"Сочные еврейские фильмы"
Еврейский кинофестиваль Берлин - Бранденбург, крупнейший в своем роде в Германии, в этом году проходил под девизом "Jewcy Movies", что можно перевести как "Сочные еврейские фильмы". Фестиваль проводился в 28-й раз и после двухлетнего перерыва, вызванного ковидным отлучением публики от очагов культуры, она снова смогла смотреть фестивальные ленты в кинотеатрах Берлина и Потсдама. Jüdische Filmfestival Berlin | Brandenburg(JFBB) в очередной обратил внимание на еврейскую историю, показал, как еврейские режиссеры воспринимают настоящее и будущее, существование между угрозой истребления и любовью к жизни, личные истории, наполненные чувственностью и большой политикой. Нередко в фестивальных лентах сквозила тонкая ирония, но и не было недостатка в глубине отражения выбранных тем.
В программе JFBB этого года было 43 художественных, документальных и короткометражных фильма, а также два сериала. Составители программы фестиваля явно тяготели к разнообразию жанров: тут и французская комедия о взаимоотношениях поколений "Роза", и аргентинский псевдодокументальный фильм "Красная звезда", и особый израильский взгляд на ближневосточные конфликтные ситуации "Кинотеатр „Сабайя“", и израильский фильм-портрет "Беренштейн", посвященный командиру партизанского отряда времен Второй мировой войны Леониду Беренштейну, родившемуся в советской Украине и закончившему свой жизненный путь в Израиле.
Выбор жюри
В рамках фестиваля проводились два конкурса – на лучший игровой фильм и лучший документальный фильм. Помимо этого, в программе "Nosh Nosh" показывали короткометражные ленты, а в рубрике "Serial Fresh" представляли новые мини-сериалы израильского телевидения.
Главный приз им. Гершона Кляйна в секции игровых фильмов присудили фильму "Cinema Sabaya" ("Кинотеатр „Сабая“", Израиль / Бельгия, 2021), который сняла Орит Фукс Ротем. В нем показано сложное сближение живущих в Израиле евреев и арабов в стиле видеодневника, "страницы" которого заполнялись во время кинематографического мастер-класса. Участницы – четыре еврейки и четыре арабки – затрагивают сложные темы, отраженные с любовью к жизни и c большим уважением. Они обсуждают, например, зависимость или независимость от мужчин. С арабской стороны задан и экзистенциальный вопрос: почему во время таких мастер-классов, построенных на диалогах, говорят только на иврите?
Особого упоминания жюри удостоилась драма "Evolution" ("Эволюция", Венгрия / Германия, 2021) Корнеля Мундруцо. В прошлом году фильм показывали на Каннском кинофестивале. Новая лента довольно известного венгерского режиссера театра и кино поставлена по его одноименной пьесе. В этой картине взаимоотношения поколений, на которые влияют травмы Холокоста, представлены при помощи сюрреалистических образов. Немецкий режиссер Аркадий Хает сказал об этой ленте: "Редко встретишь художественный триптих такого рода. Тремя разными мазками, через три поколения, всего в трех сценах этот фильм рисует картину того, как прошлое влияет на настоящее".
В конкурсе документальных фильмов главный приз имени Гершона Кляйна достался картине "Summer Nights" ("Летние ночи", Израиль, 2021) Охада Мильштейна. В фильме рассказывается об отношениях отца и сына на примере трех поколений. Режиссер размышляет о своих отношениях с отцом и в то же время о том, что значит этот опыт для развития отношений с собственным сыном. Фильм характерен тем, что его главная тема подается без лишних слов и при помощи трогательно снятых образов. Шестилетний мальчик, который не по годам формулирует одно глубокомысленное изречение за другим, определенно приковывает внимание зрителя. В прошлом году эта лента получила приз Израильской киноакадемии ("Лучший документальный фильм") и кинофестиваля Docaviv ("Лучший израильский фильм").
Особого упоминания жюри удостоен фильм "Blue Box" ("Голубая шкатулка", Израиль / Канада / Бельгия, 2021), который сняла Михаль Вайц. С помощью "Голубой шкатулки", небольшой металлической копилки, Еврейский национальный фонд собирал средства на покупку земель у арабов в Палестине на этапе основания государства Израиль. В одноименном фильме режиссер размышляет о сложной истории своего прадеда Йосефа Вайца (1890–1972) – родившегося в западноукраинском селе Боремель, – который много сделал для того, чтобы на бесплодной земле Израиля зеленели чудесные леса. Режиссер затрагивает и вопрос, какую моральную оценку с сегодняшней точки зрения можно дать некоторым сделкам прошлого.
Разнообразие стилей
Специальная программа фестиваля была посвященa режиссеру, сценаристу и президенту Берлинской академии художеств Жанин Меерапфель. На фестивале некоторые ее картины были объединены с подходящими по тематике актуальными работами молодых режиссеров. Самый недавний фильм Меерапфель, "Eine Frau" ("Женщина"), открыл JFBB. Это документальное эссе автор посвятила биографии своей матери Марии-Луизы Шатлен Меерапфель, жившей во Франции, Германии, Нидерландах и Аргентине. В ее биографии отражен опыт целого поколения евреев XX в., которые оказались в роли изгнанников и для которых чувство тоски по родному дому было перманентным состоянием.
Показанная в конкурсе игровых фильмов лента "The Red Star" ("Красная звезда", Аргентина, 2021) Габриэля Матиаса Лихтмана довольно необычна по исполнению. Режиссер находит в поместье своего деда фотографии и документы некоей Лайлы Саламы. Была ли эта еврейка связана с британской секретной службой? Была ли она причастна к аресту Адольфа Эйхмана? Вопросы возникают один за другим. Режиссер оказывается во власти мифа, но ни книги по истории, ни эксперты, с которыми консультируется киноспец, не могут пролить на эту историю свет. В псевдодокументальном фильме охота за вымышленным персонажем используется для обозначения связей Аргентины с национал-социалистами на основе обширных архивных материалов. Фильм поставлен с изрядной долей юмора, для него характерны стремительные переходы от одной сцены к другой и мастерски выстроенная структура повествования.
Еще один фильм, претендовавший на победу в конкурсе игровых лент, - "Rose" ("Роза", Франция, 2021), который сняла Орели Саада. Розе 78 лет. Ее муж только что умер. После короткой депрессивной фазы, когда взрослые дети вдовы беспокоятся о ней и охотно видят себя в роли благодетелей-опекунов, у Розы вдруг снова появляется интерес к жизни. Она красится, учится пить водку, впервые за 40 лет вновь водит машину и влюбляется. Счастливы ли дети, когда она позволила себе не воспользоваться их добрыми намерениями и самостоятельно занялась своей жизнью? Сможет ли она сама разобраться со своей жизнью и любовью? Несмотря на яркую, местами довольно нарочито китчевую форму фильмa, в нем есть и моменты погружения зрителя в атмосферу некоторых еврейских обычаев, и созданные с любовью портреты главной героини и ее родственников. Юмор вкупе с волнующей, тщательно подобранной музыкой делают "Розу" трогательным, жизнеутверждающим фильмом.
В конкурсе игрового кино также была лента "Wir könnten genauso gut tot sein" ("Мы тоже могли бы быть мертвыми", Германия, 2022). Ранее в этом году картина была показана на Berlinale в секции "Перспективы германского кино". Это дебютная работа Натальи Синельниковой, которая родилась в Санкт-Петербурге и в 1996-м вместе родителями перебралась в Германию по программе еврейской иммиграции. Герои аллегорического фильма убеждены, что окружающий их мир - довольно опасное место. Группа людей забаррикадировалась в большом многоквартирном доме, окруженном прочным забором. Сюда допускаются только те, кто прошел тщательную фильтрацию после процесса подачи заявки. У жителей высокая потребность в надежной защищенности от внешнего мира. Об этом заботится Анна, одна из главных героинь, которая в этом странном сообществе работает сотрудником службы безопасности. Долгое время все идет своим чередом, но потом один за другим следуют причудливые события. И настроение меняется. Наталья Синельникова с большой проницательностью отражает атмосферу паранойи, которая, к сожалению, является приметой нашего времени. Режиссер довольно бескомпромиссна во многих сценах и словно бросает вызов зрителю. Но Синельникова насыщает действо и мастерски поставленными сатирическими сценками, которые очень органично вплетаются в ткань фильма и рождают множество ассоциаций с европейским домом, в котором мы живем.
Из истории кино
Особым событием стал показ немого фильма "Broken Barriers" ("Сломанные барьеры", 1919, режиссер Чарльз Э. Дэвенпорт). Это первая американская адаптация цикла рассказов Шолом-Алейхема (1859–1916) "Тевье-молочник", за которой позже последовали и театральные постановки, в том числе знаменитый бродвейский мюзикл "Скрипач на крыше". Специально для фестивального показа музыку к "Сломанным барьерам" сочинил берлинский певец и музыкант-мультиинструменталист Даниэль Кан, который вместе с Евой Лапскер обеспечивал музыкальное сопровождение фильма прямо во время его показа.
В фестивальную программу также включили входящую в список классики кинематографа антинацистскую трагикомедию Эрнста Любича "Быть или не быть". Театральная труппа в Варшаве готовит сатирическую пьесу о Гитлере. На дворе 1939 г., и, прежде чем служители Мельпомены успевают сыграть премьеру, начинается война. Спектакль "Гестапо" отменен, вместо него они играют шекспировского "Гамлета" с Юзефом Турой в главной роли. У его жены Марии есть поклонник, летчик-истребитель, который, уже находясь в Британии, случайно узнает о готовящемся разоблачении круга польских подпольщиков. Чтобы предотвратить катастрофу, театральный коллектив должен активизироваться и по-настоящему проявить свой актерский талант. Фильм был снят в 1942 г. в США, куда режиссер бежал из Германии. Картина навевает настроение, подобное царящему в "Великом диктаторе" Чарльза Чаплина. Киношедевр Любича и сейчас, когда судьбы мира зависят от авторитарных правителей, воспринимается свежо и трогает сердце.
Фото: Кадр из фильма "Летние ночи", названного на фестивале лучшим документальным фильмом
Источник: "Еврейская панорама"
Комментариев нет:
Отправить комментарий