суббота, 3 декабря 2022 г.

ЗЕРКАЛО

 


         Зеркало

У добра и зла одно лицо, все зависит от того, 

                      когда они встречаются на пути каждого из нас.   

                                                                       (Леонардо да Винчи).

 

- Маэстро,- герцог грустно посмотрел на да Винчи,- в память о моей покойной супруге, Беатриче д’Эсте, я хочу, чтобы  в трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие, вы создали фреску «Тайная вечеря». Это была мечта моей любимой жены и я прошу вас взяться за эту работу. 

 - Я постараюсь выполнить просьбу вашей покойной супруги, синьор Людовико иль Моро,- поклонился Леонардо,- это большая работа,- и повторил,- я постараюсь.

 

 - Синьор да Винчи,- нахмурил брови герцог,- прошло почти три года, а фреска ещё не готова. Настоятель монастыря докладывает, что вы мало работаете над картиной, иногда, всего по два часа в день и он жалуется, что вы не обращаете внимание на его настойчивые просьбы ускорить работу и почему-то даже грозились написать Иуду с его лика. Это правда? - он улыбнулся,- объясните, почему вы не заканчиваете картину?

 - Синьор герцог,- вздохнул Леонардо,- это очень тяжелая работа и она совершенно вымотала меня. Я хочу изобразить на картине не догматичные персонажи, а отобразить знаменитый ужин с чисто человеческой точки зрения. Для этого, в качестве моделей, мне требовались обычные люди, которых я искал на улицах города. Однако найти нужные образы было непросто и это заняло много времени. Но, как вы видите,- он указал на фреску,- все апостолы уже изображены  и не хватает только Иуды Искариота,  а это второй по значимости персонаж после Иисуса. Поэтому  и пригрозил настоятелю монастыря, что если он не прекратит мешать мне найти нужного человека, то я воспользуюсь как моделью головой этого навязчивого настоятеля и изображу его в этом образе. Хотя, должен заметить, его лик явно не подходит на этот ключевой типаж.

 - Да,- удовлетворенно покачал головой герцог, внимательно осмотрев картину,- впечатляет, особенно Иисус. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но остаётся человеком. Кто служил вам моделью при написании его образа?

 - Этого молодого человека я нашёл в церковном хоре и 

меня так поразила его одухотворенность и чистота, что сомнений не осталось:  вот он - прототип Иисуса,- улыбнулся Леонардо.

 - Согласен, впечатляет! Хорошо,- вздохнул герцог,- не буду торопить вас, Маэстро, но прошу учесть, что я хочу увидеть «Тайную вечерю» ещё при моей жизни. 

 

  - Учитель,- устало произнёс Джованни (Джованни Антонио Больтраффио - ученик Да Винчи), уже ночь, а мы все бродим по самым злачным местам Милана. Я голоден,- взмолился юноша,- идёт дождь, мне холодно, давайте прекратим на сегодня поиски.

 - Настоящий художник всегда должен быть голоден,- произнёс да Винчи,- сытый желудок- враг творчества! 

Лучше посвети лампой, смотри, здесь кто-то лежит. 

Луч света осветил лежащего в грязи человека. 

 - Джованни,- сказал Леонардо,- дай мне лампу и вытащи его из канавы, видишь, в какой луже он лежит. Давай, давай,- добавил он, видя брезгливое выражение лица юноши,-прояви милосердие к рабу божьему, а то ещё захлебнётся.

Джованни с трудом вытащил из канавы мокрого и невероятно грязного человека. Это был совершенно пьяный мужчина, изрыгающий, сквозь слипшуюся от грязи бороду, проклятия мешающим ему спать «спасателям». Осветив лицо бродяги, да Винчи воскликнул: Иуда! Это же Иуда! Джованни, я нашёл его!- и откинув спутанные грязные волосы лежащего, открыл его лицо,- Джованни, мы нашли «Апостола»!

 

 - Нет, нет,- возбужденно сказал Маэстро, внимательно осматривая спящего на полу пьяного бродягу,- не надо его будить. Пусть спит, так он более естественный и я вижу, как его лицо прямо дышит греховностью, себялюбием и злочестием!  Пока он не протрезвел, мне нужно запечатлеть это на холсте. Джованни, готовь мольберт.

 - Где это я?- пытаясь сесть, спросил бродяга. - А вы кто?- пробормотал он, посмотрев мутными глазами на стоящих за мольбертами мужчин, - что вам нужно?

 - Не волнуйтесь, вы в церкви,- подошёл к нему да Винчи,- я художник, а это,- и указал на Маттео,- мой ученик. Я пишу большую картину и вы нам подходите как модель. На время работы, вы  будете жить при церкви, сыты, обуты. Согласны помочь нам? 

 - Церковь… художник… модель,..- скривившись, пробормотал бродяга и с трудом встал на ноги,- где-то в прошлой жизни у меня это уже было. Хотя, мне плевать, если заплатите я согласен. А что вы рисуете? 

 - Вот эту фреску,- указав на стену, сказал Леонардо,- она как раз за вашей спиной и называется «Тайная вечеря».

Даже толстый слой грязи не скрыл побледневшее лицо бродяги. 

 - Я уже видел эту картину,- прошептал он,- в прошлой жизни. 

 -Вы не могли её видеть,- возразил художник,-вы ошибаетесь.

 - Это я,-сказал нищий и  указал дрожащим пальцем на Иисуса,- это мой лик, это вы меня рисовали,- и сел на пол, закрыв ладонями лицо.

 

               Поцелуй Иуды.

 - Когда вы предложили мне стать прототипом Иисуса,- голос бродяги ощутимо дрожал,- я был восторженным юношей, искренне верующим, чистым, одухотворенным певчим церковного хора. Как мне завидовали тогда все хористы, даже монахи и святые отцы стали с уважением смотреть на меня, простого послушника. Ведь самого Учителя будут рисовать с обычного певчего, то есть, с меня. Постепенно, я стал замечать, что ко мне стали обращаться с бОльшим почтением, спрашивать мое мнение по каким-то спорным вопросам, старались мне угодить и даже выделили  персональную келью, которая никак не вписывалась в статус простого певчего церковного хора. Ко мне стали заходить за советом, в знак благодарности оставляя  какие-то продукты, потом церковное вино, а через некоторое время, я стал находить на моем молельном столике деньги. Я стал хорошо питаться, выходить в город, покупать вино, пользоваться услугами продажных женщин. Жизнь заиграла новыми красками. Я был ослеплён жаждой богатства и нашептыванием Сатаны. Я был очень доволен собой, считая, что добился всего своим умом, образованностью и главное- своим «Божественным предназначением». Я возомнил себя Богом! Как-то вечером, будучи в хорошем подпитии и собираясь продолжить кутёж в городе, я подсчитал имеющуюся у меня наличность. Оказалось 30 флоринов и эта сумма меня позабавила: 30 сребреников - цена предательства Иуды. Перед выходом я посмотрел в своё ручное зеркало и увидев привычный «облик Иисуса», неожиданно, в восторге поцеловал своё отражение. Вдруг, зеркало выскользнуло из моих рук, упало на пол и разбилось. В ту ночь меня сильно побили в каком-то кабаке, через какое-то время я поймал «дурную» болезнь от какой-то куртизанки. Я стал сильно пить и однажды опять увидел себя в зеркале- на меня смотрел озлобленный старик с грязной черной всклокоченной  бородой и спутанными волосами. Ко мне в келью перестали приходить за советом, от меня отвернулись друзья и почитатели. Со временем, я обнаружил вокруг себя пустоту, я был один! В отчаянии, я стал пить ещё больше, появилась осиплость голоса, потом за пьянку и прогулы у меня отобрали келью и, в конце концов, просто выгнали из церкви. Так я оказался на дне жизни и стал бродягой. Синьор художник,- обиженно обратился он к да Винчи,- я вам рассказываю о своей жизни, а вы в это время что-то рисуете. Что вы изображаете? 

 - Ваш рассказ,- задумчиво сказал Леонардо,- я рисую вашу жизнь. Наша встреча это «Божье провидение» и не случайно, что после стольких поисков, я нашёл именно вас. Сейчас мой слуга отведёт вас в баню, вы смените одежду, вас накормят, после чего вернётесь сюда и мы продолжим работу. Видите,- он показал на фреску,- место Иуды свободно. Это ваше место. Но, перед тем как уйдёте, - Леонардо подошёл к нищему,- позвольте задать один вопрос: 

Представьте, что вам предстоит очень дальний и тяжелый путь. Что вы возьмёте с собой в дорогу?

 - Деньги и соль,- немного подумав ответил бродяга,-

 деньги, чтобы покупать еду, а соль, чтобы моя трапеза не была пресной.

 - Деньги и соль,- покачал головой да Винчи,- как просто:

Деньги и соль!

 

 

 - Мальчик мой,- задумчиво сказал да Винчи,- знаешь ли ты, что такое «Трансформация»?

 - Нет, Маэстро,- ответил Джованни,-это слово мне не знакомо.

 - Трансформация - это превращение одних процессов в другие, но превращающийся объект не исчезает, а переходит в другую форму.

 - Что это означает, учитель?- недоуменно спросил Джованни.

 - Это означает,- Леонардо подошёл к мольберту,- что наш бродяга, из образа Иисуса трансформировался в образ  своего убийцы- Иуды. Но как объект, он не исчез, а перешёл в другую форму, тело осталось, а душа уже другая. 

 - Интересно,- задумчиво сказал Джованни,- а что вы рисуете сейчас, Мастер?

 - Зеркало,- прищурился да Винчи,- я рисую зеркало - этот проводник в «Зазеркалье», через которое наш певчий увидел потусторонний мир, где может очутиться душа смотрящего и остаться там навсегда. Такие миры не считаются загробными, но в них живут существа, которые наблюдают за владельцем зеркала, перенимая его повадки и внешность, перетаскивают их в свой мир и занимают место жертвы. Нечисть в зеркале не отражается, но в нем видна душа смотрящего и наш «Иуда» её увидел.

Да Винчи отошёл от мольберта и, прищурив глаза, задумчиво посмотрел  на свою настенную фреску «Тайная вечеря».

 - После исповеди этого опустившегося человека,- покачал головой Леонардо,- я по другому понял смысл слов Учителя, обращенным к своим ученикам: 

«Воистину говорю вам- один из вас предаст меня».

Джованни завороженно смотрел на Маэстро.

 - Иисус в душе каждого из нас,- продолжал да Винчи,- и Он говорит, что предавая Его, ты предаёшь свою душу. После предательства, душа Иуды попала в «Зазеркалье», оставив в этом миру только оболочку в виде опустившегося, грязного старика, которого мы нашли в канаве. 

Да Винчи прижался телом к стене с картиной и прошептал: 

 - Теперь я знаю как закончить «Тайную вечерю». Я понял, что предательство- это тайна больной души. Я не предам!

 

Людовико иль Моро долго смотрел на картину.

 - Синьор да Винчи,- сказал герцог,- я очень доволен вашей работой и нисколько не сожалею, что доверил именно вам воплотить в жизнь замысел моей покойной супруги Беатриче д’Эсте. Особенно удались образы Иисуса и Иуды. Мне рассказали историю их создания и что моделью был один и тот-же человек. Это поразительно!

 - Этими образами, синьор иль Моро,- сказал Леонардо,- я хотел объяснить людям, что добро и зло в облике Иисуса и Иуды находятся намного ближе, чем они об этом догадываются.

 - Разумно,- покачал головой герцог,- но мне бы хотелось понять значение рассыпанной на столе соли, возле левой руки Иуды. В правой руке он сжимает мешочек с 30 сребрениками и тут мне понятно - это цена предательства. 

Но рассыпанная из солонки соль? Что вы хотели этим сказать?

 - Иуда предал свою душу и  его жизнь потеряла вкус,- ответил да Винчи. - Он рассыпал свою соль и если останется жив, его ждёт пресное будущее,- и после короткой паузы, добавил,- и наш нищий тому доказательство. 

 

Бродяга смотрел на фреску, внимательно рассматривая каждого  изображённого на ней персонажа. Леонардо с Маттео молча стояли рядом.

 - Синьор художник, - не отворачивая взгляда от картины, тихо спросил он и указал пальцем на Иуду,- это я?

 - Да,- так же тихо ответил да Винчи,- это тоже вы!

 - Я уже видел его в прошлой жизни,- прошептал бродяга,- в зеркале,- и вышел из зала. 

 

 - Учитель,- Джованни подошёл к стоящему за мольбертом Леонардо,- слуга сказал, что бродяга уже второй день как сбежал из церкви. Украл ваше ручное зеркало в серебряном обрамлении и исчез. Прикажете отправить людей на его поиски?

 - Нет,- да Винчи посмотрел на ученика,-  искать его  бесполезно. Он уже очень далеко в параллельном мире, в «ЗАЗЕРКАЛЬЕ», где ещё надеется на встречу с НИМ и своей ДУШОЙ - ИЗ ПРЕЖНЕЙ ЖИЗНИ!

 

 - Смотри,- оборванный нищий указал пальцем,- там кто-то лежит, давай посмотрим.

Грязные приятели спустились в канаву. Человек лежал на спине с широко раскинутыми руками, в одной сжимая небольшое зеркало в серебряной оправе, в другой - золотой флорин и пустую солонку. Открытые незрячие глаза смотрели в небо и даже через грязную всклокоченную бороду было видно - он улыбался! 

P.S. 

«Тайная вечеря» была написана Леонардо да Винчи в 1495-1498 годах.

 В 1500 году- в трапезной произошёл потоп, частично повредивший фреску. 

В 1566 монахи проделали дверь на кухню, тем самым уничтожив у Спасителя ноги. Потом картину обезобразили огромным государственным гербом, прикрепив его над самой головой Христа.

В конце 17 века из трапезной сделали конюшню и фреска покрылась конским навозом, а французские вояки развлекались, бросая кирпичи в апостолов.

Во время Второй мировой войны в здание церкви попал снаряд и разрушил почти все, кроме стены, на которой изображена фреска.

 

Более 5 столетий, Иисус со своими учениками смотрят на нас с фрески со стены доминиканского монастыря Санта- Мария-делле-Грацие(Милан), сотворённым гениальным Мастером- ученым, изобретателем, математиком, скульптором, художником и великим тружеником - Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря», ещё одно подтверждение тому, что…

       

         ВЕЛИКИЕ КАРТИНЫ, КАК И РУКОПИСИ - НЕ ГОРЯТ!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий