версии Шарля Перро. Родители в ней для экономии припасов отвели своих сыновей в лес, чтобы их там съели дикие звери. А сообразительный крошка-сынок вернул своих братьев домой. Родители к тому моменту пополнили свои запасы и детям обрадовались. Читаем в хрониках, что в Европе со времён античных Греции и Рима было обычным выкидывать на улицу лишних детей.

Не лучше было отношение к старикам. Поэтому в сказках старуха обычно – ведьма или баба Яга, которая варит и ест деток, а старик – Кащей Бессмертный, который никак не помрёт. Какие сказки, такова и история Европы, полная крови, жестокости и войн.

Великую цивилизацию в Европе создали не народы, а непонятно откуда бравшиеся гении. Создатель театра абсурда Эжен Ионеско писал: «Лишь несколько редких человеческих созданий, несколько человеческих гениев сохраняют в себе дух и разум». Таким гением был великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Андерсен был филосемитом. В детстве он учился в еврейской школе, дружил с еврейской девочкой Сарой. Потом Сара появляется в его жалостливой сказке «Еврейская девочка». Сара несчастна, поскольку одинока в христианской стране.

Другая история изгоя, понятная еврею, проведшему детство в чуждой стране, рассказана в сказке Андерсена «Гадкий утёнок». Во вполне утиной семье рождается ни на кого не похожий птенец. «– Ужасный урод! – сказала она (мама утка, или родина). – И совсем не похож на других!» «Гадкому утёнку» «никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры». Впрочем, «Гадкого утёнка» согласились терпеть дикие утки, с условием: «только бы ты не лез к нам в родню». «Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, — о большем он и не мечтал».

Но вот «Утёнок» впервые увидел лебедей. Он «не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете».

. . . «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, а лебеди, завидев его, замахали крыльями и поплыли прямо к нему. . . в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!» Место птице – в стае своих. Похоже, Андерсен был стихийным сионистом.

Евреи любили Андерсена, одинокого в том мире, и всю жизнь поддерживали его. Последние свои годы сказочник прожил и умер в доме Мельхиоров, известной семье многолетних главных раввинов Дании; один из этой семьи был даже замминистра иностранных дел Израиля.

Другой великий сказочник Самуил Маршак в 1911 году, молодым человеком, совершил путешествие в Землю Израиля и написал полные любви к ней стихи и заметки. В ту пору еврейская община Палестины была бедна и существовала в большой степени на благотворительность евреев диаспоры (они платили специальный налог для евреев Палестины) и на помощь богатых еврейских филантропов как сэр Мозес Монтефиоре и барон Ротшильд. А в 1922 году Маршак написал сказку в стихах «Кошкин дом».

Богатая эмансипированная кошка не хочет знаться со своей бедной еврейской роднёй и велит прогнать бедных голодных племянников:

Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!

Кошка предпочитает светское общение с интернациональной компанией – всяких козлов и петухов.  Подруга-свинья сообщает:

Своих малюток-поросят
Я посылаю в детский сад,
Мой муж следит за домом,
А я хожу к знакомым.

Хотя расположение друзей кошки не выглядит искренним:

Петух
(тихо — курице)

Смотри, перина — чистый пух!

Курица
(тихо)

Она цыплят крадет, петух!

Чем не кровавый навет? По-настоящему дружба интернациональных «друзей» кошки-еврейки проверилась бедой. Кошкин дом сгорел. Видно, Маршак предвидел ужасы 30-х годов. Предвидеть их было несложно для переживших «малый Холокост» Гражданской войны в России. В убежище кошке отказали все её «друзья».

Обошли мы целый свет —
Нам нигде приюта нет!

заключает кошка. Тут вспомнились бедные родственники – котята. Они готовы были в необустроенной Палестине приютить европейских родственников:

Хоть у нас и тесно,
Хоть у нас и скудно,
Но найти нам место
Для гостей нетрудно!

 

11 лет спустя, в 1933 году, когда в Германии к власти уже пришли нацисты – смертельная угроза для евреев, Маршак посвятил поэму «Мистер Твистер» иной теме – американскому расизму. Миллионера Мистера Твистера, собравшегося в Ленинград и выбиравшего гостиницу, волновало:

Только смотрите,
Чтоб не было
Рядом
Негров,
Малайцев
И прочего
Сброда.
Твистер
Не любит
Цветного народа!

Евреи страдали от дискриминации, и тема расизма была им близка.

 

Борьба за гражданские права чернокожих вспыхнула в США в 60-е годы. В маршах за их права были активны и евреи. В известном марше 1964 года рядом с Мартином Лютером Кингом (МЛК) шагал известный консервативный раввин Абрахам Джошуа Хешель. Среди студентов, отправившихся в южные штаты для регистрации чернокожих в предвыборные списки, было много евреев. Двоих из них убили белые расисты. МЛК вспоминал о раввине, избитом за участие в их борьбе.

МЛК ценил поддержку евреев и сам сочувствовал сионизму. «Когда критикуют сионизм – подразумевают евреев; антисионист – наследник антисемита, и всегда был таким», писал он.
После принятия администрацией Линдона Джонсона «Программы позитивных действий», по-другомуобратной расовой дискриминации, и поддержки одиноких матерей системой велфера, чернокожее население южных штатов США в значительном количестве двинулось обживать успешные метрополии северо-запада страны. Особенно активно переселенцы селились в еврейских районах.

В 1990 году, в большой степени еврейскими голосами, мэром Нью-Йорка впервые был избран чернокожий Дэвид Динкинс.  На следующий год в Краун Хайтс, районе, который делят поныне хасиды ХАБАДа и чернокожие, случился еврейский погром. Динкинс решил «дать страстям выйти», и лишь на четвёртый день, когда президент США Буш-старший пригрозил ввести в Нью-Йорк Национальную гвардию, Динкинс дал приказ полиции вмешаться.

В первый день погрома 17-летний Лемрик Нельсон зарезал 29-летнего аспиранта университета из Мельбурна Янкеле Розенбаума. Жертва перед смертью опознал убийцу. Но суд оправдал Нельсона. После вынесения приговора семья оправданного и члены жюри отметили это банкетом. А Динкинс назвал вердикт «торжеством правосудия».

Традиционно чёрный антисемитизм был участью андеркласса. Типичен телерепортаж – репортёр расспрашивает обитателей бедного чёрного района: почему они не любят евреев. Ответы однотипны: «Я не антисемит. Но посмотрите вокруг – камера показывает городскую панораму – все эти дома принадлежат евреям». Источник чувств понятен – зависть. Евреи богаты. Хотя нет худшей участи для домовладельца – иметь собственность в таком районе. Среди прочих социальных бед их иногда сотрясают мятежи, сопровождаемые поджогами.  Мятеж чернокожих в южном Лос-Анджелесе весной 1992 года привёл к гибели 63 человек и убыткам в $1млрд.

Время от времени в смешанных районах становится популярной «игра в нокаут». Играется она так: к еврею или еврейке, для надёжности старым и ветхим, подходит сзади, или даже навстречу чёрный парень и неожиданно сильно бьёт в лицо. Цель игры – послать еврея в нокаут. Смерть сбитого с ног, видимо, тоже зачитывается за успех.

 

Самый авторитетный из современных консервативных публицистов США профессор истории Виктор Дэвид Хансон в статье от 29.12.2022 для Toronto sun описал явление, названное им «Самый новый антисемитизм» (СНА). Корни СНА он видит в ненависти университетских левых к Израилю, вызванной «невероятной победой Израиля в 6-дневной войне 1967 года». Израиль из андердога превратился в «империалистического неоколониалистского великана». «Университетский истеблишмент ныне – яростно антиизраильский, что неотличимо от антиеврейский», – пишет профессор.

Другой источник СНА по Хансону – «левый политический класс: конгрессменши Рашида Тлаиб, Ильхан Омар, феминистка Линда Сарсур». Список этот можно расширять долго.

«Особенно распространён СНА стал среди успешных афро-американских политиков, знаменитостей и миллиардеров… трудно найти какого-либо крупного чернокожего лидера, который не торговал бы антисемитизмом, будь то Джесси Джексон, Эл Шарптон, Луис Фаррахан или бывший пастор бывшего президента Барака Обамы Иеремия Райт», сообщает Хансон.

Вывод его пессимистичен: «Черный антисемитизм распространяется странным, опасным способом. Ортодоксия «проснувшихся» (так в США называют нынешних чёрных борцов с расизмом, Б.Г.) утверждает, что жертвы не могут быть обидчиками. Медиа, в которой доминируют левые, скрывает или контекстуализирует ненависть, пропагандируемую их собственными адептами.

Еврейско-американский истеблишмент остаётся преимущественно либеральным. И ему удобно упускать из виду черный антисемитизм, учитывая требования левой межсекторальной солидарности.

Итак, ожидайте, что СНА станет более распространенным и более токсичным», предупреждает Хансон.

 

«Гадкий утёнок» из сказки давно уже превратился в прекрасного лебедя, в один из ведущих в мире технологический, научный, гуманитарный и медицинский центр, спешащий помочь попавшим в беду из-за природных катастроф или стать убежищем для евреев из зон рукотворных несчастий, вроде нынешней войны России и Украины. Но Израиль одновременно остаётся фокусом, объединяющим зло, ищущее по миру себе применение.

Центром, организующим это зло стала ООН в разных своих подразделениях, как «Совет по правам человека» и «Международный Суд», а также в своих главных органах, Генеральной Ассамблее (ГА) и Совете безопасности.

10 ноября 1975 года мир решением ГА ООН отказал Израилю в праве на существование, признав его расистским государством. В декабре 1991 года, после краха «империи зла» СССР, ГА ООН отменила эту свою резолюцию.

Мир наш похож на сказку, в которой бродят по земле злые великаны и пытаются раздавить её героя. Сказка порой страшна.

Но по жанру её ожидаем счастливый конец.

 

Text

Description automatically generated

 Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Комментариев нет:

Отправить комментарий