Яков Фрейдин | Качество народа
Страна хмурых людей
Сорок лет назад работал я в большой американской компании. Однажды ко мне в офис зашёл мой сослуживец мистер Андерсон, высокий сухощавый господин лет семидесяти. Это был старейший работник фирмы, где он проработал ровно полвека, за исключением нескольких лет, когда воевал на фронтах Второй мировой войны. Он сказал мне, что пришёл попрощаться – выходит на пенсию. Зная его непоседливый характер и пытливый ум, я спросил, чем же он будет теперь заниматься, не скучно ли будет ему без работы? На что он ответил: займётся тем, о чём мечтал всю жизнь – отправится в кругосветное путешествие!
Я не слыхал о нём почти полгода. Однажды у меня дома зазвонил телефон. Это был мой старый знакомый мистер Андерсон. Он пригласил меня с женой к себе домой на вечеринку отметить возвращение из долгой поездки. Тёплым летним вечером в его старом особняке в приморском городке Old Greenwich, что недалеко от Нью-Йорка, собралось десятка два гостей. За столом хозяин дома и его жена рассказывали о том, что они повидали за три месяца кругосветного путешествия. Меня, естественно, особенно заинтересовала та часть их поездки, которая проходила на поездах зигзагами от Владивостока до Питера. Когда мы вышли из-за стола, я подошёл к нему и спросил:
– Мистер Андерсон, что в России произвело на вас самое большое впечатление?
Вскоре после того давнего разговора довелось мне прочитать книгу «Россия в 1839 году» французского путешественника и литератора маркиза де Кюстина, и вот какие суждения о русском народе я там нашёл:
“Здесь все слишком несчастны для того, чтобы жаловаться.”
“Русский народ – нация немых. Всё здесь есть, не хватает только свободы. То есть жизни.”
«Чтобы жить в России, недостаточно скрывать свои мысли. Надо притворяться.»
“У русских рабское мышление, не лишённое в то же время барской заносчивости.”
“Правительство в России живёт только ложью, ибо и тиран, и раб страшатся правды.”
«Жизнь человеческая не имеет здесь никакой цены.»
“Россия – страна фасадов.”
“Русский народ следовало бы полностью разрушить, а потом создать заново.”
Но довольно цитат двухсотлетней давности – как видим, они полностью применимы к дню сегодняшнему и вполне подтверждают наблюдения моего американского знакомого. Главная мысль здесь – по сравнению с западными странами качество русского народа всегда было весьма низкое, и своими корнями это качество уходит в глубь истории, в 13-й век, к временам нашествий Батыя. Причём, не иноземные захватчики поработили русский народ и постепенно сформировали его рабскую ментальность, которую подметил мудрый маркиз, а главными угнетателями стали платившие дань Орде русские князья, которые обращались со своими поддаными, как безжалостные оккупанты. Из-за многовекового порабощения собственного народа Россия превратилась в «страну рабов, страну господ». Замечу для контраста, что в Англии ещё в 1215 году была принята Великая Хартия Вольностей, даровавшая свободу и защиту каждому гражданину, а в России крепостное право было отменено лишь 650 лет спустя! Освобождение было встречено нижними слоями общества без большого энтузиазма и даже сопровождалось крестьянскими бунтами. С годами рабская ментальность так вошла в плоть и кровь русского народа, что бывшие крепостные не желали свободы – они предпочитали продолжать жить в ярме.
Сегодня, через 160 лет после дарованной сверху свободы (потом вновь отобранной большевиками), качество русского народа остаётся безнадёжно низким и продолжает снижаться. Армия всегда отражает характер своей страны, а потому война с Украиной высветила всему миру истинное лицо России через своё воинство, которое оказалось жутким скопищем убийц, насильников и мародёров. Ужасающе низкий моральный уровень большинства российского населения на первый взгляд как-то не вяжется с тем, что мы знаем о великой русской культуре, особенно созданной за последние 200 лет. Как совместить постыдное поведение большой части населения с высочайшим уровнем того, что дали миру Чайковский, Толстой, Чехов, Шостакович и множество других великих россиян (и обрусевших иностранцев)? Почему русский язык – язык несравненной по красоте поэзии в наши дни превратился в хамский лай, на котором изъясняется население российских городов и посёлков? Почему великая русская культура прошла мимо народа, не облагородив его, не улучшила его характер, почему все её огромные достижения не оказали почти никакого влияния на российский менталитет? К месту тут вспомнить и Германию 80–90 лет назад – как во времена нацизма народ грандиозной германской культуры смог опуститься до средневекового варварства. Откуда такой разрыв между культурой и поведением народа? А другие страны? Почему польский и украинский народы проявляли такой свирепый и жестокий антисемитизм? Почему литовский, латвийский и белорусский народы были столь безжалостны к евреям во время войны? Как объяснить аморальное поведение во Второй мировой войне французов – нации великих учёных и художников? Как получилось, что испанцы, народ Сервантеса и Веласкеса, был так жесток по отношению к американским индейцам? Как могли турки в 1915 году устроить геноцид в Армении? Почему японцы, нация утончённой культуры, во время оккупации Китая уничтожили шесть миллионов человек гражданского населения? Мой тесть рассказывал, как в 1937 г. его жестоко избивал на Лубянке следователь-еврей. Или Андрей Свердлов, сын первого «президента» РСФСР, в том же славном учреждении был одним из самых безжалостных следователей. Вспоминая истории разных народов, приходится заключить, что культура никогда не была противоядием против зла. Каждый народ, даже создавший великую культуру, при определённых неблагоприятных условиях может превратиться в дьявола и будет способен на невероятные жестокости.
Но вернёмся к нашей теме. В душе человеческой всегда есть тёмные и светлые стороны, и при определённых внешних условиях стоит лишь запустить некий психологический механизм, чтобы одна из этих сторон вышла наружу. У народа низкого качества тёмные стороны крупнее и проявляются они легче и быстрее и от такого народа можно ждать больших бед. Разумеется, ни у немцев, ни у русских нет монополии на зло, хотя подчеркну– никто не сравнится с русскими по количеству жертв, особенно среди собственного населения.
Трёхслойный пирог
В свете сегодняшних событий вопросы о влиянии культуры на качество народа задают многие, но не находят ответа. Я думаю, эта задача не имеет решения по той причине, что народ и его культурная надстройка никак не смешиваются, а словно вода и масло сосуществуют в разных слоях, лишь в незначительной степени влияя друг на друга. Чтобы прояснить, почему культура не влияет на народные массы, население любой страны можно представить в виде трёхслойного пирога: внизу находятся малокультурный плебс с невысоким интеллектом и примитивными потребностями – эдакая аморфная масса, которой по древнеримскому определению для счастливой жизни нужны лишь хлеб и зрелища. Именно этот слой способен совершать самые ужасные преступления и в силу невысокого интеллекта легко поддаётся влиянию пропаганды и легко управляем. Нижний слой жлобов самый многочисленный и в разных странах составляет от 40 до 90% населения. Мне представляется, что в России нижний слой очень большой: где-то около 65–70%.
Между нижним и верхним слоями находится то, что я называю «моральный» слой, который составляют люди способные к самостоятельному мышлению. Небольшая часть этого слоя включает потребителей культуры, которых в любой стране довольно мало. Мне кажется, что из 145 миллионов нынешних жителей России вряд ли наберётся хоть один миллион человек, которые читали Чехова, Пушкина или знают, кто такие Шостакович и Равель. Тем не менее, все люди этого слоя подвержены влиянию культурного наследия и являются носителями морали. Толщина морального слоя в разных странах колеблется от 10 до 50% и именно этот слой определяет качество народа. Чем массивнее моральный слой, тем выше качество. По моей оценке, в России этот слой где-то около 25% населения. Если использовать мои оценки и применить формулу качества народа (отношение морального слоя к нижнему слою жлобов), то коэффициент качества российского народа будет мал – около 0,37. Представляю читателю возможность самому оценить коэффициент качества других народов.
Все три слоя не смешиваются и существуют как бы независимо друг от друга, хотя порой отдельные люди могут мигрировать по этому «пирогу» вверх и вниз, из одного слоя в другой и даже существовать одновременно в двух слоях (как известно, гений и злодейство весьма совместимы, а потому деятели культуры и науки нередко бывают весьма аморальны, то есть не входят в средний слой, оставаясь лишь в верхнем слое). Два верхних слоя (культурный и моральный) совершенно не связаны с нижним слоем плебса. А поскольку нет смешения слоёв, о каком влиянии культуры и морали на нижний слой, то есть на большинство населения, может идти речь? Плебс остаётся аморальным по своей сути. Скорее даже наоборот, рабская аморфная масса нижнего слоя изредка может оказать отрицательное влияние на самый верхний культурный слой, что порой проявлялось даже в таких гениях, как Пушкин, который написал великодержавный стих, где осуждал стремление Польши к свободе («Клеветникам России», 1831).
Остракизм культуры
В наше смутное время, когда Россия с невероятной жестокостью ведёт захватническую войну на Украине, во всём мире всколыхнулось неприятие всего русского. Нечто подобное происходило в первое десятилетие после Второй мировой войны, когда немцы подвергались остракизму и всё немецкое отвергалось, несмотря на их великое культурное наследие. Это была естественная реакция на отвратительное поведение той гадкой массы немцев, которая располагалась ниже морального слоя. Так стоит ли удивляться, что после того, когда весь мир увидел, как ведут себя русские люди (те, кто воюет на Украине и те, кто поддерживают войну), всё русское стало отторгаемым и неприкасаемым, словно дурная болезнь?
Русская культура стала одной из жертв в этой позорной войне. На неё тоже падают российские бомбы – своим постыдным поведением Россия убивает собственное культурное наследие. Творческие люди бегут из России, а потому и без того тонкий культурный слой постепенно исчезает, что неизбежно приведёт к полной деградации страны и её распаду. Без культуры ни одно сообщество долго существовать не может.
©Jacob Fraden, 2022.
Вебсайт автора: www.fraden.com
Яков Фрейдин – изобретатель, художник, писатель, публицист, бизнесмен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий