среда, 23 ноября 2022 г.

Buongiorno, Lisa(ит.)- Здравствуй, Лиза!

    


 Buongiorno, Lisa(ит.)- Здравствуй, Лиза! 

 - Лиза, девочка, послушай своего деда,- голос Мариетто был мягок,- тебе уже 15 лет и пора подумать о будущем. Все знают о ваших отношения с синьором Джулиано ди Лоренцо де Медичи, и что ты, даже, была от него беременна. Но эту семью изгнали из Флорентийской республики, а тебе нужно устраивать свою жизнь. Мне удалось убедить уважаемого человека, синьора Франческо Джокондо, взять тебя в жены. Ты представительница знатной неаполитанской семьи, но, к сожалению, обедневшей, и отец может дать за тебя небогатое наследство - только небольшую ферму и всего 170 золотых монет(флоринов). А синьор Франческо успешно торгует тканями и достаточно богат, поэтому деньги его не интересуют. Он второй раз овдовел,- вздохнул дед (Франческо был женат на дочери Мариетто, от которой у него был сын),- так что, сейчас свободен.

 - Но ведь он такой старый,- поморщила лобик Лиза,- ему почти 30 лет.

 - Ничего,- поднял палец Мариетто,- зато с ним ты не будешь бедствовать.

 - Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини,- торжественно произнёс священник,- по доброй воле ты выходишь замуж за сеньора Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо?

 - Да,- прошептала невеста,- по доброй.

Жених тоже ответил согласием.

5 Марта 1495 года в 12.40, Лиза Герардини стала сеньорой Лиза дель Джокондо!

 

 - Уважаемый сеньор Леонардо,- Франческо сел в кресло 

рядом с художником,- рад видеть вас в своём доме. Я приобрёл его год назад и что важно, он расположен недалеко от моего старого дома на улице дела Стуфа. Посмотрите на

ландшафт открывающийся с этого балкона,- он указал рукой и улыбнулся,- прекрасный, не правда ли? Уверен, как художник, вы оцените это. Так вот, сейчас к делу. 

Налив вино в бокалы, он продолжил:

 - Я хочу заказать у вас портрет моей жены, доны Лизы. Этому есть множество причин. Мы уже десять лет как счастливо женаты, она подарила мне сына, кроме этого я хочу отметить покупку нового дома и, конечно, горячее желание, иметь портрет любимой жены. Хочу объяснить, почему я обратился именно к вам. Вы, знаменитый художник, и знаете мою жену с детства(дом отца да Винчи был по соседству с домом родителей Лизы). 

Подлив вино в бокалы, он продолжил, - вы знаете, что я торгую шёлком и тканями. Скоро мне придётся уехать за большой партией товара в Персию и поездка может затянуться на несколько месяцев. Боюсь, что в мое отсутствие, супруга будет грустить, скучать, ведь она совершенно не приспособлена к жизни, очень скромна и ранима. Вы работаете над своими картинами с особой тщательностью, не торопясь, что меня и привлекает. Не хотелось бы, чтобы моя супруга грустила, поэтому я прошу вас  использовать это время для написания портрета. Дом в вашем полном распоряжении. Цена значения не имеет.

 - Я подумаю,- Леонардо прикрыл глаза,- подумаю.

 

 - Нет, нет,- решительно сказала Лиза,- прошу вас, маэстро, я хочу позировать здесь, на лоджии, для меня очень важен пейзаж. 

 

Два месяца спустя.

 - Так и передайте сеньору Кьянти,- жестко сказала Лиза, посмотрев на нотариуса,- дом стоит 1490 флоринов и цену я не спущу. Синьор Леонардо,- повернулась она к да Винчи,- мы можем на время прервать нашу работу?

 - Хочу заметить,- пожал плечами художник,- я не закончил работу над портретом, только набросал пейзаж.

 - Не важно, сеньор да Винчи,- улыбнулась Лиза,- пока достаточно пейзажа. Я надеюсь, что прекрасный вид наших окрестностей, поможет мне в продаже  дома. 

 - Насколько я знаю, сеньор Кьянти никогда не бывал в наших местах,- повернулась она к нотариусу,-  так вы покажете ему окрестности,- и указала на полотно,- они здесь прекрасно видны и через неделю жду вас с ответом и картиной. Синьор да Винчи должен закончить работу. 

Нотариус откланялся.

 - Ну, что,- набросив на голову тончайшую черную вуаль, спросила она художника,- делаем перерыв в работе?

 - Ни в коем случае,- да Винчи установил на мольберт лист бумаги,- будем продолжать работу. Я буду рисовать вашу вуаль.

Месяц спустя.

 - Нет! - Лиза нахмурила брови и посмотрев на мать, твёрдо сказала,- я должна это сделать. У меня счастливый брак, но воспоминания не дают мне покоя. Семья Медичи вернулась во Флоренцию из изгнания и я должна увидеть Джулиано. Маэстро!- она подняла глаза на да Винчи,- обстоятельства заставляют меня на несколько дней покинуть вас, но, я надеюсь, вы с пониманием к этому отнесётесь,- и кивнув головой покинула балкон.

 - Да,- посмотрев ей вслед, задумчиво прошептал Мастер,- «Не приспособлена к жизни, будет скучать»… ну-ну,

пути Господни неисповедимы, сеньор Франческо…. 

Хотя… хотя.. А ведь это новое прочтение,- просветлев лицом, вдруг воскликнул Леонардо,- это то, что я искал! «ОБРАЗ»!Франческо, Салаи! - возбужденно крикнул своим ученикам да Винчи,- готовьте мольберты. Синьора Лукреция! - обратился он к матери Лизы,- раз ваша дочь временно отсутствует, прошу занять её место,- и указал на стоящее кресло,- мы будем работать.

 

 - Учитель!- устало сказал Франческо, вытирая испачканные краской руки, объясните, прошу вас, что это значит? За время  отсутствия моны Лизы, уже который день мы с утра до ночи пишем портреты каких-то непонятных людей. Ну, хорошо- её мать, похожие черты, это я ещё понимаю. Но, почему мы рисуем каких-то бродячих музыкантов, которые, по вашему приказу, развлекали своей музыкой синьору Джокондо во время сеансов? И зачем вам понадобилось рисовать портреты юродивого, этого психически больного человека и какой-то беззубой старухи, которых привели по вашему приказу с местного рынка?

 - Продолжай, Франческо,- мастер подошёл к парапету балкона и задумчиво посмотрел вдаль,- что ещё ты хочешь знать.

 - Рисовать переодетого в женские одежды Салаи (Джан Джакомо Капротти- ученик и любовник художника),- пожал плечами ученик,- это мне тоже понятно: приятные черты, прекрасная фигура. Но зачем мы рисовали портрет  Катерины Сфорца, этой самой распутной женщины города? 

У нас десятки эскизов и зарисовок этих странных людей. Что вы пытаетесь увидеть? В чем секрет, учитель?

 - Извините Мастер,- сказал подошедший Салаи,- но меня тоже мучает этот вопрос.

 - Дорогие Франческо и  Салаи,- да Винчи вплотную подошёл к ученикам и положил им на плечи руки,- вы работаете со мной не один год и многому научились. Вы очень талантливы  и из вас получаются прекрасные художники. Я передал вам свои знания, опыт, манеру и технику письма. Но, есть что-то, до чего вы должны дойти сами. Вы должны  найти своё собственное ощущение «ОБРАЗА» и только тогда  станете «Великими мастерами». Это чувство индивидуально и прийти к нему можно только самому. Я шёл к нему всю жизнь и вот сейчас, наконец, нашёл этот «ОБРАЗ»! «Образ», через который я смогу передать свои мысли, сомнения, победы и поражения. Это будет «КОД Леонардо да Винчи»!

 - Учитель!- тихо спросил Салаи,- для кого предназначен ваш «Код»? Кто его должен расшифровать?

 - Потомки, мой мальчик,- задумчиво ответил да Винчи,-  поколения  людей, которые будут жить после нас. Им предстоит большая работа и если расшифруют этот «Код», многое поймут и, я надеюсь, мир станет лучше.

 

 - Сеньор Леонардо,- разглядывая картину, хмурил брови Франческо,- я крайне разочарован. Здесь изображена не моя жена,- раздраженно сказал он,- я не узнаю её.  Это чужая женщина.  Где, присущие моей супруге, кротость, покорность,- он вздохнул,- в конце концов, где тоска по мужу? Я отсутствовал больше полугода, а грусти в её глазах не вижу. Наоборот, она улыбается! Почему она так улыбается? Эта накинутая чёрная вуаль? Это же атрибут вдовства, но я ещё жив! Нет, синьор Леонардо,- раздраженно сказал он,- вы много работали, потратили на работу два года и мне очень жаль, но портрет я не возьму. Эта картина в моем доме висеть не будет. Извольте переписать.

 

 - Да, сеньор Франческо дель Джокондо,- шептал в седую бороду старик, бережно обнимая завёрнутую в холст картину, медленно бредя по мосту через реку Арно, два года служивший ему фоном при написании «Моны Лизы»,- вы правы, она не будет висеть в вашем доме. Переписывать портрет я не буду, а вот «вдохнуть» жизнь в этот «ОБРАЗ», мне ещё предстоит. И расставаться с ней я не хочу, да, и не смогу.

 

Леонардо не отдал картину заказчику. В течении 14 лет, почти до самой своей смерти, великий Мастер не расставался со своей «Джокондой», «вдыхая жизнь» в созданный им «ОБРАЗ», делиться которым, ни с кем не мог и не хотел. Он испытывал к картине особую привязанность и уехав в пожилом возрасте из Италии во Францию, обложившись своими эскизами и рисунками учеников, фанатично продолжал работу над портретом. 

Постепенно на полотне стали оживать черты матери Лизы- сеньоры Лукреции, бродячих музыкантов, других персонажей, «прошедших» через балкон дома сеньора де Джокондо. 

Иногда Леонардо подолгу сидел перед большим венецианским зеркалом, переводя взгляд со своего отражения на висевшую рядом картину, делая новые зарисовки и изменяя что-то в старых. Он жил в своём, только ему понятном мире и создавал свой, только ему известный «ОБРАЗ».

Возраст брал своё, силы покидали Мастера, подводило зрение, однако, под лупой, он продолжал «вдыхать жизнь» в  «ОБРАЗ», скрупулезно нанося на картину микроскопические мазки величиной 1/20-1/40 мм. Он изобрёл и применил особую технику «Сфумато»- принцип рассеивания и отсутствия четких границ между предметами. Это особый живописный приём, когда краски наносятся слой за слоем и позволяют создать воздушную перспективу в картине. Это создаёт оптический обман и виной тому тени, поэтому выражение лица модели постоянно меняется и каждый день «Джоконда» смотрела на него по разному, то усмехаясь, то улыбаясь своей загадочной улыбкой. Последние годы он проживал в своей мастерской в Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Леонардо сильно сдал, у него была парализована правая рука, но, будучи от рождения левшой, фанатично продолжал работу. Он не страдал от одиночества, он был занят работой, ведь рядом с ним, всегда, была его «Мона Лиза», такая родная и близкая, и оказавшаяся единственной свидетельницей того, как Мастер нанёс последний мазок краски на созданный им «Образ»!

«Аrrivederci, Lisa»(Прощай, Лиза),- прошептал гений,- “Vivi per secoli! Trassmettere il mio messaging ai posteri (Жить тебе в веках! Донеси потомкам мой посыл),- и закрыл глаза.

 

Прошли века, а интерес к «Моне Лизе» только возрастал. Сделаны тысячи исследований картины и по версии разных медицинских светил, женщина, изображённая на полотне, страдала массой тяжелых заболеваний:

 - Аллопеция (выпадение волос).

 - Высокий уровень холестерина в крови.

 - Обнажение шейки зубов, их расшатывания и выпадения.

 - Алкоголизм.

 - Болезнь Паркинсона.

 - Липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке).

 - Косоглазие.

 - Катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз).

 - Астма.

Кроме этого, по мнению датского врача, имелся:

 - Врожденный паралич лица, а ассиметричная улыбка говорит об отклонении в психике, вплоть до идиотизма.

Так же, по мнению других исследователей, можно добавить:

 - Гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы).

 - Сифилис.

Нужно признать, что список «заболеваний» достаточно внушительный и трудно себе представить, что «бедная женщина», с таким «букетом» болячек, при, не очень высоком  уровне медицины в 16 веке, умудрилась родить 6 детей и дожить до весьма, по тем временам, солидного 63-летнего возраста.

Кроме врачей, свою «посильную лепту» внесли и искусствоведы. Солидная организация - «Центр исследований и реставрации музеев Франции», где провели серию лабораторных исследований картины с  использованием  инфракрасной  эмиссиографии и рефлектографии, рентгеновского микрофлуоресцентного анализа, цветного и трехмерного лазерного сканера, пришли к заключению: 

«Можно предположить, что УЛЫБКА «Джоконды», может быть объяснена удовольствием от прослушивания музыки во время сеансов, как результат уловки художника, окружившего модель музыкантами, певцами и шутами». Серьёзное заключение, не правда ли?

Американская художница и консультант по графике Лилиан Шварц, УЛЫБКУ «Джоконды» не исследовала, но по изображению лица модели, утверждает: «Мона Лиза» это автопортрет Леонардо да Винчи».

С ней не согласен искусствовед Сильвано Винсенте, уверенный в том, что на картине изображёна не женщина, а юноша в женском платье и, скорее всего, это Салаи, любовник и ученик Мастера.

Некоторые исследователи считают, что отсутствие волос на лице- это признаки женщины определенного рода занятий, то есть итальянской куртизанки. Представительницы древнейшей профессии, в те времена, предпочитали высветвлять свои ресницы и брови, или даже совсем избавляйся от них, чтобы их взгляд был более соблазнительным.

 

Поздней ночью да Винчи сидел перед большим венецианским зеркалом в своей мастерской. Позади кресла, на мольберте, стояла его любимая «Мона Лиза». Две горящие свечи по бокам зеркала и две возле картины, давали неяркое освещение лица пожилого человека с окладистой бородой,  отражаясь мерцающим светом  на лике улыбающейся «Джоконды».

 - Да,- вглядываясь в своё отражение, грустно покачал головой Мастер,- стар ты уже, Леонардо, стар и немощен. Глаза плохо видят, тело не слушается и пришло время заканчивать свой жизненный путь. А ты, девочка,- он перевёл взгляд на картину и улыбнулся,- навсегда останешься молодой и красивой, потому что картины не стареют, а ты - символ жизни, ты сама жизнь, лучшее из того, что я создал, венец моего жизненного пути, моя душа. А мне пора подвести итоги.

Отпив глоток вина из кубка, он продолжил: 

 - Я, незаконнорождённый сын крестьянки, не зря прожил свою жизнь и могу спокойно отойти в лучший мир. 

Бог вылепил Еву из ребра Адама, а я создал тебя из своего сознания. Я всегда много работал, мне все было интересно. И всю жизнь я искал, искал «ИДЕАЛ», эту  пресловутую «Законченность формы и содержания». Искал и не находил! У меня есть ученики, они называют меня «Маэстро», мои работы покупают короли, меня уважают в мире искусства. Но, никто не знает о моем мучительном поиске «ИДЕАЛА».

И вот,- улыбнулся Леонардо,- каприз судьбы, заказ на твой портрет от сеньора Франческо дель Джокондо. Мне не хотелось браться за эту работу, но твой муж был настойчив и я согласился. Работал как обычно, «набросал» портрет, правда, немного удивила твоя просьба уделить внимание на пейзаж за балконом. И только после посещения нотариуса я понял, зачем тебе это было нужно. Моему удивлению не было предела,- да Винчи повернулся к картине и посмотрел улыбающейся Лизе в глаза,- ты использовала картину для продажи своего дома! Красивые окрестности увеличили продажную стоимость! Просто и гениально! Ох, синьор Франческо, подумал я, как вы мне говорили: «Моя жена овершенно не приспособлена к жизни?»,- улыбнулся Леонардо и налив немного вина, опять сел в кресло,- ну, ну!  И, вдруг, меня осенило! Вот он, «Идеал» - «Законченность формы и содержания»! С одной стороны: совершенно не приспособленная к жизни женщина, с другой - твердость характера, ясность мышления и деловая хватка. Янь-Инь, плюс-минус! Я понял, что нашёл то, что искал. А когда ты вернулась после общения с синьором Джулиано ди Лоренцо, своей первой любовью,- он опять повернулся к картине,- и я увидел твои глаза, вдруг, понял, что нашел «Идеальный Образ». Я уже знал как писать,- да Винчи прикрыл глаза,- и кого писать. Я переписывал картину несколько раз, нанося новые слои краски на предыдущие, изменяя и дополняя твой образ. Это не зеркальный «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», хотя, именно так звучит официальное название картины, а собирательный образ - образ, показывающий разнообразие жизни во всех её проявлениях. Не удивительно,- усмехнулся Мастер,- что твой муж, синьор  Франческо, не узнал тебя на картине и отказался принять работу. Хотя…, я бы и не отдал,- он опять повернулся к Лизе,- ведь ты моя жизнь, мой ребёнок, моя нить в будущее. Долгих 14 лет я создавал тебя. Господь сотворил человека по своему «Образу и подобию»,- Леонардо прикрыл глаза,- а я сотворил тебя по образу «ЧЕЛОВЕКА». Да,- Маэстро пристально посмотрел на картину,- обычного человека, со всеми его слабостями и пороками. Все приглашённые мною шуты и бродячие музыканты, сумасшедшие жители трущоб и  падшие женщины, все, кто окружал тебя в процессе работы, «соучастники» твоего образа. Я вложил в твои черты красоту молодости и немощность старости, чистоту и порок, целомудрие и распущенность, верность и предательство, наивность и расчетливость, нежность и жестокость, ум и глупость, ясность мысли и спутанное сознание, ироничную улыбку и презрительную гримасу. В этом портрете смешались  черты молодой женщины и беззубой старухи, музыкантов и шутов, восторженных юношей и порочных женщин, художников и психопатов. Я вдохнул в твой образ мужское и женское начало, черты наших матерей и, даже….  свой образ.

 Я ВДОХНУЛ В ТЕБЯ ЖИЗНЬ…

Ты единственный свидетель моего каторжного труда и видела, как под лупой, я скрупулезно наносил микроскопические мазки,  создавая за счёт теней «оптический обман». Мне удалось это сделать и я назвал эту технику- эффект «Сфумато».  Ты будешь смотреть на людей их глазами и каждый увидит в твоем образе что-то личное, то, что ему ближе всего - увидит СЕБЯ!!!

Глаза Великого Мастера увлажнились. 

 - Лиза, девочка,- прошептал Леонардо,- это и есть мой секрет, секретный «Код да Винчи». Я благословляю тебя на длинный, непростой путь и надеюсь, что у тебя получиться донести это до потомков.

 

Да Винчи оставил своё наследие ученику - Франческо Мельци, у которого король Франции Франсуа купил «Мону Лизу» за баснословные, по тем временам, деньги - 4000 золотых флоринов и выставил картину в Фонтенбло, затем «Джоконда» висела в «Золотой комнате»Анны Австрийской, но Людовик XIV вернул картину в Париж в Версальский дворец, откуда её забрал Наполеон. Сначала она находилась  в его спальне во дворце Тюильри, потом в спальне Жозефины и только в 1802 году поселилась в Лувре.

 

Пророчество Маэстро свершилось. Уже более 500 лет, эта скромная, при жизни ничем не выдающаяся женщина, смотрит со стены самого знаменитого музея мира на миллионы прошедших и идущих перед её взором потомков(по 20 тысяч в день), каждому улыбаясь своей загадочной улыбкой, причем, всем по разному. Что это - эффект «Сфумато», или, как предсказывал её творец: «В лике «Моны Лизы» каждый человек увидит СЕБЯ»?!

Может быть, в этом и есть секрет Великого Мастера Маэстро Леонардо, его таинственный - «Код да Винчи»?

 

Лиза прожила в счастливом браке много лет, родила шестерых детей, пережила смерть дочери и скончалась в монастыре Святой Орсолы в возрасте 63 лет, где и была похоронена. Хотя….. 

Нет! Нет! Я не согласен. Пока существует гениальное творение Леонардо «Мона Лиза»- она жива, она бессмертна! Приходите в Лувр, зайдите в персональный зал «Джоконды», посмотрите ей в глаза и тихо скажите:    

                   «Buongiorno, Lisa»!

И она улыбнётся вам своей загадочной улыбкой.                                            

         Именно ВАМ! 

 

P.S. Несколько слов от автора.

Не знаю, что сподвигло меня написать это эссе. Я никогда не был знатоком искусства, имел довольно поверхностное представление о творчестве даже такого титана как Леонардо да Винчи и совсем мало знал историю создания «Джоконды». Но однажды ночью мне приснилась «Мона Лиза» и, не знаю почему, мне захотелось познакомиться с ней «поближе». И все, я «пропал». Чем больше я читал о её жизни, семье, знакомстве с да Винчи, чем глубже погружался в те далекие годы Ренессанса, тем ближе мне становилась Лиза. Не «Мона Лиза», не «Джоконда», а просто Лиза. Может быть так на меня подействовал «Код да Винчи»? 

Может быть, может быть… Ах, какое интересное было время! 

Хотя…  С точки зрения нравов… Да, с «высоты» нашего времени,  хм..хм……

Лиза в 14 лет стала любовницей  сеньора Джулиано ди Лоренцо де Медичи и была, даже, беременна от него. Но, если принять во внимание нравы того времени, да из какого знатного рода он был - рода правителей Флорентийской республики, то……

Да и Леонардо был, как сейчас говорят, «нетрадиционной ориентации». Зато, какой у него талантливый любовник!….

Ну и что, осуждать их?  Или, может быть, сегодня это редкость(интересно, в период Ренессанса были ЛГБТ сообщества)?

Короче, лично мне, на это наплевать. Не надо быть ханжой. Тем более, что в истории человечества они оставили такой след, что любому «благочестивому» обывателю и не снилось. 

   А мне вот приснилось!

 

P.S.S.

И совсем напоследок. 

Конечно, я не присутствовал при написании картины «Мона Лиза» великим Леонардо (как  Воланд, который был свидетелем допроса Иешуа Га-Ноцри из Назарета прокуратором Иудеи Понтий  Пилатом), поэтому, должен признаться, что все написанное, это плод моих мыслей и  неуёмной фантазии, навеянных красноречивой Каллиопой и проказником Морфеем. 

Хотя, как знать, как знать…. Мозг человека пока ещё до конца не изучен, и я не исключаю, что в моём роду были и итальянские корни. А генетическая память, знаете ли……..

Эдуард  ДОЛГУНОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий