четверг, 20 января 2022 г.

Что в Польше думают о России, СССР, Сталине и Второй мировой войне. Интервью историка Лукаша Адамского

 

Что в Польше думают о России, СССР, Сталине и Второй мировой войне. Интервью историка Лукаша Адамского

17 января в России вспоминают 75-летие освобождения Варшавы от нацистов. С учетом сложных российско-польских отношений эта дата могла бы стать поводом для диалога представителей двух стран. Но нет. В Польше отказываются официально отмечать эту дату. Если и будут какие-то памятные мероприятия, то в частном порядке. А в России Польшу сравнивают с нацистской Германией. Официальный представитель МИД России Мария Захарова даже с удивлением отметила: «Я не могу понять, как можно отмечать дату начала войны и при этом практически игнорировать даты освобождения?» Чтобы ответить на этот вопрос, Znak.com обратился за разъяснением польской позиции к доктору исторических наук и политическому аналитику, замдиректора государственного «Центра польско-российского диалога и согласия» Лукашу Адамскому. 

Парад 1-й армии Войска Польского на улице Маршалковской. 19 января 1945 годаWikipedia

«Красная армия принесла на польскую землю идеологию коммунизма и зависимость от диктатуры Москвы»

— На ваш взгляд, почему тема Второй мировой войны вдруг снова всплыла в российско-польских отношениях? Другие европейские страны, например, Австрия и Венгрия, тоже участвовали во Второй мировой. И более того, на стороне Третьего рейха, но сегодня Россия не ведет с правительствами этих стран таких споров. 

— Я уверен, что главной причиной обострения спора по поводу событий Второй мировой войны стала резолюция Европейского Парламента от 18 сентября 2019 г., уравнивающая гитлеровский и советский тоталитаризмы, принятая во многом благодаря депутатам из Польши и других стран Центральной Европы. Второй причиной стало то, что Владимира Путина не пригласили в Польшу на мероприятия, посвященные 80-й годовщине начала Второй мировой войны. Путин решил заявить, что Польша вместе с Германией ответственна за развязывание Второй мировой войны. При этом он отрицает агрессию СССР в отношении Польши в 1939 году. Это в свою очередь вызвало массу эмоций среди польской общественности, включая, естественно, и политические круги. Так обострилась «война» интерпретаций истории между Россией и Польшей, к которой подключились дипломаты и общественное мнение других стран: Германии, Великобритании, Франции, Украины. 



За последние месяцы Владимир Путин несколько раз критиковал Польшу за ее позицию накануне Второй мировой войныЗа последние месяцы Владимир Путин несколько раз критиковал Польшу за ее позицию накануне Второй мировой войныKremlin.ru

Но это лишь новое обострение данного противостояния. За этим лежат принципиально разные оценки событий в Европе в 1938-39 годах, и в том числе роли Советского Союза. Если позволите, я покажу, в чем суть этих разногласий. Сегодня в России при Путине особо подчеркиваются заслуги СССР: индустриализация, превращение отсталой страны в крупную военно-экономическую державу и, конечно, победа над Третьим рейхом. Иногда даже кажется, что в России вокруг этой победы создали и поддерживают некую светскую религию. В то же время в Польше существует общественный консенсус по поводу того, что Советский Союз не имел положительных черт. Прежде всего он был тоталитарным государством, причем в первую очередь от него пострадали собственные граждане. Но и народы других стран тоже. Естественно, у российского руководства от такой оценки возникает масса эмоций, им она очень не нравится.

Что касается Австрии и Венгрии. С этими странами не было таких конфликтов, которые были у Польши и России, начиная еще с XVI века. Они связаны с соперничеством за земли, которые сегодня входят в состав независимых Литвы, Латвии, Белоруссии и Украины. Затем в 1939 году Советский Союз с точки зрения международного права оккупировал 52% территории Польши. При этом в России доминирует точка зрения, что в 1939 году Советский Союз просто расширился за счет территории «западной Украины» и «западной Белоруссии». В результате ялтинских соглашений Польша была вынуждена передать 90% этих территорий Советскому Союзу. 

— 17 января отмечается освобождение Варшавы. В России это событие однозначно трактуется как освобождение, а как вы и другие польские историки относятся к этому событию?

— Я это событие понимаю как занятие Красной армией руин левобережной Варшавы, там, где находится ее исторический центр. На тот момент 84% этой части города было в руинах. В то же время правая часть столицы Польши была очищена от вермахта еще в сентябре 1944 года. Является ли это важным событием? Тогда в левобережной Варшаве практически не было населения. Оно было выселено немцами после подавления восстания, длившегося с 1 августа по 3 октября 1944 года. Каких-то крупных сражений за город не было. По сути немцы покинули город. Поэтому в Польше помнят эту дату, но нельзя ее назвать какой-то очень важной. Эта дата по своей масштабности несопоставима с 1 сентября 1939 года и 1 августа 1944 года, когда началось Варшавское восстание. 

Польский повстанец в оккупированной нацистами ВаршавеПольский повстанец в оккупированной нацистами ВаршавеTadeusz Bukowski — Jerzy Kirchmayer / Wikipedia

Как к этому относиться? Все-таки Красная армия принесла на польскую землю идеологию коммунизма и зависимость от диктатуры Москвы. Можно все это назвать беспределом, но не таким ужасным, который творили до этого немцы. Поэтому в общем это положительное событие. Но нельзя видеть в нем только освобождение. 3 января 1945 года польское правительство, которое временно было в Лондоне, выпустило циркуляр, в котором говорилось, что нельзя говорить об освобождении Польши Красной армией, нужно говорить об очищении Польши от немецкой оккупации. Освобождение подразумевает свободу, а для Польши начался период новой неволи. Более того, СССР вывез из Польши много культурных артефактов и различных ценностей, которые до сих пор, несмотря на наши старания, не вернулись в Польшу. Могут ли так поступать освободители? 

«Большевистская идеология предполагала экспансию в Европу еще до прихода к власти Гитлера»

— Недавно польский Сейм принял резолюцию, в которой приравнял СССР к Третьему рейху в качестве ответственного за развязывание Второй мировой войны. Вы считаете такой тезис справедливым? В России пакт Молотова-Риббентропа и секретный дополнительный протокол о границах трактуется как вынужденная мера Сталина, на которую он пошел тогда, когда понял, что одинок в противостоянии натиску с Запада, и это была попытка оттянуть начало войны. Почему вы не разделяете такой подход?

— Нападение СССР на Польшу сделало невозможным сопротивление польской армии Германии. Не только с юридической, но и с политической точки зрения СССР надо безусловно признать агрессором. Тем более, что он помог Третьему рейху накопить силы, дал ему свободу маневра, а значит, способствовал развязыванию Второй мировой войны. 

Но я не считаю, что СССР ответственен за развязывание войны в равной степени с Третьим рейхом. 

Она есть, но несравнимо меньше. Хотя в Польше найдутся политики и даже профессиональные историки, которые в запале эмоций поставят СССР и Третий рейх на одну доску. Я не разделяю их подход, но для меня очевидно, что СССР несет также ответственность за разрушение польского государства и оккупацию Польши. 

Что касается пакта Молотова-Риббентропа, то я не разделяю мысли, что это была вынужденная мера. Никакая страна в западной Европе, кроме Третьего рейха, не планировала нападать на Советский Союз в 1939 году. Тем более, не собиралась этого делать и Польша. Более того, сильное польское государство было бы мощным буфером для защиты от агрессии Германии. Но Сталин решил этот буфер уничтожить. Вы можете найти объяснение, почему он так полагал, даже в его открытых высказываниях, например, в беседе с болгарским коммунистом, на тот момент лидером Коминтерна, Георгием Димитровым от 7 сентября 1939 года. Сталин тогда сказал, что в интересах Советского Союза, чтобы капиталистические империалистические страны Запада ослабли. Это позволит СССР нести мировую революцию в Европу. «Уничтожение этого [то есть польского] государства в нынешних условиях означало бы одним буржуазным государством меньше», — я дословно цитирую Сталина. Но, как в дальнейшем показала история, это была крупная ошибка Сталина. И мы в Польше не собираемся делать вид, будто ее не видим. Мы видим и признаем Сталина как агрессора, в результате чего наша страна сильно пострадала и понесла многомиллионные жертвы наших граждан.  

Подписание пакта Молотова-Риббентропа. 1939 годПодписание пакта Молотова-Риббентропа. 1939 год

— В резолюции Сейма говорится, что виновниками войны стали тоталитарные режимы. При этом подчеркну, понятие тоталитаризм — это не самоназвание режимов, оно было создано в качестве теоретического конструкта в политологии значительно позже — в 60-х годах. Но вы знаете, в 20-30 годы в Европе вообще была мода на диктаторские, националистические, фашистские, авторитарные режимы. В Польше перед войной в обществе царили антисемитизм и шовинизм. Власть оказалась в руках националистов. В частности, речь идет о втором лице государства, верховном главнокомандующем Эдварде Рыдз-Смиглы. При нем в стране была создана сеть концентрационных лагерей. Действовали дискриминационные правила для национальных меньшинств — украинцев, белорусов, евреев, немцев, литовцев и других народов, проживавших на территории Польской Республики. Были закрыты, уничтожены или переданы католикам 700 православных храмов, взорван православный собор Александра Невского в Варшаве. Сам режим опирался на массовую польскую националистическую партию Лагерь национального объединения. В свете этого можно ли обвинять другие режимы того времени в том, что вообще было трендом для европейских государств, и Польша не избежала этой участи? 

— Да, Польша после 1926 года была авторитарным государством. Но она, в отличие от Третьего рейха и СССР, не совершала актов агрессии в отношении других стран. В 1933 году ряд европейских стран, включая Польшу и СССР, подписали соглашение, в котором перечислялись признаки акта агрессии. Согласно ему, агрессором должно быть признано то государство, «которое первое совершит одно из следующих действий: 1) объявление войны другому государству; 2) вторжение своих вооруженных сил, даже без объявления войны, на территорию другого государства». В пункте пятом говорится даже о «поддержке, оказанной вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства». Так вот, Третий рейх и СССР полностью подпадали под это определение. 

Причем польский авторитаризм до 1935 года был мягким: существовал Сейм, сенат, были оппозиционные партии, а политических узников насчитывалось в период с 1926 по 1934 год не более 20 человек. Потом в 1935 году глава Польского государства Юзеф Пилсудский умер, и лагерь его сторонников разделился на умеренное крыло и на националистическое крыло, возглавляемое Эдвардом Рыдз-Смиглым. Авторитаризм стал усиливаться, но при этом не было никаких массовых репрессий, как в Советском Союзе, или преследования евреев, как в Третьем рейхе. Да, концлагерь был, он был основан еще в 1934 году, через него могло пройти даже несколько тысяч людей. Но он был один, и там держали по несколько месяцев противников польской государственности. Прежде всего это были коммунисты и украинские националисты из ОУН, а также польские ультранационалисты. Умерло в нем, по разным данным, от нескольких до максимум 20 человек. Я согласен, что наличие подобного в польской истории — это повод для позора. Но почему его создали? Потому что у продолжателей дела Пилсудского не было контроля над судами. Да и обращаю внимание, что уже тогда польская пресса и ряд политиков, последователей идей Пилсудского, критиковали польское правительство за то, что людей можно было держать несколько месяцев под стражей без санкции суда. Кто-то в Советском Союзе публично критиковал Сталина за наличие ГУЛАГа или Ежова за Большой террор в 1937 году? 

Германский военный атташе полковник Богислав фон Штудниц и Эдвард Рыдз-Смиглы на совместный параде союзников в Варшаве после раздела Чехословакии. Ноябрь 1938Германский военный атташе полковник Богислав фон Штудниц и Эдвард Рыдз-Смиглы на совместный параде союзников в Варшаве после раздела Чехословакии. Ноябрь 1938Wikipedia

Далее, Польша долгое время была территориально разделена, хотела усилить внутреннюю сплоченность нации и лояльность государству всех граждан. Но, естественно, часть украинцев в штыки воспринимали такую политику и отношение администрации к ним обострялось. Поэтому не могу не согласиться, что права национальных меньшинств не соблюдались. Но в любом случае положение этих украинцев было лучше, чем в формально независимых республиках, находившихся в составе СССР. Польша не устраивала голодомор своим украинцам. Давайте не будем об этом забывать. Обращаю ваше внимание на то, как сохранился украинский язык. Там, где до войны была Польша, то есть на Волыни и в Галиции, там практически все говорят по-украински. В Центральной, но прежде всего Южной и Восточной Украине, которые дольше всего были под властью России и СССР, украинский язык сохранился в меньшей степени. 

— До того, как произошел раздел Польши, нацистская Германия предлагала урегулировать территориальные вопросы мирным путем. В частности, предлагала урегулировать проблемы Гданьска и «Польского коридора» на основе сотрудничества в рамках Антикоминтерновского пакта. С другой стороны, в апреле 1939 года в Москве шли переговоры между представителями СССР, Великобритании и Франции о заключении тройственного договора о взаимопомощи, призванного остановить экспансию Германии. Камнем преткновения этих переговоров стал вопрос о проходе советских войск через территорию Польши в случае конфликта с Германией, на что польская сторона категорически отказалась давать свое согласие. Насколько рациональным был такой отказ двум державам, которые наращивали военную мощь и были ведомы экспансионистскими идеологиями? Не это ли привело к трагедии Польши в 1939 году? Другое дело, что в случае одного из выборов Польше бы пришлось подчиниться одной из держав. Но, возможно, не было бы трагедии 1939 года и жертв было бы меньше?

— Действительно, в Польше есть историки, а скорее всего даже исторические публицисты, которые считают, что Польше следовало бы принять предложение от Германии о мирном урегулировании территориальных вопросов: согласиться на аннексию Гданьска, дать согласие на экстерриториальную автостраду, а также присоединиться к Антикоминтерновскому пакту. Но подавляющее большинство польских историков придерживаются мнения, что нельзя было идти на поводу у Гитлера, надеясь как-то его обхитрить. Тогда польское правительство поступило абсолютно правильно, отказав ему в его притязаниях. Не было никаких гарантий, что после удовлетворения одних требований Гитлер не выдвинет следующие. Но главное — Польша не хотела быть объектом чьей-то политики и спутником Третьего рейха. И еще, если мы допустим, что правительству следовало весной 1939 года поступить иначе, то мы совершаем методологическую ошибку. Тогдашнее польское руководство не знало же дальнейшего развития событий, это мы сейчас знаем, что случилось в сентябре 1939 года. Но они не могли знать, поэтому их нельзя осуждать за то, что они совершили якобы опрометчивую ошибку. Они действовали, исходя из анализа информации, имевшейся в их распоряжении весной 1939 года, и интересов своей страны и народа. 

Что касается сталинской просьбы допустить через Польшу проход советских войск. Во-первых, в этом вопросе тоже не было никаких гарантий того, что если Красная армия вступит на польскую территорию, то потом добровольно уйдет. И более того, весь предыдущий и последующий опыт говорил об обратном. Раньше Польша уже была в составе Российской империи. Она вошла в нее вопреки своей воле. Сначала это был раздел Речи Посполитой и присоединение земель вдоль реки Буг. Потом русская армия, преследуя войска Наполеона, заняла Герцогство Варшавское, и ушла оттуда только спустя сто лет. В 1945 году повторилась похожая ситуация: Красная армия преследовала вермахт, но попутно руководство Советского Союза навязало Польше свою идеологию, свой режим и держало ее под своим контролем почти до самого краха СССР. 

Лукаш АдамскийЛукаш Адамский

Во-вторых, Гитлер и верхушка Третьего рейха совершили невероятно много преступлений, но главным образом уже в период Второй мировой войны. Режим Сталина начал массовые репрессии против своих же граждан еще до начала войны. Ну и в целом большевистская идеология предполагала экспансию в Европу еще до прихода к власти Гитлера и НСДАП. Об этом в открытую говорилось еще в 20-х годах. И послевоенное положение в Европе, когда ее восточная половина оказалась под пятой у Сталина, только доказывает, что эти планы были реальны. Так как с таким режимом можно было идти на какие-то соглашения? Советский Союз уже тогда не рассматривали в мире как нормального участника международных отношений. Поэтому тогдашнее польское руководство мыслило здраво, когда отказало Сталину в проходе его войск через Польшу. 

«Довоенный антисемитизм имел преимущественно не расово-политический, а бытовой характер»

— 27 января мир будет вспоминать жертв Холокоста. По какой-то причине Путин взялся за антисемитскую карту. С одной стороны, можно сказать, что он манипулирует. Но ведь в каком-то смысле он прав. В 30-х годах в Польше шел рост антисемитизма. Например, в 1933 году в Варшаве и Вильно прошли манифестации с требованиями установления «гетто лавкового» — отдельных парт в университетах для евреев. Это требование было удовлетворено. Как относиться к этой странице польской истории?

— Нельзя скрывать, что в Польше был антисемитизм. Большинство стран были в какой-то степени охвачены этим явлением, в частности, страны компактного проживания евреев — Польша, СССР и другие страны Восточной Европы. А где-то антисемитизм есть и сейчас. Но тот довоенный антисемитизм имел преимущественно не расово-политический, а бытовой характер, призывал не к уничтожению евреев, а к ослаблению их роли в экономике или культуре. Антисемитизм всегда заслуживает осуждения, как и любые другие предрассудки или вражда на этнической или религиозной почве. Но в любом случае после Холокоста критерии оценки антисемитизма стали иными, а антисемитизм до Холокоста нужно рассматривать на основе других критериев. 

Почему сейчас российские власти в унисон начали говорить о польском антисемитизме? О мнимой соответственности Польши за Холокост? Цель тут очевидно политическая — они хотят ослабить международную позицию Польши, ослабить отношения Польши и Израиля, в какой-то мере, возможно, и образ Польши в глазах США, где люди с еврейскими корнями влиятельны. Кроме того, это также объясняет, почему Путин не приедет на 75-ю годовщину освобождения лагеря Аушвиц в Освенциме, а будет вспоминать это событие на несколько дней раньше в Иерусалиме. Однако для меня это явная инструментализация Холокоста. Такие действия подпадают под определение «искажение Холокоста». Я процитирую фрагмент определения данного понятия, которое предложил «Международный альянс в память о Холокосте». Искажение Холокоста — это «попытки ослабить ответственность за создание концентрационных лагерей и лагерей смерти, разработанных и управляемых нацистской Германией, обвиняя другие нации или этнические группы». 

Мемориальный комплекс на месте концлагеря АушвицМемориальный комплекс на месте концлагеря АушвицDamian Klamka/ZUMAPRESS.com

— Российское руководство, а также патриотическая общественность в России крайне раздраженно реагируют, когда в Польше демонтируют памятники советским воинам. Насколько необходима эта мера? 

— Есть две категории советских памятников. Во-первых, это кладбища солдат Красной армии. Они пожертвовали своими жизнями, чтобы выкинуть немцев из Польши. Таких кладбищ более 600. Они содержатся за счет государственной казны и охраняются законом. 

Но есть и другая категория советских памятников. Это те сооружения, которые были созданы в первые послевоенные годы. Это так называемые «памятники благодарности польского народа Красной армии за освобождение». Они чаще всего были созданы по приказу местных ячеек коммунистических партий или даже иногда советских военных комендатур. Были и памятники, посвященные не только советским солдатам, а отдельным советским деятелям или, например, генералу Черняховскому, который погиб в Восточной Пруссии в январе 1945 года. 

В Польше после 1989 года была проведена широкая декоммунизация. Она в том числе подразумевала осуждение коммунистической идеологии и тех деятелей, которые ей служили и способствовали интеграции Польши в состав стран социалистического лагеря. И здесь порой сложно четко провести линию между теми, кто очищал Польшу от немцев, и теми, кто способствовал укреплению коммунизма на польской земле. Например, генерал Черняховский. В России его знают, как командира, который погиб от немецкой пули. А в Польше его знают как того, кто способствовал депортации польских солдат в далекие регионы СССР, на Север и в Сибирь. Они сражались за Вильно (после войны — Вильнюс) и служили в подпольной армии, признаваемой Великобританией и США частью союзных вооруженных сил. Я понимаю, что тогда Советский Союз уже считал этот город своим, но для поляков и западных союзников этот город находился на то время в составе Польши. И таких примеров много. Например, маршал Рокоссовский. Он остался после 1945 года в Польше как главнокомандующий Северной группой войск. Он обеспечивал усиление власти коммунистов в Польше. Без Красной армии и без НКВД польский народ просто бы снес коммунистическую власть. В 1949 году Сталин приказал Рокоссовскому поменять гражданство на польское, чтобы тот стал польским министром обороны. 

Таким образом, по закону о декоммунизации Польши, эти памятники больше не должны стоять на улицах страны. К тому же любой памятник, если он стоит, должен пользоваться народной поддержкой. Но ни о какой поддержке со стороны подавляющего большинства поляков этим деятелям и речи быть не могло. Более того, если бы польско-российские отношения не были в таком удручающем состоянии, то, возможно, решили бы не сносить эти памятники, а повесить рядом с ними какие-то таблички с пояснениями. Но раз все равно между Польшей и Россией идет «война» интерпретации истории, то нет никакого желания оставлять эти памятники на польской земле. 

«В Польше под братом Русом понимается житель Украины, а не России»

— На ваш взгляд, каков рецепт примирения России и Польши по вопросу трактовки Второй мировой войны? Возможно ли их просто забыть и не замечать громких провокационных высказываний? Или ящик Пандоры уже открыт, и закрыть его будет сложно? 

— Я хочу, чтобы между Россией и Польшей были хорошие добрососедские отношения. Но я понимаю, что на данный момент не только продвигаемые польским и российским правительствами интерпретации истории, но и менталитет россиян и поляков очень сильно отличаются друг от друга. А потому я не вижу смысла со стороны Польши делать какие-то компромиссы по оценке роли Сталина в истории. 

Остается только ждать, когда в сознании россиян наконец укоренится взгляд, что Советский Союз и особенно его сталинский период принес массу страданий и горя не только другим народам, но прежде всего гражданам этой страны. 

Что касается Ленина, то он фактически выкинул Россию из общеевропейской цивилизации и тем самым затормозил ее развитие, последствия чего мы и можем наблюдать сегодня. Сталин же усилил до невозможности все отрицательные явления, заложенные Лениным. И Сталин является без всяких оговорок и оправданий настоящим кровавым тираном. Здесь с нашей польской стороны не может быть даже речи ни о никакой другой оценке. Мы надеемся, что и россияне когда-нибудь увидят эту простую истину. Тогда и появится почва для сближения Польши и России, и многие те разногласия, о которых мы с вами сейчас говорим, уйдут в прошлое и будут забыты как досадное недоразумение.

Мавзолей на месте захоронения советских солдат в городе Тшцянка. Снесен властями Польши в 2017 годуМавзолей на месте захоронения советских солдат в городе Тшцянка. Снесен властями Польши в 2017 годуWikipedia

— Со школьной скамьи нас, советских школьников, учили, что русские, поляки, чехи и другие славянские народы — братья. Все мы помним легенду о трех братьях: Русе, Чехе и Ляхе. А как теперь в Польше воспринимают русских (или, как сегодня у нас говорят, россиян) в свете обострения трактовок Второй мировой и вообще советского периода? В первую очередь, как видит Россию польская молодежь? Осталось ли еще ощущение некой общей славянской истории?

— До 2014 года в Польше сохранялось восприятие россиян и русских как в общем-то приятных и образованных людей, с которыми иногда даже можно поговорить по душам. Их несчастьем было лишь то, что на протяжении истории они жили при авторитарных и тоталитарных режимах, что приносило им и окружающим беды. Но после 2014 года мнение изменилось, все чаще стали говорить о том, что за внешнюю политику России ответственен не только режим, но и сами россияне, которые его поддерживают. Но при этом до сих пор русские приезжают в Польшу, их тут принимают, никто не проявляет агрессию к ним. Недавно, в октябре 2019 года, в Варшаве проходил большой форум российской оппозиции. Это говорит о том, что надежда на взаимопонимание двух народов остается. 

Далее, польская молодежь, сильно ориентированная на Запад, в отличие от старшего поколения вообще мало интересуется политикой и странами на Востоке, за исключением Украины. С другой стороны, и в России молодежь мало интересуется Польшей. Она уже не смотрела польский сериал про войну «Четыре танкиста и собака», вряд ли знает, кто такая Барбара Брыльска. Поэтому есть много работы для развития российско-польского диалога. Но, к сожалению, сложившиеся политические условия делают эту работу очень трудной. И я сохраняю пессимизм в этом вопросе. 

Антибольшевистский польский плакат (1920 год)Антибольшевистский польский плакат (1920 год)Wikipedia

Что касается ощущения общеславянской истории и легенды о трех братьях. Одобрения общеславянской идеи в Польше, как правило, никогда не было — лозунги российских публицистов и философов не имели отклика в Польше. Лишь в XIX веке некоторые польские публицисты и политики заговорили об общеславянской идее. Но эта идея, как вам ни покажется странным, была антирусской. Они исключали из нее русских или, как они говорили, московитов. Поляки в XIX веке сильно отличали Русь и «Москву», то есть великорусский стержень российской государственности — в России он более известен под латинским определением «Московия». Даже термин «ruski» относился не к русскому языку, а к украинскому. По-польски русский язык звучит так: język rosyjski, а не ruski. И говоря о легенде, которую вы упомянули, стоит обратить внимание, что в Польше под братом Русом понимается житель Украины, а не России. Но в целом многие поляки вообще не воспринимали эту идею, полагая, что она инструмент для экспансии Российской Империи, чтобы продолжать отказывать Польше в праве на независимость, что в общем-то и было на самом деле. 

— Недавно литовский историк Альвидас Никжянтайтис заявил, что для борьбы с Россией необходим геополитический союз «Межморье». По его словам, в него могли бы войти Литва, Белоруссия, Польша и Украина. Вы как считаете, нужен ли подобный союз и возможно ли его появление?

— Пока Белоруссией правит Александр Лукашенко, я не вижу возможностей для создания такого союза. Польша и Литва — это члены НАТО. И для Польши приоритетом является укрепление в Восточной Европе Североатлантического альянса. С другой стороны, Польша активно поддерживает Украину в ее стремлении восстановить территориальную целостность, нарушенную в результате действий России. Поэтому восстановление хороших российско-польских отношений связано в том числе и с этим вопросом. Так нужен ли такой союз? Я полагаю, что нужен. Но он необязательно должен быть против России. Можно дружить не против кого-то, а просто ради развития взаимных экономических и культурных интересов. 

Вообще, девять лет тому назад мы готовили доклад о геополитической роли России, какой бы мы ее хотели видеть. Мы считаем, что было бы хорошо, если бы Россия была близка к Евросоюзу и, может быть, даже было бы единое экономическое пространство без границ. Конечно, это в лучшем случае перспектива 20-40 лет. Но это возможно. Правда, в том случае, если Россия наконец сосредоточится на решении своих внутренних проблем и отречется от внешней политики, создающей угрозы своим соседям. Но сегодня у нас другая ситуация и нужно думать, как остановить это свободное падение в наших отношениях. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий