пятница, 6 мая 2022 г.

«Скрипач на крыше»: за экраном легендарного фильма

 

«Скрипач на крыше»: за экраном легендарного фильма

Подготовил Семен Чарный 5 мая 2022
Поделиться179
 
Твитнуть
 
Поделиться

В конце 1960-х кинорежиссер Норман Джуисон был в отчаянии вследствие тех политических потрясений, которые происходили в Америке и во всем мире, пишет журналистка The Times of Israel Рене Герт-Занд. Духовно раздавленный, он готов был покинуть Голливуд и прекратить заниматься режиссурой.

Норман Джуисон и Хаим Тополь на съемочной площадке


Приглашение от United Artists экранизировать успешный бродвейский спектакль «Скрипач на крыше» пришло как раз вовремя. Джуисон принял вызов, и работа исцелила его. В своей автобиографии в 2005 году он написал: «Это ужасное дело пошло мне на пользу».

29 апреля в Нью-Йорке и 6 мая в Лос-Анджелесе проходит премьера нового документального фильма Дэниела Рейма под названием «Путешествие скрипача на большой экран». Это лента о том, как создавался культовый фильм 1971 года, основанный на произведениях великого идишского писателя Шолом-Алейхема о жизни евреев в «черте оседлости» Российской империи на рубеже 19 и 20 веков.

Фильм Рейма рассказывает, как продюсер и режиссер Джуисон создал «Скрипача». Но по сути он скорее о том, как «Скрипач» — с его темами семьи, традиций и веры в Б-га – сформировал режиссера.

«Джуисон находился на распутье. А в «Скрипаче» он увидел способ сказать что-то действительно важное», — размышляет Рейм.

Он говорит, что Джуисон был самым подходящим режиссером, чтобы снять это кино.

«Норман  в тот момент был на пике карьеры: он только что снял чрезвычайно успешные фильмы, такие как «Русские идут, русские идут» и «В разгар ночи», — отмечает Рейм.
— Но кроме того, у него было отличное музыкальное чутье, он умел создать убедительную визуальную ткань фильма и добиться от актеров трогательной и настоящей игры».

Даниэль Рейм


Когда его спрашивают, на какую аудиторию для своего документального фильма он рассчитывал, Рейм отвечает, что прежде всего… на самого себя.

Да, «Путешествие скрипача» — это фильм, который больше всего оценят режиссеры и заядлые киноманы, интересующиеся творческими тонкостями при создании кино. Именно это отличает фильм Рейма от других документальных лент о «Скрипаче», таких как «Скрипач: Чудо из чудес» (2019) и «Шолом-Алейхем: Смех в темноте» (2011).

Тем не менее, зрители-непрофессионалы, у которых осталась масса приятных воспоминаний о «Скрипаче», также получат удовольствие от фильма Рейма. Его внимание к личной жизни и интеллектуальной биографии режиссера Джуисона в период создания блокбастера 1971 года делает фильм Рейма привлекательным для самой широкой аудитории.

В «Путешествии скрипача», закадровый текст в котором читает Джефф Голдблюм, есть много интересного для киноманов. Архивные кадры и фотографии, недавние интервью с самим Джуисоном, а также с композитором Джоном Уильямсом, художником-постановщиком Робертом Ф. Бойлом, кинокритиком Кеннетом Тураном, автором текстов Шелдоном Харником и актрисами Розалинд Харрис, Мишель Марш и Невой Смолл (которые играли дочерей Цейтл, Ходл и Хаву)… Мы узнаем, например, о поиске съемочных площадок, которыми оказались Лекеник в Югославии и Pinewood Studios в Лондоне. Подробно обсуждаются музыка, хореография, операторская работа, сценография, кастинг и подходы актеров к своим ролям в процессе работы над «Скрипачом». На костюмы и общий видеоряд большое влияние оказали знаменитые фотографии, сделанные Романом Вишняком в довоенных восточноевропейских местечках.

Рейм значительную часть своего фильма посвящает тем решениям, которые превратили пьесу с большой и разнообразной аудиторией в фильм, получивший еще более широкое признание.
«Взять пьесу и перенести ее в реальный мир — всегда сложная задача для режиссера», — говорит Джуисон в «Путешествии скрипача».

События в Анатевке в фильме те же, что и на сцене. Добавлено лишь несколько сцен, в том числе те, что демонстрируют жестокость погрома и арест политического радикала Перчика.

Ключевой проблемой было найти актера на главную роль Тевье. Джуисон не хотел на эту роль Зеро Мостела, создателя образа молочника на Бродвее: он полагал, что Мостел создал образ более масштабный, нежели это бывает в жизни, и для кинематографа не годящийся.

Своего Тевье Джуисон нашел в Хаиме Тополе, который в то время играл в лондонской постановке пьесы. Израильтянин, выросший под звуки идишской речи своего отца, который читал рассказы Шолом-Алейхема наизусть, Тополь обладал тем чувством и взглядом, которые искал Джуисон.
Режиссер «Скрипача» оказался в выигрыше благодаря своему кастингу: выбор актеров привел к огромному финансовому успеху фильма и его одобрению кинокритиками во всем мире (фильм был номинирован на восемь премий «Оскар» и получил три).

Норман Джуисон на съемочной площадке



«Фильм посмотрели более миллиарда человек, все они явно не могли быть евреями», — отмечал Тополь в своем интервью Рейму в 2009 году.

Универсальная привлекательность «Скрипача» в конечном счете и стала для Рейма стимулом к созданию «Путешествия скрипача». 

Выросший в Израиле, Рейм смотрел «Скрипача» на видеокассете в доме своих бабушки и дедушки в Хайфе.

«Это был портал в мир, которого больше не существует, в еврейскую историю Восточной Европы. Это потрясало воображение. Когда я пошел посмотреть на Тополя в его прощальном туре со «Скрипачом» в Лос-Анджелесе в 2009 году, я своими глазами увидел, как много значил этот спектакль для весьма разношерстной публики. Именно тогда я и понял, что должен снять фильм об этом», — говорит Рейм.

Кадр из фильма “Скрипач на крыше”

«Путешествие скрипача» создано в том же ключе, что и фильм Рейма 2017 года «Гарольд и Лилиан: голливудская история любви» — о личном и профессиональном содружестве художника монтажа Гарольда Майкельсона и его жены, исследователя кинематографа Лилиан Майкельсон: без особого шума они способствовали успеху киноиндустрии в течение долгих 60 лет.

И «Путешествие скрипача», и «Гарольд и Лилиан» демонстрируют любовь и даже благоговение Рейма к фильмам и их создателям.

Между этими двумя документальными лентами есть и буквальная связь. Те, кто посмотрит «Путешествие скрипача», заметят, что некоторые из оригинальных рисунков для «Скрипача» были сделаны Гарольдом Майкельсоном.

«А Лилиан стала исследователем «Скрипача». Она любила рассказывать историю о том, как пыталась выяснить, какое нижнее белье носили девушки на рубеже веков в местечках… —  рассказывает Рейм. — Итак, она пошла в <еврейский район Лос-Анджелеса> Фэрфакс и спросила у пожилых женщин-евреек, могут ли они ей помочь. Те сходили домой и принесли бумажные выкройки, которые давным-давно делали для шитья того, что они носили…»

Несмотря на точные декорации и аутентичные женские панталоны, «Путешествие скрипача» по сути является данью уважения нееврею Джуисону, благодаря которому очень еврейская история стала так много значить для людей любого происхождения во всем мире.

В «Путешествии скрипача» Джуисон в очередной раз рассказывает: когда руководство United Artists впервые вызвало его на встречу, чтобы обсудить постановку «Скрипача», он сказал, что, несмотря на свою фамилию, не еврей и никогда им не был.

«Что бы вы сказали, если бы я сообщил вам, что я гой?» — в точности заметил им Джуисон.
У некоторых тогда отвисла челюсть. Но в итоге это не повлияло на решение руководства.
Джуисон, родившийся в протестантской семье, время от времени ходил в синагогу со своим  другом-евреем. Они выросли вместе в Торонто, в Канаде, в 1930-х годах. 

Погружение режиссера в работу над «Скрипачом» оставило неизгладимый след в его душе.
«Я обнаружил, что могу отождествить себя и с Тевье, и с еврейской религией», — говорит Джуисон в «Путешествии скрипача».

Норман Джуисон у себя дома в Малибу, Калифорния. 2016 год



Хотя Джуисон, которому сейчас 95 лет, никогда не проходил гиюр, на протяжении всей своей жизни он оказался связан с иудаизмом и еврейской культурой. Он неоднократно посещал Израиль (и сидел рядом с премьер-министром Голдой Меир на израильской премьере «Скрипача»), легко может вставить в разговор слова на идише и иврите, нередко произнося их лучше, чем многие американские евреи…

Наконец, явно перекликаясь с красивой сценой «Восход и закат» в «Скрипаче», Джуисон женился на своей второй жене под хупой, с участием  раввина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий