суббота, 4 июня 2022 г.

Как Израиль упустил свою победу в Шестидневной войне

 

Как Израиль упустил свою победу в Шестидневной войне

В июне 1967 года, когда разразилась Шестидневная война, Израилю, отважному молодому государству, все еще живущему в непосредственной близости от Катастрофы европейского еврейства, только что исполнилось 19 лет. Израиль был окружен враждебными государствами, заявившими о желании его уничтожить.

Израиль был глубоко изолирован. США, отношения с которыми были еще очень ограничены, объявили о нейтралитете. СССР разорвал отношения. Франция, стратегический союзник Израиля, вскоре бросила его. Арабская враждебность достигла апогея.

Когда война закончилась драматическим триумфом Израиля, весь еврейский народ вздохнул с облегчением. Израиль стал любимцем, особенно в США. Американские евреи внезапно обрели новую гордость в связи с тем, что они связаны с этими «воюющими евреями». Быть евреем стало круто. И Израиль был опьянен своей новообретенной жизненной силой и территориальным расширением.

Война была первой в череде событий, изменивших стратегическую ситуацию Израиля. До Шестидневной войны большая часть арабского мира была убеждена, что существование Израиля и его прежние победы являлись необъяснимой и невыносимой исторической случайностью, которую он вскоре исправит своим поражением и разрушением. Однако победа Израиля в 1967 году была настолько сокрушительной, что ее уже нельзя было игнорировать, и начало формироваться зарождающееся осознание того, что Израиль остается на карте.


Это признание не произошло равномерно среди арабских государств или внутри них, и речь шла не о примирении, а скорее о принятии горькой реальности. Тем не менее началась медленная трансформация из конфликта из-за самого существования Израиля в спор о территории – процесс, которому шесть лет спустя, после того как Израиль отбил внезапное нападение в 1973 году, был дан значительный импульс. Если Израиль нельзя было победить даже при таких благоприятных обстоятельствах, оккупированные территории можно было вернуть только с помощью дипломатии, а не войны.

Шестидневная война впервые предоставила Израилю некоторую стратегическую глубину, заменив то, что Аба Эвен назвал «границами Освенцима», на «защищаемые» границы. Западный берег добавил более 30 миль к «узкой талии» Израиля шириной 8,7 мили к северу от Тель-Авива, в то время как Голанские высоты вывели большую часть севера Израиля из зоны досягаемости артиллерийского огня. Синай стал буфером между Израилем и Египтом. Иерусалим больше не находился в зоне досягаемости стрелкового оружия.

Война также стала поворотным моментом в американо-израильских отношениях. Вместо слабого государства, которое, как опасались США в разгар холодной войны, станет стратегическим и моральным бременем и осложнит их связи с многочисленными и богатыми нефтью арабскими государствами, Штаты стали рассматривать Израиль как военную силу и потенциального партнера. Потребовалось время до 1980-х годов, чтобы это изменение восприятия укрепилось, подготовив почву для появления стратегического альянса почти беспрецедентной глубины, включая де-факто гарантию безопасности США для существования Израиля.

«Особые отношения» – один из важнейших результатов Шестидневной войны. Из слабого государства первых десятилетий Израиль превратился в прочно стоящее на ногах, способное (согласно принятому американо-израильскому дипломатическому выражению) «самостоятельно защищаться от любого сочетания региональных угроз», и его существование больше не вызывает сомнений.


Сегодня у Израиля отношения с большим количеством государств, чем когда-либо прежде, формальный мир с шестью арабскими государствами и неформальные связи с другими, и он все глубже интегрируется в своем регионе. Израиль имеет среднеевропейский уровень жизни и стал глобальным центром высоких технологий.

По этим и другим причинам Шестидневная война фактически завершила экзистенциальную стадию конфликта Израиля с арабскими государствами. Это хорошие новости.

Полученные Израилем в 1967 году «защищаемые» границы позволили ему выдержать внезапное нападение в 1973-м, но не предотвратили ни его, ни неоднократные боевые действия с тех пор. Более того, контроль Израиля над новыми территориями фактически усилил мотивацию арабов к войне, поскольку Египет, Иордания и Сирия теперь потеряли свои собственные территории. Поддержка палестинцев – это одно, а собственная территория – совсем другое.


Предположение Израиля после войны о том, что он обменяет «землю на мир», было немедленно разрушено печально известными «тремя нет»» саммита Лиги арабских государств в Хартуме (сентябрь 1967 года) – ни признания Израиля, ни переговоров, ни мира – и в конечном итоге это предположение оказалось успешными только в отношении Египта.

Сирия не желала заключать мир, несмотря на предложение Израиля уйти с Голанских высот в 2000 году, а палестинцы отвергли драматические предложения о создании государства практически на всем Западном берегу и в Газе.

В этих обстоятельствах связанное с этим предположение первых десятилетий – то, что Израиль должен заканчивать все крупные конфликты, контролируя большую территорию, чем у него было в начале, для использования ее в качестве карты для переговоров, – также потеряло большую часть своей силы.

Более того, горький опыт на Западном берегу внушил Израилю глубокое отвращение к оккупации дополнительного враждебного населения, даже когда этого требовала военная необходимость. Это одна из основных причин, по которой Израиль в последние десятилетия воздерживался даже от временной оккупации Ливана или Газы – хотя, возможно, это был бы единственный эффективный способ борьбы с ракетными угрозами со стороны «Хизбаллы» и ХАМАСа.

До 1967 года большинство палестинцев жили под контролем Египта или Иордании. Оккупация Западного берега (и сектора Газа до 2005 года) вместе с собственным арабским (палестинским) населением Израиля теперь поставила большинство палестинцев под контроль Израиля. По сути, Израиль включил палестинский вопрос в себя, взяв на себя бремя как их повседневных дел, так и национальных устремлений. То, что раньше было межгосударственным вопросом между Египтом, Иорданией и Израилем, теперь стало проблемой Израиля.

Унизительное поражение в 1967 году арабов, особенно египетского президента Насера и идей панарабизма, которые он отстаивал, подорвало авторитет арабских режимов и проложило путь к дальнейшим драматическим переменам. В 1974 году на саммите в Рабате Лига арабских государств провозгласила, что ООП теперь является единственным законным представителем палестинского народа и что Египет и Иордания больше не должны представлять его.

Более спорным и, возможно, самым большим историческим последствием было то, что война высвободила скрытые мессианские и националистические силы в израильском обществе, которые теперь стремились утвердить суверенитет и заселить весь библейский Израиль.

Вскоре международное сообщество стало рассматривать поселения не только как препятствие на пути к миру, но и как почти необъяснимую и контрпродуктивную угрозу характеру Израиля как преимущественно еврейского и полностью демократического государства, его национальной безопасности и смыслу существования.

Неспособность отделиться от Западного берега и фактическая аннексия действительно стали величайшей угрозой национальной безопасности Израиля. Вместо того чтобы быть буфером безопасности, Западный берег стал основным источником терроризма и военной обузой для ЦАХАЛа.

Ничто так не навредило международному авторитету Израиля, как поселения. Большая часть левых американцев и европейцев, которые в 1967 году были самыми сильными источниками поддержки Израиля, сегодня осуждают Израиль и обвиняют его в том, что он препятствует миру и является оккупантом. Произраильские настроения в США уже не так однозначны, особенно среди молодежи, даже среди евреев. Отношение к Израилю стало настолько противоречивым, что некоторые общины запретили раввинам и преподавателям предлагать программы, связанные с Израилем.

Самое главное, если взять совокупное население Израиля и Западного берега, только 60 процентов его составляют евреи. Сионистское движение никогда не стремилось определить процент, при котором Израиль был бы «еврейским государством», но соотношение 60:40 явно не соответствует этому. Контроль над Западным берегом быстро превращает Израиль в двунациональное государство.

Некоторые делают упрощенный черно-белый вывод. Израиль может либо дать палестинцам право голосовать в кнессете и потерять свой еврейский характер, либо отказаться сделать это и перестать быть демократией. Однако демократия не абсолютна. 3 миллиона жителей Пуэрто-Рико – все они граждане США – не могут голосовать за кандидатов в конгресс или на пост президента, а только в местный законодательный орган. Точно так же и в случае с Израилем палестинцы по-прежнему будут иметь право голосовать за органы власти ПА, а не за депутатов кнессета. Будет ли это ударом по качеству израильской демократии? Да, но не ее гибелью.

Настоящая проблема заключается в том, что сохранение нынешней ситуации не обеспечивает разрешения палестинских национальных устремлений, обеспечивает непрекращающийся конфликт и неумолимо ведет к единому двунациональному государству.

Некоторые наивно полагают, что решение «одного государства» – новое и более демократичное решение конфликта. На самом деле с самого начала конфликта это была позиция арабов, которую Израиль яростно отвергал и которую также отвергло международное сообщество, принявшее решение о создании двух государств.

Тем, кто хочет узнать, как выглядит «единое» двунациональное государство на Ближнем Востоке, не нужно далеко ходить. Сирия, Ливан, Ирак были разрушены межконфессиональной напряженностью. Это то будущее, которое предлагает нам израильский «национальный лагерь», правые сторонники аннексии и поселенцы.

Спустя 55 лет после Шестидневной войны перспективы решения на основе двух государств кажутся туманнее, чем когда-либо, но жизнеспособной альтернативы до сих пор не предложено.

Шестидневная война была одновременно драматической военной победой, которая гарантировала выживание Израиля, и возможным семенем его окончательной гибели как демократического национального государства еврейского народа.

Чак Фрейлих, «ХаАрец», И.Н. Фото: Azouri Menashe, GPO/Национальная фотоколлекция.
Автор – бывший заместитель главы Совета по национальной безопасности Израиля, автор книги «Национальная безопасность Израиля: новая стратегия эпохи перемен» и готовящейся к публикации книги «Израиль и киберугроза: как нация стартапов стала глобальной сверхдержавой» √

А.К. Обычная агитка левых, вдруг забывающих об арабских поселениях внутри Израиля, о том, что любая отдача территорий арабам - очередная база террора.

РАШИЗМ ИЛИ РАЦИЗМ

 

    Фото из ФБ


Aleks Tarn

 
Рашизм или рацизм?
Я уже не раз говорил, что не испытываю особых симпатий к Украине по причине ее архи-антисемитского прошлого. Мне так же не очень понятно, чего ждать в этом отношении от вполне возможного – в случае украинской победы – воссоздания былой Речи Посполитой. Скорее всего, если Речь таки вернется к воскресшему покойнику, то это произойдет в виде конфедерации независимых Польши-Литвы-Украины-Латвии (которую с учетом все тех же исторических реминисценций впору будет называть не ПЛУЛ, а КА – «Конфедерацией антисемитов»). В будущем (то есть после эпохи Лукашенко) к ним может присоединиться и Беларусь. Подобное развитие событий стало бы и вовсе смертельным ударом не только по имперским притязаниям России, но и по перспективе сохранения ее государственной целостности.
Когда и если между РФ и Европой появится мощная прокладка в виде самостоятельного (в дополнение к НАТО), ориентированного на Запад оборонительного восточноевропейского блока, Россия вынуждена будет окончательно смириться с ролью Московии эпохи Ивана Грозного и «Смутного времени» – ролью лоскутной Московии, с высокой степенью вероятности обреченной на дальнейший развал и распад. Якутия сегодня далеко не такова, какой была во времена Ермака и его бандитов; «тунгуз» тоже таперича не «ныне дикой», да и «калмык», оставшись «другом степей» (особенно – нефтеносных), вовсе необязательно включит в этот дружеский круг ослабевший Кремль.
В этой ситуации станет проблематичной и задача удержания малонаселенного Дальнего Востока, отсеченного от Москвы многослойным пирогом взыскующих независимости поволжских, уральских и сибирских народов и народностей, которые давно уже мечтают предложить остальному миру свои алмазы, золото, нефть, газ, лес и прочие богатства напрямую, а не через условный Газпромбанк. Будут, впрочем, и всевозможные кадыр-попутчики, которые наотрез откажутся отсоединяться, поскольку привыкли жить разбоем и данью, собираемой с северного соседа – этих придется отрывать силой, как пиявок.
Лишь так, скинув с себя тяжкую обязанность считаться империей и претендовать на мировое господство, Россия сможет наконец реализовать огромный творческий потенциал и таланты своего народа. Реализовать не путем размахивания ядерной дубинкой, а развитием науки и технологии. Не хамским вмешательством в дела соседей, а сотрудничеством с цивилизованным миром. Сможет предъявить претензию на культурное, а не на военное превосходство. Сможет отличиться правдой и нравственностью, а не хамством и враньем. Мне кажется, что прекрасное может прорасти на этой несчастной земле лишь из-под обломков нынешней империи Зла. А потому (повторю то, что уже писал в первые дни войны) те, кто хотят русскому народу добра, должны всем сердцем желать поражения РФ – причем, самого сокрушительного и позорного, какое только может быть.
Впрочем, есть и прямо противоположная точка зрения – тех российских мыслителей и политиков, которые осознают реальность вышеописанного сценария как ужасающую угрозу. Развал Российской империи представляется им катастрофой – причем, не столько геополитической, сколько цивилизационной, идейной, которую можно уподобить лишь крушению Храма, Третьего Рима. Россия для них – Церковь, Россия для них – Религия в буквальном смысле этого слова: на нее они молятся, ее они готовы защищать со всем пылом религиозного фанатизма.
Лишь осознав это, можно понять истинные причины нападения России на Украину. Говоря об угрозе «расширения НАТО на восток», в Кремле имели в виду вовсе не сотню-другую американских ракетных установок в Прибалтике и Словакии. Думаю, даже самому последнему фантазеру не приходило в голову, что НАТО – обленившееся, обросшее жиром, сократившее свое вооружение в разы – вдруг, ни с того, ни с сего, атакует российские города и села. Да и зачем? Чтобы что? Что такого драгоценного они могли бы надыбать, захватив РФ? Нефть, газ, металлы, пшеницу? Но все это они получают и так посредством торговли – причем, намного дешевле, чем обойдется война, подчинение, восстановление и владение.
Зато перспектива создания ПЛУЛ, а то и ПЛУЛБ, не просто совершенно реальна, но и, похоже, вот-вот превратится в неотвратимую. Вывод из анализа тенденции, окончательно оформившейся к началу 2020-х годов, но проявившейся примерно двумя десятилетиями раньше, очевиден: если Кремль не предпримет экстраординарных мер, вышеописанный развал РФ становится лишь вопросом времени. Логика Путина и кремлевских идеологов предельно ясна: без Украины и Беларуси гипотетический восточноевропейский блок не опасен – значит, нет выбора, кроме как захватить/подчинить сначала Украину, а затем и Беларусь.
Для адептов «Религии-Россия» речь идет буквально о религиозной войне не на жизнь, а на смерть. Для иллюстрации этого утверждения я хотел бы отослать вас к вчерашнему (3 июня 22) откровенному, как обычно, интервью философа А.Е. Дугина, которое так и называется: «Россия – это церковь. Это религия». Как хорошо известно, Александр Гельевич давно уже превратился в главного идеолога путинского реваншизма и – шире – вполне уже оформившейся идеологии, которую многие именуют «рашизмом». Созвучие с «фашизмом» тут, конечно, неслучайно, хотя ярко выраженный националистический характер дугинских ценностей делает его идеологию более сходной с «нацизмом».
Пара «Дугин-Путин» очень напоминает другую комбинацию типа «идеолог-политик», а именно – «Генон-Гитлер». Где-то я уже отмечал, что если (по замечанию историков) «фашизм – это генонизм плюс танковые дивизии», то «рашизм – это дугинизм плюс танковые дивизии». Поэтому рекомендуется со всей серьезностью отнестись к словам и предупреждениям Александра Гельевича – даже к тем, которые пока еще выглядят нелепыми ввиду своей чудовищности. Ведь, судя по опыту, всё, что говорит А. Дугин, впоследствии реализуется на практике В. Путиным, причем, реализуется с точностью до самых блевотных деталей.
Вот основные положения этого (см. первый коммент) чрезвычайно показательного интервью (цитаты и выжимки):
1. Война с Украиной – это «фундаментальное изменение основ миропорядка, вызов течению истории». В этом смысле «судьба Украины отходит на второй план», то есть локальная победа над нею не столь уж и важна, хотя и непременно наступит.
2. «Львов будет освобожден и присоединен к нашему единому восточно-славянскому отечеству» – то есть к единой «киевской, московской, минской, литовской» отчизне. Но это, как уже сказано, лишь второстепенный итог происходящего.
3. Главное же заключается в том, что «Россия бросила вызов существующему вектору исторического развития, итогу 500-летней мировой истории… Путин стукнул кулаком и сказал: такого мира не будет! А если попробуете говорить с нами силой – тогда вообще никакого мира не будет».
4. «Это жест на уровне древних античных героев… Мы слабее Запада, но мы человечней… за нами – Божественный свет… Россия оказалась на высоте своего исторического бытия», хотя люди еще не осознают этого и речь идет о «решении одного человека». Это решение Путина, который «человек судьбы» – в том смысле, что «делает, что должно, исполняет свое предназначение».
5. Что касается нынешнего «класса российских элит», то «Путин принес это отребье в жертву…» Имеется в виду «правящее сословье, сложившееся в 90-е годы…», из которого «многие уже сбежали, но большинство остались, и они такие же, как те, что сбежали…»
6. «Путин принес их в жертву, но они пока этого не понимают. Эта жертва пока бескровная, но им уже сказали: пошли вон! А если хотите остаться, то меняйтесь! Меняйтесь в соответствии с задачей, которую сейчас решает фронт, решает тыл, решает народ, который массово поддерживает» войну.
7. Перед элитами, то есть перед всем (подчеркивает: ВСЕМ) элитным политическим классом, поставлен выбор: «либо исчезнуть» (пока еще бескровно, то есть побежать вслед за Чубайсом и прочими Явлинскими), либо превратиться из «менеджеров» – циничных, ориентированных на самообогащение и покупку недвижимости на Западе – в «истинно русских людей».
8. «Сейчас им говорят: всё, это закончилось: виллы сдайте, яхты сдайте, жен сдайте, любовниц сдайте и идите обнаженными, в рубище, на служение России… откажитесь от всего и идите за мной, за Россией – так сказал им Путин». Кто-то сбежит, но кто-то, например, «большинство силовиков с радостью перейдут в здоровое состояние». В течение 30 лет «из этих русских людей делали ублюдков», но теперь принципы отбора поменялись, хотя пока это не очень понятно, ведь «Путин очень аккуратный человек» и «делает всё незаметно», без громких слов и заявлений.
9. Но как раньше уже никогда не будет: «камня на камне от российской элиты не останется… Либо надо присягать священному Русскому государству, русской миссии, русской идентичности, либо исчезнуть с глаз» – ПОКА БЕСКРОВНО. Потому что иначе «Россия может спалить душу циника и подонка, и наступит конец этому человеку». Это «пока бескровно» повторяется в интервью несколько раз. Но как долго продлится это «пока»?
10. «Я думаю, у них еще есть пара месяцев», чтобы убежать бескровно. Но «к концу отпускного сезона окажется, что из отпуска вернулись не все… а где-то к осени эта чистка приобретет характер системного перелома, и дальше уже разговор будет другой… Дверь будет открыта еще месяца три, а осенью мы незаметно для себя окажемся в другой стране …и непонимание задач, которые ставит президент, будет означать военный саботаж в условиях военного времени…» Связи с Западом, которые раньше поощрялись, «теперь будут означать шпионаж».
11. «Россия – это как церковь, это как религия… именно поэтому в Россию надо верить, Россию надо любить… Это религиозное измерение нашей судьбы, нашей миссии, нашего народа становится необходимым компонентом…» жизни каждого русского. «Присягнуть России – это религиозный акт…»
12. СВО (спец.воен.операц.) когда-нибудь закончится победой РФ, в этом нет сомнений, но русским надо запастись терпением. «Мы вступили в такую фундаментальную войну с Западом, конца которой просто не может быть, потому что нас не победить, но и они так просто не сдадутся... Это только самое начало…»

РУССКИЕ НЕ БЕРУТ ГОРОДА. ОНИ ИХ УНИЧТОЖАЮТ

 "Город полностью уничтожили", - мэр Лимана


"Город полностью уничтожили", - мэр Лимана

Мэр Лимана Александр Журавлев заявил, что город полностью уничтожен, его захватили силы РФ.

Об этом сообщает УНИАН.

По словам Журавлева, в городе нет света, газа и воды, но там все еще находятся около 7,5 тысяч человек. Мэр отметил, что эвакуировать этих людей нет возможности.

Мировые цены на пшеницу упали: что известно

 Мировые цены на пшеницу упали: что известно

Мировые цены на пшеницу упали: что известно

Итальянская ассоциация сельхозпроизводителей Coldiretti сообщила о падении мировых цен на пшеницу.

По данным представителей ассоциации, цены упали на 10% и вернулись к показателям апреля 2022 года.

При этом в Coldiretti отметили, что цены на пшеницу снизились после слов президента РФ Владимира Путина о том, что он "дал зеленый свет на использование захваченных портов для экспорта, в том числе и для украинских культур"

Умерла Энн Тернер Кук - лицо торговой марки Gerber

 Умерла Энн Тернер Кук - лицо торговой марки Gerber


Умерла Энн Тернер Кук - лицо торговой марки Gerber

Умерла Энн Тернер Кук - американка, чей детский портрет стал культовым логотипом знаменитой компании Gerber.

Энн Тернер Кук умерла рано утром в пятницу в своем доме в Сент-Питерсберге (штат Флорида). Ей было 95 лет.


Стоит отметить, что личность Кук, которая попала на этикетку продукции Gerber, держалась в секрете до 1978 года.

"Gerber глубоко опечалена кончиной Энн Тернер Кук, первого ребенка, чье лицо было нарисовано, чтобы стать культовым логотипом более 90 лет назад. За много лет до того, как она стала выдающейся матерью, учителем и писателем, ее улыбка и любопытство покорило сердца и будут продолжать жить как символ для всех младенцев. Мы выражаем наши глубочайшие соболезнования семье Энн и всем, кто имел удовольствие знать ее", - заявили в компании. 

Израильтянка "взяла" золото на турнире по дзюдо в Тбилиси

 Израильтянка "взяла" золото на турнире по дзюдо в Тбилиси


Израильтянка "взяла" золото на турнире по дзюдо в Тбилиси

Израильская дзюдоистка Инбаль Шемеш стала победительницей турнира Большого шлема, который проходит в Тбилиси.

Как сообщает "Исраэль хайом", Инбаль Шемеш выступала в весовой категории до 63 килограммов. В финальном этапе израильтянка сразилась со спортсменкой из Бразилии Кетлейн Квадрус.


До этого Инбаль Шемеш победила представительниц Франции, Нидерландов и Бразилии. 

  Читайте нас в Telegram.

РФ сама справляется: на Украине ответили на призыв Макрона не унижать Россию

 

РФ сама справляется: на Украине ответили на призыв Макрона не унижать Россию

Призывы не допустить унижения России могут только унизить Францию ​​или любую другую страну, которая будет призывать к этому. Так отреагировал на заявления французского президента Эммануэля Макрона министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

"Потому как Россия унижает сама себя. Нам всем лучше сосредоточиться на том, как поставить РФ на место. Это вернет мир и спасет жизни",  написал он в "Твиттере".

Ранее Макрон заявил, что "нельзя унижать Российскую Федерацию", поскольку "однажды военные действия прекратятся", и можно будет "проложить путь к выходу из кризиса с помощью дипломатии".

За 100 часов переговоров с Путиным Макрон сделал "неожиданный" вывод

Невзоров: я переболел фашизмом

 Невзоров: я переболел фашизмом


Невзоров: я переболел фашизмом

Российский журналист Александр Невзоров ответил на критику российских СМИ по поводу получения украинского гражданства. 

Соответствующий комментарий он предоставил в интервью телеканалу "Украина 24".
 
"Я никогда и не скрывал того, что в свое время болел фашизмом, переболел им. Но благодаря этому я очень хорошо знаю его, очень хорошо знаю его симптомы, знаю слабые стороны, знаю его проявления, знаю его нюансы, знаю те ощущения, которые он дарит, и то, чего он панически боится", — отметил Невзоров.
 
По его словам, ему нельзя ставить в вину прежние взгляды, поскольку это было очень давно. Журналист также добавил, что пока не получил паспорт Украины. 
 
"Формально как такового паспорта еще нет. Он есть пока в виде указа Зеленского, и есть официальное сообщение об этом", — подчеркнул он.

Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле

 

Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле

В Иерусалимском культурном центре проходит выставка новых работ Вениамина Клецеля. Глядя на его работы, вспоминаешь ШагалаПикассоСутина и… Пиросмани. Однако он рисует «…свой Иерусалим»!
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
В свои «за восемьдесят» художник рисует ежедневно, быстро и будто по наитию. Но за этим стоит доброт



В свои «за восемьдесят» художник рисует ежедневно, быстро и будто по наитию. Но за этим стоит добротная выучка советской художественной школы.

Он родился в 1932 г. в городе Первомайск Одесской области и, если бы не война, вероятно, пополнил бы школу одесской живописи. Но семья эвакуировалась в Ташкент, где Вениамин окончил Ташкентское художественное училище, затем художественное отделение Ташкентского театрального института им. А. Островского. Во время службы в армии не расставался с карандашом. Годы преподавания в Самарской художественной школе и на архитектурном отделении Строительного института, работы в духе соцреализма…
Хива. 1961
Хива. 1961
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
Поселившись в 1990 году в Иерусалиме, Клецель будто выплеснулся за рамки строго академизма. Краски сорвались с цепи и поскакали, вырываясь из формы и перекрикивая жизнь.


  • Ожидание
  • У Стены плача
«Искусство не должно быть разумным. Оно должно быть чувственным прежде всего. Ум у художника должен быть, но живопись должна быть живописью. … Могут быть две-три краски, но это будут чувства».
«В Израиле у меня открылось как бы второе дыхание. Здесь пластика очень интересная: и камни, и архитектоника, и одежда».
«В великом Иерусалиме рисую камни, холмы, евреев. Восторг переполняет меня!»
Вениамин Клецель: искусство должно быть чувственным. Яркие картины «с характером» - на выставке в Израиле
«…у Клецеля свой Иерусалим, присущий только ему как главная составляющая творчества. В городе художника очертания домов и деревьев почти исчезают. И, словно освободившись от контурных ограничений, цвет переливается с пейзажа на случайную фигуру, крышу дома, край облака и возвращается обратно. Иерусалим стал олицетворением творческого ощущения Клецеля, он вошел в него как в автопортрет».
Галина Подольская


Вениамин Клецель — участник более 30 выставок: куйбышевских областных, российских, иерусалимских и международных. Художник — Член Союза художников России с 1976 года, Член Союза художников Израиля с 1991 года. На его счету не только живопись и графика, но и создание декораций к театральным постановкам, оформление литературных произведений. В Израиле вышло несколько книг с его иллюстрациями.

Работам мастера присущи гротеск и ирония, но вместе с тем — тепло и любовь к жизни.