вторник, 26 января 2021 г.

В Собибор найдены жетоны убитых еврейских детей из Голландии

 В Собибор найдены жетоны убитых еврейских детей из Голландии | Фото:26.01 21:30   MIGnews.com

В Собибор найдены жетоны убитых еврейских детей из Голландии

В Польше в преддверии Международного Дня памяти жертв Холокоста в лагере смерти Собибор найдены новые жуткие свидетельства массового убийства евреев Европы.

Об этом сообщает пресс-служба Израильского Управления древностей.

В ходе археологических раскопок на территории лагеря были обнаружены металлические идентификационные бирки, принадлежащие четырем еврейским детям из Амстердама в возрасте от 5 до 11 лет. На бирках – личных жетонах, которые дети носили на шее, – указаны их имена, дата рождения и название их родного города.

Нестандартные раскопки, необходимость которых была вызывана решением о строительстве нового центра для посетителей лагеря, проводятся археологической группой в составе Войцеха Мазурека из Польши, Йорама Хаими из Управления древностей Израиля и Ивара Шуте из Голландии, при содействии местных жителей.

Имена детей, чьи жетоны были обнаружены – Леа Юдит Де Ла Пенья, Дедди Зак, Анни Каппер и Давид Иуда Ван дер Вельде. По словам Йорама Хаими, идентификационные бирки с именами детей были найдены только в Собиборе.

"Поскольку жетоны сильно отличаются друг от друга, очевидно, что они не являются результатом организованного массового производства. Личные жетоны для детей были, скорее всего, изготовлены их родителями, которые отчаянно пытались сохранить их связь с возможными уцелевшими родственниками в хаосе Второй мировой войны. Бирки Леи, Анни и Дедди позволили нам связать лица и истории с именами, которые до сих пор были только анонимными записями в нацистских списках. Археологические раскопки дают нам возможность рассказать истории жертв и почтить их память", – отметил Хаими.

Чтобы узнать подробности о детях, археологи связались с Herinneringscentrum Kamp Westerbork - именно Вестерборк использовался во время Холокоста в качестве транзитного лагеря для евреев, депортированных из Голландии.

"Я копал в Собиборе десять лет, и это самый тяжелый день для меня за все это время. Мы стояли с этими бирками в руках рядом с крематориями, связались с центром Вестерборк, назвали эти имена и немедленно получили ответ. И вот мы смотрим на свои смартфоны, и видим фотографии улыбающихся маленьких детей. Труднее всего было узнать, что некоторые из детей, чьи жетоны мы нашли, попали в Собибор на "детском транспорте" - 1300 маленьких детей в возрасте от 4 до 8 лет, которых отправили сюда умирать в одиночестве, без родителей. Я смотрел на фотографии и спрашивал себя - кто, как мог дойти до такой жестокости? - и не находил ответа", – подчеркнул Хаими.

Читайте нас в Telegram.

Достоевский в Израиле

 


Достоевский в Израиле                                     

Борис Гулько

Осенью 2005 года мы c американскими шахматистами участвовали в командном первенстве мира в Беэр-Шеве. По утрам я совершал прогулку по русским книжным магазинам, которые обнаружил в городе.

Как-то продавщица первого в моём маршруте магазина, признав во мне завсегдатая, сообщила: «Сегодня поступил новый роман Шалева». Имя это мне тогда ничего не говорило. Я купил что-то другое и отправился в следующий магазин.

В тот, вслед за мной, вбежала женщина и взволнованно спросила: «Роман Шалева к вам поступал?» «Уже распродан», расстроили её. И я почувствовал, что вернулся в Москву советских времён.

Российская культура советской поры была книжной. Было принято много читать. Коды в общении были из книг. Я решил тогда, что моих знакомых можно поделить на поклонников Достоевского, недолюбливавших Чехова, и наоборот, к которым принадлежал я.

Израильтяне тоже были читателями. Я слышал от Георгия Владимова, что переводы его повести «Верный Руслан» на английский разошлись в количестве 9 тысяч экземпляров, а в крошечном Израиле было продало 7 тысяч ивритской версии.

В творчестве наиболее популярного ныне прозаика Израиля Меира Шалева, о котором я узнал в беэр-шевских книжных магазинах, находят сходство с Гарсия Маркесом, на мой взгляд, весьма отдалённое. Мир «нового ишува», как называют израильское общество в десятилетия перед и непосредственно после создания государства, описываемый Шалевом, слишком уж отличался от буйной южноамериканской экзотики. А полёты фантазии Шалева, наоборот, уносят его дальше от реального мира, чем более заземлённые у Маркеса.   

Шалев имеет немалый интерес к России. Оттуда происходят его предки. Первая большая книга Шалева «Русский роман» описывает создателей Израиля из второй алии, приехавших на землю предков строить социализм. Писатель, пессимист, как многие нерелигиозные израильтяне, заканчивает роман тем, что цветущий сад, каким стал кибуц, созданный пионерами, превращают в кладбище для этих пионеров.

В двух других романах Шалева, которые я прочёл, безудержная фантазия автора осовременила библейские истории. В сюжет «Голубь и мальчик» ему удалось ввести непорочное зачатие. Увы, непорочно зачатый в романе человек новой религии не создал. Он бестолково жил и бессмысленно погиб, иллюстрируя депрессивность мироощущения автора. Прототипом для сюжета романа «Эсав» послужила история из Торы о братьях-близнецах Якове и Эсаве, сыновьях праотца Ицхака. Недавно по этому роману снял фильм российский режиссёр-еврей Павел Лунгин.

Мы с Лунгиным когда-то одновременно учились в МГУ, и я его немного знал. Его отец был автором сценария популярного в те годы фильма «Айболит-66», а мама перевела на русский сказки о Малыше и Карлсоне, а также «Пеппи-длинный чулок». За свой первый фильм «Такси-блюз», трактовку басни «Стрекоза и муравей» в интерьере московского андеграунда, Павел получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. А его христианский по духу фильм «Остров» получил в России множество наград, включая «Лучший фильм года» и «Лучший христианский фильм года».

Христианская тема близка многим евреям, живущим духовной жизнью России. Заметные православные священники, с некоторыми из которых я даже бывал в переписке, почему-то сплошь евреи. И наоборот, иудаизм оказывался близок многим русским. В годы княженья на Москве Ивана III Великого случайность или чудо (зависит от мистичности наблюдателя) предотвратили принятие Русью «ереси жидовствующих» религией страны. В царствование Екатерины II распространились по её империи секты субботников, следовавших законам иудаизма. К началу ХХ века они насчитывали десятки тысяч приверженцев.

Многие субботники переселились в Палестину. Умелые крестьяне, они создали около 40% сельского хозяйства Израиля – насколько достоверными могут быть такие оценки.

Англо-русско-израильский фильм «Эсав», сотворённый Лунгиным, предполагался, наверное, как поиск общего двух культур. В романе Шалева русский крестьянин, переехавший из царской России в Палестину, родил Сару, мать близнецов Якова и Эсава, символизирующих одноименных персонажей Торы. Лунгин, единственный раз в фильме решительно отойдя от фабулы романа, сделал этого переселенца не субботником, что было бы логично, а православным мастером, отлившим колокол для Иерусалима. Потом он волочёт со всей своей деревней этот колокол по пустыне в Святой город. Доставив махину на место и позвонив в него, мастер целует икону на стене собора и отправляется домой. Образно эта история с колоколом представляется примыкающей к последней новелле в фильме Тарковского «Андрей Рублёв».

Потом, на обратном пути, мастер неожиданно решает стать евреем. Причиной тому послужил ангел, показавшийся ему из горящего куста. Непонятно, что такого поразительного было в том для человека, читавшего в Библии об общении самого Всевышнего из горящего куста с Моисеем. И почему это убедило мастера менять религию – ангелы ведь не имеют вероисповедания? Но по крайней мере эта история в духе Шалева – фантастичная и непонятная.

Последующая часть фильма представляется классическим тяжёлым российским реализмом. Оказываешься не в мире странных симпатичных обитателей полуреального поселения рождающейся страны, который изобразил Шалев, а на тягостных страницах Братьев Карамазовых.

Подчёркивая серьёзность изложения, Лунгин в фильме повторяет строже, чем сам автор романа, повороты библейского сюжета, изобразив, к примеру, продажу Эсавом первородства Якову. Главное в отношениях участников действия – неприязнь их друг к другу и надрыв.

Отец близнецов пекарь Авраам терпеть не может свою жену Сару, которую Лунгин доверил играть самой прелестной, наверное, современной российской актрисе Юлии Пересильд. Он обзывает её гойкой, хотя её семья, вроде, приняла иудаизм, то есть стала евреями. Возмущённый этим сын Яков: – «Тогда, выходит, и я гой!?», бросается на отца с кулаками.

Сыновей Авраам тоже не жалует, и когда Яков во время приготовления теста ранит ножом руку, вместо сочувствия кричит: «Ты теперь инвалид и не сможешь печь хлеб!»

Сара страдает в этом чужом для неё мире от одиночества, холодности мужа и изнурительной работы. Когда на празднике она пытается спеть и сплясать «Вдоль по улице метелица метёт», муж обрывает её: «У нас есть свои песни» и заводит однообразную «Эвейну шалом алейхем». Не очень-то близка Сара и с сыновьями, а Эсава просто проклинает: «У тебя никогда не будет семьи и детей». Сара – жертва сумасбродства отца, приведшего её в этот чуждый ей мир евреев.

Братья ненавидят друг друга, и в один момент Яков пытается задушить Эсава. Тот изворачивается и счастливо попавшей под руку гантелей ломает брату руку.

Несчастна и жена Якова Лея, в которую влюблены оба брата. После гибели сына – от «дружественного огня» (в романах либерала Шалева не встречаются враждебные арабы, а если в кого попадает пуля, то «дружественная»), Лея навсегда заточила себя в комнате погибшего. У неё есть ещё муж и дочь, но жизнь её сошлась на горе утраты.

Ещё присутствует дочь Якова Роми, талантливый фотохудожник. Но Яков дочь третирует и разбивает о камень её фотокамеру.

Что же остаётся героям от жизни в этом их безрадостном мире? Работа! Они ПЕКУТ ХЛЕБ!

Это предложение создателя фильма – подвиг работы как замена радостей жизни – уже из романтической советской культуры: самопожертвование Павки Корчагина на стройке узкоколейки или коммуниста из фильма «Коммунист» в великолепном исполнении Евгения Урбанского, тоже гибнущего на железной дороге. Хлеб имеет сакральный смысл для евреев. На него говорят специальное благословение. Но он – не предмет самопожертвования и не замена жизни.

Встреча русского и еврейского миров в Израиле имеет два разрешения. Среди живущих здесь русских я встречал самых больших патриотов страны. Великий пересмешник Юлий Ким поёт о ней: «С гулькин нос страна моя родная», и всё же: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит русский человек». С другой стороны, недавно попалась мне статья «экономического беженца», как он представил себя, «Айвана Честного» (похоже, псевдоним) о низких зарплатах в Израиле у не принадлежащих к «привилегированным кастам населения». «С сегодняшнего дня начинаем активно искать работу исключительно в западных компаниях. Желательно с переездом на ПМЖ», завершает он жалобу.

Соединение еврейской и русской культур тоже дают различные результаты. Глубокий рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» воплотился в выдающийся фильм Александра Аскольдова «Комиссар». Но в фильме Павла Лунгина «Эсав» что-то соединилось не так.

 

 Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

В ООН предупредили о расколе мира на две части

 В ООН предупредили о расколе мира на две части | Фото:26.01 19:34   MIGnews.com

В ООН предупредили о расколе мира на две части

В Организации Объединенных Наций предполагают, что в скором времени мир расколется на две части.

Об этом предупредил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на виртуальном экономическом форуме в Давосе.

По словам генсека Организации Объединенных Наций, уже сейчас можно наблюдать хрупкость геополитических процессов.

"Две крупнейшие экономики Земли будут лидировать в двух регионах с разными доминирующими валютами, торговыми и финансовыми правилами. У каждой будет свой собственный интернет, геополитическая система и военная стратегия", – отметил Гутерриш.

Он не назвал конкретные страны, которые могут стать лидерами расколотого мира. Однако на сегодняшний день крупнейшими экономиками мира являются США и Китай.

ГОРЯЧЕЕ, 26 января 2021

Боюсь я нынешних борцов за "абсолютную свободу" главным образом потому, что для упомянутой публики главное: запретить свободу слов, мнений, действий тех, что с их революцией против природы мира и человека не согласен. Тем самым, борцы эти становятся обычной тоталитарной сектой, крайне опасной для демократии и той же свободы. Собственно. подобное было и будет проблемой всех попыток человека перестроить всё и вся, всех революций, несущих в мир ИСТИНУ В КОНЕЧНОЙ ИНСТАНЦИИ. Играющий ныне в гольф Дональд Трамп упомянутую истину не знал и даже не претендовал на её знание. Люди, живущие ныне в Белом Доме убеждены, что знают. По сути, упомянутое заселение - главное событие последнего года, не считая нового вируса, которому плевать на тех, кто истину знает и на на тех, кто пребывает в невежестве.

 Возможно, существует что-то, более существенное в жизни нашей, чем здравый смысл и опыт. Есть политики, убежденные в истинности магии слов: т.е., если без конца повторять одни и те же заклинания, люди начинают верить, что за ними и есть правда, здравый смысл и опыт. Вчера Авигдор Либерман выступил на парламентской сессии, и , в очередной раз, долго доказывал, что все беды Израиля в политике и произволе лидеров религиозных партий, которые специально, осознанно не дают своим избирателям получать нужное образование, в итоге - заниматься полезной деятельностью на благо государство и преодолеть бедность. Так и сказал: " В ультра ортодоксальном секторе есть кому позаботиться о том, чтобы их паства оставалась нищей, невежественной, нуждающейся. Это лидеры ШАС и Яхадут ха-Тора. Самая большая угроза для них состоит в том, что вверенные им люди начнут учиться, приобретать профессию и перестанут зависеть от этих пособий". Красиво говорил Авигдор. Но что делать с обычным опытом? Недавно был на приеме у глазного врача: ортодоксальной еврейки, носящей парик. Ей, видимо, страшные религиозные Дери и Лицманы почему-то не запретили быть врачом. Правда, насчет сравнительной бедности Авигдор прав, просто потому, что у врачихи этой детишек семеро и прокормить такую ораву простому врачу гораздо трудней, чем политику с более скромным семейством и не занятому никаким полезным трудом, кроме попыток посеять рознь и ненависть в родном государстве.

В марте 1990 г. я их, в Израиле, как будто, увидел впервые: люди в черном, с пейсами, бородатых, в шляпах, париках и длинных юбках. В детстве, лишенный убитых дедов и бабок, я так тосковал по тем, кого видел лишь на мутных фотографиях. Это было каким-то, особым сиротством. Не было стариков, не было у меня родных сестер и братьев. И тогда, когда я впервые увидел тех людей, случилось со мной совершенно мистическое: вдруг подумал - вот они: мой дед, бабка и прадеды и прабабки, вся моя родня до седьмого, а то и дальше, колена. И показалось мне, казалось, чужому им человек, и сегодня без кипы, что вот они, наконец, рядом, с теплом, которого так не хватало мне в детстве, и с верной защитой. С этим, детским чувством, я - старик - живу и сегодня, а потому, видимо, и сам, при каждом удобном случае, лезу непрошено на посильную защиту, в которой, наверняка, и не нуждаются те люди, так похожие на моих дедов и бабок, которых я никогда не видел.

Компания Вайнштейна выплатит более $17 млн жертвам домогательств

 

Компания Вайнштейна выплатит более $17 млн жертвам домогательств

Суд в США одобрил план ликвидации компании голливудского продюсера Харви Вайнштейна Weinstein Co., который предполагает выплату в размере $17,1 млн жертвам сексуальных домогательств Вайнштейна, сообщило Variety. 

Решение о выплате компенсации было поставлено на голосование жертв домогательств продюсера: 39 проголосовали «за», восемь — «против». Компенсации получат более 50 заявителей, самые большие выплаты могут превысить $500 тыс., отметило издание.

Скандал, связанный с голливудским продюсером, разгорелся в 2017 г. после публикации NYT. В материале Ронана Фэрроу Вайнштейн обвинялся в сексуальных домогательствах в отношении многих женщин. Издание утверждало, что продюсер на протяжении 30 лет склонял к интимным отношениям молодых актрис и сотрудниц своей компании, обещая продвижение по карьере. После этого более 100 женщин, в том числе такие актрисы, как Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу и Сальма Хайек, открыто выступили с обвинениями в адрес Вайнштейна, и стартовало движение #MeToo, участницы которого рассказывают о пережитом сексуальном насилии.

Харви Вайнштейн был осужден на 23 года тюрьмы 11 марта 2020 г. Манхэттенский суд присяжных 24 февраля признал его виновным в изнасиловании актрисы в номере нью-йоркского отеля в 2013 г. и в принуждении к оральному сексу бывшей помощницы продюсера в 2006 г.

Разработчик "Новичка" анонсировал почти панацею и лекарство от "ковида", испытанное на пожилых

 

Разработчик "Новичка" анонсировал почти панацею и лекарство от "ковида", испытанное на пожилых

Один из разработчиков боевой отравляющей системы "Новичок" Леонид Ринк собирается в ближайшее время выпустить средство, способное бороться с COVID-19 и рядом других вирусных заболеваний. Об этом сегодня пишет Российское информационное агентство "Новости".

Ринк рассказал изданию, что противовирусный и иммуномодулирующий препарат "Иммофон" великолепно восстанавливает клетки после работы иммунной системы, то есть ликвидирует цитокиновый шторм, который, по мнению многих специалистов, является одной из причин смертности от COVID-19.

Препарат основан на средстве "Диуцифон", разработанном в СССР в 1976 году для лечения проказы. В новом лекарстве устранен главный недостаток — плохое растворение в воде и в плазме крови. Кроме "ковида", новое средство предназначено для лечения красной волчанки, склеродермии, ревматоидного артрита, псориаза, аллергии и лейкозов, заболеваний легких.

По словам Ринка, "Иммофон" уже протестирован на 700 пожилых пациентах-добровольцах, тяжелых последствий и смертельных исходов не зарегистрировано. Одна доза препарата будет стоить около 1 тысячи рублей.











01:10
/
08:32
×

Ринк отметил, что занялся лекарствами после прекращения разработки химического оружия в России в 1990-х годах, по заданию Государственного института технологии органического синтеза работал с Научно-исследовательской лабораторией иммунохимиотерапии лепры. Сейчас его компания "Межрегиональное торгово-промышленное объединение "ИнтерВита" выпускает опытные партии нового лекарства для тестирования, идут переговоры с Минздравом и другими регуляторами о выходе на рынок.

Ринк известен тем, что в 90-е годы, работая в закрытой лаборатории Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) в Шиханах, состоял в группе, разрабатывающей боевые вещества класса "Новичок". При этом он продавал опасные препараты криминальным кругам. После убийства банкира Ивана Кивелиди в 1995 году Ринк давал показания в суде и признался в торговле отравляющими веществами. Однако уголовное дело против Ринка было закрыто.

В сентябре прошлого года, после отравления Навального, в МИДе РФ заявили, что ни в России, ни в СССР никогда не производились какие-либо химические отравляющие вещества под названием "Новичок".

УЧИТЕЛЯМ ЛЕНОБЛАСТИ РАССКАЗАЛИ НА ВЕБИНАРЕ ПРО МИФ О ХОЛОКОСТЕ

 

УЧИТЕЛЯМ ЛЕНОБЛАСТИ РАССКАЗАЛИ НА ВЕБИНАРЕ ПРО МИФ О ХОЛОКОСТЕ

Освенцим
© Общественное достояние

В 47-м регионе педагоги не согласились с мнением профессора о массовом уничтожении различных этнических групп населения.

Во вторник, 26 января, стало известно, что на прошлой неделе в Ленобласти провели вебинар для завучей и директоров местных школ, на котором им заявили, что холокоста не было. Газета «Новые Колтуши» поделилась с «Форпостом» видеозаписью и презентацией с данного мероприятия.

Педагогов повергло в шок выступление докладчика Владимира Матвеева, представившегося доктором технических наук, кандидатом экономических наук.

«Приглашённый докладчик В.В. Матвеев в течении полутора часов убеждал слушателей в том, что холокост — это выдумки сионистов, что физически невозможно уничтожить такое количество человек и что прежде чем рассказывать детям о холокосте, нужно правильно расставить акценты», — сообщил «Форпосту» главный редактор «Новых Колтушей» Леонид Зарх.

В правительстве Ленобласти прокомментировали произошедшее, подтвердив, что подобный вебинар для учителей действительно проводили.

«Частное мнение на тему холокоста было высказано профессором РАНХиГС и СПбГЭУ в ходе вебинара, организованного для педагогов по теме "Подготовка уроков памяти жертв холокоста и воинов Красной Армии, освободителей Аушвица". Участники вебинара в ходе дискуссии выразили несогласие с мнением профессора», — пояснили в администрации.

По данным правительства, организаторы Ленинградского института развития образования не используют практику предварительного цензурирования выступлений, опираясь на образование, квалификацию и опыт педагогической работы спикеров.

Напомним, прошлым летом суд в Петербурге привлёк к административной ответственности местного жителям Артёма Мартиросяна. В декабре 2019 года он разместил во «ВКонтакте» антисемитскую песню.

В мире растет спрос на бриллианты

 

В мире растет спрос на бриллианты

В конце прошлого года наблюдалось восстановление спроса на двух ключевых рынках – в США и Китае.

Photo copyright: Lars Plougmann, CC BY-SA 2.0

В мире наблюдается стремительное восстановление продаж бриллиантов после нескольких лет стагнации. Об этом сообщает Bloomberg.

По информации издания, горнодобывающая компания De Beers планирует подписать контракт на 600 миллионов долларов по поставке сырого алмазного сырья.

“Сделка может стать крупнейшим аукционом алмазного сырья за последние три года”, – прогнозируют эксперты.

Отмечается, что спрос на камни не упал, даже несмотря на то, что De Beers повысил цены на 5%.

Ожидается сохранение тенденции относительно равного спроса на алмазное сырье и в первом квартале этого года.

“Следовательно, участники рынка будут пытаться пополнить запасы, которые опустели из-за новогодне-рождественских праздников в Европе и предстоящего Нового года в Китае”, – пишет Bloomberg.

Как отмечают в издании, благоприятно на отрасль повлияла пандемия. Так, если до 2020 года люди тратили большую часть свободных средств на путешествия, рестораны, крупные покупки, карантинные ограничения вынужденно изменили предпочтения потребителей, и они стали больше тратиться на бриллианты.

В то же время в Bloomberg отмечают, что пока нет уверенности, что нынешний бум в этой отрасли будет устойчивым, ведь некоторые участники рынка опасаются обвала в 2021 году.

Отмечается, что годовой спрос на драгоценные украшения на протяжении пяти лет держался на почти одном уровне – 80 миллиардов долларов. В агентстве добавляют, что на фоне вакцинации в мире другие дорогие покупки снова постепенно становятся доступными, а значит – есть риск возврата к прежней стагнации на рынке.

Напомним, ювелирный бренд Tiffany & Co. сообщил о решении переосмыслить архивное колье 1939 года – для этого он приобретает уникальный овальный бриллиант, который заменит в украшении оригинальный аквамарин.

Источник

Вадим Малин | Эгоизм – без вины виноватый?

 

Вадим Малин | Эгоизм – без вины виноватый?

Многие видели знаменитую фреску «Сотворение Адама», расписанную великим итальянским художником Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Этот шедевр изображает библейский момент перед тем, как Бог вдохнул жизнь в своё творение – Адама.

Но лишь немногие знают о том, что эта картина хранит много таинственных, философских посланий, которые скрываются в её деталях. В течение почти 500 лет бесчисленные исследователи пытаются найти и расшифровать эти послания, но безрезультатно – каждый трактует их по-своему и находит что-то нoвоe, что вызывает ещё больше вопросов.

Например, зачем Бог протягивает руку Адаму? Бог протягивает руку человеку и человечеству. Почему пальцы Адама и Бога не касаются друг друга? Это момент зарождения жизни. Кто эти возбуждённые фигуры за спиной у Бога? Это ангелы. Но тогда почему они без крыльев и сгруппированы в форме человеческого мозга? И почему красная ткань, обволакивающая эти фигуры, имеет форму женской… матки?

Скрытые, таинственные послания всегда будоражат воображение любознательных. Давайте и мы отыщем в картине Микеланджело что-то нoвоe.

Как насчёт Доброты! Это вполне может быть скрытым посланием художника. Смотрите, как по-доброму Бог улыбается, чтобы успокоить испуганного и потерянного Адама. С сочувствием и доброжелательностью Бог протягивает правую руку Адаму, а левой рукой подталкивает к нему неуверенную Еву, желая скрасить его одиночество.

Бескорыстие – ещё одно скрытое послание. Бескорыстие – это не только протянуть руку помощи, но и оказать её – давать и жертвовать. Бог вот-вот дотронется до Адама, чтобы совершить бескорыстный поступок – дать жизнь человеку и создать человеческий род. Бог при этом идёт на немалые жертвы – он знает, что от человека ничего хорошего ждать не приходится, кроме проблем и головной боли.

Вся картина пронизана Эгоизмом! Скажите, зачем Бог дал Адаму локоть? Не для того, чтобы Адам протягивал руку помощи другим, а для того, чтобы он мог согнуть руку и дотянуться до своего рта, в первую очередь. Так ведут себя только эгоисты.

Не удивительно, что Адам эгоист – даже сам Бог эгоист! Ведь его личный интерес – это его любимый проект Адам, в то время как другие за спиной у Бога (группа в форме «человеческого мозга») тщетно ждут его помощи. Так что послание художника для каждого, кто имеет мозги, – жизнь не может существовать без эгоизма!

Но здесь есть место и для Альтруизма тоже. Адам (как и будущие люди) притворяется добрым или бескорыстным и протягивает руку только тогда, когда позирует перед Богом. Так себя ведёт и альтруизм.

Но когда никто не видит, Адам наверняка потянется в первую очередь к своему рту – его локоть уже полусогнут. Посмотрите, как Адам неохотно протянул руку. Он и не собирается протягивать руку помощи кому-либо, добровольно. «Выпрями руку! – кричит ему Бог, указывая пальцем на его локоть. – А то я это сделаю!» Принуждение – это характерная черта альтруизма.

А те, кто толпятся за спиной у Бога (внутри красной ткани, имеющей форму «женской матки»), являются символом человечества, в котором каждый рождается альтруистом, готовым жить для других, потому что быть добрым или бескорыстным недостаточно для настоящего альтруиста.

Я уверен, что вы, конечно, уже догадались, что я использовал картину Микеланджело, чтобы образно показать главные различия между понятиями доброты, бескорыстия, эгоизма и альтруизма. И я уверен также, что вы убеждены в том, что постыдный и отвратительный эгоизм неприемлем для поведения человека в обществе, учитывая, что его и так обвиняют во всех смертных грехах.

Почему эгоизм вызывает такое враждебное отношение? Меня уже предупреждали, чтобы я или присоединился к хору обвинителей эгоизма, или не касался этой темы вообще. Эта тема опасная, как высоковольтный третий рельс, – коснёшься и запахнет жареным!

Тем не менее, мне придётся выступить в защиту эгоизма, потому что его незаслуженно третируют и ложно обвиняют в мнимых преступлениях перед человечеством. Предлагаемая статья приводит аргументы в защиту эгоизма на основе сравнения его с альтруизмом. Без альтруизма нельзя, ведь он считается прямой противоположностью (антиподом) эгоизма, который заменит эгоизм, раз и навсегда.

(О том, как избавиться от эгоизма, читайте мою статью «Тайны доктрины Конта».

Кого же обзывают эгоистом? Есть несколько академических определений разных типов эгоизма, включая психологический, этический, рациональный и другие. Но в основе лежит мнение, что главная забота эгоиста – это преследовать свои личные интересы (нужды и желания), а не интересы других.

Вроде бы всё просто и ясно. Но это не так. Для начала, кто эти другие? Если другие – это ваша собственная семья, то тогда всё ясно – кто заботится только о себе, а не о нуждах и желаниях своей семьи, тот и есть эгоист.

Ну, а если вы заботитесь и о себе, и о своей семье, но не о других? Если вы отдаёте всё своей семье, а не другим? Это всё равно делает вас эгоистом, по определению. Но это противоречит человеческой натуре. Мать не отнимет кусок хлеба у своих детей, чтобы отдать кому-то другому! Мать-Природа создала семью, чтобы Жизнь продолжалась.

Bы можете заботиться о других тоже. Но вы, естественно, будете заботиться о них значительно меньше, чем о себе и своей семье, и только о тех, кто вам нравится – о друзьях, коллегах и т.п. Вы можете давать пожертвования на благотворительность, но только той организации, которая вам нравится, но не за счёт себя и своей семьи. Такой избирательный подход тоже сделает вас эгоистом, по определению. Но это противоречит здравому смыслу! Когда вы жертвуете на благотворительность, ваш поступок должен считаться актом доброты, бескорыстности и щедрости, а не эгоизма.

И наконец, будете ли вы заботиться о нуждах и желаниях тех, кого вы не знаете? Или давать на благотворительность любой организации, даже в ущерб своей нуждающейся семье? Конечно, нет. А вот это-то и делает вас настоящим эгоистом.

Что же это получается? Как бы вы ни поступали, вы ведёте себя как эгоист в любом случае, кроме одного – вы должны заботиться о чужих, а не о себе и своей семье! Правда, есть и такие люди, которые с безумным бескорыстием живут для других. Но они кончают плохо (смотри В. Малин. Человек, который жил для других). Поэтому они встречаются так же редко, как крохотные островки в безграничном пространстве океана.

Почему же Природа создала океаны эгоизма и личной заинтересованности и редкие, крохотные островки бескорыстия, а не наоборот? Очевидно, это то, что нужно для Жизни! Природа никогда не создаёт ничего бесполезного, как отметил однажды великий философ древности Аристотель. Но Природа, видимо, не ожидала, что высокомерный человек восстанет против эгоизма и попытается осушить океан.

Можно ли избавиться от эгоизма? С библейских времён человечество сражается с нежелательными человеческими слабостями, с рождения укоренившимися в душе у каждого, такими, как зависть, эгоизм и другие. Почитайте Десять заповедей, написанных 3500 лет назад, и вы найдёте там отголоски этой борьбы.

Вот одна из заповедей: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего…». Эта заповедь направлена не только против зависти, но и против эгоизма. Ведь недаром она ассоциируется и в то же время контрастирует с другой древней заповедью: «Люби ближнего своего, как самого себя», которая призывает к бескорыстности – антиподу эгоизма.

Подумать только, 3500 лет было дано человечеству, чтобы избавиться от эгоизма и заменить его бескорыстием (современный альтруизм). Но человечество до сих пор не в состоянии сделать это, несмотря на беспрерывное просвещение, образование и воспитание. Или времени было маловато, чтобы вдолбить нам в голову достоинства бескорыстия, или просто невозможно изменить человеческую природу.

Эгоизм был создан Природой на заре человечества. Никто не учит нас эгоизму и никто не заставляет нас вести себя эгоистически. Хотя нельзя отрицать, что эгоизм существует, но можно доказывать, что он бесполезен, вреден и опасен. Поэтому эгоизм презирают, изгоняют, отвергают, осуждают и запрещают. Но упрямый эгоизм всё ещё здесь! Здоровый, выносливый и неуязвимый, он выжил в тысячелетней безжалостной войне, которую ведёт против него человек. Потому что на его стороне … Природа!

Напротив, альтруизм родился не в Природе, а в сознании человека всего 170 лет тому назад. Нас учат альтруизму, начиная с детского сада, а общественное мнение, мораль и даже законы заставляют нас вести себя альтруистически. Поэтому альтруизм почитают и уважают и им восхищаются. Но несмотря на такое безостановочное промывание мозгов, всё равно приходится доказывать, что альтруизм существует и оправдывать его полезность теоретически и путём исследований.

Тысячелетия приходят и уходят, но воображаемое человеческое общество, в котором альтруизм заменит эгоизм, так и остаётся фантазией. Потому что в реальном мире происходит всё наоборот. Великий философ 19-го века Герберт Спенсер отметил, что во время голода «те, кто заботится о других (альтруисты), умирают, а те, кто заботится о себе (эгоисты), выживают». Поэтому эгоизм заменяет альтруизм (а не наоборот), чтобы «обеспечить сохранение и продолжение Жизни».

Так что, если вы живёте в обществе изобилия и сытости, вы можете позволить себе быть альтруистом и давать пожертвования. Но к кому вы обратитесь за помощью при первых же признаках голода? К эгоизму! (Скажите спасибо эгоизму за изобилие и сытость тоже! Но об этом мы поговорим позже).

Почему же эгоизм невозможно искоренить? Потому что этот уродливый, но жизнеспособный эгоизм живёт в реальном мире. Напротив, прекрасный, но изнеженный альтруизм живёт только в идеалистическом сознании человека.

Почему вы опрыскиваете сорняки ядовитыми жидкостями на заднем дворе вашего дома? Да потому, что они кажутся уродливыми (в вашем сознании) и поэтому нежелательны. Потому что вы хотите защитить вашу прекрасную, но изнеженную траву от этих жизнеспособных сорняков. Перестанете опрыскивать и тут же появятся дети Природы – сорняки, которые забьют вашу искусственно выращенную траву. Перестанете поливать, и она завянет, ваша трава. А сорняки нет!

Другими словами, вы можете удалить волка из леса, но лес удалить из волка нельзя. Точно так же, вы можете удалить эгоизм из человеческого сознания, но вы не можете удалить его из человеческой натуры.

Природные сорняки против травы, культивированной человеком! Эгоизм против альтруизма! В течение тысячелетий Природа выгравировала эгоизм в геноме человеческой натуры, как проточный поток воды в гранитной скале.

А что же альтруизм? Его совсем недавно и в принудительном порядке, стали вдалбливать в человеческое сознание, чтобы уничтожить эгоизм и тем самым исправить «ошибку» Природы.

Эгоизм – это Зло! Мы уже привыкли к подобным мифам. Давайте разберёмся, насколько им можно верить.

Эгоизм является антиподом альтруизма. Это один из этих мифов. На самом же деле эгоизм может скрываться под маской альтруизма. Имеется распространённое мнение, что альтруисты дают пожертвования, а эгоисты – нет. Но эти пожертвования могут быть также скрытой формой эгоизма.

В 2007 г. группа исследователей во главе с проф. Урлих Маир (Urlich Mayr) из университета в штате Орегон обнаружила, что «пожертвования активизируют те области мозга, которые вызывают удовольствие». Ваш мозг выделяет такие химические вещества удовольствия, как допамин, и у вас поднимается настроение.

Такое наркотическое состояние (“helper’s high”) испытывают дающие, когда их благодарят и хвалят берущие. Ваш мозг говорит вам: «Пожертвуйте ещё и вы получите вознаграждение – ещё одну дозу допамина».

И тут авторы делают сенсационный вывод: альтруисты, которые дают пожертвования (и даже те, кто платят налоги), испытывают такое же приятное возбуждение, какое даёт еда или… секс! Да, да, секс – я не шучу!

Ошеломляющее откровение! Альтруисты получают вознаграждение за свои пожертвования – удовольствие! А это значит, что они, жертвуя бедным, делают это не бескорыстно, а имеют свой личный интерес. Какой сюрприз! Альтруизм – это скрытый вид эгоизма!

Жаль, что бедные не могут почувствовать этого приятного возбуждения от воображаемой еды или секса, – бедные не делают пожертвований и не платят налогов. A высокие налоги не вызывают сексуального возбуждения у очень многих налогоплательщиков тоже. Наоборот, они чувствуют себя импотентами, встречаясь с домогательствами всесильной внутренней налоговой службы (IRS).

К счастью, нет худа без добра. Если уплата налогов ассоциируется с сексом, то, по крайней мере, это безопасный секс – налоги могут вызвать головную боль, но не венерическую болезнь. А если IRS пристаёт к вам, подайте на них в суд за сексуальные домогательства. (Шальные мысли).

Эгоизм живёт за счёт других! Это ещё один миф. Давайте разберёмся, является ли эгоизм паразитом.

В реальном мире на планете Земля все природные ресурсы, то есть всё необходимое для жизни (солнечная энергия, нефть, минералы, питьевая вода, питательные растения и т.п.), распределены неравномерно. Умственные и физические способности у людей, как и у других живых существ, не одинаковы тоже. Поэтому наличие и потребление этих ресурсов тоже не одинаково.

В реальном мире каждый получает то, что ему полагается в соответствии с наличием ресурсов и индивидуальными способностями. Слонам нужно больше, и они получают больше, чем кролики. Разве слоны эгоисты? Разве они живут за счёт кроликов? Это тот реальный мир, в котором живёт эгоизм.

Напротив, альтруизм живёт в искусственном мире, созданном человеком. В этом эгалитарном мире все природные ресурсы на Земле распределены равномерно. Умственные и физические способности людей тоже одинаковы, как и у всех других живых существ. В этом воображаемом мире, если что-то или кто-то имеет больше, то это может произойти только за счёт другого. В этом абсурдном мире Саудовская Аравия имеет больше нефти за счёт Европы. США имеет больше плодородной земли и съестных продуктов за счёт Эфиопии. А Бил Гейтс (гений) имеет свои богатства за счёт никчемного Джо Блоу.

Только в таком идеальном мире эгоизм является паразитом и живёт за счёт других. И только в таком утопическом мире альтруизм может забирать у кого-то и отдавать кому-то другому. Отдавать произвольно – не в соответствии с наличием ресурсов и индивидуальными способностями, а cогласно субъективным идеологическим принципам, рождённым в сознании человека, а не в Природе.

Эгоизм не заботится ни о ком! Ещё один миф. Эгоизм говорит вам: «Я искренне забочусь о вас, о ваших нуждах и желаниях, но только о вас. Я не прошу у других ничего, и другие должны вести себя таким же образом. Преследуя свой личный интерес, мы сможем помочь друг другу больше и достичь благосостояния быстрее, чем когда нас заставляют делиться друг с другом».

Вот продаётся дом, который стоит $200 тыс. Но покупатель предлагает за него… $300 тыс., а владелец соглашается продать его только за… $100 тыс. Что? Эти двое тронулись мозгами? Нет, они просто не имеют личных интересов.

Два слова – личный и интерес. Если нет интереса, вы и пальцем не пошевелите: вы не будете читать книги, иметь друзей, семью, работу, зарабатывать на жизнь и даже… жить! Тот, кто теряет интерес к жизни, совершает самоубийство!

Что касается слова личный, если вы всё это делаете не ради себя и своей семьи, а ради других, тогда вы не существуете как личность. Другими словами, без личного интереса Жизнь останавливается!

Кто имеет личные интересы? Все! И те, кто имеет и хочет иметь больше, и те, кто не имеет, и хочет иметь то, что имеют другие.

А что плохого в том, что вы имеете личные интересы? Что вы полагаетесь только на себя, работаете без устали, создаёте новые бизнесы, изобретаете новые вещи и, таким образом, приумножаете своё богатство?

«Как вам не стыдно, эгоист! – внушают нам. – Вы всё это делаете из личных интересов – для себя и своей семьи. А это значит, что вы не помогаете другим».

Но, на самом деле, такие эгоисты заботятся о других и помогают другим. Личный интерес заставляет их производить для других, обслуживать других и предлагать больше разнообразных товаров и услуг лучшего качества и по доступной цене. В результате они помогают другим иметь то, что тем необходимо, что другие желают и могут себе позволить.

А альтруизм? Он не заботится ни о вас, ни о вашей семье, по определению. Его первая забота поставить интересы (нужды и желания) других выше ваших собственных интересов.

Альтруизм ничего не производит – он берёт у вас и отдаёт это другим. В результате другие не могут иметь всё, что им необходимо, что они желают и могут себе позволить. Все оказываются в проигрыше, в конце концов!

Альтруизм не зарабатывает то, что он так щедро раздаёт другим. Он не в состоянии зарабатывать. Поэтому и ходит нищий! А кто зарабатывает всё это благосостояние? Эгоизм!

Принципы эгоизма и личной заинтересованности не только делают некоторых очень богатыми, но и приносят беспрецедентный подъём благосостояния всем остальных.

Не удивительно, что средний класс в США, в стране, организованной на этих принципах, самая богатая группа населения в мире (позорный глобальный 1%).

Не удивительно также, что уровень жизни американских бедняков в США (это те, кто не работают и получают пособия) выше, чем у тех, кто работают в 141 (из 213) странах мира (World Bank’s data, 2009 г.).

Напротив, несмотря на добрые намерения и обещания принести равенство, счастье, изобилие и благосостояние, альтруизм не приносит ничего, кроме равной доли отчаяния, лишений и нищеты почти всем, кто живёт в альтруистическом обществе. Наглядный пример этому СССР и другие социалистические страны.

Отец альтруизма, французский философ Огюст Конт, верил, что «в тех обществах, в которых альтруизм восторжествует над анархическими импульсами индивидуалистического эгоизма, будет достигнут долгосрочный и равноправный социальный порядок».

Конт был прав! Социальный порядок, достигнутый в СССР, в самом первом и самом образцово-показательном альтруистическом обществе, был воистину «долгосрочным и равноправным» – никаких разногласий, никакого эгоизма и неравенства. Как на кладбище, где все лежат молча и рядом друг с другом на небольшом, но равном клочке земли, принадлежащем государству.

(Перевод автора)

Дополнительную информацию об альтруизме и эгоизме можно найти в книге “Altruism, the Good, the Bad and the Ugly” by Valdemar Malin (Amazon.com).