Наследники еврейки, коллекционировавшей произведения искусства, судятся с Метрополитен-музеем из-за продажи картины Ван Гога, которая, по их словам, была изъята нацистами
Наследники еврейки, коллекционировавшей произведения искусства, судятся с Метрополитен-музеем из-за продажи картины Ван Гога «Сборщики оливок», которая, по их словам, была изъята нацистами, пишет журналистка «Artnet News» Сара Касконе.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В иске, поданном в окружной суд Северного округа Калифорнии, утверждается, что Метрополитен тайно продал картину в 1972 году, чтобы избежать возврата работы Хедвиг Штерн, которая добивалась ее реституции. Сейчас она выставлена в афинском музее, управляемом семейным фондом покойного греческого судоходного магната Василиса Гуландриса и его жены Элизы Гуландрис. Об иске впервые сообщили в «Courthouse News». Штерн бежала из Мюнхена в 1936 году, переехав с мужем и детьми в Беркли, штат Калифорния, спасаясь от преследований. Нацистский режим не позволил ей привезти с собой свою коллекцию произведений искусства и в 1938 году поручил бывшему адвокату Штерн Курту Мосбахеру продать ее имущество, в том числе пять картин. Галерея Таннхаузера — бизнес, который был «ариизирован», когда Пауль Ремер забрал его у бывшего владельца – еврея Джастина Таннхаузера, — продала Ван Гога Штерн вместе с ее Пьером-Огюстом Ренуаром Теодору Вернеру за 55000 рейхсмарок. Денег от сделки Штерн так и не увидела. Вначале они попали на заблокированный счет, что было одним из способов, которым нацисты лишали евреев доступа к их активам. Затем в 1939 году гестапо конфисковало имущество Штерн, в том числе содержимое ее банковских счетов. Вернер также получил картину Гюстава Курбе, принадлежавшую Штерн, которую он отдал в 1955 году, когда понял, что продажа была совершена под принуждением. Но было слишком поздно возвращать Ван Гога или Ренуара, поскольку он уже продал Ван Гога коллекционеру Винсенту Астору в Нью-Йорке в 1948 году. Впоследствии Метрополитен приобрел ее у галереи «Кнедлер» в 1956 году.
Адвокаты наследников Штерн утверждают, что присутствие картины в Германии во время Второй мировой войны должно было само по себе стать тревожным сигналом, и что Метрополитен должен был легко отследить ее происхождение. В отчете, поданном вместе с жалобой, написанном экспертом по изъятым нацистами произведениям искусства и профессором европейской истории в колледже Клермонт МакКенна Джонатаном Петропулосом, утверждается, что музей тайно продал картину в 1970-х годах, потому что осознал незаконные обстоятельства ее первоначальной продажи.
В 2002 году Метрополитен получил по завещанию Уолтера Анненберга одну из двух более поздних версий картины «Сбор оливок», которую Ван Гог написал в своей студии, а не на пленэре. Картина Ван Гог была «изъята из продажи в 1972 году, которая была частью более масштабной и широко обсуждаемой попытки собрать средства на приобретение картин», — сообщил Метрополитен «Artnet News» по электронной почте. «Продажа «Сборщиков оливок» соответствовала строгим критериям музея для исключения из коллекции — в частности, было зафиксировано, что работа была признана менее качественной, чем другие работы того же типа в коллекции. В то время как Метрополитен уважительно придерживается своей позиции, согласно которой эта работа вошла в коллекцию и была изъята законно. И в соответствии со всеми руководящими принципами и политикой, музей приветствует и рассмотрит любую новую информацию, которая появится».
Фонд Гуландриса не ответил на просьбу о комментариях. На его сайте в разделе о провенансе картины Штерн не упоминается. Там указаны только предыдущий владелец, Альфред Вольф из Мюнхена, а затем Таннхаузер, Астор, «Кнедлер», Метрополитен и, наконец, галерея «Мальборо». В нем указано, что картина находится в «частной коллекции» с 1972 года. До открытия в 2019 году Афинского музея Фонда Гуландриса, изюминкой которого является картина «Сборщики оливок», наследникам Штерн было трудно отследить точное местонахождение картины. Сложные финансовые операции семьи, подробности которых были раскрыты в результате утечки «Панамских документов», включали офшорные счета и передачу картин подставным компаниям.
Наследники Штерн требуют возвращения «Сборщиков оливок», выручки от продажи произведения Метрополитеном в 1972 году, а также возмещения убытков в размере справедливой рыночной стоимости картины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий