понедельник, 20 июня 2022 г.

США И ДВА 19 ЧИСЛА

 

       Фото их ФБ

ДВА 19 ЧИСЛА
Вчера Америка отмечала как общенациональный праздник день освобождения рабов. Прошло полтора века, прежде чем американский народ осознал всецело и до конца всё величие этого события, не только для самих рабов и их потомков, но для всех граждан Соединенных Штатов. Тогда в Америке шла гражданская война именно из-за несогласия белых американцев между собой в отношении судьбы рабства. Победили противники этого ужасного и постыдного состояния использования ради корысти одного человека других людей силой принуждения, состояния, развращающего и раба, и рабовладельца, и всё общество. «Этот день знаменует и долгую тяжкую ночь рабства и неволи, и обещание грядущего светлого утра» - сказал вчера президент Джозеф Байден, который и был инициатором превращения 19 июня в общенациональный день памяти.
Америка решила не забывать того своего позора, не замалчивать его, но, напротив, вспомнив, гордиться победой над ним, купленной очень большой ценой – Гражданская война в США была и остается одной из самых кровопролитных в мире. Но «великие страны не игнорируют самые болезненные моменты своего прошлого. Они преодолевают их, становясь сильнее». Эти слова тоже были сказаны вчера Джозефом Байденом. «Освобождение рабов стало началом, а не окончанием работы Америки по выполнению обещания обеспечить равенство. – Продолжал он. - Чтобы отдать дань уважения истинному значению Дня освобождения рабов, мы не должны успокаиваться, пока не исполним того обещания Америки для всех американцев». Это значимые слова. Несмотря на то, что с государственным апартеидом покончено еще несколько десятилетий назад, несмотря на то, что Президентом США был недавно чернокожий и множество «цветных» ныне занимают самые ответственные посты сильнейшего государства мира от судей, министров и генералов до депутатов Конгресса, несмотря на всё это борьба за преодоление расизма не завершена. Его еще немало в быту, и вновь и вновь приходится напоминать, что «черные жизни значат» не меньше белых. В начале 19 века такое утверждение показалось бы абсурдным, наверное, 90% белых американцев.
За двести лет многое изменилось. Многое, но не всё. И поэтому приходится, порой некстати, вводить в популярные фильмы чернокожих актеров, сохранять квоты на прием чернокожих молодых людей в лучшие университеты страны и на госслужбу, следить, чтобы подобные квоты сохранялись и в частных компаниях. Американский народ отстаивает так не только права чернокожих своих граждан, он утверждает достоинство всех, ибо расовая дискриминация – свидетельство культурной убогости и начало моральной деградации. А где палка была сильно перегнута в одну сторону, надо осторожно перегнуть ее в другую, чтобы выпрямить. Отсюда и чернокожие герои фильмов о викингах, и квоты на образование.
Цель ясна – исполнение того обещания равенства, какое было дано рабам 19 июня 1865 г. в кровавом мареве гражданской войны за их свободу. В некотором смысле та гражданская война продолжается, и побеждает в ней сторона свободы очень небыстро. Но всё настоящее и прочное быстро не свершается. В постепенности процесса залог его необратимости.
У нас в России есть своё славное 19 число. Это 19 февраля 1861 г., когда решительной волей царя-освободителя Александра II и его гениальных соратников – братьев Алексея и Дмитрия Милютиных, генерала Ростовцева, великого князя Константина и многих иных крепостное рабство было упразднено «навсегда».
До революции 1917 года этот день широко отмечался. Во многих крестьянских избах рядом с иконами стоял портрет Царя-освободителя, а в каждом почти городе – памятник ему. Пятидесятилетие Великой реформы стало всенародным праздником, который не смогло затмить и в малой степени 300-летие династии Романовых, отмечавшееся двумя годами позднее.
После 1917 года о Великой реформе предпочли забыть, все памятники Александру II снесли. Народ освободил сам себя, что вспоминать о каких-то робких и половинчатых реформах при «проклятом царском режиме». «Себе во вред помещики проводить реформы бы не стали», рассуждали строители новой жизни, и захватившие власть для себя и устраивавшие ее исключительно для своей выгоды – формально – классовой, фактически – личной. Та реформа 1861 была им не только некстати идеологически, но непонятна искренне.
И до сего дня, несмотря на все попытки, 19 февраля днем общенародного праздника не стал и в малой степени. Это не 9 мая и, даже, не 7 ноября и уж понятно, не Новый год. Великий день забыт в России, в отличие от Америки, и это не случайно.
Дело в том, что в России действительно внуки крепостных действительно освободили себя в Гражданской войне 1917-22 гг. Но освободили не от рабства, а от старой России. В США рабов было не более 10% населения. Вместе с другим третируемым меньшинством – индейцами – не более 1/8 ее жителей. В России потомков крепостных частновладельческих, дворцовых, посессионных и государственных крестьян – 90%. Я сам – один из них. Большевики, желая захватить власть, воспользовавшись незавершенностью реформ, усугубленной Мировой войной, призвали этих потомков русских рабов брать собственность вчерашних господ в свои руки, а самих господ пускать под нож. И получилось. Восстание потомков крепостных, которое предрекал Астольф де Кюстин в 1839 году, смело русскую элиту и ту Россию, которую она строила. Отнять же власть и собственность у плохо образованных бунтарей и присвоить ее себе большевики смогли ловко, хотя и с невиданной жестокостью.
Освобожденные в 1861 русские крестьяне, вновь стали рабами в 1929-33, загнанные в колхозы и на заводы без права свободного труда, свободного владения и распоряжения собственностью, свободного слова, свободного избрания своих начальников, свободного исповеданья веры и получения знаний. На днях мы вспоминали 60-летие Новочеркасского расстрела – это лишь один из бесчисленного ряда примеров и не самый даже ужасный. Голодомор, депортация целых народов, красный и большой террор, искусственный голод 1946-47 гг. – всё это факты нового порабощения людей России жестокими наперсточниками большевиками.
Увы, и расхватывание собственности ловкачами в 1990-е вместо возвращения ее потомкам так глупо «освободившихся» в 1917 г. рабочих и крестьян – из того же ряда. Если Америка сейчас, через полтора века после 19 июня 1865 продолжает борьбу за свободу потомков рабов, то мы, забыв дары 19 февраля 1861, наслаждаемся плодами нового рабства, которое наши предки избрали вместе с уничтожением исторической России. Вот почему провозглашение 19 февраля 1861 г. национальным праздником будет у нас фальшивым делом, в отличие от американского праздника 19 июня.
Представим себе, что было бы с Америкой, если бы рабов было на 10, а 90 процентов, и если бы их ловкачи повели их на штурм белого общества в те же 1920-е, скажем, в годы Великой депрессии. Какой была бы сейчас Америка? Где была бы Декларация независимости, где были бы отцы основатели, и то самое 19 июня 1865. Все это было бы безусловно забыто в новом авторитарном обществе, из которого бежала белая элита, а черные были бы вновь порабощены, но в убеждении, что теперь они истинно свободны. Слава Богу этого не случилось - США сумели плавно выстроить свою свободу и продолжают строить сейчас, а мы, отчасти по объективным причинам (доля потомков рабов в обществе), не сумели. И потеряли и свободу, и саму Россию, которую все же, как и любую страну, создает для всего общества ведущий слой культурной элиты.
И теперь мы должны сами освободить себя от рабства, а для этого сначала осознать, что мы – рабы, лишенные гарантированных прав на собственность, на политическое волеизъявление, на свободу информации, на неприкосновенность личности, собственного тела, своего дома. Мы, как и в советское время, лишь фиктивно можем избирать своих представителей во власть, мы в один момент можем быть лишены всего – и семьи, и трудового поприща, и дома, и свободы - движением пальца чекиста, потомка тех самых чекистов, которые со всей ретивостью и с неимоверной жестокостью охраняли власть новых рабовладельцев с 1918 года. Мы лишены и справедливого суда, этого извечного основания достойной жизни. Как и в советское время, суд лишь фикция воли самозваной власти. И судьи, облекшиеся в мантии на англо-саксонский манер, не менее послушны звонку сверху и сбоку, чем судьи коммунистической эпохи, носившие гражданские пиджаки или гимнастерки, в воспоминание их гражданской войны. И как последний акт рабской несвободы, нас, не спрося, погнали на кровавую бойню в соседнюю страну, одуряя лживой пропагандой. Будем надеяться, что это – страшный финал нового нашего рабства. И скоро уже наступит осознание того состояния, в котором мы оказались.
И вот тогда, когда мы осознаем свое положение, и начнем, как американцы в 1865, строить свободное общество для всех, вот тогда эту новую дату можно будет провозгласить днем освобождения, днём упразднения векового рабства и, думаю, днём восстановления России. Это и будет наш настоящий национальный праздник. А 19 февраля 1861 мы будем вспоминать, как благородную, но неудавшуюся попытку. Отдавая должное тем великим реформаторам, понимать, что без той реформы и грядущее наше освобождение не смогло бы свершиться, потому что мы начинаем ныне не с нуля, но с того основания свободы, которое сами когда-то в прельщении отвергли, но которое, как и всё в истории, не исчезает бесследно, а только ждёт, когда мы, вдохновясь славным прошлым, поверив в свои созидательные силы, двинемся вперед к настоящей, достойной человека свободе.
Возможно, это изображение памятник и на открытом воздухе

Комментариев нет:

Отправить комментарий