воскресенье, 11 сентября 2022 г.

ВОЗВРАЩЕНИЕ "ЛОЛИТЫ"


Возвращение Лолиты - начало все знают, а вот потом...

>      Роман Владимира Набокова «Лолита», написанный по-английски, а
> затем самим автором переведенный на русский язык, был своеобразным
> бестселлером в конце шестидесятых годов уже ушедшего века. Наверное,
> не все читали книгу, поэтому не всем будет понятно, вокруг чего
> ломались копья и скрестились шпаги на одном из самых блестящих
> судебных процессов тех лет .
>
>      « Лолита», роман о любви тридцатисемилетнего мужчины к
> двенадцатилетней девочке. Скрываясь, они разъезжают по стране, меняя
> отели, кемпинги, коттеджи… Лолите уже четырнадцать лет. Ревнивый
> любовник старается не оставлять ее одну, тем не менее она постоянно
> находит способы изменять ему. Гумберт приобретает пистолет и убивает
> человека, который когда-то увел от него Лолиту. Находясь в тюрьме в
> ожидании суда, г-н Гумберт пишет свою печальную исповедь. (Ту самую,
> читателями которой мы и становимся, открывая книгу.) Все его мысли,
> переживания, эротические фантазии по-прежнему только о ней — его
> Лолите.
>
>      В пространном и трезвом примечании к роману Джон Рэй, доктор
> философии, пишет: «…красочные персонажи единственной в своём роде
> повести предупреждают нас об опасных уклонах; они указывают на
> возможные бедствия. «Лолита» должна бы заставить нас всех — родителей,
> социальных работников, педагогов — с вящей бдительностью и
> проницательностью предаться делу воспитания более здорового поколения
> в более надежном мире ».
>
> ***Памяти Адвоката Семена Фликера и Четырех Свидетелей Защиты
>
> ВОЗВРАЩЕНИЕ «ЛОЛИТЫ »
> ( об одном «незаметном» судебном процессе ).
>
>      Она прибыла в Москву под покровом тайны, которая в середине
> шестидесятых годов называлась иногда «самиздат», иногда «тамиздат».
> Персону нон грата звали «Лолита». За ней охотились читатели, отдавая
> за экземпляр двухмесячную зарплату, брали за пять рублей на одну ночь,
> за десять печатали под копирку. И за ней же охотились люди из КГБ.
> Впрочем, они без особого труда «вычислили» офеню, из-под полы
> торгующего запрещенной, поступающей из-за рубежа литературой.
>      Над «Лолитой» сгущались черные тучи. С «распространителя
> порнографии и антисоветских настроений» взяли подписку о невыезде,
> хотя и не собирался он бежать от жены и недавно родившегося сына. Тем
> не менее рассказывают, что однажды темной холодной ночью в дом Дмитрия
> Сергеевича Лихачева кто-то постучался и был немедленно принят. А утром
> ночной гость, находящийся под подпиской, уже вернулся в Москву .
>
>      Суд начался, как и положено: Судья, Народные заседатели, сторона
> Обвинения, Защита. «Лолита» и обвиняемый — на скамье подсудимых. Среди
> малочисленной публики была и я, автор этих заметок. Прокурор, молодая
> женщина в красивой, строгой форменной одежде, была хорошо вооружена
> солидными аргументами и ее речь быстро избавляла от наивных иллюзий и
> не оставляла надежд.
>      — Эстетическая экспертиза НИИ Психиатрии Минздрава РСФСР
> свидетельствует о порнографическом характере «Лолиты ».
>      С самого начала это звучало уже угрожающе, тем более, что
> ходатайство Защиты о привлечении экспертов из института Мировой
> литературы было отклонено за ненадобностью .
>      — Кафедра сексопатологии при психиатрической больнице им.
> Ганнушкина подтверждает порочность «Лолиты», ее негативное воздействие
> на читателя .
>      Второе ходатайство Защиты о проведении литературоведческой
> экспертизы отклонено. И еще раз отклонено. И в четвертый раз …
>      — В деле имеются материалы, — продолжает Прокурор обвинительную и
> уже близкую к победному финишу речь, — из которых следует, что
> творчество В. Набокова тенденциозно, имеет антисоветскую и
> антисоциалистическую направленность, а потому неприемлемо для
> советского читателя .
>      Чувствуя за спиной мощную поддержку, Прокурор уверенно изымает
> «Лолиту» из круга культурного чтения, а для вразумления подсудимого
> считает достаточно восьми лет заключения .
>
>      Речь Прокурора закончилась, — увы! — не аплодисментами, а
> странной, изумленной тишиной …
>      Прервав короткую паузу, Судья предоставляет слово Защите.
>      Вопреки ожиданиям публики Адвокат Семен Фликер не находит
> возражений по поводу речи Прокурора. Не выражает недовольства ни
> предъявленным обвинениям, ни сроком заключения для своего молодого
> подзащитного. Мало того, Адвокат — уже под ропот, поднявшийся в зале —
> даже отказывается от права Защиты произнести ответную речь. Он
> открывает свой портфель и просит разрешения зачитать письмо
> Председателя Правления Советского Фонда Культуры академика Дмитрия
> Сергеевича Лихачева, написанное им «для предъявления на судебном
> разбирательстве». Зал почувствовал, как качнулись весы правосудия.
> Прокурор постаралась сохранить невозмутимость .
>      « В литературоведении четко различаются два понятия: порнография
> и эротическая литература. К эротической литературе, как и к
> эротическому искусству, принадлежат произведения с большей или меньшей
> степенью эротики, но обладающие художественными достоинствами,
> например: «Гаврилиада» Пушкина, «Озорные рассказы» Бальзака,
> «Декамерон» Боккаччо и мн., мн. др.. Порнография — это эротика «в
> голом виде» — без признаков художественности или с минимальными
> признаками художественности, например, «Лука Мудищев» Баркова .
>      Никто не сомневается в художественных достоинствах «Лолиты»
> Набокова. Эротических элементов в «Лолите» не больше, чем в некоторых
> произведениях советских авторов. Приведу пример (если будет оглашаться
> моя справка в присутствии женщин, то прошу у них извинения). В
> напечатанном тексте поэмы Евгения Евтушенко «ФУКУ» есть, например,
> такие строки :
>
> Колымский шофер девятнадцати лет
> Хвастливо повесил известный портрет
> И рядом — плейбойские гёрлс голышом,
> Такие, что брюки встают шалашом.
>
>      Мог бы привести десятки примеров из советской литературы,
> напечатанной громадными тиражами, где примеры эротики еще более
> выразительны …»
>      — Прошу приобщить письмо академика Лихачева к делу, — говорит
> Адвокат, подавая Суду документ .
>      Затем он зачитывает и просит Суд приобщить к делу аналогичное
> письмо всемирно известного писателя Фазиля Искандера .
>      Затем зачитывает и просит приобщить к делу письмо писателя
> Владимира Солоухина .
>      В зале судебного заседания напряжение столь велико, что кажется
> вот-вот сверкнет молния и грянет гром.
> А Семен Михайлович, как и положено судебной процедурой, спокойно
> зачитывает и просит приобщить к делу письмо поэта Андрея Вознесенского
> .
>      Все, как один, свидетели Защиты — и какие свидетели! — заслонили
> собой бедную «Лолиту», не дали в обиду ни книгу, ни ее автора,
> «писателя филигранного литературного мастерства ».
>
>      Впервые в жизни я видела, как Прокурор, залившись густым
> румянцем, встала и попросила слова. Признавшись в своем неведении, она
> извинилась перед Судом и сказала, что авторитет такого человека как
> Дмитрий Сергеевич Лихачев для нее выше ее собственной, только что
> произнесенной речи и поэтому она снимает все свои обвинения и с
> Набокова, и с «Лолиты». А заодно и с обвиняемого. Это был мужественный
> поступок !
>        Адвокат выполнил свой долг — защитил своего подзащитного. Как
> опытный юрист Семен Михайлович, принимая дело, конечно, знал, какие
> силы будут ему противостоять. Знал, как трудно, почти невозможно будет
> найти аргументы для достойного отражения тщательно подготовленного
> удара. Он не искал отражения — он нанес контрудар !
>      В связи с отсутствием обвинения Судья объявляет судебное
> заседание закрытым. Все свободны .
> Вскоре «Лолита» разошлась тиражом три миллиона экземпляров.

Серафима Лаптева

Комментариев нет:

Отправить комментарий