пятница, 27 мая 2022 г.

Зуб Будды переживший десятки покушений

 Зуб Будды переживший десятки покушений

buddha

Любой современный человек знает о почитании, которое оказывают верующие останкам святых. В христианской традиции их называют мощами, но встречаются случаи поклонения отдельным частям тела святых или мучеников — голове, пальцам или даже крови. В буддизме понятия «мощей» нет — все потому, что почитаемых в буддизме учителей, как правило, кремируют…

И тем не менее, главная буддистская святая реликвия — это часть тела, а точнее — зуб, по преданию, принадлежавший самому Будде Шакьямуни, тому самому просветленному принцу Сидддхартхе Гаутаме.

Легенда гласит, что в шестом веке до нашей эры во время ритуального сожжения Будды его ученица Кхема выхватила из пепла зуб учителя. Считается, что это был его левый клык. Зуб отвезли в Индию и вручили царю одного из местных государств Брахмадатте.

Zub-Buddyi-2

Проходили века, зуб не проявлял никаких свойств, и все же появились слухи о том, что только владелец зуба Будды имеет право на то, чтобы править царством. Разумеется, многие претенденты на трон пытались заполучить реликвию, которая обладает таким завидным качеством, и из-за зуба, когда-то принадлежавшего одному из самых миролюбивых людей на земле, начались кровавые войны.

Постепенно доверие к зубу Будды падало — например, известны легенды о брахманах, которые пытались разбить реликвию. Впрочем, им это не удалось. В четвертом веке царь Калинги Гухазива, с горечью осознав, что индийцы более недостойны владеть столь святым предметом, завещал своей дочери Хемамале (по другим источникам — Хемалатхе) вывезти реликвию на остров, позже ставший известным как Цейлон.

Царевна выполнила завет отца и, спрятав зуб в высокой пышной прическе, вместе со своим мужем Даттой переправила святыню на ее новую родину — в столицу Анурадхапуру, где царь Сирименгхаванн оставил священный зуб в своем дворце как символ божественности своей власти.

Buddha.Tooth.Relic.Temple.and.Museum.640.6868

Существуют разные мнения по поводу того, где был зуб в следующие несколько столетий. Коренные сингалы утверждают, что святыня не покидала острова никогда, ученые из Мьянмы (ранее Бирма) настаивают, что в девятом веке зуб был вывезен в Бирму, в Паганское царство, и как раз на это время пришелся расцвет царства.

Индийские источники сообщают о том, что в тринадцатом веке, во время войны между островом и Индией, реликвия была возвращена в Индию. Позже ее за большие деньги выкупили сами сингалы.

Известно, что в шестнадцатом веке на остров высадились португальцы и развязали захватническую войну. Поклонение зубу Будды, как и само существование буддизма, раздражало католическую церковь, в то время известную своей непримиримостью и суровой инквизицией.

Святыня была захвачена, а позже растолчена в порошок и сожжена. Этот факт абсолютно точно зафиксирован многими очевидцами. Но был ли захваченный зуб именно тем самым, который был найден в пепле Будды?

clip_image008_thumb25255B425255D1

Сингальские хроники утверждают, что настоящий священный зуб был спрятан в укромном месте, а захватчикам подсунули подделку, и такая история вполне отвечает духу того времени. Вряд ли сингалы позволили бы похитить свою главную драгоценность, ведь многие тогда верили, что исчезновение зуба приведет к уничтожению буддистских верований всего острова.

Специально для хранения зуба Будды в Канди был построен храм Шри Далада Малигва и учрежден праздник, во время которого ларец с зубом — правда, закрытый — провозили по улицам на слоне, за ним шли другие слоны, а вокруг плясали танцоры и играли музыканты.

С тех пор храм неоднократно перестраивали, но его назначение и по сей день остается прежним — хранить зуб Будды. В конце двадцатого года исламисты взорвали в храме бомбу с целью уничтожить реликвию, храм был сильно разрушен, но сам зуб остался невредим.

Он скрыт от глаз посетителей в золотой ступе и показывают его далеко не каждому и не каждый год. В редких случаях зуб выкладывают на золотую петлю, исходящую из золотого лотоса.

buddha (1)

Те, кто видел зуб, говорят о его гигантских размерах — почти девять сантиметров в длину и более четырех сантиметров в ширину. Но это легко объясняют сингальские буддисты – мол, Будда был столь велик, что и рост его, и все части тела были также велики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий