вторник, 4 января 2022 г.

Почему все гении бедные Как Ван Гог разработал свой бизнес-пплан

 

Почему все гении бедные Как Ван Гог разработал свой бизнес-пплан


Почему люди до сих пор видят творца "бедным" и "не от мира сего", считая, что без нищеты или безумия (а лучше вместе) гениальность неподлинна, а профессионализм не имеет значения?

ФОТОГРАФ: ГАЛИНА АЛЬТМАН

Ведь мы видим по истории искусства, что это совсем не так. И творческие профессии отнюдь не предполагали обречения себя на некие лишения. Наоборот, как и в любой профессии, или как раньше это называлось, ремесле, талантливый профессионал старался реализовать свои умения и навыки, взамен получая материальные и моральные ресурсы (деньги, востребованность, хороших заказчиков).

ФОТОГРАФ: ГАЛИНА АЛЬТМАН

  Почему-то за спортсменов, например футболистов, которых футбольные клубы перекупают за миллионы и тасуют, как колоду карт, никто не переживает. Наверное, потому что футбол - зрелищный спорт, как в своё время гладиаторские бои. В нём нет никакой тайны, никакого флёра, никаких "почему" - соответственно, нет и никаких воображаемых или придуманных образов. Всё на экране! А композитора, как и художника, как и режиссёра, мы обычно не видим - видим только продукт его творчества. И у нас появляется желание домыслить эту фигуру "за кадром" так, как нам удобно или ожидаемо... Ну, и если человек сам не творит, для него любой творческий процесс сакрален и непонятен.

Возможно, такое отношение связано с восприятием искусства как результата богемности, развлечения (а не работы), элитарности, недоступности "широким массам" итп ?

Давайте возьмём двух моих любимых гениев - Моцарта и Ван Гога.Вольфганг Амадей с детства вундеркинд, продвигаемый папой. Вершиной карьеры музыканта папа считал "придворную должность", на которую всячески пытался пристроить сына - и даже преуспел. Был так взбешен одной из влюбленностей Вольфганга, а потом и его женитьбой, что даже не встречаясь с семьёй невесты рассказывал всем, как жадная семейка пытается заманить его талантливого сына в ловушку с целью получения денег.

Лучшие кареты, бриллиантовые пуговицы, изысканная еда - всё это образ жизни "бедного Моцарта" и в столице Вене, и за её пределами. В последние годы (а умер он скоропостижно - в 35 от эпидемии лихорадки), с учетом сочинения четырех успешных опер, доходы Моцарта вообще значительно выросли. Правда, он всегда отставал с оплатой счетов, так как тратился на модную одежду, обеды, подарки для жены и азартные игры. А после смерти Моцарта его вдова Констанция, в результате этого кассового разрыва оставшись с долгами и двумя детьми на руках и пытаясь привлечь внимание к своему "бедственному положению", запустила миф то ли об отравлении, то ли об убийстве, причём затронув репутацию другого успешного и популярного композитора - сами знаете, Сальери. И не вдаваясь в факты, получала пенсион от императора и прибыль с концертов, на которых играли музыку ее покойного мужа. Ведь гораздо интереснее слушать композиции того, кто был таинственно убит, чем того, кто умер от естественной болезни, да? Кстати, она весьма скоро и солидно обогатилась на смерти Моцарта, а Сальери воспитал из его сына успешного музыканта и дирижёра.

С Ван Гогом история ещё более интересная, прямо детективная. Начнём с ресурсов: он окончил престижную частную гимназию, свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки, хотя и была не в восторге от его экспериментов. Его дед был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов, трое из его дядей успешно торговали искусством, а один был адмиралом и начальником порта в Антверпене - в его доме он жил, когда учился в этом городе. Реальный Ван Гог, в отличие от принятого образа безумного художника, которому кроме живописи ничего не надо, был довольно трезвым и прагматичным человеком.

И вот ещё в 1884 году братья Ван Гоги, старшие наследники крупной нидерландской художественно-торговой фирмы, получившие там у дяди-владельца артдилерское образование и обширную практику, заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает кистями, холстами и красками лучшего качества. 220 франков - это четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя "нищего" Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Мы сейчас не о таланте и творческих поисках, а конкретно - о возможностях и материальной стороне образа жизни художника.

И всё это отнюдь не было благотворительностью. Братья (напомню, оба профессиональные артдилеры) составили амбициозный план: создать рынок живописи поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям, соединив рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельных галерей. Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве...

Одна из главных тем писем Винсента к Тео совсем не богоискательство, а рассуждения о том, что надо делать, чтобы выгодно сбыть картины, и какая живопись быстрее найдет путь к сердцу покупателя. Для продвижения на рынке он вывел безупречную формулу: "Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса".

Чтобы наглядно показать, как будут "смотреться" картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе "Тамбурин" и ресторане "Ла Форш" в Париже и даже продал с них несколько работ. Позже легенда обыграла этот факт как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки.

А между тем он постоянный участник выставок в Салоне независимых и Свободном театре - самых модных местах парижских интеллектуалов того времени. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Великий Сезанн получил возможность показать свое творчество на персональной выставке только в 56 лет, после почти четырех десятилетий каторжного труда. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на "квартирной выставке" Тео, где перебывала вся художественная элита Парижа, столицы мира искусства.

И вот после смерти обоих братьев, тоже скоропостижной и во цвете лет - 37 и 33 года, легенда, созданная последующим поколением артдилеров, продолжает жить до сих пор. А результаты их вполне коммерчески успешной маркетинговой схемы мы с вами параллельно наблюдаем в крупнейших музеях, галереях и на аукционах. На основе легенды Ирвинг Стоун написал свой бестселлер "Жажда жизни", а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил оскароносный фильм - роль Ван Гога там сыграл Керк Дуглас. Кино, видимо, окончательно утвердило в головах миллионов образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира.

Так почему многим хочется верить, что творец - это всегда нищий? Чтобы повышать чувство собственной значимости и оправдывать неудовлетворённость СВОЕЙ жизнью? Вот, смотри, великие творят за еду и живут в лишениях специально? Как недавно написали моей подруге: "Лучше бы вы пели для обычных людей, а не для королей и королев!"

А теперь от души поздравляю всех коллег-творцов и желаю всем нам, друзья, в этом году ещё больше престижных заказов и хороших заработков!  

А в качестве подарка себе, любимым, советую посмотреть документальный фильм-расследование о Ван Гоге и его известнейшем шедевре "Красные виноградники в Арле" с моей музыкой (проект ГМИИ им.Пушкина) - ссылка в комментарии.

 Галина АЛЬТМАН



Комментариев нет:

Отправить комментарий