Борис Гулько
Между добром и злом
9.12.2021
Великий каббалист первой половины
18 века Рамхаль (рабби Моше-Хаим
Луцатто) сообщил нам тревожную особенность мироустройства: когда к нам
спускается великая идея, одновременно в мир приходит нечто противоположное из
мира зла. Добро не бывает даровано без борьбы со злом, и вечен вопрос – кто победит в этой борьбе.
Мистика зла – не еврейская тема.
Во всей Торе есть лишь одно смутное упоминание о его мистическом представителе.
В Йом Кипур на козла возлагают грехи Израиля и «совершают через него искупление
отправления к Азазелю в пустыню» (Ваикра 16:10). Кто такой Азазель – не
разъясняется. Можно предположить, что он – Сатан, сеятель зла, эпизодический
персонаж «Книги Иова».
Человеку свойственно чувство, что
где добро, там рядом опасность зла. И когда случается нечто хорошее, следует
откупиться от этой опасности, пожертвовав чем-то, чтобы компенсировать успех
хотя бы материальным ущербом.
Летом 1978 года, после успешного
турнира в Югославии, я разжился там дублёнкой и меховой шапкой. Ветераны
помнят, что в те времена дублёнка была знаком жизненного успеха. За неё,
бывало, могли и убить. А такую шапку, как у меня, рассказывали, министры в
гардероб не сдавали, а опасаясь за неё несли с собой на заседание кабмина.
Настали холода, и я поехал в
обновке навестить друзей в общежитие МГУ. Когда я уходил от них, в прихожей от
моего гардероба оставался только оброненный вором шарфик. Я успокоился.
Предстоявшие роды прошли успешно, и моя жена Аня родила нам хорошего здорового
сына. Выкуп Азазелю был уже плачен.
Пара добро и зло неразлучима. Начало
20 века было лучшим временем в долгой истории России. В ней бурно цвели таланты
во всех областях. Печатались два Толстых, Чехов, Бунин, писали музыку
Рахманинов, Скрябин, Стравинский, рисовали гении от Репина до Шагала, динамично
развивалась наука. Стремительно росла экономика. Возникали политические партии,
увеличивалась свобода. В 1907 году была отменена цензура. Двадцатый век обещал
стать веком соперничества двух успешных гигантов –
Америки и России.
Однако одновременно в обществе клубилось
зло ненависти. Политический радикализм выражался во многих тысячах терактов
против представителей власти. В 1902 году был убит террористом министр
внутренних дел Сипягин, в 1904 году – сменивший его
Плеве. В 1905 году бомбой убили московского градоначальника, дядю императора,
Великого князя Сергея; в 1911 году с десятой попытки застрелили Столыпина –
лучшего в истории России премьер-министра. После переворота 1917 года убили
Николая II и
его семью, а многочисленных родственников в Алапаевске живыми сбросили в шахту.
Кровавая баня Гражданской войны – от 10 до 17 млн погибших, привела в итоге к диктатуре
в стране земного воплощения Сатана – Сталина, и к гибели ещё, по приблизительной
оценке, около 20 млн человек (не считая погибших по его вине в войнах).
Холодная, периодами на грани
горячей, война США против «империи зла», как определил СССР Рональд Рейган,
завершилась победой Америки. 11 сентября 1990 года президент США
Буш-старший провозгласил наступление «Нового мирового порядка». Этот «порядок»
предполагал торжество в странах мира демократической формы правления при
соблюдении в них прав человека.
Продержался победивший «порядок» недолго.
Весной 1999 года президент Клинтон три месяца бомбил ничего плохого не
сделавшую США Сербию, чтобы отвлечь общественное внимание от своих легальных
проблем – во время войны президентов не судят. А ровно через 11 лет после
победного заявления Буша-старшего, 11 сентября 2001 года, при президентстве его
сына, 19 исламских террористов захватили 4 самолёта с пассажирами и сумели направить
3 из них на башни WTC и на Пентагон. Зло, столь ярко проявившееся в тот день в столице Западного
мира, удивительно легко смяло духовные ценности этого мира. Уже на следующий
день после теракта президент Буш-младший признал поражение Запада, заявив, что
«ислам – это религия мира». Если это так, то Западу от него нечего защищать.
В последовавших войнах США, по
существу, устанавливали исламистские режимы по всему Ближнему Востоку. В Ираке
секулярный режим Саддама Хусейна был заменён на правление
шиитского большинства, клиента Ирана. Суннитская армия свергнутого Хусейна
стала основой Исламского Халифата на территории Ирака и Сирии. После того, как
Трамп разрушил его, Халифат этот переполз куда-то в Африку. Президент Обама,
исполняющий в современной Америке роль Азазеля, сменил в Ливии секулярного
проамериканского диктатора Каддафи на исламистов, в Афганистане его марионетка Байден
недавно вернул власть Талибану, и только в Египте Обаму постигла неудача.
Приведённое им к власти Мусульманское Братство после года правления было
свергнуто военными и заменено диктатурой Ас-Сиси.
Внутри США население, в 2008 году
вручившее власть исламисту Обаме, после 4-х лет перерыва, в 2020 году вернуло
его администрацию на 3-й срок. Неприятие значительной частью американцев
неомарксистской идеологии новой власти, выражающейся в антибелой индоктринации
школьников, в бунтах штурмовиков Обамы BLM и Антифа против законности и порядка, в бессилии
правоохранительных органов, в крахе иммиграционной политики, в упадке экономики
делают критически важными выборы президента 2024 года. Но продержится ли до них
страна? Так редактор отдела мнений в Washington Times Шерил Чамли тревожно
назвала свою статью от 4 декабря: «Америка при Джо Байдене не переживет
ближайшие три года».
Третьим полем столкновения добра
и зла в последнее столетие стал весь европейский континент, на котором больше пяти
лет – с 1939 по 1945 год – торжествовал нацистский
режим под главенством ещё одного князя тьмы – Гитлера. Совпавшие интересы США,
СССР и Англии привели к его гибели.
Эти три всемирные драмы –
российская, американская и европейская, стали фоном для главного события
современности. Им явилось предсказанное Торой возвращение евреев, спустя 18
столетий, в Землю Израиля. Замечательный российский религиозный философ и поэт
Владимир Соловьёв писал: «Проходя через всю историю человечества, от самого ее
начала и до наших дней, еврейство представляет собою как бы ось всемирной
истории». Воссоздание и бытие Израиля отражают противостояние в мире добра и
зла.
Одним из побудителей к началу возвращения
евреев в свою землю стало зло российской жизни. Общество там снизу доверху было
заражено антиеврейской ненавистью, вопрос лишь, где сильнее – внизу или
наверху. Смутная статистика говорит о тысячах погромов, о сотнях тысяч жертв.
Сохранившиеся описания их ужасов напоминают образы с картин Босха и Брейгеля-адского. «Первая алия» начавшегося возвращения евреев – около 25
000 человек, прибыла в Палестину из России и Румынии между 1882 и 1903 годами,
временем всплеска погромов.
Организационный сионизм возник в
Европе и был обязан своим рождением делу Дрейфуса. Возглавил это движение
секулярный венский журналист Теодор Герцль. К сожалению, сионистский проект мало
захватил европейских евреев, что стало одной из причин катастрофических потерь
еврейских жизней во время МВ2. Холокост стал крупнейшей манифестацией торжества
зла над добром в современном мире.
После провозглашения независимости
Израиля 14 мая 1948 года мировое зло приобрело объект для объединения усилий.
Началось оно с эмбарго на поставку оружия на Ближний Восток, оставлявшее
новорожденный Израиль безоружным перед объединившимися армиями семи арабских
стран. США присоединились к эмбарго. В ту пору спасли сионистский проект американские
евреи, собравшие 50 млн – немыслимые по тем временам
деньги, и оплатившие нелегальные поставки оружия для новорожденного Израиля из
Чехословакии.
Вновь американские евреи дружно
выступили против зла, когда в 70-80 годы столетия решительно поддержали борьбу
советских евреев за право покинуть СССР. Победа в этой борьбе освободила более
2 млн евреев.
Сейчас американское еврейство изменилось.
Лишь половина их поддерживает Израиль. Для остальных важнее их левые убеждения,
и они стоят на стороне Азазеля.
*
* *
Нет в мире более пёстрого
общества, чем израильское. Наиболее значительные группы, составляющие его, начиная
сверху: две партии харедим – ашкеназов и сефардов. Их взгляды различаются
магистрально. Мне объясняли чем, но я не понял. Следом идут модерн ортодоксы:
поселенцы, специалисты с образованием, соблюдающие законы иудаизма. Между ними
и харедим есть ещё «хардаль» – уже не харедим, но ещё не «модерн». Справа ближе
к центру, политически и религиозно, располагаются избиратели самой крупной
израильской партии Ликуд. Всё это деление весьма условно и подчас неверно.
С противоположной стороны
политического разделения общества находится правящая коалиция: две мелкие
правые партии карьеристов, получающих в блоке с левыми и арабами более
престижные посты, чем имели бы в блоке с правыми; три партии светских
израильтян: одна – знающих русский и две – незнающих;
партия остатков от социалистов, когда-то доминировавших в Израиле, и партия
постсионистов, желающих, чтобы Израиль не был еврейским государством. Ещё есть
два блока арабов: открыто желающих разрушения Израиля и, за хорошие деньги от
правых карьеристов, не столь открыто. От поддержки вторых зависит существование
левого правительства.
Может ли процветать такое
общество? Конечно! Талмуд учит: «Человек обязан благодарить Бога за зло так же,
как и за добро». Каждый элемент мозаики, которую я описал наверняка неточно,
создают вместе живой организм. Он существует, пока добро превозмогает зло.
Когда-то молодой раввин,
создававший новую синагогу, похвастал перед Ружницким ребе, что всё идёт без
сучка и задоринки. «Если всё идёт гладко» – умерил
энтузиазм молодого раввина ребе, «останови проект и оглядись. Что-то
неправильно».
Двухтомник «Поиски смыслов». 136
избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий