вторник, 27 декабря 2022 г.

Недельная глава «Ваигаш». Рефрейминг

 

Недельная глава «Ваигаш». Рефрейминг

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 26 декабря 2022
Поделиться113
 
Твитнуть
 
Поделиться

Маймонид назвал идеальный в своем понимании тип человека — то есть мудреца — «рофе нефашот» («врачеватель душ») . Сегодня мы называем такого человека «психотерапевтом» — а слово это, возникшее относительно недавно, образовано от двух греческих слов: «психе» («душа») и «терапия» («лечение»). Поразительно, как много евреев среди врачевателей душ, заложивших основы этой области знания в современную эпоху.

Евреями были почти все психоаналитики раннего периода, в том числе Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Отто Ранк и Мелани Кляйн. Поскольку они составляли подавляющее большинство, в нацистской Германии психоанализ прозвали «еврейской наукой». Более недавним вкладом евреев в эту область науки стали работы Соломона Аша о конформизме, труды Лоренца Кольберга по психологии развития и Бруно Беттельгейма по детской психологии. Леон Фестингер ввел понятие когнитивного диссонанса, Говард Гарднер выдвинул идею множественного интеллекта, а Питер Саловей и Дэниел Гоулман — теорию эмоционального интеллекта. Абрахам Маслоу открыл нам много нового о механизмах мотивации, а Уолтер Мишель (путем знаменитого «зефирного эксперимента») — об умении владеть собой. Даниэль Канеман и Амос Тверски дали нам теорию перспектив и поведенческую экономику. Не так давно Джонатан Хайдт и Джошуа Грин первыми занялись эмпирическими исследованиями нравственных эмоций. Этот список можно продолжать.

Однако я считаю чуть ли не важнейшим вкладом евреев в психологию труды трех выдающихся ученых: Виктора Франкла, Аарона Т. Бека и Мартина Зелигмана. Франкл создал метод логотерапии, основанный на поиске смысла жизни. Бек вместе с коллегами создал самый эффективный метод лечения — когнитивно‑поведенческую терапию. Зелигман дал нам позитивную психологию, которая призвана не только излечить от депрессии, но и указать путь к счастью или преуспеванию через обучение оптимизму.

Подходы совершенно разные, но между ними есть нечто общее. Все они зиждутся на идее, выдвинутой гораздо раньше (в учении Хабад в «Танья» рабби Шнеура‑Залмана из Ляд), что, изменив свой образ мыслей, мы изменим и свое настроение. Эта теория с самого начала была прямо‑таки революционной и резко контрастировала с другими теориями человеческой психики. Одни ученые полагали, что наши характеры предопределены генетическими факторами. Другие — что нашей эмоциональной жизнью управляют опыт раннего детства и бессознательные влечения. Третьи (самый знаменитый представитель этого течения Иван Павлов) считали, что поведение человека предопределяют условные рефлексы. Согласно всем этим теориям, наша внутренняя свобода втиснута в жесткие рамки. Наши характеры и эмоции главным образом предопределяются вовсе не разумом, ведущим сознательную психическую деятельность, а какими‑то иными факторами.

Однако Виктор Франкл показал, что возможен и другой подход. Причем показал он это в ужаснейших условиях, в каких когда‑либо оказывался человек, — в Аушвице.

Оказавшись там в качестве заключенного, Франкл обнаружил, что нацисты отнимали у людей почти все, что делает человека человеком: личные вещи, одежду, волосы, даже имена. До того как попасть в Аушвиц, Франкл был психотерапевтом и специализировался на лечении людей с суицидальными наклонностями. В лагере он в меру своих возможностей старался пробудить у узников волю к жизни, поскольку понимал: стоит ее утратить, их дни сочтены.

И там он сделал фундаментальное открытие, которое впоследствии его прославило: «Мы, прошедшие через концлагеря, можем вспомнить людей, которые, идя по бараку, утешали других, отдавали им свой последний кусок хлеба. Возможно, таких людей было немного, но их существование доказывает: у человека можно отнять все, кроме последней из его свобод: самому выбирать, как относиться к любым внешним обстоятельствам, самому выбирать свой собственный путь» .

Что же меняет отношение человека к обстоятельствам? Что пробуждает в нем волю к жизни? Вера в то, что существует задача, которую он должен выполнить, миссия, которую он должен осуществить: что‑то, что пока еще он не завершил, ожидающее выполнения в будущем. Франкл обнаружил: «По‑настоящему важно не то, чего мы ждем от жизни, а то, чего она ждет от нас» . Некоторые узники утратили надежду и больше ничего не ждали от жизни. А Франкл сумел доказать им, что «жизнь все еще чего‑то ждет от них». Например, у одного остался в живых ребенок где‑то на чужбине, и ребенок ждал, когда отец приедет. Другой осознал, что должен дать миру книги, которых никто другой не сможет написать. Апеллируя к чувству зова из будущего, Франкл помогал товарищам докопаться до их жизненного предназначения даже в ущелье смертной тени.

Перемену в образе мысли, сопряженную с этими усилиями, нарекли (особенно в когнитивно‑поведенческой терапии) переосмыслением механизмов восприятия, или понятием «рефрейминг», отсылающим к метафоре рамы. Порой достаточно поменять раму, чтобы картина стала смотреться иначе.

Этот закон верен и для нашего отношения к жизни. Объективная реальность — та же самая, но в результате рефрейминга мы воспринимаем эту реальность иначе. Франкл пишет, что смог выжить в Аушвице благодаря тому, что каждый день воспринимал все вокруг так, словно находится в университете и читает лекцию о психологии концлагеря. Эта мысленная установка претворяла все, происходившее с Франклом, в серию наглядных примеров, подкреплявших его тезисы в лекции: «Благодаря этому методу мне каким‑то образом удалось возвыситься над ситуацией, над страданиями в текущий момент, — за ними я наблюдал так, словно они уже остались в прошлом» . Рефрейминг учит нас: хотя мы не всегда можем изменить обстоятельства своей жизни, мы можем изменить свой взгляд на них, и уже эта операция изменит наше настроение.

Однако это открытие, сделанное в современную эпоху, на деле хорошо забытое старое, поскольку первым великим мастером рефрейминга в истории был Йосеф: это описано в нашей сегодняшней главе и главе, которую мы будем читать на следующей неделе. Припомним факты.

Братья продали Йосефа в рабство. Тринадцать лет он провел в неволе, двадцать два года — в разлуке с родными. Если бы его переполняли обида на братьев и жажда мести, это вполне можно было бы понять. И все же он возвысился над подобными чувствами, причем именно благодаря тому, что переосмыслил свое отношение к случившемуся. Вот что он говорит братьям, решившись открыться:

«Я Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет! Но не печальтесь и не досадуйте, что продали меня сюда, ибо ради [вашего же] выживания Б‑г послал меня [сюда] прежде вас… Б‑г послал меня перед вами, чтобы вы уцелели на земле — чтобы вы выжили и стали многочисленны. Так что не вы отправили меня сюда, а Б‑г» (Берешит, 45:4–8).

Йосеф открывается братьям. 1816

А вот что он говорит спустя несколько лет, после смерти их отца Яакова, когда братья испугались, что теперь Йосеф, возможно, отомстит им:

«Не бойтесь. Разве я вместо Б‑га? Вы задумали против меня зло, но Б‑г переиначил его к добру, чтобы ныне осуществить [это] — спасти жизнь многочисленному народу! Не бойтесь, я буду обеспечивать и вас, и ваших детей» (Берешит, 50:19–21).

Йосеф переосмыслил свое прошлое. Он больше не считает себя жертвой несправедливости братьев. Он воспринимает себя как человека, которому Б‑г поручил особую миссию: спасти жизнь людям. Все, что с ним произошло, понадобилось, чтобы он смог выполнить свое жизненное предназначение: спасти целый регион от вымирания в голодные годы и дать надежный приют своей семье.

Этот единственный акт рефрейминга позволил Йосефу избавиться от жгучего негодования и обиды на несправедливость. Дал силы, чтобы простить братьев и помириться с ними. Претворил негативную энергию чувств, обуревавших Йосефа при воспоминании о прошлом, в целеустремленную заботу о будущем. Йосеф, сам того не зная, предвосхитил одно из величайших направлений современной психотерапии. Он продемонстрировал могущество рефрейминга. Мы не можем изменить прошлое. Но, изменив свое отношение к прошлому, мы можем повлиять на будущее.

В какой бы ситуации мы ни оказались, переосмыслив свое отношение к ней, мы можем целиком изменить реакцию на происходящее, и это даст силы выжить, мужество не сдаваться и стойкость, которая поможет пройти сквозь мрак к заре нового, светлого дня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий