Его судьба – в судьбе народа
Незадолго перед крушением Советского Союза в периодической печати и некоторых журналах стали появляться статьи по истории и проблемам немцев СССР, хотя жесткое табу с этой запретной темы официально снято не было. Но неофициально, как вспоминаю, Кремль дал понять, что не хочет терять своих немцев, все настойчивее требующих восстановить Автономную республику на Волге, а также национальные автономные районы в местах компактного довоенного проживания.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Уравняйте нас с евреями!»
Одновременно значительная часть советских немцев категорически отказывалась от любых видов автономии, требуя уравнять их с евреями, разрешив беспрепятственный выезд на историческую родину в Германию.
Власти взволновались и пошли на ряд существенных уступок. Так, в 1989 году Немецкий драматический театр был переведен из казахстанского города Темиртау в тогдашнюю столицу республики Алма-Ату, выходившая в Москве Центральная газета советских немцев Neus Leben («Новая жизнь») была укреплена группой журналистов, немцев по национальности, проживавших в Ташкенте, Фрунзе и Перми. Восстановили два немецких района в Алтайском крае и Омской области. В 1989 году в Алма-Ате с привлечением ученых из ФРГ и ГДР была проведена конференция «Немцы в братской семье cсоветских народов».
Примечательно, что на ней речь в основном шла не о братстве, а о депортации и репрессиях против немецкого населения.
Председательствовал на конференции секретарь ЦК Компартии Казахстана Узбекали Джанибеков. Ну а знаменательна она тем, что впервые с «высокой партийной трибуны» директор института истории Академии наук Казахской ССР Манаш Козыбаев охарактеризовал депортацию немцев, заключение их за колючку лагерей, ограничения в правах и свободах, как геноцид.
В августе 1989 года уже в Москве в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС состоялась первая Всесоюзная конференция, посвященная немцам Светского Союза, в которой также участвовали ученые из ФРГ и ГДР.
Эти две конференции, по сути, явились неким сигналом начала изучения истории и современного положения немцев СССР. С германской стороны в них деятельное участие принимал доктор философии Альфред Айсфельд (Dr. Alfred Eisfeld).
Почему я об этом вспомнил? Прежде всего потому, что долгие годы именно он является крупнейшим и авторитетнейшим специалистом по вопросам истории, культуре и нынешнему положению немцев в Российской империи, Советском Союзе и СНГ, российской и советской национальной политике, германо-российским, германо-украинским и германо-казахстанским национальным отношениям. Глубина и обширность затрагиваемых тем его публикаций в авторитетных изданиях Запада и Востока, а их более сотни, впечатляет.
Родился Альфред Айсфельд в семье немцев-спецпереселенцев из Днепропетровской области, перемещенных в 1943 году на контролируемую Германией территорию Польши (провинция Вартенгау), которых в 1945 году «репатриировали» в Удмуртскую АССР.
Первые годы его жизни прошли в бывшем лагере для военнопленных, которых после 1945 года сменили советские немцы-репатрианты.
В 1956 году, когда режим спецпоселения был отменен, но возвращаться немцам в места довоенного проживания категорически было запрещено, Айсфельды переехала в поселок Фабричный Алма-Атинской области, поближе к родственникам и односельчанам, которые в отличие от них были депортированы в Казахстан еще в августе 1941-го.
В 1972 году семья Айсфельд, после восьми отказов, получила наконец разрешение на переезд к родственникам в ФРГ.
После полутора лет «доучивания» в немецкой гимназии Айсфельд, поступил в университет Бонна где специализировался на изучении «Истории стан Восточной и Юго-Восточной Европы» и «Политических науках».
С зимнего семестра 1976-77 годов он продолжил обучение в Мюнхене, в университете Людвига-Максимилиана с добавлением направления «Журналистика».
В 1983 году, защитив диссертацию на тему «Немецкие колонии на Волге в 1917–1919 гг. и Германский Рейх», и сдав выпускные экзамены он получил диплом об окончании университета и степь доктора философии. Кстати, эта его работа, темой которой стали немцы в СССР, явилась первой написанной и защищенной в Германии после 1945 года.
Одновременно он активно включился в общественную деятельность Землячества немцев из России по интеграции в немецкое общество тогда еще немногочисленной группы студентов, родившихся в СССР.
В 1980 Айсфельд стал одним из инициаторов открытия культурного центра «Дом российских немцев», в котором предполагалось создание библиотеки, архива и музея. В числе первых он перечислил на его счет свою почти месячную стипендию в размере 300 DM. К слову, известный писатель и этнограф, внёсший огромный вклад в изучение истории немецкой эмиграции в Российскую империю из Восточной и Юго-восточной Европы д-р Карл Штумпп (Dr. Karl Stumpp) внес 1 000 DM.
В 1984 году Альфред Айсфельд был принят на работу в качестве научного сотрудника в мюнхенский Институт Восточной Европы.
Первой значительной его работой стала адаптация обширного вопросника, разработанного для опроса эмигрантов из СССР в США, для опроса этнических немцев, переселившихся из СССР в ФРГ. Здесь весьма кстати пришлись знания по истории, географии и правому статусу немцев в СССР.
Переосмысление недавнего прошлого
На молодого исследователя обратили внимание многие именитые ученые, в том числе Манфред Хельманн (Manfred Hellmann), Борис Майсснер (Boris Meissner), Вильфрид Шлау (Wilfried Schlau), Карл-Хайнц Руфманн (Karl-Heinz Ruffmann). По их приглашению Айсфельд выступал с докладами на научных конференциях, публиковал статьи, подбирал иллюстрации, работал в архивах.
Некоторые из ранних публикаций Айсфельда сыграли заметную роль в научной и политической жизни ФРГ и СССР конца 1980-х – начала 1990-х годов.
В 1987 году Иван Кроневальд (Johann Kronewald) (Нижний Тагил) опубликовал в выходящем в Москве альманахе «Heimatliche Weiten» («Родные просторы») статью «За советскую Власть. Краткий очерк истории советских немцев 1917–1920 годы».
Познакомившись с диссертацией Айсфельда, Кроневальд, полемизируя с ним, дал толчок для осмысления истории поволжских немцев на основании не имевших места в советской историографии и публицистике фактов.
Одним из результатов работы Айсфельда в Институте Восточной Европы стал проведенный весной 1988 года опрос 170 поволжских немцев, проживавших на момент депортации в 90 населенных пунктах 19-ти кантонов АССР НП. Анализ полученных анкет позволил получить представление о проведении депортации. Эта информация впоследствии использовалась иммиграционной службой и административными судами при проверке соответствующих данных, указанных переселенцами.
В июне 1989 года эта книга, раскрытая на странице с картой, была преподнесена Михаилу Горбачеву, во время его визита в Бонн. Именно этот ее фрагмент часто перепечатывали в 1989–1991 годах в прибалтийских республиках, как доказательство имевшего место раздела Восточной Европы на сферы влияния между СССР и гитлеровской Германией и самого пакта Молотова-Риббентропа.
В 1987 году проф. Борис Майсснер пригласил Айсфельда перейти на работу в Геттингенский исследовательский центр для изучения истории и современного положения немецкого населения в СССР. Годом позже он по стечению обстоятельств уже стал исполнять обязанности исполнительного директора этого научного общества без штатных сотрудников.
Политика гласности и перестройки в СССР и налаживание добрососедских отношений между Западом и Востоком, особенно между ФРГ и СССР, открыли новые перспективы и для изучения истории, культуры и современного положения немецкого населения в СССР. После встречи федерального канцлера Гельмута Коля с представителями немецкого населения в посольстве ФРГ в Москве (октябрь 1988 года) темы «Немцы в СССР» и «Движение за восстановление АССР немцев Поволжья» вызывали повышенный интерес общественности. Альфред выступал с докладами, публиковал статьи в СМИ Германии и СССР.
В 1989 году он принял участи в организованной в Алма-Ате научно-практической конференции «Немцы в братской семье советских народов», организованной Идеологическим отделом ЦК Компартии Казахстана.
На этой конференции директор Института истории Казахстана член-корреспондент Академии наук Казахстана Манаш Козыбаев оценил последствия сталинской политики по отношению к немцам СССР, назвав их жертвами сталинского геноцида и озвучил десять предложений, при реализации которых немецкое население стало бы равноправным с другими народами СССР.
В свою очередь Айсфельд сделал доклад «Немцы в СССР в 1980-е годы в зеркале прессы СССР и ФРГ».
Тем временем поток информации о демократизации и движении за восстановление прав репрессированных народов в средствах массовой информации СССР и ФРГ в 1989-1990 годах резко увеличился, значительно возрос интерес к ней в общественных кругах Германии, у благотворительных организаций, опекающих переселенцев, возвращающихся на родину предков.
«Снежный ком» запретной истории
Их поток увеличивался, как катящийся по склону снежный ком. К счастью, Гёттингский исследовательский центр смог в эти годы улучшить свое финансирование и создать Институт германских и восточно-европейских исследований, исполнительным директором которого стал Айсфельд.
В сентябре 1990 года под его руководством вышел первый номер бюллетеня „Deutsche in Sowjetunion“ («Немцы в Советском Союзе»). С января 1992 года он стал выходить под названием „Deutsche in der ehemaligen Sowjetunion“ «Немцы в бывшем Советском Союзе».
C момента создания исследовательского центра Айсфельд был членом германской делегации в российско-германской межправительственной комиссии по проблемам немцев России. Активное участие он принял в подготовке и издании энциклопедии «Немцы России», создании Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, в организации научных конференций в РФ, Украине, Казахстане, Азербайджане и Германии, выходившего в Москве научно-информационного бюллетеня «Российские немцы».
Особое внимание он уделял историко-этнографическим экспедициям в бывшие немецкие колонии в Поволжье и Украине, еще существующие немецкие села Омской области.
Впрочем, перечислить всё сделанное д-ром Альфредом Айсфельдом весьма затруднительно. Достаточно сказать, что он автор более 150 научных работ и книг, опубликованных в Германии, Украине, России, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Швейцарии, и Великобритании.
За свою научную работу он удостоен звания Лауреата премии культуры российских немцев земли Баден-Вюртемберг (2002). Является почетным доктором Саратовского государственного технического университета им. Ю. Гагарина (2013), награжден памятными медалями Национальной академии наук Украины (2018), Совета немцев Крыма (2003), Национальной культурной автономии немцев Саратовской области (2013), Министерства регионального развития РФ «250 лет переселения немцев в Россию» (2013), Федеральной национальной культурной автономии российских немцев (2013, 2016), Ассоциации общественных организаций немцев Казахстана «Возрождение». (2014).
Альфреду Айсфельду исполнилось 70 лет. С этим событием его поздравили многие, а вот лучшим подарком несомненно стал выпуск уникальной во всех отношениях книги «Уберечь от забвения» («Vor dem vergessen bewahren“). Иллюстрированная редкими фотографиями и фотодокументами в ней опубликованы 22 уникальных очерка специально написанные для этой книги ведущими историками Германии, России, Украины и Казахстана, а статьи «О юбиляре» и «О жизни в науке» опубликованы на немецком и русском языках.
Но Альфред Иванович, как называют его близкие друзья, на покой не собирается. Он, как и прежде полон творческих сил, идей и планов.
Заказать сборник «Уберечь от забвения» («Vor dem vergessen bewahren“) можно по адресу info@goettinger-arbeitskreis.de
Комментариев нет:
Отправить комментарий