понедельник, 15 ноября 2021 г.

А ХОЖУ-ТО С БОРОДОЙ...

 

А хожу-то с бородой…

Она соблазняет и согревает, рассказывает о брутальности или о склонности к романтизму, подчеркивает или скрывает возраст, указывает на изысканность или профессию ее обладателя… Словом, это не просто волосяной покров лица, а огромный культурный пласт, за которым история, традиции и склонность к эксперименту

Photo copyright: pixabay.com

Борода как признак воинственно-героической сущности

В эпоху Возрождения, когда в Западной Европе распространилась мода на чисто выбритые лица, и мужчины сразу помолодели, только наемные солдаты – ландскнехты – продолжали носить небольшие пушистые бороды или бакенбарды. Часто на лице воина можно было увидеть только один бакенбард огромного размера, вызывающий насмешки прохожих. К слову сказать, это волосяное наследие сохранилось до сей поры и именуется ассиметричным стилем.

В ХVI в. распространяется мода на «эспаньолку», небольшую остроконечную бородку – ее носили во всех странах Западной Европы. Была она привезена из Испании, как свидетельствовало ее название. А через три века, а именно в 1814 году, Западная Европа была помешана на бороде «а–ля рюсс». Это случилось после прихода в Париж казачьих подразделений русских войск. Формы у этой бороды не было, поскольку ее не стригли. Росла себе как хрен призаборный. Но своей простотой ценна и была.

Простота служила главной цели – показать героическую русскую натуру во всей ее красе: непритязательную, безо всяких шарманов-марманов, открытую и веселую.

Через 130 лет, а именно в 1943 году, той же цели послужила песня «Партизанская борода». Герой бодрой исполнявшейся в то время Леонидом Утесовым песни среди сетований (окладистая борода, – ну, совсем как у казаков и партизан Отечественной 1812 года, – дескать, закрывает медали на груди) сообщал, что

Парень я молодой, / А хожу-то с бородой. / Я не беспокоюся, / Пусть растет до пояса./ Вот когда закончим битву, / Сразу примемся за бритву. / Будем стричься, наряжаться, / С милой целоваться.

«Вот когда закончим битву…» Это выражение из песни главный банкир Казахстана Григорий Марченко в 1999 году процитировал по-своему. При своем первом назначении на пост главы Нацбанка в октябре 1999 года пообещал президенту, что сбреет бороду, если развитие системы по привлечению средств населения республики в банковские вклады будет эффективным. А именно когда объем вкладов населения достигнет $1 млрд. Поскольку задача была выполнена, Марченко решил не останавливаться. Во второй раз он сбрил бороду в августе 2003-го, когда объем вкладов превысил в эквиваленте $2 млрд. Таким образом, каждый миллиард в казне государства сопровождался очередным расставанием с растительностью на лице. «Борода длиной в миллиард» – такими заголовками пестрели казахстанские СМИ в звездные часы существенного пополнения казны. Вот что значит слово настоящего мужчины! Мы еще вернемся к теме «Борода – символ зарока».

Борода вообще нередко попадает в историю. Фрейбургский монах Бертольд Шварц, прежде чем угодить на страницы известного произведения Ильфа и Петрова, откуда широкий советский читатель, собственно, и узнал о его существовании, занимался привычным для алхимика делом. Он толок в ступке измельченную смесь из селитры, серы и угля. Произошел взрыв, который опалил монаху бороду. Трудно сказать, что послужило причиной дальнейшей военной карьеры пороха (а Шварц изготовил именно его): неожиданность взрыва или горечь по утраченной части мужской красоты. Но историки считают: подобный опыт мог подать Бертольду мысль использовать силу пороховых газов для метания камней.

Бывает борода смертельно опасная

Один из самых одиозных чеченских полевых командиров Лечи Исламов имел кличку Борода. Всемирно известна была коварная борода Ясира Арафата, фальшивых завитков которой, как и заверений, которые из-под нее вылетали, десятилетиями предпочитал не замечать мир.

После объявленной террористами 11 сентября 2001 года войны международному сообществу и последовавшими за этим событиями в разных точках планеты носителей бород стали не без оснований подозревать в причастности к кровавым деяниям.

Парикмахеры того же Марокко, к примеру, вдруг обрели огромную клиентуру. Сотни мужчин выразили желание побриться немедленно. Казалось бы, борода, согласно канонам ислама, считается символом мудрости, мужественности и добродетели. И непременно должна украшать лицо каждого истинного мусульманина. Вот в этом-то и закавыка. С начала нулевых демонстрировать свою религиозность в Марокко было небезопасно: полиция подозревала бородачей в связях с исламскими экстремистами. И могла забрать в участок – для выяснения личности. Войну бородам объявили тогда же и в вооруженных силах Йемена: приказом предписано было побриться всем – от рядового до генерала.

Опыт Северной Африки и Ближнего Востока взяли на вооружение в постсоветской Средней Азии. Этому поспособствовали спецслужбы. ГКНБ Таджикистана в начале 2000-х установил, что в боевых действиях в Ираке и Сирии участвуют до 300 граждан страны, и все они поголовно, точнее, поподбородочно, волосаты. Власть постановила: ввести специальные разрешения на ношение бород. Чтобы на дальних подступах к Ближнему Востоку, уже на родине, вычислять возможных наемников. В Таджикистане стало небезопасно носить бороду. Что ни неделя, то в кутузку определялись десятки бородатых мужчин, которым после установления личности и снятия отпечатков пальцев – при непричастности к террору – на всякий пожарный сбривали бороды.

После состоявшегося суда над организаторами взрывов в Ташкенте (16 февраля 1999 года) аналогичное распоряжение было отдано в независимом Узбекистане. Тогдашний президент Ислам Каримов углядел в брадовладельцах угрозу конституционному строю республики. Через несколько лет в Ташкенте в разговоре с представителями института Кестона, Оксфордского исследовательского центра, наблюдающего за соблюдением религиозных свобод, местный парикмахер сказал, что он забыл, как подравнивать бороды, потому что, по его словам, «бороды в нашей стране запрещены». Хотя никаких официальных законов не существовало, другие источники также подтвердили, что носить бороды рискованно». Эта установка действовала много лет.

Борода в поговорках и в быту

Она соблазняет и согревает, рассказывает о брутальности или о склонности к романтизму, подчеркивает или скрывает возраст, указывает на изысканность или профессию ее обладателя… Словом, это не просто организованный волосяной покров, а огромный культурный пласт, за которым история, традиции и склонность к эксперименту

Форма бороды подсказывает зрителю, как следует воспринимать усо- и брадоносца.

По степени духовности. Cлучается, к примеру, «сатанинская бородка» (та, что сужается клинышком из-под нижней губы) или «борода пророка» (та, что ухожена/не ухожена, но неизменно объемистая). Народ отзывается поговорками: «Борода апостольская, а усок дьявольский», «У кого борода клином, у кого заступом».

По политическим предпочтениям: «Гарибальди» (округлое основание), «Под Маркса» и «Под Фиделя» (клочковато-неухоженные). «Получается, дело Маркса-Энгельса-Ленина живет… Я про бороды…», комментирует ситуацию некий блогер. Отсутствие бороды воспринимается, как дефицит достатка – «Ни уса, ни бороды, ни сохи, ни бороны» или профицит лени – «Борода по колена, а дров ни полена». Поговорка «Режь наши головы, но не тронь наши бороды» появилась в Петербурге, едва Петр I приказал брить бороду и ввел штраф за ее ношение – она воспринималась как опознавательный знак раскольников, врагов духовенства и трона. Ведь по мнению Петра I, его народ, мужики и казаки, должен был даже внешне адаптироваться к Западу, на который держал ориентир русский император.

Чаще всего вступают в силу эстетические признаки. К примеру, человек с лицом в форме перевернутого треугольника или сердца предпочтет модель «утиный хвост». Конечно, все решается по вкусу брадоносца. А он разный. Поэтому не исключен и комический эффект, отраженный в народных присловьях типа «Сам с ноготь, а борода с локоть», «Сам с локоток, борода с ноготок».

Считается, что предпочитающих трехдневную щетину (ТДЩ), отличает хороший вкус, смелый характер, пристрастие к свободному стилю жизни. Натуры творческие, общительные, остроумные носят изящные длинные усы. А густая окладистая борода – признак высокого уровня интеллекта и образованности. Волевых и авантюрных выдает шкиперская бородка. Покрывающие только подбородок испанские бородки символизируют пылкость.

Шеф фирмы, чтобы как-то продемонстрировать дух товарищества и корпоративности, будет носить весьма популярную в последние годы уже упомянутую ТДЩ. Напомним при этом, что каждый день волосок на лице вырастает на 0,35 миллиметра. То есть трехдневка – это чуть больше миллиметра прироста. Правда, этот самый убранный с лица миллиметр, оказывается, говорит о том, что этот самый шеф не очень торопится стать весьма состоятельным. В своих способностях по умножению финансов этот человек не уверен.

По крайней мере, облик 100 самых богатых мужчин современного мира показывает: 98% из них гладко выбриты. Думается, состояние их кошельков является настолько мощным магнитом для девушек, что они не всегда акцентируют внимание на состоянии растительного покрова на щеках и подбородке. Впрочем, дама даме рознь.

Борода как предмет гендерной перепалки

Если верно то, что к бороде надо относиться с любовью, то и любовь непосредственно связана с наличием бороды. «Как суп хлебать? Как девушку целовать?» – недоумевает кто-то из мужчин, для кого услады тела преобладают. «Проще зачерпывать суп ложкой, – отвечает ему ироничный оппонент. – Причем тут борода? Всего лишь вопрос аккуратности». «Целоваться тоже не проблема, я вам как женщина говорю», мудро резюмирует сторонница брадочмоков. «Это щетина царапает, а борода – нет», делится впечатлениями дама с солидным супружеским стажем, которая, не исключено, отслеживает мужнин волос помиллиметрово.

Мнение другой: «Женщинам нравятся прежде всего мужчины с деньгами и положением, все остальное вторично». Надо искать сильного, заботливого и верного, уточняет ситуацию иная. И предупреждает брадофилку: «А то потом будет у вас гель для волос подворовывать. Неровен час, он из мужчины может превратиться в гламурного пупсика со штанами в облипочку и прилизанной бородой». Третья дама и вовсе категорична: дескать, прощу все, даже нечесаную бороду со следами трапезы, если мужик будет заниматься спортом, зарабатывать деньги, воспитывать детей. А забота о внешности? «Оставьте это нам, женщинам!»

Борода – отвратительная штука, считает категоричная мадам и призывает: «Мужчины, в ваших волосах на лице не только еда застревает, но и определенные запахи, пардон». Например, табачного дыма.

Иной радуется своей неухоженности: «Жена давно говорит, что я один такой остался, с щетиной в обычных штанах и с запахом мужчины, за это и любит меня безумно». Хотя за таким признанием неизвестно, чьей радости больше: мужа – с явным отсутствием элементарной гигиены или жены – не готовой сделать замечание по этому поводу.

Еще одна версия, от философа: «Каждому свое. Говорят же: борода у мужчины как грудь у женщины, у кого-то есть, а у кого-то нет». На что следует откровенное стихотворное признание: «Если есть у тебя борода, я немедленно выпалю «да»!

Для кого бороду держим?

От стихов к прозе жизни. Говорят, две трети всех проживающих на планете мужчин решительно отказались от ежедневного бритья.

Если рассматривать проблему в масштабе одной страны, то, по свидетельству немецких СМИ, в которых обобщен опрос жительниц Германии, ситуация выглядит так. Стильные длинные бороды воспринимает лишь каждая десятая респондентка. Иными словами, независимо от формы, борода для нее – абсолютный убийца любви. Даже хилая полоска волос над верхней губой вызывает сердцебиение лишь у 2% женщин. Различны вкусы и когда дело касается любительниц бород. На тему «Мне нравятся индивидуальные бороды. Чем необычнее, тем лучше» не откликнулся никто из дам. 3% отозвались на предложение «Козлиная бородка заставляет меня волноваться», лишь 9% проголосали за пышные бороды и 45% – за уже упомянутую ТДЩ.

Эксперты резюмируют мнение дам: чем борода необычнее, тем хуже. Никто из респонденток не сказал, что по праву такие творения, как имперские бакенбарды или борода с бакенбардами. Иными словами, участники многочисленных конкурсов бородачей делают приятное только самим себе, устраивая из волосяного покрова подобия архитектурных сооружений.

Немец из Шварцвальда Эльмар Вайссер выбился в международные чемпионы в 2005 году, украсив нижнюю часть лица Бранденбургскими воротами из волос, а в 2007 году на их месте красовался лондонский Тауэр. Правда, в 2011-м он стал победителем мирового чемпионата, поразив членов жюри и соперников (а это аж 160 человек) сооружением из волос в форме лося, которое несколько часов выстраивала сестра Эльмара Эдельтрауд.

В перепалку вступают защитники разных точек зрения. «Между прочим, самыми мужественными выглядят военные, эмчээсовцы, полицейские и пожарные, щеки и подбородки которых безупречно выбриты». На что получают ответ: «Кто-то чтобы начальство не придиралось, кто-то чтобы противогаз надевался. Ну и для имиджа».

Но ведь и «имидж» – понятие разноплановое. Какой даме что нравится. Есть, к примеру, такое мнение: блондинам любая борода не идет, а вот жгучим брюнетам – респект!

Но есть ли приемлемый вариант, такой, чтобы нравился любой женщине? Есть! Asymmetrical Beard. Это тот самый стиль, о котором говорилось вначале. С какой стороны ни посмотреть, всем хорош: вроде при бороде, и без.

«Ох, не люблю я бороды и усы мужчин, но это гораздо лучше чем штанишки в облипочку и сиреневый шарфик», взвешивает другая. Прочитав такое, один приглашать стал: «Приезжайте к нам на месторождение. Брутальности по горло: бороды, широкие штаны и грубые ботинки повсюду».

Стилисты-надомники что спортсмены-надиванники

Доморощенных стилистов достаточно. От «бороду носить можно, если она тебе идет и не торчит клочками» и «лишь бы мужчине было комфортно» до «только бы любимой женщине нравилось» и «у меня все знакомые бороду отпустили, и кому не хватало значимости – обрели ее, как ни смешно, за счет бороды».

«За бородой, как за женщиной, ухаживать надо. Поэтому наличие бороды именно такого рода сигналит роду женскому – цветочно-конфетный период в любом случае гарантирован. А дальше уж как покатит», итожит некий аналитик.

«Ну не знаю, я тоже отрастил бороду, – жалуется парень. – Если раньше девушки просто меня игнорировали, то сейчас стали боятся, убегают просто». Случаются оригиналы: «А еще в бородешке можно 100 долларов запрятать на черный день… Или кольцо для дамы сердца, да так, чтоб она его там нашла». Еще один не от мира сего: «Я вообще не стригусь и не бреюсь годами, только когда наступать начинаю на бороду ногами, то укорачиваю немного для удобства». Но лучше, если она длинная, – заплетать в косичку, советует кто-то со стороны. Кстати, о косичках. «Если буду носить косичку как у Стивена Сигала, я буду выглядеть брутальней? – и перечисляет далее, – а если я начну носить бороду как у Чака Норриса – я стану уметь драться, как он?»

В общем, вопросов много. «Не так давно супруг мой озвучил идею – дескать, мечтал о бороде, сейчас хотел бы отрастить. На что я спросила: о редкой и рыжей бороде мечтал? Потому что другой у него не будет – я же вижу, какими кустиками щетинка топорщится. Это же как прическа: не всем подойдет, не все готовы ухаживать должным образом, не у всех нужная густота. В общем, я против чисто из-за эстетического и гигиенического фактора».

Владелец с восьмилетним стажем брадоноски возражает, поскольку это «да, поначалу была жиденькая поросль, но сейчас умеренно плотно покрывает лицо». И вот по мере того, как она сгущалась, он выслушивал от девушек, с которыми встречался, разные оценки. Были, к примеру, такие: «А тебе идет», «Кошмар!», «О-о-о, это нынче модно, да?» И потом парень понял: что борода уже в первые минуты знакомства с девушкой помогает ему отсеять тех, кто его не воспринимает, а заодно «откалибровать отношение к знакомым».

Вот в древние времена – другое дело. Борода была повсеместна. Ее красили, заплетали, смазывали маслом, ароматизировали. Ну совсем так, как нынче делают женщины со своей растительностью на голове, ставшей главной головной болью. Возможно, до украшения жемчугом, ракушками и стразами дело не доходило.

Но мужчины, судя по всему, отдали эту привилегию дамам. Изо всех знаков мужественности они оставили мундиры, часы, шарфы и галстуки. Ну и, разумеется, героиню нашего повествования – бороду, которая своей формой, объемом и цветом должна была сводить женщин с ума.

Хорошо бы при этом не тронуться мозгами самим мужчинам. А это вполне возможное последствие национальных и мировых первенств. От 70 до 200 бородачей, начиная с 1990 года, состязаются своими усами и бородами, выращенными в Европе, Америке и Азии, в различных (всего их сейчас 19) категориях – «Усы Сальвадора Дали», «Под кайзера», «Мушкетер», «Окладистая борода», «Борода Верди», «Фон Цеппелин»… В расчет принимается не только совпадение оригинала и копии, но и ухоженность усов и бород, а именно ровные кончики и оригинальность. Самой сложной категорией считается «Фристайл», где можно дать волю фантазии, а самой престижной – «Лучшая укладка», поскольку она требует виртуозного профессионализма.

Неизвестно, как бы восприняли на международном конкурсе появление средневекового Ганса Штайнингера, который шесть раз избирался бургомистром Браунау-ам-Инн.

Примечательно, что он стриг свою двухметровой длины бороду столько же – шесть раз, возможно, по случаю очередной каденции. Ганс ее аккуратно складывал в карман, чтобы не мешала городом управлять. Точнее, командовать: в оригинале его должность именовалась Stadthauptmann, городской капитан.

Современники свидетельствовали: иногда он бороду вытаскивал, чтобы какому-то почетному гостю доказать, что она действительно доходит до кончиков пальцев ног. Штайнингер стал жертвой своей необычности. Однажды – дело было 28 сентября 1567 года – он изменил своему обычному размеренному шагу, чтобы показать свою преданность странствовавшему принцу. Борода каким-то образом выскользнула из кармана, он наступил на нее и, рухнув всем телом, получил многочисленные травмы, от которых так и не смог оправиться. Его хоронили без бороды: ее с покойника аккуратно отстригли, и она на многие века стала семейной реликвией, пока в 1911 году не превратилась в экспонат окружного музея Герцогсбурга.

И это – не единственный факт причастности бургомистровой бороды к искусству. Эпитафия в городской церкви с изображением Ганса Штайнингера и его бороды вдохновила многих художников Европы на создание собственных работ. Есть литография, которую Антуан-Франсуа Ломе сделал в 1807 году, когда он был французским офицером связи в Баварии. В коллекции Лувра в Париже сохранилась картина неизвестного немецкого художника, изображающая Штайнингера на фоне горного пейзажа.

В 1814 году в Лондоне появился офорт «Подлинный портрет Ганса Штайнингера из Браунау», созданный Кирби. Картина маслом в натуральную величину и другие изображения бургомистра хранятся в городском архиве Кемптена, коллекциях в Мюнхене и Альтенбурге. Такого внимания со стороны деятелей искусств не был удостоен ни один бородач в мире.

Характер бороды

Борода вошла в массовое сознание в незапамятные времена. По манере ее бритья иудеи распознавали степень знатности или унижения, о событиях в семье и многое другое.

В Библии четко указано на признак траура в доме, если обрита борода. Именно так поступил Иов, едва лишился имения и детей: «И встал Ийов, и разодрал одежду свою, и остриг голову свою…» (Ийов, 1:20). Чтобы унизить человека, ему насильственно сбривали полбороды. Памятуя об этом ветхозаветном указании, Николай Первый в России повелел срезать бороду иудею: так легче было отличать его от христианина-брадоносца. Попутно отметим, что в весенних указах 1837 года, касающихся растительности на лице, этот император открыл причудливый иудео-европейский тандем, брезгливо указывая на «бороды по образцу жидов или подражая французским модам».

Талмуд рассматривает бороду не просто как украшение лица мужчины, а адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а). Появление на людях без бороды было подобно появлению вовсе без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор. Но бывали времена, когда евреи начали срезать бороду, нарушая запрет уподобляться неевреям. К примеру, в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать. Крестовые походы, эпидемии чумы, кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. Понятно, иметь еврейскую внешность зачастую было смертельно опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки, комментирует рав Меир Мучник.

Тут уже не до символики и не до великолепия. «Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. И в Америке середины ХХ века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово».

Если отвлечься от иудейского взгляда на вещи, скажу, что растительность на лице вызывала у разных народов совершенно противоречивые комментарии. Говоря о герое восточного фольклора Ходже Насреддине, всегда добавляли -«безбородый обманщик». Вроде иначе быть не могло: без бороды – грешник, каких поискать.

В этой связи трудно однозначно сказать, «кто более матери-истории ценен», обладатель «эспаньолки» Дзержинский или безбородый Путин. Однако в том, что Маркс был необыкновенно волосат, у Ленина наличествовали борода и усы, у Сталина – усы, а у Хрущева – ничего из названного, то есть в тотальном нарастающем дефиците растительности на лице политического лидера Сальвадор Дали, чьи усы, напомним, стали категорией мировых первенств, усматривал неуклонную деградацию коммунизма.

Словом, волосяное наличие покрыло одинаково резво как высокую политику, так и повседневный быт. Причем, порой неожиданными ипостясями.

О чем говорит борода?

Она носит возрастной и даже уважительный оттенок.

Ее холили и лелеяли. В странах Дальнего Востока – Китае, Японии, Корее бороду отпускали в зрелом возрасте, но волосы, как правило, были как бы прореженные. В других странах вопрос с густотой стояния и лежания волос решался абсолютно противоположным образом.

В Центральной Азии и на Кавказе тема, иметь бороду или не иметь, даже не обсуждалась. Здесь борода была всегда. Чем седее, тем почетней. Говоря «аксакал», подразумевали главу рода, старейшину. Напомню, что это слово образовано двумя тюркскими словами «ак» (белый) и «сакал» (борода). Седобородый. По наличию седины в бороде здесь веками оказываются особые знаки внимания.

Фараоны древнего Египта прятали бороду в футляр цилиндрической формы, который тесемками прикреплялся к нижней челюсти. А когда случалось, что правление переходило в руки дам (женщина-фараон Хатшепсут из 18-й династии), то и те обзаводились подобным футляром, символизируя таким образом верховную власть.

В Древнем Риме юноши начинали бриться по достижении двадцати лет. Этот день праздновали. Император Нерон отметил свое двадцатилетие особо пышным торжеством, устроенным для всего населения Рима. Волосы с императорского подбородка, являвшие собой начаток бороды, были тщательно собраны и убраны в золотой шар для хранения в храме бога Юпитера Капитолийского, как дар земного божества – небесному.

В Древней Руси борода считалась признаком зрелости. Во времена Ивана Грозного бояре, купцы, крестьяне носили окладистые бороды, по форме напоминающие лопату.

Борода разноцветная

Древние индусы красили бороду, используя растительные красители – хну и басму, в особо торжественных случаях – в красный. Или даже в темно-синий цвет.

Восток – дело тонкое. В Европе бы этот синий цвет поняли по-своему. Прежде всего, вспоминая сказку Шарля Перро «Синяя Борода».

Словосочетание «Синяя Борода» остается на слуху у многих поколений. Этот персонаж французских легенд знаком всякому, кто в детстве читал сказку Перро. Синебородый рыцарь одну за другой убивал своих жен-красавиц, как только те осмеливались нарушить строжайший запрет мужа: не пользоваться ключом от таинственной комнаты.

Сюжет и его составляющие, которые и поныне заставляют содрогаться от ужаса, был впоследствии употреблен по-разному. Для Курта Воннегута он послужил поводом к созданию романа-биографии выдуманного художника, для Жака Оффенбаха – основой оперетты.

Сегодня «Синяя Борода» — синоним многоженца или женоубийцы… Известно, что любая легенда основана на определенном реальном сюжете. В данном случае действительное может быть отделено от фантастического. Легенда о Синей Бороде отражает вполне реальные события истории Франции XV в. Прототипом ее главного героя является бретонский барон Жиль де Рэ. Только жертвы – не прекрасные жены, а крестьянские дети, принявшие страшную смерть от рук безумного рыцаря.

Об этих преступлениях сегодня подробно рассказывают туристам при посещении Машкуля, Тиффожа и Шамтосе словоохотливые гиды. Именно в этих трех замках творились, по признанию якобы самого барона, изощренные убийства.

Так что борода стала еще и туристической заманухой.

В чести канадский лесоруб

«Ну да, – твердит молва, – борода лопатой + клетчатая рубашка называется канадский дровосек». Приплюсуем сюда бомжей и бомжеподобных геологов, бардов, рыбаков, путешественников-экстремалов – целая линейка занятий, где борода, что называется в масть.

Современную вспышку моды на бороды социологи трактуют как стихийный протест мужчин на феминизацию современного общества. Дамы успешно отвоевывают свое место в общественной жизни – и профессионально, и социально, и внешне. Ведь они теперь могут все. «Вот мужики на их фоне как-то потускнели, подзатерялись. А борода говорит: а вот меня вы, прелестницы, не сможете носить никогда».

Ну, надоели женщинам до дрожи смазливые и жеманные юноши. Восторг в глазах дам вызывают настоящие самцы: грубые, могучие, смахивающие на дровосеков былых времен.

Так и ворвался в моду брутал, напоминающий канадского лесоруба. Понятно, что парни – особенно городские – клонируют такой облик. Прежде всего, густой растительностью на лице.

Дальше — больше. Ну как мясу в борще необходима соответствущая свита в виде овощного набора с приправами, так примерно и бороде. Она стала диктатором стиля. Его наиболее яркие черты – клетчатая фланелевая рубашка навыпуск, под ней простая (чаще серая или черная) футболка без надписей, толстый шерстяной свитер ручной вязки, прямые темно-синие джинсы, в тон им джинсовая куртка, грубые ботинки на шнуровке или кеды, шапка-ушанка или вязаная шапочка с подвернутыми краями.

Иными словами, борода притянула к себе целый набор аксессуаров при использовании лишь природного сырья: хлопок, шерсть, не искусственная кожа. Ну а как же! Канадский лесоруб – образ мужчины от природы, который и дров вдоволь заготовит, чтобы в доме было тепло, уютно и сытно, и сам этот дом возведет, и крепко к груди прижмет… Ну и к бороде, разумеется. Особенно если та пышет брутальностью – огненно-рыжая или термоядерно-коричневая.

Стилисты говорят, что борода не просто усиливает сексапильность. Она способна придать лицу любую желаемую форму, скрывает наличие морщин, дефекты кожи, одновременно защищая от мух и комаров, согревает в стужу, а в зной предохраняя от ожогов.

Острословы договариваются до того, что при получении канадского гражданства имеет преимущества обладатель бороды. Правда, ее порой приходится ждать подолгу, к 30, а то и к 40 годам.

А что делать подросткам с робким первым пушком на щеках?! Давать волю чувствам, говорят британские врачи. Они заметили: накануне встречи с любимой девушкой, при одной только мысли о предстоящей близости с ней, растительность на лице их пациентов появлялась скорее. Оказывается, так дает о себе знать гормональный всплеск.

Идеологически выдержанная борода

Прибыв на Рыночную площади Брюсселя, экскурсовод обычно сообщает путешественникам: «Здесь жил в свое время Карл Маркс». Указывает на здание, над парадным крыльцом которого три века застыл лебедь, широко расставив гипсовые крыла. Сегодня тут ресторан «La Maison du Cygne» («Дом у Лебедя»). А когда-то основоположник, полагая, что открывает глаза человечеству, запуская на подоконник бороду, грозящую вырасти едва ли не до изображения грациозной птицы, однажды собрался с духом и написал работы Deutscher Arbeiterverein и Association Démocratique, ставшие частью идейной основы «Манифеста Коммунистической партии».

Не сводя глаз с означенного подоконника и мысленно уложив на него свою хилую по сравнению с марксовой бороденку, я набросал строки:

Поев брюссельских отбивных,
Он посчитал уместным
Проничься нуждами иных –
Строкою «Манифеста».

Народ прочел, восстал горой.
Как всколыхнулись массы!
… Вот что случается порой,
Когда наешься мяса.

Почему Маркс сделал это именно здесь, точно неизвестно. По одной из легенд, его подвигло на создание текстов соседство с весьма состоятельными арендаторами квартир, которых он клеймил позором в своем произведении. Сам Карл при этом ходил с пустым кошельком.

Пустой тот был весьма относительно. Дело в том, что Маркс был на содержании друга. А другом являлся фабрикант. В Марксе причудливым образом сочеталось несочетаемое. Он питал ярую классовую ненависть к капиталистам вообще и нежные чувства к кормившему его текстильному фабриканту в частности.

В душе самого фабриканта, Фридриха Энгельса, тоже вполне уживались полярные пристрастия. Юношеское восхищение идеями Маркса и трезвый расчет при ведении бухгалтерии на собственном предприятии в Бармене, ныне районе города Вупперталя. Понимание сложных философских воззрений Маркса и умение изложить их простым и ясным языком, что, кстати, в «Манифесте» и проявилось.

Представитель капитализма, старательно разоблачавшегося Марксом, около сорока лет добровольно, безо всякого принуждения кормил и одевал карлову семью, то обретавшую, то терявшую детей, принеся в жертву собственную личную жизнь. Так что «ташенгельд» (карманные деньги) у Маркса водились, и немалые. Другое дело, ему хотелось бы тратить их пореже, чтобы побольше оставалось для детей.

«Но ведь, коли Маркс, пусть даже на деньги друга, живал в элитной брюссельской гостинице через стенку с буржуинами в бриллиантах, получается, что он ценил только такие апартаменты!» – способен воскрикнуть турист. Ну да, он ни в чем себе особо не отказывал, как впоследствии делали все без исключения пламенные революционеры – от Ленина до Зюганова.

Объясняем ситуацию. В середине ХХ века в Брюсселе сдавали внаем жилье с одним весьма привлекательным для квартиранта условием: тот должен был платить не вперед, а прожив месяц. Основоположник, страдавший от хронической нехватки денег, однажды почесал бороду, положил ее на подоконник и пришел к блистательному решению. Он не стал дожидаться окончания месяца. А съехал на недельку до окончания контрольного срока, сказав домовладельцу что-то типа: «Не понравилось мне тут у вас. Клопы заели».

И отправился на следующую квартиру. Там он проделывал тот же трюк. В Брюсселе – аж три года, с 1845 по 1848, (да и в других городах Европы) – он живал месяцами, ни копейки не платя. Ну чем не финансовый гений?!

Как решить проблему «жить, не оплачивая проживание» Маркс осуществлял и в этом брюссельском особняке, вход в который охраняет лебедь.

Сегодня той же проблемой озабочены миллионы россиян, страдающих от произвола ЖКХ. «Ну нет у нас своего Маркса! – горюют они, несмотря на наличие Обнуленного. – Да и с бородами напряженка! Нечего класть на подоконник».

В городе Хемнице (бывший Карл-Маркс-Штадт) основоположника решили запомнить не как мошенника, а как хозяйственника. Поэтому голову основоположника одноименного учения расположили перед зданием местного финансового ведомства.

Почти все персонажи русских сказок капитально небриты. Исключение составил Иванушка-дурачок Но на то он и безбашенный (а посему удачливый) персонаж, как добавляют эксперты в сфере фольклора, вспоминая уже упомянутого выше Ходжу Насреддина.

В народных устах борода носит знаковую функцию. У состоятельного человека типа Фридриха Энгельса она окладистая. У марионеточного персонажа типа Михаила Калинина – клинышком. У опасного мстителя за брата типа Владимира Ульянова – рыжевато-козлиная. У графа-крестьянина с опытом артиллериста типа Льва Толстого борода лопатой. У шаставшего по пещерам и военным базам Ближнего Востока Усамы бин Ладена была как мочало, растрепанная и спутанная, до бровей…

Иногда цари – на то они и цари – делали резкий крен в сторону бороды.

В 1862 году Александр Третий освобождает бороду от гонений. (Может, потому он и назван Освободителем?) Это случилось совсем не для того, чтобы разбудить того же Герцена, спавшего, укрывшись бородой, где-то в притемзской пивнушке, а, по пробуждении, звонящего в «Колокол». Просто вся Европа того времени прятала лицо в собственный волосяной покров. Стерлась грань между царем и террористом.

Говорят, император Наполеон Третий и революционер Бакунин были приверженцами одного и того же типа бороды. В сердце и того и другого, несмотря на различные представления о справедливом устроении мира, царил романтизм и культ естественности.

Брадоведы от литературоведения подсчитали: классики поэзии, родившиеся где-то в районе 1880 года были частью бородатые (Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Сологуб), а частью нет (Блок, Белый, Маяковский).

В 40-х годах бородачей почти не остается, если не считать Курчатова и Шмидта.

K 50-м СССР катастрофически теряет и усы. Зато через десятилетие с ростом популярности папы Хэма и Че Гевары и началом эры безусловной веры в торжество прогресса (так называемое культурное противостояние «физик-лирик» и уравновешивающие позиции обеих сторон клубы самодеятельной песни) борода постепенно возвращается на лица.

Потом вновь идет период брадоупадничества. Но с исключениями. Чего стоит, к примеру, мастодонт, пришедший к нам из прошлого столетия, именуемый Фиделем Кастро. Вооружившись повстанческой бородой barbudos (бородачи, партийная кличка Фиделя) и колоссальным терпением (все-таки более полвека прошло!), он ждал на берегу Атлантического океана завершения мировой пролетарской революции. Не получилось.

Иначе – по одной из легенд – он должен был расстаться с бородой. А, может, и нет. Но, похоже, правды мы не узнаем никогда.

Брат и соратник Фиделя, последний кубинский barbudos Рауль Кастро, который мог бы прояснить ситуацию, несколько лет назад сложил полномочия главы государства. Он, безбородный, но при усах, ждал еще дольше, шестьдесят лет.

Представляете, как могла бы отрасти его борода, начни он отращивать ее на старте кубинской революции в 1959-м! Никакому Штайнингеру не догнать!

Александр МЕЛАМЕД. Фото автора и из авторского архива.

Комментариев нет:

Отправить комментарий