пятница, 23 декабря 2022 г.

Леонид Гольдин | Еще не вечер, ещё не ночь…

 

Леонид Гольдин | Еще не вечер, ещё не ночь…

В прошлую субботу у Центральной синагоги в Манхэттене стояло семь полицейских машин. В лобби очередь у детекторов, охрана тщательно осматривает женские сумочки. На лицах смешанные чувства, даже старожилы такого не припомнят. Синагога реформистская, либеральная, дружно голосуют за демократов, в верноподданных сердцах теплится благодарность: “Спасибо партии родной за заботу о нашей безопасности”.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Перед Ханукой мы с моей спутницей жизни выбрались на пару дней в Нью-Йорк из заточения в протрамповском Поконо и после службы решили прогуляться к ёлке у Рокфеллер центра. В нескольких минутах от Центральной синагоги знаменитый кафедральный Собор Святого Патрика. Все двери настежь, ни полиции, ни секьюрити, никаких детекторов и проверок, атмосфера свободы и безопасности.

Исторические судьбы у нас разные. Но в многонациональной Америке и в послевоенной Европе евреи поверили, что они равные среди равных, что сегрегация, дискриминация, бесправие дело прошлого и пережитки ненависти и мракобесия будут одолены общественным прогрессом, Конституцией, законами, просвещением, ростом благополучия, музеями и лекциями о Холокосте и доброй волей цивилизованных сограждан, воспитанный на идеях Гоббса, Локка и отцов-основателей Сияющего храма на холме.

Вера в новую жизнь, необратимость истории имела убедительные свидетельства. Евреи заняли в трудной борьбе видное место в экономике, культуре, образовании, управлении, юриспруденции, гордились своими Нобелевскими лауреатами, селебрити, благотворительностью; евреи-гангстеры успешно конкурировали с итальянской мафией и бандитами из цветных, доказав, что ничто человеческое евреям не чуждо.

Евреи внесли колоссальный вклад в борьбу за гражданские права и свободы дискриминированных сограждан, в особенности афроамериканцев. Мракобесы и ненавистники не исчезли, но оставались маргиналами и общественной поддержкой не пользовались.

После Холокоста цивилизованный мир с пониманием и симпатией относился к стремлению евреев возродить свое государство и жить в свободе и безопасности в странах диаспоры. Германия и другие страны Западной Европы, освободившиеся от фашизма, приняли жесткие законы против антисемитизма и могли до недавнего обеспечить их исполнение.

О настроениях этого времени хорошо рассказал в 70-е годы американский интеллектуал Ирвинг Хов на страницах “Комментари” (Commentary): “Как последствие некоторых неприятностей, случившихся во время войны, волна филосемитизма (любви к евреям, Л.Г.) прокатилась через нашу культуру. Волна продолжалось два десятилетия.” У многих евреев сложилось впечатление, что это навсегда, что свои проблемы решены, и теперь настало время заняться спасением бедных и униженных сограждан и всего человечества.

Большинство евреев склонилось к либеральной идеологии и реформистскому толкованию Торы. (Которая очень далека от иллюзий о человеке и общественных отношениях). Росло число евреев-атеистов, уверовавших в общечеловеческие ценности, глобализм и царство дружбы и единения народов.

Еврейская элита, интеллектуалы видели себя гражданами Вселенной и с готовностью отказывались от родовых корней. Свидетельством нового взгляда на мир и своё место в нём стала декларация героя романа Филипа Рота: “Засуньте свои страдания в …” – с конкретным указанием куда именно. Рот, литературный титан, убежденный борец за личные и творческие свободы, один из самых ярких людей, с которыми мне довелось встречаться в Америке, оставил богатое литературное наследие, в котором главные герои еврейские интеллектуалы-невротики, сексуальные маньяки, не способные контролировать свое мышление и поведение. Однажды я спросил Рота об общественном влиянии и ответственности большого писателя. Он ответил: “В наше время Толстой невозможен.” Он отвергал любую ангажированность и морализаторство и свое влияние и ответственность понимал как расширение границ интеллектуальной свободы и совершенствование мастерства художника. Голоса критиков, некоторые называли Рота продолжателем дела Геббельса, скорее способствовали увеличению тиражей, чем преодолению предубеждений. Впрочем, не стоит переоценивать влияние элитарной литературы на общество, социальное дно и политики, видевшие в нём опору, не нуждаются в тонкостях психоанализа и художественного слова.

Норман Подгорец в монографии “Почему евреи либералы” обосновывает мировоззрение американских евреев их историческим опытом, определившим симпатию и поддержку людям трудной судьбы. Я познакомился с Подгорцем, когда он приехал в составе американской делегации в Москву на конференцию “Понимание ценностей Западной цивилизации” в 1992 году, в которой и я принимал участие. Он был в ту пору главным редактором авторитетного и влиятельного “Комментари” и главным идеологом “неоконов”, оказавших большое влияние на республиканское правительство Буша-сына. Меня особенно интересовала его трансформация от социалиста, написавшего в молодости поэму о Сталине, до апологета капитализма без берегов и глобального доминирования Америки. Я опубликовал в “Новом времени” интервью с ним, потом мы встречались в Нью-Йорке, он подарил мне свои книги, но не убедил в понимании истоков еврейского либерализма.

По-моему, главное здесь “Стокгольмский синдром”, стремление ублажить своих ненавистников, понравится, взяв на себя вину и ответственность. Подгорец согласился что это важный фактор, но я не пытаюсь объяснить сложный трагедийный феномен одной причиной. В последнее время у многих евреев иллюзорное сознание вытеснило реальный взгляд на время и обстоятельства. Вчерашние униженные и оскорблённые обрели силу и общественную поддержку, агрессивно утверждают свои позиции и требования, и благодарности к евреям отнюдь не испытывают. Евреи потеряли инстинкт самосохранения, понимание своих интересов. Приоритетами оказались заботы о чёрных, геях, иммигрантах, смягчение законов и наказаний, критика Израиля, активное участие в политической борьбе в поддержку демократов и против консерваторов. Евреи-либералы увидели в Трампе главную угрозу демократии и, сосредоточив на борьбе с ним главные усилия, вызвали ненависть его сторонников.

Об антисемитизме справа разговоров много, но большинство каждодневных инцидентов – нападения, оскорбления, вандализм дело рук чёрный молодёжи, воспитанной в безнаказанности и невежестве.

Лидеры афроамериканцев не спешат осудить своих единокровных, а руководство демократов исходит из того, что большинство евреев проголосуют за них в любом случае.

Можно не сомневаться, что за исключением недоумков-прогрессистов из цветных меньшинств в большой политике нет одичавших антисемитов. У Трампа, Байдена, Харрис, Клинтонов, Обамы в семьях, в друзьях, среди ведущих сотрудников немало евреев. Почему же политики и лидеры так терпимо, а порой и покровительственно относятся к антисемитам?

Убедительный ответ даёт эпизод из жизни Никсона, оставившего след в истории не только импичментом, но и следованием политике великого Киссинджера. Взбешенный политической сатирой романа “Наша банда” Филипа Рота, где Никсон – Трик Диксон был весьма узнаваем, президент обсуждает ситуацию с начальником канцелярии Белого дома Халдеманом. “Рот, конечно, еврей” – “О, да!” – “Это может быть очень полезным для нас. Антисемитов много больше, чем евреев, и антисемиты в основном с нами, а евреи, конечно, нет”.

Но хотя большинство евреев демократы в поколениях, партия абсорбировала левых антисемитов, немало которых получили голоса во властных структурах, образовании и медиа. Сионистская организация Америки регулярно публикует списки байденовских назначенцев, убеждающих сограждан в еврейском контроле, во всесилии еврейского лобби, еврейских денег и связей, в служении Израилю.

Голоса избирателей основная причина терпимости властей к антисемитам. Раскрыть интеллектуальное и моральное убожество видных антисемитов задача не трудная, но что делать с миллионами, настроения которых они выражают. Уэста, Ирвинга, Фуэнтеса и прочих этого ряда может игнорировать или осуждать мейнстрим пресса и телевидение, но в социальных сетях у них больше приверженцев чем у их критиков. Нынешняя социальная и моральная атмосфера позволяет нормализовать, рационализировать антисемитизм, превратить зло в явление обыденной жизни.

Логика, здравый смысл победить антисемита, как и любого фанатика или дурака, не могут. У них всегда найдутся свои аргументы. Успехи евреев – плоды их хитрости, коварства, финансовых манипуляций, взаимоподдержки. Попытки ограничить деятельность антисемитов – нарушение свободы слова и убеждений, использование еврейского контроля над правительством, судом, медиа. Холокост выдумка, или заслуженная реакция на еврейскую тиранию. Круглосуточная полицейская охрана синагог – попытка евреев представить себя беззащитными жертвами.

Наивно думать, что “Дневник Анны Франк”, посещение музея Холокоста, приглашение узника концлагеря рассказать о зверствах нацизма или ещё одна монография по теме помогут изменить положение.

Резонансный антисемитский инцидент, публикация новой статистики о преступлениях ненависти, среди жертв которых евреи первенствуют, повод для Вreaking News и деклараций властей, конференций, новых публикаций “Как бороться…”.

Вот под патронажем вице-президента Харрис и её мужа-еврея проведен круглый стол на эту тему в Белом доме, пригласили единомыслящих, организации, которые заняты в основном проблемами других и критикой Израиля. Сионистскую организацию Америки, самого твёрдого защитника интересов евреев, не пригласили. Собравшиеся признали, что “Евреи Америки страдают” и рекомендовали “Осудить оскорбительную речь и насилие против евреев”. Достойный вклад в необъятное собрание пустой риторики.

Сьюзен Райс, директор совета по национальной политике, сказала: “Нет ничего более зловещего, чем мы слышим сегодня от наших лидеров, публичных деятелей, ceлебретис, избранных политиков”. Дебора Липстадт, специальный посланник по борьбе с антисемитизмом, говорила о “смертельной угрозе демократии”. Правительство обещало 360 млн долларов на защиту религиозных учреждений, в основном синагог. Радости от таких признаний и помощи не много.

У меня нет рецептов в дополнение к бесчисленным рекомендациям и мерам по борьбе с вековым злом. Я не знаю, больше или меньше хуцпы нужно евреям. Алан Дершовиц, самый известный юрист Америки, автор бестселлера “Хуцпа”, 40 лет назад утверждал, что это дорога к успеху и признанию и призывал не стесняться и не церемониться. Но когда его, великого законника, мастера логики и убедительности, за поддержку Трампа и Израиля стали изгонять из университетских аудиторий, обвинили в сексуальных преступлениях, он не смог оградить себя от унижения, разрушенной карьеры и репутации.

Трудно сказать, поможет ли евреям поумерить амбиции, меньше быть на виду. Евреи веками жили в бесправии, социальном отчуждении, и всё равно оставались первым объектом ненависти и насилия.

Во всём мире 15 млн евреев, рождаемость низкая, велико число смешанных браков. Антисемиты из числа самых безмозглых говорят о вытеснение христиан евреями. Их действительно вытесняют, но уж, конечно, не евреи, которые стремительно утрачивают позиции под напором растущего числа трудолюбивых азиатов и меньшинств, пользующихся привилегиями аффирмативных акций.

Антисемиты убеждены в сплоченности и взаимопомощи евреев, но на деле община расколота, разделена идеологически и политически, и призывы к дружбе и единству не убеждают.

Для крутого ортодокса я чужой. Среди евреев либералов мне тоже нет места. Но приехав в Америку, первое, что я ощутил с благодарностью, – я могу здесь быть евреем, не напрягаясь от чужеродности и подозрений, не тревожится за безопасность свою и близких людей. Но теперь с каждым днём вопрос всё острее и тревожные – неужели опять?!

Я провел профессиональную жизнь в образовании и питал надежды на облагораживающую роль просвещения и интеллектуального развития. Но сегодня в университетских кампусах еврейские студенты чувствуют себя изгоями, подвергаются оскорблениям, многие боятся признать свое происхождение. С уличным хулиганством смирились. Вот эпизод, который произвел на меня совсем удручающее впечатление. Известный в “рашен комьюнити” писатель, 80 лет, плодовитый журналист, описал посещение аптеки, которое закончилось тем, что здоровенный черный парень ударил его в лицо, разбил очки и, оглядываясь с улыбкой на жертву, спокойно пошел к двери. Не было никакого конфликта, слова не было сказано. Никто не пошевельнулся, не пытался помочь. Писатель многие годы борется с авторитаризмом и за гражданские права, но даже не стал звонить в полицию – бесполезно.

Оснований тревожится предостаточно, но при всех проблемах Америка остается самой привлекательной страной для евреев. Есть дееспособные институты, судебная система, закон не пустое слово. Есть понимание что разжигать национальную ненависть в моноэтнической стране смертельная опасность для ее существования. Если говорить о безопасности, в Западной Европе много хуже, в Израиле бесконечная война с палестинским террором, враждебные соседи, нарастающее предубеждение и давление международных организаций, политический хаос еще острее чем в Америке.

Перед войной американские евреи вместе со страной прошли через суровые испытания. В стране была реальная угроза установления фашистского режима. Знаменитый летчик, национальный герой Чарльз Линдберг восхвалял Гитлера и утверждал: “Величайшая опасность для страны – еврейская власть и влияние…” Популярные радиопроповедники вещали на всю страну о еврейских планах мирового господства.

Америка победила фашизм и у себя дома, и в мировом противостоянии. Но тогда был Рузвельт и его команда, государственные деятели, а не политики-оппортунисты. И евреи видели реальность и умели различать друзей и врагов. Нынешний театр абсурда не может продолжаться бесконечно, Америка всей историей показала, что умеет находить рациональные решения и решать свои проблемы.

Сегодня еще не поздно, если избавиться от иллюзий, вспомнить свою историю, переосмыслить и осознать новый мир, новую не только для иммигрантов страну, свое место в ней, свои интересы и приоритеты.

Happy Hanukkah!

Леонид Гольдин
Фото. Инны Гольдиной

Комментариев нет:

Отправить комментарий