пятница, 23 декабря 2022 г.

Борис Гулько | Требуется пророк

 

Борис Гулько | Требуется пророк

Двукратный чемпион США Арнольд Денкер вспоминал, как Самуэль Решевский 9-го Ава, в годовщину разрушения двух Иерусалимских Храмов, горько плакал. «Сэмми, это же случилось давно, около двух тысяч лет назад», – пытался успокоить великого шахматиста Денкер. Что меняет давность несчастья?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Борис Гулько

Автор Борис Гулько

Время стирает эмоции и позволяет увидеть событие в должном ракурсе. Представим: во время осады Иерусалима 66–70 годов н.э. у евреев победила бы партия мира – её возглавлял выдающийся раввин Йоханан бен Заккай; евреи откупились бы от римлян, и Второй Храм не был бы разрушен. История бы остановилась, и в храмовом дворе поныне ежедневно приносились бы жертвы? Вряд ли . . .

Катастрофа Иудейской войны была завершением череды гражданских войн евреев, начавшихся восстанием Хасмонеев против доминирования царства Селевкидов и против их союзников евреев-ассимиляторов в 167 году до н.э. В 164 году до н. э. был освобождён Храм и возобновилось богослужение. Тогда, мы верим, произошло чудо Хануки.

В 142 году до н.э. Хасмонеи победили и восстановили еврейское государство, но междоусобицы продолжались. Два брата из династии Хасмонеев в борьбе за власть пригласили на помощь римлян, из-за этого в 63 году до н.э. Иудея утратила независимость. В 66 году н.э. экстремисты восстали против римлян. В осаждённом Иерусалиме три враждующие фракции евреев сражались друг против друга; сами сожгли склады с продовольствием и уморили город голодом. В 70 году н.э. Иерусалим пал, Второй Храм был сожжён. Время храмового иудаизма закончилось.

Следующие 18 столетий мы провели в поисках себя. Во 2-м веке возник раввинистический иудаизм, развитие его сосредоточилось в йешивах и в Вавилонских академиях. В начале 2-го века была записана Мишна, в 6-м веке или в начале 7-го – канонизирована Гемара. Возник Талмуд – «устная Тора».

Одновременно развивалась мистическая часть иудаизма – каббала, по-другому «тайное учение», к сегодняшнему дню далеко уже не тайное. Заслугу её создания принято относить рабби Шимону бар Йохаю, записавшему во втором веке, считают, основу каббалы книгу «Зогар». Важным этапом её развития в 16-м веке стали труды каббалистов Цфата, в первую очередь Аризаля. В 18-м веке на Подолье возник хасидизм – синтез раввинистического иудаизма и каббалы. Заслугу этого изменения несёт Баал-Шем-Тов.

Одновременно с духовными поисками евреи двигались по миру, оказывая значительное влияние на цивилизацию и, согласно учению каббалы, собирая искры святости, занесённые в наш мир. Важными остановками в этом движении через века и страны были северная Африка, далее Иберийский полуостров. Пребывание евреев в Испании считают самым счастливым нашим временем периода рассеяния. Там родились крупнейшие мудрецы средневековья Рамбам, Рамбан, ибн Эзра, Абарбанель, великие поэты, некоторые стихи которых стали частью еврейского богослужения.

История европейских евреев трагична, но и прекрасна. Геноцид периода «чёрной смерти» 14 века, когда обезумевшие от ужаса перед пандемией чумы соотечественники сжигали живьём целые общины евреев; резня времён Крестовых походов; погромы и массовые избиения евреев в Хмельничину, в Гражданскую войну в России, наконец Шоа. Пережили мы изгнания из Испании, из Англии, из Франции, из разных земель Германии, и напротив, лишение свободы покинуть СССР. При этом велики духовные достижения европейских евреев, и не только в области иудаизма. Гейне стал национальным поэтом Германии; Мицкевич – Польши; Мандельштам и Пастернак – СССР. Евреи – среди величайших в точных науках и медицине, в экономике и гуманитарных областях. Рыночная экономика основана на трудах Давида Рикардо, фон Мизеса, Ротбарда, Милтона Фридмана. Профсоюзное движение в Европе создал Лассаль, а коммунистическое – Карл Маркс. Российские евреи от террористов как их лидеры эсеры Гершуни и Евно Азеф, фундаменталистов Троцкого, Свердлова, на четверть еврея Ленина до умеренных – еврейской соцпартии Бунд и меньшевиков во главе с Мартовым взялись в России претворять в жизнь идеи Маркса. Когда российский эксперимент провалился, немецкие философы-марксисты, тоже евреи, создали теорию неомарксизма и повезли её, спасаясь от Гитлера, имплантировать в американскую жизнь. Сейчас эта теория стала руководящей у правящей в США Демпартии.

Но более мудрый, чем все эти еврейские эпигоны Маркса, политический мыслитель и активист австрийский адвокат Теодор Герцль ещё в конце 19 века, наблюдая за несправедливым судебным преследованием обвинённого в шпионаже французского офицера еврея Альфреда Дрейфуса, и, главное, за реакцией на эту несправедливость наиболее прогрессивного в Европе французского общества, понял, что будущности у евреев в Европе нет. С небывалой энергией он увлёк в проект возвращения евреев на свою землю успешных европейских евреев, а также некоторых правителей европейских стран. Со временем реализацию сионистского проекта Герцля возглавили марксисты, оттёршие в сторону националистов-ревизионистов, возглавляемых блистательным Зеевом Жаботинским. Марксисты хранили унаследованные от их гуру интернационалистские иллюзии.

Сионистская идея привлекла и восточных евреев – персидских, иракских, курдских, живших на окраине ойкумены со времён царя Шломо йеменских, турецких, эфиопских, североафриканских. Возглавили еврейское государство, возникшее в 1948 году, ашкеназы-социалисты.

Достижения основателей Израиля трудно переоценить. Они с нуля создали государство, одержали победы в граничивших с чудом войнах с многократно превосходившим численностью врагом: за независимость, в Шестидневной 1967 года, почти проигранной Судного дня 1973 года.

Но затем, основываясь на интернационалистских заблуждениях, социалисты перечеркнули многие из своих достижений, заключив в 1993 году позорный мир с террористами, имеющими неприкрытой целью уничтожение Израиля и всех его граждан-евреев. Этот «мир» стоил евреям не менее 10 000 убитых и покалеченных, собирает свой кровавый урожай и сегодня. Продолжением его стало «размежевание» – сдача врагам сектора Газы в 2005 году.

Преодолев неразбериху последних 4-х лет с пятью национальными выборами, в Израиле после выборов 1 ноября впервые в современной истории к власти приходит национально ориентированное религиозное правительство. Круг истории замкнулся. Собрав по миру «искры святости», исполнив свою провидческую задачу, мы оказались в той точке, в которой нашли себя Хасмонеи, победившие греков-селевкидов и их еврейских союзников-ассимиляторов. Роль последних история отвела ныне пост-сионистам из прошлого лоскутного правительства, подчинявшим политику и будущность Израиля диктату США.

Небывалая вещь: законный, действующий ещё премьер-министр страны Яир Лапид призывает народ своей страны к бунту против ещё не сформированного правительства, составленного из представителей честно и убедительно выигравших выборы партий: перекрывать мосты; захватывать улицы. Яростно атакуют создаваемое национальное правительство, его цели и другие лидеры провалившейся лоскутной коалиции. Ариэль Кахана в статье для Israel Hayom пишет: «Яир Лапид, Бенни Ганц и Гидеон Саар – разумеется, «ради государства» – делают заявления в качестве премьер-министра, министра обороны и министра юстиции, которые пятнают имидж Израиля во всем мире. Их цитируют международные СМИ».

Сейчас перед руководством евреев стоят задачи, какие стояли перед Эзрой, Нехемией и возвратившимися из вавилонского плена евреями в конце 6-го века до н.э. Те построили Второй Храм. В 1967 году, после невероятной победы в Шестидневной войне, от этих задач ловко отмахнулся тогдашний военный министр Израиля Моше Даян, охотно уступив Храмовую гору Иордании («Зачем нам нужен этот Ватикан?» – вроде, произнёс он.)

Сейчас евреи поднимаются на Храмовую гору и молятся там. В первый день Хануки побывал на горе и я. Раввин, представляя собравшихся, вполголоса произнёс утреннюю молитву – унизительное правило, позорно принятое прошлыми руководителями евреев – нам запрещено молиться в полный голос на самом святом для нас месте в мире. Потом на камень передо мной взгромоздился пришедший с нами босиком невысокий парнишка и благословил нас. Это был коэн – они с древности должны исполнять правило: разуваться перед произнесением благословений евреям. Меня обдало неведомой ясно ощутимой волной.

1952 года, со времени разрушения римлянами Храма, мы ждали возобновления благословления коэнами евреев на Храмовой горе. И вот теперь это происходит. Что дальше?

Можем ли мы построить на Храмовой горе Третий Храм? А если построим – каким будет там Богослужение?

Боюсь, сегодня этого ясно не представляет никто. В ежедневной утренней молитве соблюдающие евреи всего мира произносят: «В Храме, который, Господь, построишь своими руками». Почему Он? Нам самим слабо’? Я слышал от раввинов, что для строительства Храма евреям необходимо руководство пророка. А пророчества покинули нас, полагают, в 4-м веке до н.э.

Хотя любой может вспомнить немало сбывшихся современных пророчеств. Например, знаменитое эссе Андрея Амальрика, опубликованное в 1969 году: «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» Расхождение даты предсказанного в нём развала СССР в несколько лет несущественно. Но пророкам, кроме руководства небес, необходимо ещё большое мужество. Мало кто из библейских пророков умер своей смертью. Погиб, вероятно за своё пророчество, и Амальрик.

Еврейское руководство должно решить ныне ключевые для народа вопросы исторической важности, как практические, так и теологические. Остаётся надеяться, что главам нашего народа это окажется по силам.

Борис Гулько | Галутная жена

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Комментариев нет:

Отправить комментарий