Евреи-антисионисты
Неевреи-антисионисты не новость. Особенно в России. Ещё вождь международного пролетариата В.И. Ленин видел в сионизме форму буржуазного национализма и иронизировал в переписке с М. Горьким: "...коммунисты мечтают об уничтожении всех государств, а сионисты - прибавить ещё одно государство к уже существующим". Продолжатели дела Ильича действовали целеустремлённо, так что к концу двадцатых годов прошлого века в СССР со всеми сионистскими организациями, как, впрочем, и с сионистами-организаторами, было покончено. Организации закрыты, а организаторы расстреляны или посажены в лагеря.
После "шестидневной", когда Давид с прямо-таки библейской мощью в очередной раз сокрушил Голиафа, антиизраильские, антисионистские настроения в советской политике, как, впрочем, и в политике стран-сателлитов, младших братьев по светлому будущему, набирают силу. Все эти страны, за исключением Румынии, разрывают с Израилем дипотношения, а в их СМИ слово сионист становится синонимом словам расист, фашист, оккупант. Особенно зверствует Польша, где в начале семидесятых антисионизм и антисемитизм слились воедино и за короткое время "Исхода" от 300 тысячной еврейской общины осталось менее 3 тысяч. Но это — нееврейский антисионизм. Которым, повторяю, мало кого удивишь. Удивительно, что и среди потомков Авраама были и есть противники идей Теодора Герцля. Некий феномен: евреи-антисионисты. Кто они? Сначала немного истории.
Ортодоксы. Евреи изначально, на протяжении 2000 лет мечтали о возвращении на родину. В молитве "Амида", читаемой три раза в день, они просят: "Собери нас вместе с четырёх концов земли в страну нашу". И, тем не менее, зародившееся в 19-м веке желание потомков Авраама "вернуться к Сиону" встретило наибольшее сопротивление именно в религиозной среде. Последователи ортодоксального, а особенно ультраортодоксального иудаизма считали, а некоторые считают до сих пор, что такое возвращение (отсюда и название сионизм) должно стать результатом не каких-то практических действий самих евреев, но произойти исключительно по Божественной воле. Через посланца Б-га — Мессию. Раввины, которые поддерживали Т. Герцля (Ц. Калишер, Э. Гутмахер и др.) и активно участвовали в сионистском движении, составляли в то время явное меньшинство.
Духовный вождь еврейского антисионизма в начале прошлого века раввин Ш. Гирш, с одной стороны, был убеждён, что "...еврейский народ нигде не найдёт свой стол и лампу, кроме как в Святой земле", но, с другой, считал, что Эрец-Исраэль и созданное в нём еврейское государство будут даны евреям только свыше, как орудие для выполнения заветов Торы. Кроме того, по его мнению, сионистское движение, считавшее, что историческая родина важнее страны проживания, дают антисемитам повод для сохранения дискриминации евреев.
Постепенно, шаг за шагом, разрыв между сионистами и подавляющим большинством ортодоксов перерастает в настоящий конфликт. В начале 20-го века руководители крупнейших ортодоксальных общин во многих странах (особенно в Германии, Польше, России) резко осудили планы Т. Герцля, а некоторые, например, в Голландии, даже запретили евреям под страхом херема (отлучения от общины) вступать в сионистские организации. Именно тогда возникла организация, противодействующая сионистам с позиции ортодоксального иудаизма, — Агудат Исраэль.
Однако, несмотря на антисионизм духовных лидеров ортодоксии, в тридцатые годы прошлого века антисемитизм в Европе усиливается. Настроения меняются. Многие ортодоксы переселяются в Эрец-Исраэль. Более того. В 1947 году они активно поддержали образование еврейского государства, правда, с оговоркой, что оно будет жить по законам Торы.
Реформисты. Резко антисионистские позиции занимали в конце 19-го — начале 20 века и многие представители реформизма в иудаизме. Особенно в США. Они считали, что евреи "...не нация, а религиозное сообщество..." и потому "...не ожидают возвращения в Палестину". После образования Израиля "Американский совет за иудаизм", объединяющий антисионистски настроенных евреев-реформистов, выступил с шокирующим заявлением: "Государство Израиль не является ни государством евреев, ни родиной еврейского народа. Для американцев еврейского вероисповедования — это иностранное государство". "Возвращению к Сиону" они противопоставили свой лозунг: "Америка — наш Сион".
Другие антисионисты. Активную позицию среди евреев-антисионистов в начале прошлого века занимали также "автономисты" и, если так можно выразиться, "территориалисты". Первые противопоставляли переселению в Эрец-Исраэль национально-культурную автономию в странах проживания. Вторые считали, что образование еврейского государства возможно не только в Палестине, но и на других территориях, предложенных для этой цели международным сообществом. И, наконец, именно антисионизм был важной составной частью политики бундовцев (еврейских социалистов), которых Г. Плеханов остроумно назвал "сионистами, боящимися морской болезни".
Антисионисты сегодня. Но вернёмся в 21-ый век. Что представляют из себя антисионисты в наши дни? Прежде всего, это члены небольшой (2-3 тысячи человек) отколовшейся от "Агудат Исраэль", ультраортодоксальной группировки "Натурей карта" с центрами в Израиле, Нью-Йорке и Лондоне. Надо сказать, что "натурей картовцы" не сидят спокойно в ожидании прихода Мессии. Вовсе нет. Они скандально известны как резко антиизраильскими высказываниями, так и антиизраильскими действиями. Например, один из лидеров группировки раввин Моше Гирш был советником Ясира Арафата, а сейчас хочет стать советником правительства Хамаз. А раввин Давид Вайс, почётный гость президента Ирана Ахмадинеджада на международной конференции по отрицанию Холокоста, прямо заявил "Мы бескомпромиссны в нашем требовании распустить (милое словечко нашёл раввин вместо арабского "уничтожить" Л.М.) безбожное государство, именующее себя Израиль. Поразительно, но члены "Натурей карта" в случае образования палестинского государства хотят жить на его территории.
Из других антисионистов наиболее заметны в наши дни сатмарские хасиды (последователи антисиониста раввина Иоэль Тейтельбаума из Сатмара) и уже упомянутая организация реформистов "Американский Совет за Иудаизм". Как видите, антисионизм оказался точкой, где сошлись крайне правые и крайне левые.
Еврейский антисионизм, как ни парадоксально звучит это словосочетание, имеет право на существование. Как религиозный, так и нерелигиозный. Он не страшен. Страшно и отвратительно, когда антисионизм сливается с антисемитизмом. Когда фашиствующие арабские режимы используют религиозных фанатиков из "Натурей карта" для легимитизации отрицания Холокоста или варварских планов: "...стереть сионистское образование с карты мира". Известный американский телеведущий Виктор Топаллер правильно сказал: "...эти подонки будут прокляты и Б-гом, и людьми".
Источник: МАСТЕРСКАЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий