четверг, 8 сентября 2022 г.

ПРЕДЫСТОРИЯ ШТИРЛИЦА

 

Предыстория Штирлица

Рисунок21

Рисунок22Надеюсь, читатели помнят шедевр советской художественной пропаганды: «17 мгновений весны», удостоенный Государственной и Премии КГБ СССР? Тогда на слуху голосовая вставка: «Центр-Юстусу…». Однако полковник Исаев-Штирлиц был не первым носителем оных позывных. Румынский еврей Арон Бриманн, ставший сперва протестантом, затем католиком, в 1883 опубликовал под псевдонимом «Доктор Юстус» грандиозное творение: «Еврейское зеркало», позже переизданное под титулом: «100 законов «Шульхан Аруха» и ставшее определённых кругах весьма популярным. История этого шедевра занимательна, за переиздание (под своим именем!) Карл Эккер получил звание «доктора», не владея ивритом и не имея ни малейшего представления о первоисточниках. Угадайте, кто выступил рецензентом? — Правильно, по мнению большинства историков, сам герр Бриманн. «Зеркало» включило фрагменты антисемитских подделок, биография коих насчитывала столетия. Самого Арончика австрийская фемида упрятала за решётку за подделку документов, награда нашла героя. Зато Штирлицу, который, судя по удивлённой реакции на «пархатых красных казаков», убеждённым антисемитом не был (в отличие от игравшего его актёра Тихонова), такое родство могло не понравиться. Несмотря на общую склонность «Юстусов» к мистификациям и подделкам.

На творении Бриманна (в переводе на русский черносотенца А.С.Шмакова) основано «Письмо 5000» (2004) — обращение в Прокуратуру о запрете еврейских организаций в России как «сеющих межнациональную рознь». К концу 2008 оно набрало 25000 подписавших. Я, шахматист, горжусь автографом на нём чемпиона мира Спасского. Знакомая индийская христианка, дружившая с Фишером, считает, что антисемитом Борис Васильевича сделало влияние (еврея!) Фишера; я припомнил бы и наставника Бори гроссмейстера Игоря Бондаревского, Гостренера по Ленинграду во времена «борьбы с космополитами», травившего, в частности, первого тренера Спасского Владимира Зака.

Главным требованием «истинных патриотов» был запрет распространения русского перевода «Кицура Шульхан аруха» — «документа иудейской злобы супротив иноверцев». А ответом на «непринципиальную» позицию Госпрокуратуры стало рождение общества «Жить без страха иудейска!», в дальнейшем отделения «Союза русского народа». В условиях борьбы с «хохла-жидо-нацистским режимом» эти ребята становятся как никогда востребованы и мы, вероятно, вскоре услышим о новых достижения «патриотической иудаики».

Что же это за жупел такой мизантропический — «Кицур (сокращение, адаптация) Шульхан Арух»? Точный перевод: «Маленький накрытый столик». Шульхан Арух (Накрытый стол) написан рабби Йосефом Каро в 16 веке; труд, составленный, чтобы облегчить нахождение практического закона, уже превратился в энциклопедию и поле дискуссий. Появилась нужда в простом справочном пособии, с которым не чрезвычайно грамотный еврей сможет правильно исполнять заповеди.

Автор «Малыша», рав Шломо бен Йосеф Ганцфрид, родился в 1804 году в городе Унгвар (Ужгород) под гербом Австро-венгрии. В 8 лет он осиротел (1812) и его взял на воспитание рав Цви-Гирш Геллер (1776-1835) по прозвищу Гершеле (сообразительный), полученным за глубокое понимание Талмуда. Он, глава раввинского суда Унгвара, стал учителем вундеркинда. Когда рав Геллер переехал в городок Боньхад, 15-летний юноша последовал за ним, продолжая учёбу в ешиве наставника. В 18 Шломо рукоположён в раввины и женится на дочери богатого коммерсанта, начинает участвовать в виноторговле. Впрочем, не слишком усердно — в магазине большую часть времени он сидел за книгами, да и старался не составлять конкуренцию другим бизнесменам, дабы не лишать их заработка. В 1828 великий Хатам Софер (1762-1839) писал о нём, как о «непостижимом мудреце и праведнике». В 1834 году молодой человек выпускает первую книгу: «Кэсет а-софер» (Сословие писцов), посвящённую законам написания священных предметов; Хатам Софер объявил эту книгу обязательной для получения профессии софера (переписчика) и пояснил, что все правила и принципы, в ней приведённые, «безупречны».

Наконец небеса решили, что экзамен на практическое воплощение заповедей торговли пройден — предприятие разоряется и в 1843 (по другим источниках в 1830) рав Шломо принимает должность раввина карпатского городка Брезовица, ныне популярного горнолыжного курорта в Косово.

Кажется, социальные роли напрочь не интересовали героя; он принимал их, эти «роли», если видел необходимость для семьи и пользу для людей. Коли вам нужен пример к талмудическому изречению: «если человек бежит от славы, слава гонится за ним», то он перед вами. Будучи одним из признанных глав поколения, видеть которого руководителем мечтали столичные общины, рав отправляется в тихий городок. В 1849 возвращается в родной Унгвар и становится главой его еврейского суда.

Рав Шломо пишет, причём общий знаменатель его трудов — облегчить соплеменникам пути Создателя, убрать камни с их дорог. А каббалистическое исследование, «книга для немногих», поныне в рукописи… Вот сокращённый перечень: комментарии к трактату Талмуда «Бава батра», посвящённому имущественным отношениям, трактаты о женских циклах, о написании имён в документах, о законах резки скота и птицы, молитвенник, популярный комментарий на Пятикнижие и на притчи Талмуда… И — то, из-за чего рава Ганцфрида знает весь еврейский мир: «Кицур шульхан арух».

Автор поясняет в предисловии, что это книга «для деловых людей, которые не имеют времени углублённо изучать кодекс Шульхан арух с сопровождающими его комментариями, а также для воспитания юношества — чтобы заповеди Б-га укоренились в сердцах». Она написана на простом и ясном иврите, без рассмотрения многообразных мнений, сюда включены только законы, исполнимые в нашу эпоху. Это именно пособие для повседневной жизни.

Рав Ганцфрид применил метод, сходный с подходом Шульхан Аруха: он «опросил» трёх авторитетных мудрецов ближайших поколений: «Шульхан арух а-рав» Бааль Тания, «Хайей адам» (Жизнь человека) рава Данцига и «Дерех а-хаим» (Путь жизни) рава Лобербойма. Если в 2 из них законодательная позиция совпадает — она приводится. В целом рав Шломо склоняется к более строгим трактовкам Закона, в соответствии с принципом: «малограмотный устрожает», удаляясь от греха. 

Ваш покорный, ничтоже сумняшись, книжечку читывал, но ужасов, против коих протестуют «истинные патриоты», не обнаружил. Ближе всех к тематике «обиженных и оскорбленных» фраза, относящаяся к Пасхальному Седеру: «для исполнения заповеди четырёх бокалов лучше всего подходит красное вино, но в странах, где жители глупы и не образованы, предпочтительно использовать вино белое» (не то дураки напустят на нас кровавый навет). Не на «глупцов» ли обиделись авторы «всенародного протеста»? Но ведь и вправду, они «Кицур» (сокращение) от самого «Шулхан аруха» не отличили; ссылки подобрали и не из того, и не из другого, но из цитатника антисемитизма от жуликоватого Бриманна… И много ли есть ума в разжигании межнациональной розни, построенном на «сам дурак!», сиречь на примитивном обвинении в этой мерзости другого? Как в современной Америке, в основном преодолевшей расизм, интересанты гонят волну «борьбы с расизмом», выволакивая это чудище на авансцену…

Книга стала образцом — несколько авторов использовали это имя и, опираясь на основную структуру книги рава Ганцфрида, создали свои «Кицуры» — сефардские (рав Рафаэль Барух Толедано, 1890-1971, рав Хаим Давид Алеви, 1924-1998, рав Овадья Йосеф, 1920-2013) любавический (Йеуда Векслер, род.1946). Действительно, при единстве основ Закона в разных общинах есть многоголосие деталей… 

Рав Ганцфрид оставался главой раввинского суда родного города до ухода 30 июля (28 Тамуза) 1886 года. На маленьком памятнике прочерчен рисунок: рука, держащая перо. К скромному памятнику скромному человеку поныне, уже почти полтора века, приходят паломники…

Комментариев нет:

Отправить комментарий