«Стеклянная луковица» — на Netflix вышло продолжение детектива «Достать ножи». У Райана Джонсона вновь получился хит, но еще более забавный и свободный
На Netflix вышла вторая часть детектива Райана Джонсона «Достать ножи» — «Стеклянная луковица». Тем, кто не смотрел первую часть, делать это вовсе не обязательно — сюжетно картины никак не связаны. Но дело здесь вновь расследует детектив Бенуа Бланк, прекрасно сыгранный Дэниэлом Крейгом. На этот раз в поле его зрения — современный магнат, напоминающий чем-то Илона Маска. Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему этот сатирический детектив — настоящий подарок к новогодним праздникам.
«Стеклянная луковица» на Netflix — два с лишним часа пусть не счастья, но чистого неразбавленного удовольствия. Так бывает, когда встречаются ожидания зрителя (после «Достать ножи», ждавшего сиквела с нетерпением), самовыражение талантливого автора — Райана Джонсона, и добровольное соблюдение им правил и канонов обожаемого публикой жанра. В данном случае, классического детектива, идеальная модель которого была задана Агатой Кристи. Именно ее любимого героя Эркюля Пуаро отчасти пародирует неподражаемый Бенуа Бланк, «согласно Гуглу, лучший детектив в мире», к роли которого триумфально возвращается Дэниэл Крейг. Такое ощущение, что эксцентричного и слегка нелепого джентльмена (как выясняется здесь, еще и открытого гея) британский супермен играет с бо́льшим удовольствием, чем агента 007 или Микаэла Блумквиста из «Девушки с татуировкой дракона».
Если вы не видели «Достать ножи», ничего страшного. Два фильма объединены не сюжетом, а исключительно жанром и общей командой: Джонсон и Крэйг, плюс оператор Стив Йедлин, монтажер Боб Дюксэй и композитор Нэйтан Джонсон, кузен режиссера. «Стеклянная луковица» размашистее, свободнее, забавнее, а если говорить о собственно детективной интриге, то несколько завиральнее предыдущего фильма.
Но это и хорошо. Райан Джонсон обходится с традицией так же вольно, как в случае «Последних джедаев» — самого, с большим отрывом, оригинального фильма из саги «Звездные войны». Он понимает, что переплюнуть классиков невозможно (в этом его преимущество перед Кеннетом Браной с его Пуаро), а потому предлагает нам свободную фантазию на заданную тему. И развлекается на всю катушку.
«Стеклянной луковицей» называется роскошный дом миллиардера Майлза Брона (прекрасная роль Эдварда Нортона) на райском греческом острове, где собираются его заклятые друзья. У каждого и каждой есть веские причины желать ему смерти: политик нового образца и губернатор Коннектикута Клэр Дебелла (Кэтрин Хан), перспективный ученый Лайонел Тусэн (Лесли Одом-младший), знаменитая модель и дизайнер Берди Джей (Кейт Хадсон), скандально известный инфлюэнсер и блогер Дюк Коди (Дэйв Батиста). Наконец, его бывшая бизнес-партнер Эндри Брэнд (Жанель Монэ), отстраненная от управления их общей корпорацией с говорящим названием «Альфа».
Названий не говорящих здесь нет, каждая деталь — а фильм ими перегружен — что-то значит. Показанный невзначай револьвер, подобно чеховскому ружью, обречен на то, чтобы вовремя выстрелить. Так и должно быть в хорошем детективе. «Стеклянная луковица» (Glass Onion) — название злой остроумной песни The Beatles (она звучит на финальных титрах) и одновременно метафора многослойной, но прозрачной сюжетной структуры. Главный кайф, однако, не в ней, а в незабываемых типажах, ярких актерских перформансах, меняющихся на наших глазах амплуа.
Это касается и эпизодических появлений-камео. Уже один выход постаревшего героя-любовника Хью Гранта в роли сожителя Бенуа Бланка гарантированно сделает ваш день. Внимательных зрителей в лабиринтах фильма ждут эпизодические столкновения с Итаном Хоуком, Анджелой Лэнсбери, Йо Йо Ма и Сереной Уильямс, ну и еще смешнейшие упоминания Джареда Лето и Джереми Реннера. А рингтон для часов, бьющих в доме Майлза, по специальному заказу написал «Фил Гласс».
Если бы «Стеклянная луковица» не была настолько цельной и складной, ее можно было бы ласково обозвать капустником. По меньшей мере, к рождественскому столу этот полнометражный спешл можно подавать смело. Однако из этого не следует, что Джонсон снял обычный развлекательный фильм с увлекательной фабулой, забавными пасхалками и чередой эффектных бенефисов.
Как и любой достойный детектив, «Стеклянная луковица» — притча с моралью, изложенной (важная примета качества) без нравоучительной интонации, иронично и как бы вовсе не всерьез. Поставленная в центр событий фигура эксцентричного богача-креативщика — не столько шарж на вездесущего Маска, сколько повод задать извечный вопрос о вседозволенности, в свою очередь, органически связанный с этикой любого преступления.
Играя с понятиями таланта и даже гениальности, Джонсон наводняет особняк Майлза воображаемыми (но сразу узнаваемыми) шедеврами живописи — тут у него Ротко, Твомбли, Уорхол, Лихтенштайн, даже Леонардо. Но как картины эти — всего лишь реквизит, дразнящий воображение зрителя, так и моцартовская легкость, с которой принимаются решения о революционных инновациях, оказывается тщательно поставленным фейком. Джонсон вместе с невозмутимым Бланком расследует и разоблачает сильных мира всего, прячущих за непринужденностью и демократичными повадками давно знакомые нам качества — алчность, прагматизм и нарциссизм. Здесь праздничный голливудский детектив подбирается уже к темам «Белого лотоса» и «Треугольника печали», меняя регистр с безобидно-шутливого на сатирический.
Это, несомненно, справедливо. И немного обидно. Все-таки впереди нас ждет, как положено в детективе, несколько смертей, но решительно никого не будет жалко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий