среда, 3 ноября 2021 г.

"Если любишь еврея - скажи ему правду"

 

Ицхак Стрешинский

"Если любишь еврея - скажи ему правду"

Жизнь раввина Меира Кахане



ДО СОЗДАНИЯ ЛИГИ ЗАЩИТЫ ЕВРЕЕВ

Меир-Давид Кахане родился 28 тамуза 5692 года (1 августа 1932 года) в Бруклине.
Его отец, р. Йехезкель-Шрага (1905-1978), родился в Эрец-Исраэль, в Цфате. Он был сыном раввина и предпринимателя Нахмана Кахане и внуком раввина Баруха-Давида Кахане, который прибыл в Эрец-Исраэль из Галиции в 1873 году. В конце Первой мировой войны р. Нахман, взяв с собой сына, уехал в Европу, где были лучшие в то время еврейские учебные заведения. Йехезкель-Шрага занимался в йешиве в городке Аушвиц (Освенцим), а затем поступил в йешиву Пресбурга  (Братислава), где получил смиху (диплом раввина). После этого он вернулся в Цфат, а через год отправился в Америку.
Меир Кахане в возрасте трех лет с матерью

Ранние годы Меир Кахане провел в районе, где жили евреи и итальянцы, в основном люди среднего достатка. В 1938 году родился его младший брат Нахман.
В 1940 году дом семьи Кахане посетил глава Союза сионистов-ревизионистов Зеэв Жаботинский. Раввин Йехезкель-Шрага был его горячим  сторонником.
Большое влияние на мировоззрение Меира Кахане оказали чудовищные события сороковых годов, Катастрофа европейского еврейства, бездействие американских властей и евреев этой страны в те страшные годы.

Меир Кахане в возрасте 13 лет

С первого по восьмой класс мальчик учился в йешиве в районе Флетбуш. В 1945 году он поступил в Бруклинскую талмудическую академию – среднюю школу при Йешива-Университете[1] , где занимался до июня 1949 года, а с нового учебного года перешел в йешиву «Мир». Изучая Тору в дневные часы, он посещал по вечерам Бруклин­ский колледж, который окончил в 1954 году, получив первую степень по истории и политологии. С сентября того года по февраль 1957 года он изучал юриспруденцию в Нью-Йоркской юридической школе, а в июне 1957 получил вторую степень по международным отношениям в Нью-Йоркском университете. В июле 1957 года Меир Кахане получил диплом  раввина, но и после этого продолжил учебу в йешиве.                                
Параллельно с учебой он занимался и общественной деятельностью. В конце 1946 года Меир Кахане вступил в «Бейтар» – молодежную организацию при Союзе сионистов-ревизионистов.
В те годы в Эрец-Исраэль активно действовало еврейское подполье, боровшееся за изгнание англичан из страны. Ребята из американского отделения «Бейтара», готовясь к репатриации, учились стрелять, готовили к отправке в Эрец-Исраэль оружие, собирали среди своих соплеменников пожертвования в пользу евреев Земли обетованной  и устраивали антибританские демонстрации.
В «Бейтаре» Меир Кахане состоял до середины 1951 года и занимал в этой организации ряд должностей, в частности, с  декабря 1949 по апрель 1950 года был помощником редактора бейтаровской газеты «Тель-Хай», а с 14 марта 1951 года – ее главным редактором.
Летом 1952 года Кахане присоединился к религиозному молодеж­ному движению «Бней-Акива», в котором состоял до своей свадьбы в 1956 году. С октября 1954 по сентябрь 1955 года он был секретарем нью-йоркского отделения движения.
В 1954 году  Меир познакомился в движении «Бней-Акива» с Либи Блюм, и в мае 1956 года они поженились. Либи родила мужу четырех детей:Ципору, Баруха, Тову и Биньямина-Зеэва.
С января по апрель 1958 года р. Кахане был в Израиле, где пытался найти работу, но безуспешно, и в конце концов вернулся в Америку.
В сентябре 1958 года Меир Кахане стал общинным раввином в нью-йоркском районе Х овард-Бич. Под его влиянием многие дети из асси­милированных семей начали соблюдать субботу и исполнять другие заповеди; это вызвало протест их родителей, и в марте 1960 года молодой раввин был уволен. В том же месяце он начал сотрудничать с еврейской англоязычной газетой «Джуиш пресс» («Еврейская пресса»), в которой вел несколько постоянных колонок. Параллельно с этим с февраля 1961 и до конца 1962 года он работал по утрам разносчиком газет, но, несмотря на занятость, всегда находил время и для изучения Торы.
Вместе со своим другом Джозефом Чорбой р. Кахане создал Центр политических исследований в Вашингтоне.
Весной 1965 года р. Меир Кахане, под псевдонимом Майкл Кинг, и Чорба основали в Вашингтоне движение «Четвертое июля» для под­держки действий США во Вьетнаме.
В 1967 году они написали и издали книгу «Еврейский интерес во Вьетнаме», в которой подчеркивалась необходимость борьбы против мирового коммунизма и, среди прочего, приводились данные о гонениях на религиозное еврейство в России после 1917 года. Раввин Кахане полемизировал с противниками войны во Вьетнаме, так как считал, что ее прекращение будет способствовать коммунистической экспансии в странах свободного мира, что могло напрямую угрожать Израилю. Кроме того, он предвидел, что из-за активного участия американских евреев-либералов в антивоенном движении патриотиче­ски настроенные американцы обвинят всю еврейскую общину США в предательстве интересов страны.
С 27 июня по 10 июля 1967 года р. Кахане находился в Израиле в качестве корреспондента «Джуиш пресс» и по возвращении опубли­ковал серию репортажей о Шестидневной войне.

ЛИГА ЗАЩИТЫ ЕВРЕЕВ

В конце 1967 года р. Меир Кахане стал одним из редакторов «Джу­иш пресс». В своих письмах читатели рассказывали об антисемитских выходках в их районах. Раввин Кахане обращался в различные еврейские организации и сообщал о происходящем; его собеседники говорили, что им известно о таких случаях, но реагировать на них, по их мнению, не следует. Еврейский истеблишмент занимался в то время, в основном, проблемами других этнических групп, но ничего не делал для своих соплеменников.
Раввин Меир Кахане решил, что пришло время создать новую еврейскую организацию. В мае 1968 года он обратился к двум своим друзьям, адвокату Берту Цвейбону и Мордехаю Долинскому, тоже, как и он сам, бейтаровцу. Они дали объявление в «Джуиш пресс», и 18 июня состоялось учредительное собрание Лиги защиты евреев.
Первой акцией Лиги стала демонстрация против известного в то время своими антисемитскими заявлениями чернокожего учителя. Затем ее люди в корне пресекли бесчинства на еврейском кладбище, которые пьяная молодежь ежегодно устраивала в праздник «Ночь всех святых».

Встреча руководства Лиги защиты евреев
 
Широкую известность в Америке Лига защиты евреев получила в 1969 году.
Негритянский экстремист Джеймс Форман собирал дань с церквей как компенсацию за угнетение негров. Он заявил, что эти требования относятся и к синагогам. Реформистские «раввины» отнеслись к требо­ваниям Формана с пониманием. Тот сообщил, что придет в пятницу вечером в роскошную реформистскую синагогу «Темпль Имануэль» и предъявит там свои требования. Раввин Кахане заявил, что если Форман явится туда, ему переломают ноги. Десятки членов Лиги защиты евреев, вооруженные цепями и дубинками, были готовы к визиту негритянского лидера, но тот струсил и не пришел. Журналисты, собравшиеся возле синагоги, писали впоследствии, что впервые видели евреев, готовых отстаивать свое достоинство с оружием в руках.
В мае 1969 года Лига защиты евреев открыла летний лагерь, в ко­тором еврейских детей обучали приемам самообороны, обращению с оружием и прививали им национальное самосознание.
Лига защиты евреев организовала патрулирование еврейских кварталов, открыла курсы самообороны и жестко противостояла антисемитам в школах и студенческих кампусах. Необходимо отме­тить, что ни одна из крупных еврейских организаций не согласилась помочь в финансировании этих мероприятий.
Символом Лиги стал сжатый кулак на фоне шестиконечной звезды. Такой настенный рисунок был найден на территории Варшавского гетто после его уничтожения, рядом было написано на идише «Идн, некоме!» («Евреи, месть!»). На символе Лиги защиты евреев эти слова были заменены призывом Never again !» – «Никогда больше!».
Лига расширялась, укреплялась, и р. Кахане пришел к выводу, что созрели условия для помощи евреям не только в США, но и за океаном. Лига защиты евреев начала борьбу за освобождение евреев СССР.
29 декабря 1969 года люди Лиги захватили нью-йоркские конторы советских организаций «Интурист» и «Аэрофлот». В то же время сам р. Кахане с тремя активистами ворвались в местное отделение ТАСС и на глазах онемевших от такой наглости сотрудников агентства распи­сали стены помещения лозунгами «Народ Израиля жив!» и «Отпусти народ мой!».
Одновременно с этим в аэропорту «Кеннеди» члены Лиги начертали те же призывы на фюзеляже пассажирского самолета, прибывшего из Москвы, а двое из них приковали себя наручниками к шасси лайнера.
На следующий день р. Кахане с двумя сотнями сподвижников, прорвав полицейский заслон, устроил манифестацию у здания советской миссии в ООН, возле которой запрещалось проводить демонстрации.
В январе 1970 года люди р. Кахане сорвали концерт московского филармонического оркестра. В следующем месяце были проведены еще несколько акций во время гастролей советских деятелей искусств в Америке.
В начале апреля 1970 года р. Кахане взял под свою опеку нового репатрианта из СССР Яшу Казакова (известного сегодня как Яаков Кедми), прибывшего из Израиля, чтобы начать в США открытую борьбу за выезд своих родителей и тысяч других евреев. Официальные израильские представители срывали выступления Казакова в еврейских общинах, клеветали на него, называя провокатором, агентом КГБ. Раввин Кахане добился встречи с представителем США при ООН Чарльзом Йостом, который был вынужден принять требование Лиги содействовать через эту международную организацию выезду родителей Казакова.
15 июня 1970 года в Ленинграде были арестованы двенадцать ев­реев, решивших захватить самолет, чтобы вырваться в Израиль. В ответ на этот шаг советских властей активисты Лиги защиты евреев захватили здание торгового представительства СССР в США в Нью-Йорке и продержались там два часа. Йост, встретившись с р. Кахане, попытался уговорить его отказаться от радикальных методов борьбы, но тот попросил передать Никсону, что Лига защиты евреев сорвет политику детанта [2], если администрация США не добьется свободного выезда евреев и освобождения всех узников Сиона.
24 декабря 1970 года, когда Дымшиц и Кузнецов были приговорены к расстрелу, р. Меир Кахане заявил: «За каждого еврея поплатятся двое русских!».
27 декабря сотни евреев во главе с р. Кахане явились к советскому представительству при ООН в Нью-Йорке. Произошли столкновения с полицией.
На другой день стало известно об отмене смертного приговора.
Акции Лиги защиты евреев привели к тому, что материалы на тему  репатриации советских евреев стали появляться на первых страницах американской и мировой прессы. Советский Союз был вынужден пойти на уступки, и уже в феврале 1971 года ОВИР стал выдавать разрешения на выезд.


В штабе Лиги защиты евреев
 
В двадцатых числах февраля в Брюсселе состоялась конференция, посвященная проблеме советских евреев. Когда р. Кахане прибыл туда, ему было отказано в праве выступить. Бельгийские власти арестовали его и выслали из страны. Полицейские, выдворявшие раввина, извинялись перед ним и сообщили, что инициаторами такого обращения с ним были еврейские организации, созвавшие эту конференцию, которые объявили р. Меира Кахане «персоной нон грата».
21 марта 1971 года состоялась массовая демонстрация в Вашингтоне. Тысячи евреев двинулись от Белого дома к советскому посольству. Не подчиняясь распоряжениям полиции, они перегородили шоссе, вык­рикивали лозунги в поддержку советских евреев, пели песни. Полиция арестовала более тысячи демонстрантов.
В апреле 1971 года в Нью-Йорке люди Лиги отметили Песах совре­менной версией «десяти казней египетских»: они запустили пятьдесят жаб в контору «Аэрофлота» и столько же мышей – в представительство «Амторга».
12 мая 1971 года р. Кахане и еще семь активистов Лиги были арес­тованы по обвинению в незаконном производстве и хранении оружия. Суд назначил огромную сумму залога за их освобождение.

 Раввин Кахане на демонстрации

 Фото р. Кахане после ареста
 
В этот трудный момент на помощь им пришел Джо Коломбо, глава Движения в защиту гражданских прав американцев итальянского про­исхождения. Он выплатил залог и заявил о своей поддержке борьбы Лиги за советских евреев.
После освобождения руководителя Лиги из тюрьмы оба провели совместную пресс-конференцию. На первой полосе газеты «Нью-Йорк Таймс» появилась фотография, запечатлевшая рукопожатие р. Кахане и Коломбо. Раввин Кахане считал, что такой союз приведет, среди прочего, к снижению напряженности в отношениях между евреями и итальянцами.
28 июня Коломбо был смертельно ранен негром, и планам двух лидеров не суждено было свершиться.
Во второй половине июня Лига защиты евреев в течении недели провела серию демонстраций в Вашингтоне. Манифестации состоялись возле домов советских представителей и здания посольства СССР.
Деятельность Лиги в то время привела к тому, что число советских евреев, получивших разрешение на выезд в Израиль, стало расти из года в год: в 1971 году из Советского Союза выехали 15000 человек, в 1972 году – 34000 , а в 1973 году – 37000.
В 1971 году в Нью-Йорке вышла в свет книга р. Кахане «Никогда больше», посвященная положению евреев в США и борьбе за выезд советских евреев в Израиль. Напомним, что крупнейшие еврейские организации США ничего не делали тогда для помощи своим собра­тьям в Восточной Европе. Впрочем, как уже было сказано выше, точно так же они вели себя и в годы Катастрофы.
Лига защиты евреев действовала и в других направлениях: она объявила беспощадную войну арабскому террору и выступила против притеснений евреев в мусульманских странах.
Еще в сентябре 1969 года, после серии захватов арабскими терро­ристами самолетов и филиалов авиакомпании «Эль-Аль», а также терактов, проведенных в посольствах Израиля в разных странах мира, Лига за­щиты евреев разослала телеграммы в арабские посольства в США и представительства в ООН, в которой предостерегла их от нападений на евреев и пообещала сурово покарать покровителей террористов. Более трех тысяч человек участвовали в том году в демонстрации возле ООН против арабского террора; в их числе был американский конгрессмен Марио Бьяджи.
В мае 1970 года, после того как арабские террористы убили восьмерых детей из израильского мошава Авивим, активисты Лиги ворвались в помещения двух арабских организаций в Нью-Йорке и избили всех, кто там находился.
6 октября была взорвана бомба в офисе «Организации освобождения Палестины» в Манхеттене.
20 апреля 1971 года, после ареста шестнадцати евреев в Ираке, Лига защиты евреев провела демонстрацию возле представительства этого государства при ООН. Раввин Кахане объявил, что если в Ираке хоть один еврей будет повешен, такая же судьба ожидает в Нью-Йорке иракского дипломата.
В то же время Лига продолжала защищать и американских евреев.
5 мая 1970 года была проведена демонстрация в районе Гарлем, оплоте радикального негритянского движения «Черные пантеры».
В марте 1971 года, когда на многолюдную манифестацию в защиту  советских евреев явилась группа неонацистов с антисемитскими плакатами, активисты Лиги набросились на них, и лишь благодаря вмеша­тельству полиции те отделались выбитыми зубами.
В апреле Лига провела марш в Нью-Джерси, демонстрируя Ку-Клукс-Клану, с кем им предстоит иметь дело, если те будут преследовать евреев.
В начале мая группа евреев во главе с р. Кахане прибыла в Брук­линский колледж, где негры не давали евреям покоя, и навела там порядок.
В июне активисты Лиги ворвались на собрание неонацистской пар­тии; завязалась драка, в результате которой несколько их против­ников оказались в больнице [3].
 

РЕПАТРИАЦИЯ В ИЗРАИЛЬ

14 сентября 1971 года р. Меир Кахане репатриировался в Израиль, где уже существовало отделение Лиги защиты евреев. Он продолжил борьбу за советских евреев, в частности, за освобождение Сильвы Залмансон, получившей десять лет лагерей по «самолетному делу» и тяжело болевшей в заключении. В рамках этой борьбы р. Кахане отправился в Канаду, объявив, что его цель – сорвать визит в эту страну советского премьера Косыгина. По прибытии в Канаду р. Кахане и шесть его сподвижников были задержаны и высланы из страны, но сообщения о положении Сильвы Залмансон появились на первых полосах газет.
Одновременно в Америке возобновились акции против представи­тельств советских учреждений, в том числе и обстрел зданий, в кото­рых они располагались. Власти СССР были вынуждены оказать Сильве медицинскую помощь.

Раввин Кахане на демонстрации в поддержку Сильвы Залмансон
 
В Израиле р. Кахане сразу же начал заниматься самыми острыми проблемами. Он выступал против представителей секты американских негров, называющих себя «настоящими евреями, которым принадлежит Эрец-Исраэль». Эти люди прибыли в Израиль, поселились в Димоне и порядком досаждали жителям этого молодого южного города. Раввин Кахане выступал против миссионерской деятельности в еврейском государстве, вместе со своими товарищами из Лиги, которых было тогда в стране всего восемьдесят пять человек, устраивал демонстрации против американского давления на Израиль, часто выступал перед молодежью и студентами.
Раввин Меир Кахане продолжал свою деятельность и в Америке, где проводил немало времени, призывая тамошних евреев репатриироваться. В январе 1972 года Лига защиты евреев выступила в поддержку сенатора Джексона, баллотировавшегося на пост президента США, считая его самым подходящим кандидатом для евреев и Израиля.
Перед 28-м Всемирным сионистским конгрессом Лига обратилась к его организаторам с просьбой разрешить ее представителям участвовать в нем в качестве делегатов от известного во всем мире сионистского движения. Раввин Кахане хотел выступить перед собравшимися, рас­сказать об опасности, угрожающей евреям Америки, и призвать их к репатриации в Израиль. Ему было отказано на том основании, что Лига формально не входила в Федерацию сионистов Америки. Хотя заявка на регистрацию была подана еще в феврале 1970 года, Федерация так и не приняла Лигу защиты евреев в свои ряды.
Тогда р. Меир Кахане организовал параллельный конгресс – собрал форум своих сторонников, на который приехали шестьсот человек. Раввин Кахане прочитал на нем доклад о положении еврейства Америки, в котором говорил о репатриации как о единственном выходе для тех, кто не хочет ассимилироваться и не готов погибнуть в очередной Катастрофе.

Выступление р. Меира Кахане
 
В феврале и марте 1972 года он выступал с призывом переезжать в Израиль во многих американских еврейских учреждениях, универси­тетах, синагогах. Свойственный ему дар убеждения приносил свои плоды на протяжении всей его общественной деятельности во время посещений США – под его влиянием тысячи евреев этой страны стали соблюдать заповеди и репатриировались в Эрец-Исраэль.
7 мая 1972 года открылась конференция созданного р. Кахане движения «Возвращение». Вышла в свет его книга «Время идти домой».
В июне р. Кахане вернулся в Израиль, чтобы вести курсы еврей­ского самосознания, задачей которых была подготовка молодых евреев из Америки и Западной Европы к работе с еврейской молодежью в странах диаспоры. В первой группе, занимавшейся летом 1972 года, было двадцать человек.
27 августа р. Меир Кахане и более ста активистов Лиги защиты евреев прибыли в Хеврон и потребовали немедленного публичного суда над тогдашним мэром этого города Мухаммадом Али аль-Джа­бари за его участие в погроме 1929 года и в резне защитников Гуш-Эциона в 1948 году.

НАЧАЛО СУДЕБНЫХ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ

В сентябре, в ответ на убийство арабскими террористами в Мюнхене израильских спортсменов, р. Кахане решил провести ответные акции против арабов в Европе. Амихай Паглин (Гиди), в прошлом один из командиров Эцеля согласился помочь ему перевезти за границу оружие для этих операций. Оружие было перехвачено израильскими службами безопасности в аэропорту в Лоде. Паглин, р. Кахане и еще несколько человек были арестованы.
Суд над ними тянулся более двух лет. 17 ноября 1974 года был вынесен приговор: Паглина и генерального директора израильского отделения Лиги защиты евреев Йосефа Шнайдера осудили на один год заключения условно, а р. Меира Кахане и активиста Лиги Авраѓама Ѓершковича – на два года условно.
Следующей акцией Лиги защиты евреев в Израиле должно было стать прикрепление мезузы на Шхемские ворота Старого города, но, опасаясь реакции арабских жителей Иерусалима, полиция наложила на это запрет, а БАГАЦ – Верховный суд Израиля – поддержал ее решение.
С конца 1972 года  р. Кахане начал заниматься решением арабской проблемы. Он пришел к выводу, что единственным способом предотвратить превращение Израиля в нечто подобное Северной Ирландии является эмиграция арабов.
Он разослал тысячам арабов, как на освобожденных территориях, так и имеющим израильское гражданство, письма, в которых предлагал им деньги и помощь в получении виз для добровольной эмиграции. Сотни людей положительно отреагировали на это письмо. Старейшины Гуш-Халава, арабского села в Галилее, от имени всех его жителей изъявили готовность в полном составе перебраться в Канаду при условии, что им будет позволено построить там свое село. Араб из деревни Фасута в Галилее помогал р. Кахане, собирая данные о же­лающих эмигрировать. Но реакция правительства Израиля и прокуратуры была иной. В апреле 1973 года р. Кахане было предъявлено обвинение в «подстрекательстве к бунту». Его адвокат Аѓарон Папо собирался привести на суде свидетельства о шагах, которые бывший премьер-министр Израиля Леви Эшколь собирался предпринять, чтобы стимулировать эмиграцию арабов в Южную Америку, и напомнить о поддержке идеи «трансфера» такими сионистскими лидерами как Исраэль Зангвиль, Берл Каценельсон, Давид Бен-Гурион. Арабы, свидетели обвинения, признались на перекрестном допросе, что «не пришли в негодование» из-за обращения р. Кахане. При таком развитии собы­тий прокуратура решила просто-напросто не продолжать судебный процесс. Суд был прекращен без какого-либо приговора[4].
7 июня 1973 года р. Кахане вновь был задержан израильской поли­цией. Он провел в тюрьме тридцать дней по обвинению в том, что разослал письма и телеграммы своим сторонникам в Америке, в которых призвал их сделать все, чтобы помешать визиту Брежнева в США и провести акции против советского и иракского посольств, что, по мнению суда, представляло угрозу израильско-американским отно­шениям.
Суд над р. Кахане начался 10 марта 1974 года. Премьер-министр Голда Меир подписала указ, по которому ему запрещалось говорить на суде о просчетах израильского правительства в отношении советских евреев и о замалчивании того факта, что они подвергаются  преследованиям. Суд проходил за закрытыми дверьми.
Раввин Меир Кахане решил не принимать участие в суде.
Организация МАОЗ во главе с Голдой Елин, боровшаяся за свободу выезда советских евреев, провела однодневную голодовку в знак солидарности с р. Кахане и требовала судить его при открытых дверях, чтобы общественность узнала всю правду о борьбе и страданиях евреев СССР.
28 июня был оглашен приговор: два года условно.

ВЫБОРЫ 1973 ГОДА

 
В 1973 году израильское отделение Лиги защиты евреев решило участвовать в выборах в Кнесет восьмого созыва.
Ее основные принципы были изложены в предвыборном объявлении:
1)Во всех школах должно быть введено традиционное еврейское образование;
2)Государство Израиль несет ответственность за евреев СССР и арабских стран;
3)Эмиграция арабов – единственное решение арабской проблемы;
4) Израиль должен аннексировать освобожденные территории, кото­рые будут заселяться евреями, и прежде всего разрешить заселение Хеврона;
5) Израиль обязан принять любого еврея и не вправе выдавать евреев другим государствам;
6) Для устранения социального неравенства следует опираться на ев­рейские нравственные ценности;
7) Миссионеры должны быть выдворены из страны;
8) Общие еврейско-арабские детские летние лагеря должны быть запрещены, ибо могут привести к ассимиляции;
9) Правительству следует уповать не только на военную силу, но прежде всего – на Бога [5]
 Избирательная комиссия утвердила в качестве буквенного обозна­чения списка буквы каф и хаф софит; так появилось известное ныне всем название этого движения – КАХ, ассоциировавшееся с лозунгом ЭЦЕЛя «Рак ках!» – «Только так!», который стал предвыборным слоганом Лиги защиты евреев.
В списке кандидатов от КАХа в израильский парламент были один­надцать имен. Возглавлял его раввин Меир Кахане. На втором месте был Шимон Рахамим, руководивший в начале 70-х годов противостоявшей левым организацией «Усмирение предателей» (на иврите «Дикуй богдим», сокращенно ДОВ). Третье место в списке занимал недавний репатриант из СССР Йосеф Шнайдер, а четвертое было отдано активисту движения Йоэлю Лернеру, уроженцу Америки.
Выборы были отложены из-за начавшейся 6 октября Войны Судно­го дня. Во время нее р. Кахане выпустил брошюру «Вечный Бог Израиля и Его победа», в которой он призывал не бояться врага, уповать на Всевышнего и содействовать исполнению предназначения еврейского народа. В том же году он написал свою первую книгу на иврите – «Вызов». 
Выборы состоялись 31 декабря.
Список КАХ получил 12811 голосов, что составляло 0.81% от числа голосовавших. При том, что «цена» одного мандата была равна 12424 голосам, списку не хватило 2857 голосов, чтобы преодолеть электоральный барьер (15668 голосов).

С 1974 ПО 1984 ГОД

В 1974 году движением КАХ была издана брошюра «Бемидбар, 23:9», в которой подчеркивалась избранность и обособленность еврейского народа. В том же году вышла в свет ее версия на английском языке. На английском языке были опубликованы также книга «Наш вызов» и сборник статей р. Кахане «Письма из тюрьмы». С 1973 по 1977 год увидели свет три книги его статей на английском языке под общим названием «Избранные работы Меира Кахане». В 1975 году была издана брошюра на иврите «Закон и порядок в Израиле», в которой р. Кахане рассматривал решение правительства Израиля о передаче арабам еврейских земель с точки зрения иудаизма.
В январе 1975 года р. Кахане прибыл в Америку, где начал кампанию против американского давления на еврейское государство и намерения правительства Израиля отступить с отвоеванных земель. 19 января в Нью-Йорке были проведены манифестации возле нескольких арабских консульств, израильского представительства в ООН, а напоследок – бурная демонстрация у здания советского представи­тельства. В тот же день неизвестные стреляли по окнам этого дома. Раввин Кахане и около пятидесяти активистов Лиги защиты евреев были арестованы. 21 февраля судья Джек Вайнстайн приговорил р. Меира Кахане к году тюрьмы за нарушение требований условного заключения, к которому американский суд приговорил его еще в июле 1971 года. Таким нарушением были сочтены письма, посланные из Израиля членам Лиги с предложениями по срыву визита Брежнева в Америку. За несколько дней до оглашения приговора р. Кахане успел подготовить к публикации  рукопись книги «История Лиги защиты евреев».
В тюрьме р. Кахане впервые в истории пенитенциарной системы США добился права получать кашерную пищу, создав, таким образом, прецедент, на основании которого еврейских заключенных в американских тюрьмах обязаны снабжать по их просьбе кашерной едой. Время, проведенное в федеральной тюрьме Алленвуд, р. Кахане посвятил изучению Торы и обучению других заключенных. Он был освобожден 29 января 1976 года.
В апреле того же года вышел в свет первый номер журнала на английском языке «Кахане», выходившего с тех пор раз в два месяца. В нем публиковались статьи р. Меира Кахане и оценивались с еврейской точки зрения актуальные события, происходившие в Израиле и во всем мире. Журнал издавался с перерывами до 1990 года.
Летом 1976 года р. Кахане получил приглашение явиться в один из тель-авивских полицейских участков. Вот как он описывал состоявшуюся там встречу с сотрудником ШАБАКа – Общей службы безопасности – и то, что произошло после нее, в интервью, опубликованном в 1988 году:
«...Человек, представившийся мне как Бреннер, сказал: “Раввин Кахане, вы должны прекратить это”. Я спросил его: “Что прекратить, прекратить дышать?”. И он ответил мне: “Мы предупреждаем только один раз”. На исходе поста 17-го тамуза... я возвращался с урока из школы “Бейт-Хана” в иерусалимском районе Шикун Хабад. Внезапно ко мне подбежали двое и попытались набросить на меня мешок из джутовой ткани. Я закричал: “Террористы, террористы!” – и вступил с ними в борьбу. В схватке они сломали мне руку и разбили голову; из раны потекла кровь. К счастью, в этот момент рядом с нами остано­вилась машина, и нападавшие убежали. Это были профессионалы. Они не разговаривали и не ругались, вообще не издали не звука. При всем этом я не боялся. Я верю в Бога и знаю, что наши жизни – в Его руках... [6]».
Раввин Кахане принял активное участие в борьбе поселенцев за право жить в принадлежащем евреям здании «Бейт-Ѓадаса» в Хевроне. 26 августа он с тремя десятками своих последователей ворвался в этот дом; армия силой выдворила их оттуда. Раввин Кахане и еще четырнадцать человек были арестованы полицией.
В 1977 движение КАХ решило принять участие в выборах в Кнесет девятого созыва, которые состоялись 17 мая.
В предвыборных публикациях движение подвергло резкой критике партию МАФДАЛ за ее многолетнее пребывание в левых правите­льствах, компромиссы в принятии закона «кого считать евреем», готовность к территориальным уступкам. 6 мая р. Меир Кахане объявил о закладке нового поселения на горе Гризим возле Шхема. По дороге туда, возле Рамаллы, он и его сторонники были остановлены солда­тами. Раввина Кахане снова арестовали.
В тот же день на предвыборном собрании партии МАФДАЛ р. Меира Кахане и его движение подвергли нападкам и назвали попытку создания поселения возле Шхема «осквернением Имени Всевышнего». Услышав об этом, раввин Цви-Йеѓуда Кук, духовный лидер религиоз­ного сионизма, опубликовал письмо, в котором благословил эту акцию р. Кахане. Еще раньше р. Кук выразил ему поддержку перед выборами, написав письмо, в котором, среди прочего, говорилось:
«Появление раввина Меира Кахане на парламентской трибуне конечно же, вселит в людей мужество и сделает более эффективной нашу святую борьбу за целостность страны».

Раввин Меир Кахане и раввин Цви-Йеѓуда Кук (1972 г.)
 
Список движения КАХ насчитывал на этот раз восемь имен. Возглавлял его, естественно, сам раввин Кахане. На втором месте был лингвист Моше Потольский, на третьем – адвокат Рахамим Коѓен.
Список получил 4396 голосов, 0.25% от числа голосовавших, и не прошел электоральный барьер (17478 голосов). Основной причиной такого провала можно назвать то, что многие национально настроенные евреи, потенциальный электорат р. Кахане, считали эти выборы решающими и голосовали за Ликуд, опасаясь, что к власти вновь придет левое правительство. Ликуд получил большинство голосов, и его лидер Менахем Бегин стал премьер-министром. Раввин Кахане, ценивший Бегина еще со времен его борьбы с англичанами, был рад этому, однако вскоре выяснилось, что Бегин уже не тот, что прежде. В одном из интервью, взятых у р. Кахане в 1983 году, он сказал: «...Тот вечер, когда Бегин победил, стал для меня настоящим праздником. Он был тем человеком, который, как я надеялся, устроит здесь настоящую революцию. Он этого не сделал [7]».
 В 1977 году  в Нью-Йорке вышла в свет на английском языке книга р. Кахане «Почему стоит быть евреем?», а через год еще одна –  «Слушай, мир! Слушай, еврей!». Наряду с публицистической деятель­ностью р. Кахане продолжал и политическую борьбу против политики «правого» правительства на освобожденных территориях и подписанных Бегином Кемп-Дэвидских соглашений. Параллельно с этим он организовывал акции, целью которых было возвращение евреям домов и имущества, присвоенных арабами после зверского погрома 1929 года.
В апреле 1978 года р. Меир Кахане был арестован при попытке войти в «Бейт-Ѓадасу».
20 июня 1979 года р. Кахане демонстративно порвал указ военных властей, запрещающий ему появляться в Хевроне, и с группой своих сторонников двинулся из Кирьят-Арбы в Хеврон. По дороге его вновь арестовали.
5 июля р. Кахане, обойдя полицейские заслоны, прибыл с активистами КАХа к зданию мэрии Шхема, чтобы потребовать от мэра города и его жителей переехать в одну из арабских стран. Полиция не позволила им войти в здание. Раввин Кахане был арестован в очередной раз. 29 августа военный суд в Рамалле приговорил его к трем месяцам заключения и к девяти дополнительным месяцам условно за нарушение указа, запрещавшего ему появляться в Хевроне.  
С 20 сентября по 14 декабря 1979 года р. Меир Кахане отбывал  заключение в тюрьме «Маасияѓу». Там он написал книгу «О вере и избавлении», в которой злободневные вопросы рассматривались в свете положений иудаизма.
Выйдя из тюрьмы, р. Кахане продолжил организовывать протесты и демонстрации. В конце апреля его опять арестовали, на сей раз  за попытку пройти в здание мэрии Рамаллы и распространение листовок, призывающих арабов покинуть Эрец-Исраэль.
3 мая 1980 года в Хевроне арабы открыли огонь по евреям, на­правлявшимся из Меарат-ѓа-Махпела к «Бейт-Ѓадасе». В числе шести погибших был 32-летний Эли Ѓа-Зеэв, герой войны во Вьетнаме, пре­восходный снайпер, сторонник р. Кахане.
13 мая, в канун Дня освобождения Иерусалима, по указанию мини­стра обороны Эзера Вейцмана р. Кахане был арестован вновь. Впервые в истории государства Израиль к еврею была применена такая мера, как «административный арест» – заключение в тюрьму по указу министра обороны без суда, следствия, доказательств вины. Вместе с ним за решеткой оказался член движения КАХ Барух Бен-Йосеф. Их арест вызвал в Израиле протесты многих частных лиц и организаций, в том числе Общества защиты гражданских прав, и широко освещался в местной прессе. Похоже на то, что в тот раз власти лишили р. Меира Кахане свободы, опасаясь реакции КАХа на недавний теракт в Хевроне.
29 июня р. Кахане судили за то, что   в феврале 1979 года он прорвался в Еврейский университет в Иерусалиме и выступил там перед студентами, несмотря на запрет администрации. В тот же день в этом учебном заведении произошли беспорядки, когда сторонники р. Кахане сорвали выступление левого экстремиста Ури Авнери. Раввина Кахане приговорили к семи месяцам тюремного заключения (месяц за акцию и шесть месяцев было у него условно). 5 августа администра­тивный арест был отменен, но р. Меир Кахане остался в тюрьме из-за нового приговора.
15 сентября его судили в военном суде в Рамалле за упомянутые выше демонстрации в этом городе и Шхеме; приговор гласил: три месяца тюрьмы. К этому сроку добавили еще девять месяцев, которые р. Кахане получил условно за нарушение указа, запрещавшего ему появляться в Хевроне. Судьи включили 2.5 месяца из трех в число девяти месяцев заключения, и таким образом, срок заключения р. Кахане составил девять с половиной месяцев. Они намекнули также, что командующий военным округом Иудеи и Самарии Биньямин Бен-Элиэзер вправе отменить или смягчить наказание. Рахамим Коѓен, адвокат р. Меира Кахане, обратился к Бен-Элиэзеру, но ответа не получил. 5 ноября р. Кахане начал голодовку протеста в тюрьме города Рамле. Его освободили 12 декабря 1980 года.
В заключении р. Меир Кахане написал на английском языке книгу, в которой арабская проблема рассматривалась в историческом, демо­графическом и религиозном аспектах и предлагалось ее решение. Рахамим Коѓен выносил из тюрьмы рукописи готовых глав, Либи Кахане печатала этот текст на машинке, а Йоэль Лернер переводил его на иврит. Английский вариант книги «Они должны уйти» увидел свет в Нью-Йорке в 1981 году, а ивритский был опубликован под названием «Колючки в глазах ваших».
Выйдя из тюрьмы, р. Кахане начал готовиться к выборам. В предвыборных объявлениях движение КАХ подчеркивало свою верность границам Эрец-Исраэль от Нила до Евфрата. Большое внимание уделя­лось также борьбе с ассимиляцией в самом Израиле. Движение КАХ разработало проект закона, основными пунктами которого были: разъяснительная работа в школах; заключение в тюрьму арабов, соблазнивших еврейских девушек; прекращение программы министерства просвещения, направленной на сближение евреев и арабов.
Глава Центральной избирательной комиссии судья Эциони пред­ложил запретить КАХу участвовать в выборах под предлогом того, что «его идеология противоречит Декларации независимости». Комиссия отклонила это предложение. Левый экстремист Моше Негби подал иск в БАГАЦ, требуя запретить КАХу баллотироваться в Кнесет, но и там оставили решение избирательной комиссии в силе.
 Выборы в Кнесет десятого созыва состоялись 30 июня  1981 года. В списке КАХа было девять человек. Вторым номером, после р. Меира Кахане, был р. Исраэль Ариэль, раввин города Ямит на Синайском полуострове (судьба этого населенного пункта стала одной из основных тем в предвыборной полемике), а третье место занимал генеральный директор движения Йосеф Даян.
Список получил 5128 голосов – 0.26% от числа голосовавших; электоральный барьер составлял 19373 голоса. Сам р. Кахане так объяснил в интервью журналу «Алеф» в 1984 году причины столь небольшого количества проголосовавших за него: «...Во-первых, человек думает: “У него нет шансов, так зачем же я буду тратить свой голос?” Он не знает, что есть еще сто тысяч людей, которые думают точно так же. Вторая причина состоит в том, что за два дня до выборов в газете “Ѓа-Арец” были опубликованы результаты опроса общественного мнения. В них говорилось, что у Бегина и Переса равные шансы. Началась паника. Левые всех оттенков бросились голосовать за Переса, а все правые – за Бегина. Пострадали мелкие партии» [8].
После выборов главной задачей р. Кахане стала борьба за Ямит, подлежавший разрушению по Кемп-Дэвидскому соглашению. Туда съехалось множество людей со всей страны, чтобы воспрепятствовать этому. В этот момент поддержка поселенцев со стороны еврейства США могла оказаться решающим фактором, и р. Кахане вылетел туда, чтобы организовать ее.
Одиннадцать молодых сторонников р. Меира Кахане во главе с Йеѓудой Рихтером забаррикадировались в бомбоубежище и заявили, что если Ямит будет разрушен, они покончат с собой. Правительство срочно вызвало р. Кахане из Америки, и он был доставлен в Ямит на военном вертолете. Раввин Кахане сказал ребятам, что город обречен, но впереди – борьба за Иудею, Самарию и Газу. Он вошел к ним в бункер, и вместе они противостояли солдатам, которым удалось прорваться в бункер только с пятого раза. Все, кто был там, были арестованы, но вскоре освобождены. Бегин послал р. Кахане телеграмму благодарности за то, что тот предотвратил самоубийство своих сторонников.

Раввин Кахане во время резервистских сборов в ЦАХАЛе
 
В августе 1982 года люди движения КАХ пытались создать в южной части Хевронского нагорья поселение Эльнакам, названное в честь Эли Ѓа-Зеэва (да отомстит Всевышний за его кровь!). Семьи активистов провели зиму в палатках, в тяжелых условиях. После тяжелой борьбы они были изгнаны оттуда по приказу министра обороны Моше Аренса.
В 1983 году в США вышла в свет на английском языке книга р. Кахане «Сорок лет». В следующем году она была издана в Иерусалиме на иврите. В книге высказывается предположение о том, что Всевышний дал евреям сорок лет с момента создания государства Израиль для определения хода дальнейшего Избавления; автор призывает их сделать верный выбор до истечения этого срока.
В 1983 году Менахем Бегин ушел с поста главы правительства и из политической жизни страны. Раввин Кахане писал о нем в статье, опубликованной в журнале «Кахане», так: «...Бегин мог остаться в истории как один из великих еврейских лидеров, но запомнится как человек, который прекрасно начал, но когда пришел к власти, растерял свои принципы один за другим. Это грустно: он мог стать великим лидером, если бы у него была вера в Бога и сильный характер, чтобы не обращать внимания на народы мира и не стараться всем понравиться… Мы желаем ему здоровья и всего самого доброго, а государству, которое он воглавлял, – чтобы у него хватило сил справиться с последствиями его ошибок... Мы любили Менахема Бегина… но выяснилось, что он боялся Вашингтона больше, чем Всевышнего... А сейчас мы предлагаем наш путь тем, у кого есть вера. Начиная нашу пред­выборную кампанию, мы рассчитываем на поддержку тех, кто любил настоящего Бегина».

В КНЕСЕТЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ

И поддержка, наконец, пришла. На выборах 1984 года многие сторонники Бегина все еще видели своей партией Ликуд. Но немало сефардских евреев, жителей городов развития, традиционно голосовавших за Ликуд, решили отдать на сей раз свой голос раввину Кахане.
Центральная избирательная комиссия под председательством судьи Баха проголосовала 18 голосами против 10 за отстранение движения КАХ от участия в выборах, заявив, что этот список «расистский и антидемократический». Раввин Кахане подал иск в БАГАЦ, и судьи признали, что у избирательной комиссии нет законных полномочий лишать  политическое движение права принимать участие в выборах. Решение избирательной комиссии было единогласно отменено.
Предвыборная кампания проходила под влиянием ареста в мае членов так называемого «еврейского подполья». Раввин Кахане был одним их немногих, кто объявил о своей поддержке этих людей, назвав их «Маккавеями нашего времени». Перед выборами он заявил, что его движение поддержит правительство Ликуда во главе с Ицхаком Шамиром только при выполнении двух условий:
В течение месяца должен быть принят закон «Кого считать евреем», суть которого в том, что официальное определение еврея будет по Ѓалахе.
Объявление амнистии членам «еврейского подполья».
Выборы в Кнесет одиннадцатого созыва состоялись 23 июля 1984 года. В списке КАХа было восемнадцать имен. На второе место р. Кахане поставил активиста движения Йеѓуду Рихтера, арестованного незадолго до выборов за участие в акциях возмездия против арабов, а на третье – недавнего репатрианта из Америки доктора Баруха Гольдштейна.

Раввин Кахане перед выборами 1984 года
 
Список получил 25907 голосов – 1.2% от числа голосовавших – и преодолел электоральный барьер (20733 голоса). «Вес» одного мандата составлял 16784 голоса, и до второго не хватило 7661 голоса. Среди солдатов число проголосовавших за КАХ превышало 2.5%, среди репатриантов из СССР – 5%. Избрание в Кнесет р. Кахане и его сторонники отметили победным шествием к Западной стене через рынок в мусульманском квартале Старого города.
Люди Ликуда прощупывали почву для присоединения р. Кахане к коалиции. Ему предлагали деньги и должности, но он сказал, что его условия – это освобождение членов «еврейского подполья», принятие закона «Кого считать евреем» и ведение государственных дел на осно­вании еврейских ценностей.
Во время принятия присяги в Кнесете р. Меир Кахане добавил к официальному тексту слова «И хранить буду Тору Твою всегда, во веки веков» (Теѓилим, 119:44), декларируя тем самым, что законы Торы важнее тех, которые придумали люди.
У левых избрание р. Кахане в израильский парламент вызвало шок по идеологическим причинам, а у правых – по электоральным соображениям. Средства массовой информации решили не освещать деятельность раввина Кахане, за исключением тех случаев, когда речь шла о столкновении с полицией или других конфликтов с властями. За то время, что р. Меир Кахане был депутатом Кнесета, он ни разу не был приглашен участвовать в дискуссионных программах на телевидении и радио.

Раввин Кахане в "Национальном пресс-клубе"
 
В прессе, за исключением религиозных газет «Эрев Шабат» и «Йом ѓа-шиши», почти не было интервью с ним. Надо отметить, что в Америке отношение средств массовой информацию к р. Кахане было совсем другим. Его приглашали участвовать в теле- и радиопрограммах, ток-шоу. Он был приглашен выступить в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне, чего удостаивались обычно лишь израильские премьеры.
Раввин Кахане и движение КАХ обратились в БАГАЦ, этот суд принял решение обязать руководство телерадиовещания освещать деятельность движения, но и после этого те продолжали игнорировать его.
На страницах газет, в том числе и в колонках новостей, р. Кахане открыто называли «расистом» и «угрозой демократии». Армейская радиостанция «Галей-ЦАХАЛ» однажды посвятила раввину целый день, интервьюируя одного за другим его противников и не давая ему возможности ответить. Он подал жалобу и получил право на ответ; армейское радио записало двухчасовое интервью с ним, которое затем ужали до пяти слов в эфире. Депутат от Ликуда Михаэль Эйтан сравнил законопроекты р. Кахане, базировавшиеся на постановлениях еврейских мудрецов, с Нюрнбергскими законами. В Кнесете депутаты как от левых, так и от правых и религиозных партий выходили из зала заседаний, когда лидер КАХа поднимался на трибуну.
Раввин Кахане был одним из самых активных парламентариев. На его счету множество законопроектов, предложений по повестке дня, вотумов недоверия правительству. Все его выступления собраны в сборнике «С трибуны Кнесета», который был издан в трех томах с 1985 по 1991 год.
Два законопроекта р. Меира Кахане почти слово в слово были сформулированы в книгах Рамбама. Один из них – закон об Израильском гражданстве, по которому право на него будет даваться только евреям по Ѓалахе. Неевреи смогут жить в стране при условии соблюдения «семи заповедей сынов Ноаха» и безоговорочного подчинения еврейской власти. При этом они будут обладать всеми правами, кроме политических. Второй законопроект запрещал браки и сексуальные отношения между евреями и неевреями. Председатель Кнесета Шломо Ѓилель отказался ставить их на обсуждение.
Среди других законопроектов р. Кахане можно отметить следующие:
Законопроект о введении Дня памяти духовной катастрофы, по которому «пост Эстер» в канун Пурима должен был стать государственным днем памяти антирелигиозной деятельности, направленной против репатриантов в первые годы после создания государства (23.7.86);
Законопроект о Храмовой горе, который включал в себя свободу доступа туда евреев и их право молиться там, передачу контроля  над ней от мусульманского Вакфа Главному раввинату (22.7.87);
Законопроект против фальсификации еврейской религии, по которому только получивший ортодоксальную смиху сможет называться раввином, а словом бейт-кнесет («синагога») будет именоваться лишь здание, в котором молятся те, кто верит, что Тора дана на Синае, причем текст их молитв должен соответствовать установленному  Ѓалахой. В формулировку Закона о возвращении после фразы «принял иудаизм» будет добавлено «по Ѓалахе». Кроме раввинского суда ни у кого, включая БАГАЦ, не будет полномочий обсуждать тему, кто является евреем (29.12.87);
Законопроект о пятидневной рабочей неделе, по которому суббота будет днем отдыха согласно Торе, а воскресенье станет вторым выходным днем (6.7.88).

Раввин Кахане в Кнесете
 
Кнесет принял ряд ограничений, направленных лично против р. Кахане, в том числе, запреты на посещение арабских населенных пунктов и бесплатную рассылку почты, что положено всем парламентариям. Депутат от правой партии Тхия Геула Коѓен провела закон, по которому обладатель двойного гражданства не может быть членом Кнесета. Раввин Кахане был вынужден отказаться от американского гражданства.
В 1986 году был принят закон, запрещающий баллотироваться в Кнесет спискам, проповедующим расизм. Раввин Кахане, прекрасно понимавший, что законопроект направлен против него, проголосовал «за». В своем выступлении во время обсуждения формулировки этого закона он сказал: «...Я осуждаю настоящий расизм, ненавижу насто­ящий расизм, борюсь с настоящим расизмом. Но сионизм и иудаизм – это не расизм. Тот, кто борется за еврейское государство и клянется не позволить арабам уничтожить сионизм и Израиль, – не расист... Я не очень доволен этим законом, но после того, как в него внесли поправки (в окончательной его версии было введено уточнение, согласно которому высказывания и публикации, цель которых – сохранить религиозную обособленность, не будут считаться расистскими. – И. С.), защищающие право каждого еврея продолжать действовать во имя принадлежащего нашему народу сионистского государства… я проголосую за этот закон».
Раввин Кахане был членом комиссии по репатриации и абсорбции, где он пытался излагать свой план борьбы за советских евреев. Но там он обнаружил, что этими проблемами никто не занимается всерьез. В своем письме председателю комиссии Мирьям Тааса-Глазер р. Кахане писал:
«Прошло полгода с того дня, как Комиссия по репатриации и абсорбции начала работать. Предшествовало этому постыдное бездействие, причиной которого была угроза министра абсорбции и депутатов Кнесета от левых партий бойкотировать ее работу. С сожалением приходится констатировать, что и после начала работы комиссии ее деятельность не приносит никаких результатов: за истекшие полгода она никоим образом не содействовала разрешению проблем, стоящих перед еврейским народом... Мое отсутствие на последних заседаниях комиссии является выражением несогласия с нынешним стилем ра­боты» [9].
Раввин Кахане вел активную деятельность и за пределами Кнесета. Почти ежедневно он устраивал митинги и собрания в разных местах страны. Вскоре после избрания в парламент, 29 августа 1984 года, он прибыл в город Ум-эль-Фахм, чтобы привлечь внимание к проблеме арабов, имеющих израильское гражданство. Несмотря на депутатскую неприкосновенность, полиция задержала р. Кахане при въезде в город, и он был вынужден вернуться. Хотя ему и не удалось попасть в Ум-эль-Фахм, там начались беспорядки – арабы забросали полицейских камнями, и многие стражи порядка получили ранения.
Еще одним событием, получившим широкую известность, стало выступление р. Меира Кахане в городе Гиватаим 22 сентября 1985 года. Мэр Гиватаима Ицхак Ярон бросил клич: «Убивайте их, пока они еще маленькие!» – и пять тысяч кибуцников, членов левых партий и молодежных движений прибыли в этот город, вооруженные камнями и металлическими прутьями, чтобы не позволить р. Кахане говорить. Толпы разъяренных леваков бросились к его машине, пытались перевернуть ее, стали швырять в нее камни. Лобовое стекло  было выбито, и лишь подоспевшие в последнюю минуту полицейские спасли рав­вина Кахане и его спутников от линчевания.
Как только р. Меир Кахане поднялся на трибуну, в него вновь полетели камни. Одним из них был ранен в голову корреспондент Эн-Би-Си.

Раввин Кахане во время выступления в Гиватаиме
 
 Через пять месяцев после этого, 12 февраля 1986 года левые вновь прибегли к  насилию; это случилось перед началом съезда движения КАХ, прошедшего во Дворце наций в Иерусалиме. Около трех тысяч арабов и членов левых группировок, среди которых было немало коммунистов, попытались преградить дорогу прибывшим на съезд сторонникам КАХа, бросаясь на них с кулаками. Полиции пришлось вызвать конный отряд, чтобы усмирить бесчинствующих. На сцене стояло пустое кресло, предназначенное для президента Хаима Герцога, который незадолго до этого был почетным гостем на съезде Комму­нистической партии Израиля, но отказался придти на съезд движения КАХ [10].

Выступление р. Кахане перед англоязычными сторонниками (1986 г.)
 
Кроме политической и общественной деятельности р. Кахане активно занимался помощью малоимущим. Многие нуждающиеся семьи получали его поддержку. По свидетельству главного раввина Израиля Мордехая Элияѓу, сумма пожертвований, которые р. Кахане выделил перед Рош ѓа-шана 1990 года, составляла 34000 долларов.
Еще одним важным аспектом его деятельности была помощь еврейским женщинам, которые вышли в свое время замуж за арабов, но, испытав немало унижений и подвергаясь постоянному насилию, мечтали оставить их и вернуться вместе с детьми к своим соплемен­никам. В Кирьят-Арбе был создан центр для таких женщин под наз­ванием «Руку – сестрам», где они могли начать новую жизнь. Движение КАХ продолжало бороться с программой министерства просвещения, предусматривавшей совместные мероприятия для еврейских и арабских школьников.
За то время, когда р. Меир Кахане был депутатом Кнесета, дви­жением КАХ были изданы несколько книг. В 1985 году вышла предназначенная для молодежи брошюра «Экстремизм, расизм,  фашизм – или здравый смысл, сионизм и иудаизм?», представлявшая собой ответы р. Кахане на десять важнейших для жизни еврейского государства вопросов.
В 1986 году вышли в свет «Черная книга», рассказывающая о духовной катастрофе восточных евреев, прибывших в Израиль в первые годы после создания государства, брошюра «Знай истинный иудаизм», содержащая цитаты из еврейских религиозных источников, и книга «Народ Израиля – и другие народы», подробно разбиравшая отношение к неевреям с точки зрения иудаизма и статус нееврея в Эрец-Исраэль. В 1987 году увидела свет брошюра «Братьев своих я ищу», в которой раскрывалась правда об исчезновении в 50-е годы в Израиле детей йеменских евреев.
В том же году в США на английском языке была издана книга р. Кахане «Неудобные вопросы удобно устроившимся евреям».
В 1988 году в книжных магазинах Израиля появилась в переводе на русский язык его книга «Никогда больше!» (переводчик с английского – А. Эскин, редактор – П. Гиль).
Выходили, хотя и нерегулярно, газета «КАХ» и печатный орган молодежного движения КАХ, созданного в 1985 году.
В декабре 1986 года, с недельной главы «Толдот», начал издаваться еженедельный бюллетень «Ках ѓи дарка шель Тора» («Таков он – путь Торы)» под редакцией Биньямина-Зеэва Кахане, младшего сына раввина, в то время ученика йешивы «Мерказ ѓа-рав».
Биньямин-Зеэв принял также активное участие в осуществлении давней мечты своего отца – создании йешивы.
В 1987 году в Иерусалиме открывается йешива «Еврейская идея», главой которой становится р. Кахане. Цель йешивы – возвращение полной еврейской идеи, искаженной во время долгого изгнания. Учебная программа йешивы включала, наряду с обязательными дисциплинами, изучение Танаха и мидрашей, чему в других йешивах не уделяется внимание.

Выступление р. Кахане в йешиве «Еврейская идея»

ВЫБОРЫ 1988 ГОДА

Приближались выборы 1988 года. Все прогнозы указывали на необычайный рост поддержки движения КАХ и идей р. Кахане. В газетах приводились опросы, по которым движение могло претендовать на 3-4 мандата, но было ясно, что в действительности оно получит намного больше.
 За несколько месяцев до выборов газета «Хадашот» провела ряд пробных тайных голосований в разных местах страны. В них приняли участие 5516 израильтян (обычно опрашиваются около 500 человек). Из нижеследующей таблицы видно, сколько голосов получал, в соответствии с этим опросом, КАХ:
 
Дата проведения опроса
Место проведения опроса
Процент проголо­совавших за КАХ
Количество мест, которое бы получило движение КАХ в Кнесете
24.6.88
Тель-Авив
6.1
7.3
24.6.88
Тель-Авив
5.7
6.8
24.6.88
Тель-Авив (солдаты)
19.1
22.9
1.7.88
Нетания
10.8
12.9
8.7.88
Иерусалим
11.2
13.4
15.7.88
Афула
9.2
11.0
22.7.88
Бат-Ям
10.5
12.6
22.7.88
Холон
6.7
8.0
29.7.88
Район озера Кинерет
8.6
10.3
5.8.88
Хайфа
8.8
10.5
12.8.88
Беэр-Шева
11.9
14.3
19.8.88
Рамат-Ган
13.6
16.3
 
Первая десятка списка КАХ, который на этот раз насчитывал 119 имен, выглядела так:
1. Раввин Меир Кахане.
2. Моше Найман, активист поселенческого движения.
-3. Рахамим Коѓен, адвокат.
4. Авраѓам Толедано, раввин.
5. Давид Бен-Дор, экономист.
6. Моше Потольский, лингвист.
7. Барух Марзель, активист поселенческого движения и парламентский секретарь фракции КАХа в Кнесете, житель Хеврона.
8. Михаэль Бен-Хорин, инженер, житель мошава Нов на Голанских высотах.
9. Шмуэль Бен-Ишай, активист поселенческого движения.
10.  Пинхас Гиль, журналист, репатриант из СССР.
 
В преддверии выборов шесть партий (Ликуд, МААРАХ, Шинуй, РАЦ, МАПАМ и ХАДАШ) обратились в Центральную избирательную комиссию с просьбой лишить движение КАХ права участвовать в вы­борах под предлогом того, что оно «расистское и антидемократиче­ское». Ликуд, опасаясь оттока голосов, был больше всех заинтересован в том, чтобы КАХ «забраковали». На заседании избирательной комис­ии представитель КАХа адвокат Рахамим Коѓен объяснил, что расизм – это дискриминация по биологическим признакам, в то время как отношение движения КАХ к арабам определяется Ѓалахой и необхо­имостью обеспечить безопасность государства. Он отметил также, что в антирасистском законе сказано следующее: «Публикации цитат из религиозных книг или молитвенника и проведение религиозных ритуалов не будут считаться нарушением, если их целью не было подстрекательство к проявлениям расовой нетерпимости», – а вся деятельность КАХа основана на еврейских религиозных источниках. Несмотря на эти доводы, 28 членов избирательной комиссии проголо­овали за отстранение движения от участия в выборах, 5 были против и 3 – воздержались.
Раввин Кахане подал апелляцию в БАГАЦ. 18 октября 1988 года суд отклонил ее, постановив, что движение КАХ «расистское» и «антидемо­кратическое». Адвокат Аѓарон Папо, представлявший р. Кахане, обра­ил внимание на противоречие в логике судей БАГАЦа: они лишили КАХ права участвовать в выборах из-за того, что те лишь намеревались лишить этого права арабов, – иными словами, Багац утвердил дискри­инацию КАХа избирательной комиссией по той причине, что КАХ предлагал дискриминировать арабов. Суд пренебрег доводами адвоката доказывавшего, что позиция евреев в национальном конфликте с араба­ми не имеет ничего общего с расизмом, а также тем фактом, что араб, прошедший гиюр, принимается раввином Кахане как настоящий еврей и несколько таких людей участвуют в деятельности движения. Были приведены цитаты из книг р. Кахане и ссылки на еврейские религиозные источники, но БАГАЦ утвердил решение избирательной комиссии [11].
Узнав о решении Верховного суда справедливости, р. Кахане сказал: «В этот день БАГАЦ осудил иудаизм, сионизм и демократию . Но мы не потерпели поражение, а победили, потому что не изменили нашу программу». Он призвал своих сторонников не голосовать на выборах, и уж ни в коем случае – не за Ликуд, и отверг попытки некоторых религиозных партий убедить его поддержать их на выборах.
Через два дня тремя голосами против двух судьи БАГАЦа разрешили участвовать в выборах связанному с ООП «Прогрессивному списку за мир».

ПОСЛЕ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ

Раввин Кахане инициировал проведение Сионистского конгресса государства Иудея, которое, по его замыслу, должно было быть образовано на территории Иудеи, Самарии и Газы в случае отступления оттуда Израиля. Он считал создание такого геополитического образования временной и вынужденной, но необходимой мерой, и говорил, что оно всегда будет стремиться к объединению с Израилем. Были выпущены удостоверения личности и марки будущего государства, президентом которого был назначен Михаэль Бен-Хорин.
Следует отметить, что идею образования государства Иудея р. Меир Кахане выдвигал еще в 1978 году. В статье «Иудея – независимое еврейское государство» он писал: «...Если правительство Израиля отказывается присоединить к нему освобожденные территории, то никто не может заставить его сделать это. Однако с того момента, когда оно однозначно заявит об отказе от аннексии Иудеи, Самарии и Газы... у него не будет никакого правового или нравственного основания помешать евреям частным образом установить на этих землях свой суверенитет, объявив создание на их территории независимого государства под названием Иудея... Два еврейских государства? К сожалению, подобный прецедент уже был. Танах повествует о разделе еврейского царства на два из-за греха правителя. Но в нашем случае евреи не раскалывают еврейское государство. Они утверждают власть евреев на той части своей родины, от которой отказалось правительство Израиля. В любой момент, когда государство Израиль пожелает воссоединиться с освобожденными территориями – с государством Иудея, это радостное событие произойдет...»
Раввин Кахане предложил провести в Израиле референдум, на котором евреям предлагалось ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Убрать ли из страны всех арабов, которые не готовы признать, что Эрец-Исраэль принадлежит только еврейскому народу, а неевреи могут иметь все права, кроме права на гражданство и на   участие в парламентских выборах?
2. Включить ли все территории Эрец-Исраэль, находящиеся  в наших руках сегодня (Иудея, Самария, Газа), в состав государства Израиль и предоставить ли каждому желающему еврею свободу их заселения?
3. Вернуть ли движению КАХ демократическое право участвовать в будущих выборах в Кнесет?
4. Построить ли новую систему образования, которая даст нашим детям настоящее еврейское воспитание, основанное на еврейских ценностях, национальной гордости и традиции?
5. Создать ли новое правительственное ведомство государственного телевидения и радиовещания, в котором будут работать люди с национальными еврейскими взглядами?
6. Нужно ли распустить Кнесет через три недели после этого голосования и провести через месяц новые выборы?
7. Ограничить ли участие в выборах в Кнесет списками, согласными выполнить эту программу, уважив, таким образом, волю народа? Эти списки создадут чрезвычайное правительство сроком на пять лет, во время которых не будут проводиться выборы, и задачей его станет проведение этой программы в жизнь [13].
В Израиле прошел ряд демонстраций с требованием проведения референдума. В 1990 году в США вышла в свет на английском языке книга р. Кахане «Израиль: революция или референдум?». В ней он доказывал, что у правительства, которое не может или не хочет обеспечить безопасность своему народу, нет права на существование.

Выступление  р. Кахане на митинге
 
После отстранения движения от участия в выборах р. Меир Кахане уделял много времени йешиве «Еврейская идея», интенсивно работая при этом над фундаментальным трудом о еврейском мировоззрении. Эта работа вышла в свет уже после его гибели под названием «Свет идеи».

УБИЙСТВО Р. КАХАНЕ

После праздника Сукот р. Кахане поехал в Америку. Его целью было создание ZEERO – «Организации экстренной репатриации», – члены которой должны были убеждать евреев США как можно скорее переселиться в Израиль, прежде чем, с ними, не дай Бог, не произойдет непоправимое. Тем самым он пытался осуществить идею, которую вынашивал еще со времен создания Лиги защиты евреев.
Одно из последних выступлений р.Кахане
 
18 хешвана 5751 г. (5.11.90) р. Кахане выступал перед американскими евреями в холле нью-йоркской гостиницы «Мэрриот». Среди прочего он сказал:
«Цель ZEERO – это цель КАХа. Что такое КАХ? По сути, мы идеологическое движение. Конечно, мы участвуем в политике, баллоти­руемся в Кнесет. Но на самом деле парламент для нас – лишь средство для реализации наших идей, инструмент, который поможет осуществить наш идеал. Ту же роль призвана сыграть и ZEERO. У ZEERO не будет бюджета и, стало быть, возможности финансировать репатриацию. Но оно предложит людям идею. Всю свою жизнь я разрабатывал идеи, которые в конце концов были взяты на вооружение другими людьми и осуществились. И сегодня в этом – моя цель.
Ныне евреи объединяются для самозащиты во всем мире. Патрулирование кварталов совершается повсеместно. Но если вы были здесь в шестьдесят восьмом году, когда я выдвинул революционный по тем временам лозунг о необходимости защищать евреев, противопоставив силе силу, вы должны помнить, что я тогда подвергся злобным нападкам. Но идея, в конце концов, победила.
Конечно же, я счастлив видеть сегодня евреев России свободными. Это прекрасно. Я видел большое объявление организации “Объединен­ный еврейский призыв”: “Нам удалось!”. Но все это стало возможным потому, что мы подняли эту тему, когда никто не хотел даже слышать об этом. Нас подвергали нападкам, но мы не шли на уступки. Мы никогда не капитулировали и не отступали. Еврейский истеблишмент передавал тогда имена людей Лиги защиты евреев ФБР, но и это меня не остановило.
Если сегодня понятие “трансфер” вполне политкорректно… то только потому, что с семьдесят первого года, когда я впервые произнес его, я не переставал говорить об этом. Левых и правых объединяло одно – ненависть ко мне. Но когда ты продолжаешь твердить одно и то же, слово правды постепенно все глубже проникает в сознание людей…
Сегодня движение КАХ победило. Идея победила. Сейчас мы надеемся, что ее осуществят…
Сейчас мы обязаны говорить об экстренной репатриации, и я знаю, что люди будут злиться и протестовать, потому что они не хотят об этом слышать. Помню, как-то, выступая на Лонг-Айленде, я говорил о том, что и в Америке может произойти Катастрофа. Вдруг кто-то вскочил и закричал: “Это неправда, ты лжец!” У кричавшего был идишский акцент. Я догадался, что он, видимо, пережил Катастрофу. Мне было ясно, что он имеет в виду: “Я прошел через это. Не говорите мне, что это может случиться. Здесь я не хочу об этом слушать”. Если сообщают о несчастье – стреляют в горевестника. Если ты в самом деле любишь еврея, скажи ему правду – она доставит ему боль, но спасет его».
Этим выступлением р. Кахане как бы подвел итог своей жизни и идеологии.
После выступления р. Меир Кахане беседовал с группой евреев. Внезапно прозвучали выстрелы, и он упал, обливаясь кровью. Убийца, гражданин Египта по имени Эль-Саид Носаир, пытался скрыться, был ранен и пойман. Несмотря на то, что он был задержан на месте преступления, суд присяжных оправдал его. В 1995 году его судили за причастность к группе исламских фундаменталистов, совершившей теракт во Всемирном торговом центре в 1993 году. Он был приговорен к пожизненному заключению.
Раввин Кахане был похоронен на кладбище Ѓар ѓа-Менухот в Иерусалиме. В его похоронах участвовали от ста пятидесяти до двухсот тысяч человек.
  После гибели р. Меира Кахане, стараниями его семьи и соратников, вышли в свет его фундаментальный труд «Свет идеи» (1992), четыре тома его комментариев к различным книгам Танаха под названием «Комментарий Маккаби» (1993-1996), сборники статей на английском «О евреях и иудаизме» (1993) и на иврите под названием «Служитель Всевышнего и пророк» (2000), а также несколько брошюр с текстами его лекций, прочитанных в йешиве. В 2002 году вышла в переводе на иврит «История Лиги защиты евреев».

От составителя (2011 г.)

За годы, прошедшие после выхода в свет книги «Если любишь еврея – скажи ему правду», были изданы несколько книг р. Меира Кахане на разных языках. Так, в 2004 году вышли в свет на русском языке: сборник переводов статей р. Меира Кахане и его сына р. Биньямина-Зеэва Кахане под названием «Еврейская идея» и книга «Месть», представляющая собой перевод главы из книги «Свет идеи». На иврите в том же году были изданы второй том книги «Служитель Всевышнего и пророк» и сборник лекций и выступлений р. Кахане под названием «Лидер и провидец». В 2005 году вышел сокращенный перевод на иврит книги «Израиль: революция или референдум?»
В 2008 году вышел в свет на английском языке первый том подробнейшей биографии рава Кахане, написанной его вдовой Либи Кахане, под названием: «Рав Меир Кахане: его жизнь и учение». В этом томе описываются события из жизни рава Меира Кахане с 1932 по 1975 год. В 2010 году книга вышла в переводе на иврит.

--------------------------------

[1] Йешива-Университет – высшее учебное заведение в Нью-Йорке, в котором  изучение Торы сочетается с получением высшего образования.

[2]Советский Союз и США были заинтересованы в улучшении отношений, а действия Лиги защиты евреев мешали этому и вынуждали СССР идти на уступки в вопросе выезда советских евреев.

[3] Данные этого раздела приводятся по книге р. Кахане «История Лиги защиты евреев». 

[4] Статья А. Папо «От отстранения КАХ до убийства Меира Кахане». Журнал на иврите «Натив», № 1 (18), 1991.

[5] Из предвыборного объявления Лиги, газета «Маарив» (26.9.73).

[6] Из интервью р. Кахане газете «Исраэль шелану» (9.9.1988). О встрече р. Меира Кахане с Бреннером можно прочесть в бюллетене «Еврейская идея», № 41.

[7] Из интервью р. Кахане газете «Едиот ахронот»  (21.1.1983).

[8] Из интервью р. Кахане журналу «Алеф» (апрель 1984).

[9] Письмо было впервые опубликовано на русском языке в журнале «Круг» (№ 555, 7-13.3.1988).

[10] При описании событий в Гиватаиме и во время съезда движения КАХ использо­вались статьи  А. Эскина в журнале «Алеф» (№№93, 113).

[11] Статья А. Папо (см. выше).

[12] Из интервью р. Кахане газете «Эрев шабат» (21.10.1988).

[13] Вопросы, которые предлагались для референдума, приводятся по брошюре на иврите «Референдум – единственная надежда».



  • р. Меир КАХАНЕ ЕВРЕЙСКАЯ ИДЕЯ статьи,выступления,интервью
  • Меир Кахане Статьи
  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий