вторник, 26 октября 2021 г.

"Не время умирать". Из записок на коленке

 

"Не время умирать". Из записок на коленке

Опубликовано: 26 октября 2021 г.
Рубрики:

Осенью по утрам воздух пахнет совсем иначе, чем летом. Солнце уже не обжигает, а лишь изредка слегка целует щеки. А сизые облака все чаще скрывают его. Дождливые вечера навевают меланхолию. Осень напоминает кошку, которая не спеша входит в дом. Шаги у нее тихие, походка изящная, взгляд уверенный. Она еще не вошла в твою комнату, только на пороге, но ты уже ощущаешь ее присутствие. Но вот начинают опадать листья, и кошка прыгает тебе на руки. Смотрит на тебя и как бы говорит: настала самая уютная пора года, пора заварить горячий ароматный чай, а следующим вечером отправиться не на берег моря или озера, облачившись в шорты или легкое платьице, а достать из шкафа что-нибудь мягкое, бархатное или пушистое, как сама кошка, и пойти в театр или кино. 

 

7 октября я так и поступила - пошла в кинотеатр Художественный, что на углу Невского и улицы Марата, на отложенную на полтора года премьеру последнего 25-го фильма об Агенте 007 "Не время умирать" (режиссер - Кэри Фукунага). Название звучит символично. Северная столица постепенно возвращается к жизни. Пускай еще не фланирует по главной артерии нашего города многочисленные иностранные туристы и по утрам не отправляется стайка автобусов в соседнюю Финляндию, но уже работают кинотеатры и театры, а на улицу Марата возвратились зазывалы страховых фирм, которые занимаются страхованием для шенгенских виз. Визовый центр Финляндии начал выдавать визы, пока только тем, у которых были двухгодичные "мульти". Но это уже первая ласточка. Не за горами и открытие финской границы для туристов из российского Северо-Запада.

До последнего пятифильмового блока, где главную роль сыграл Дэниел Крейг, я не относилась к числу больших любителей Бондианы. Но серия картин с Крейгом сделали меня горячей поклонницей как самого Джеймса Бонда, так и компании его друзей-коллег и кое-кого из врагов. На мой взгляд, этот блок (ну, может, за исключением последнего фильма) - ода программированию и математическим методам.

Возможно, появись легендарный Агент 007 не в далекие пятидесятые, а ныне, и он не только бы лихо стрелял и бегал, но и писал "на коленке" хитрый программный код и модернизировал на ходу компьютерное обеспечение. Насчет потенциальных математических способностей Бонда сомневаться не приходится. Отсылаю вас к "Казино "Рояль". Припоминаете? Джеймс - виртуоз игры в покер. А чтобы выиграть банк в покере, мало уметь блефовать, надо прекрасно "считать", то есть владеть соответствующими вероятностными и численными методами и уметь их правильно применять посредством устного счета.

Что агент 007 и продемонстрировал. Мой любимый фильм Бондианы - это "007: Координаты «Скайфолл» (Skyfall)". Инересный и вполне логичный сюжет. Прекрасная подборка исполнителей. Между Бондом (Дэниел Крейг) и его антиподом Сильвой (Хавьер Бардем) просто искры летят и молнии сверкают. В меру юмора. К примеру, преследуя Сильву в лондонском метро, Бонд вспрыгивает на подножку уходящего поезда; очевидец - своей спутнице: - Домой торопится... Или: - Читал ваш некролог обо мне. - И как? - Ужасно. - Знала, что вам не понравится.

В меру философии. Напомню. "У моей бабушки был остров. Так себе островок: пешком за час обойдешь. Но все равно, нам он казался раем. Как-то летом мы приехали и увидели, что остров кишит крысами. Они приплыли на рыбацком судне и пристрастились к кокосам. Как же очистить остров от крыс? Бабушка научила нас. Мы закопали в землю бочку с крышкой, привязали кокос как приманку. Вот крысы приходят за кокосом и падают в бочку. Через месяц все крысы в твоей ловушке. Но что же делать дальше? Бросить бочку в океан, сжечь ее? Нет, оставить как есть, тогда они будут голодать и потихонечку начнут есть друг дружку, пока не останутся только двое. Двое выживших. Дальше что? Убить их? Нет, надо взять их и отпустить восвояси. Только они уже не будут есть кокосы. Они крыс будут есть"(Сильва). Или: "Меня пугает то, что мы больше не знаем своих врагов — их не найдёшь на карте мира. Это не страны, а отдельные личности" (Джеймс Бонд). 

 Лейтмотивом же «Скайфолла» смело можно считать следующий короткий диалог двух героев. 

 Q: Всего за один вечер я могу доставить им больше неприятностей, сидя в пижаме перед ноутбуком, чем вы за год оперативной работы.

Джеймс Бонд: Тогда зачем нужен я?

Q: Всё-таки иногда надо и пострелять.

Джеймс Бонд: Ну, или побегать.  

Долгожданная премьера последнего фильма саги о Бонде - это праздник для всех фанатов легендарного Агента 007. По этому поводу позвольте и мне сказать свое слово.

По сюжету Джеймс Бонд, оставивший службу в МИ-6, оказывает услугу своему другу из ЦРУ Феликсу, помогая перехватить транспортировку ученого-вирусолога, организованную Люцифером Сафином (Рами Малек), сыном потомственных отравителей злодейского "Спектра", в какой-то момент ставших неугодными и ликвидированных. Для начала вышеупомянутый ученый уничтожает, по распоряжению Сафина, весь оставшийся после предпоследней серии состав "Спектра" посредством новейшего вируса с целевой генетической ориентаций. Так сказать, проба пера, проверка нового биологического оружия в действии. Но Люцифер этим не собирается ограничиваться, планы у него воистину дьявольские. Бонд с сокомпанией друзей, само собой, их разрушил и в очередной раз спас мир.

Как мне показался фильм? Как говорится, хочешь покритиковать - в начале похвали. Вот и начну с того, что мне понравилось. Традиционно прекрасная "картинка", цвет, звуковой ряд, удачный саундтрек («No Time to Die» - песня Билли Айлиш) .

Понравился Рами Малек в роли злодея. По душе пришлось и то, что фактически мир спасает профессиональная компания друзей-коллег, в стороне от правительства. Милая сердцу деталь - кот Q программиста МИ-6. Небольшое отступление. Если судить по терминам, программисты преимущественно кошатники. Релизам интересной серии операционной системы Mac фирмы Apple даны названия пород сильных кошачьих.

Команда в "операционке" Linux, с помощью которой много чего можно сделать, названа cat. Ну и так далее. И программистский кот из последнего фильма Бондианы весьма дружественно сосуществует с разнообразной компьютерной техникой своего хозяина. Очень понравился подбор одежды героев фильма. К слову, премьера совпала с открытием осенней недели моды в Северной столице SPb Fashion Week, в этот раз - в весьма урезанном формате как в отношении доступности показов, так и спектра дизайнеров - совсем "куцего". Из интересных, пожалуй, был лишь Чапурин. Так что модники получили больше, сходив на премьеру 25-го фильма Бондианы, чем при посещении нынешней модной недели. 

Интересным показалось и ироничное отношение к классическому образу Джеймса Бонда. Его легендарные позывные 007 в МИ-6 получила молодая женщина, да еще и черная. Просто удар ниже пояса. Большеглазая очаровательная "ЦРУ-шница" (Ана де Армас), наряженная в эффектно декольтированное вечернее платье и помогавшая неотразимому сердцееду Джеймсу на Кубе, вообще смотрела на него не как на мужика, а как на старшего опытного коллегу, одобрение которого важно.

Ну а в деле она проявила себя весьма профессионально, как в создании женственного, соблазнительного образа, так и во владении огнестрельным оружием и приемами рукопашного боя (дизайн платья - выше всяких похвал, разрезы и декольте были настолько продуманы, что не мешали и не сковывали движения). Иронична и отсылка к пятидесятым - к истокам, так сказать: аппаратная на злодейской базе, где разрабатывалось и производилось суперсовременное биологическое оружие, оборудована допотопной техникой 50-х годов.

Слезу прошибли кадры с Бондом и смартфоном фирмы Nokia. У меня была такого типа модель, но безвременно погибла 12 сентября. Немного не дотянула свою не слишком длинную жизнь до премьеры. Сейчас такую не купишь. Дело в том, что Nokia пыталась вернуть свои утраченные позиции на рынке, выпустив модель смартфонов, в перспективе - объединив достоинства Samsung и Apple. В том числе и грамотно используя маркетинг (поэтому у Бонда и «нокиевский» смартфон). Но, увы, не сложилось. Попытки эти накрыл губительный для ряда направлений экономической деятельности девятый вал «противоковидных» ограничений. 

Теперь можно перейти уже и к критике. Сразу хочу отметить - в целом я разочарована, ждала большего, да и не одна я.

Сюжет слишком уж "накручен" и местами "хромает". Как бы ни была забавна аппаратная а-ля пятидесятые, но это нелепость. Перебрали и с тем, что главный злодей в начале фильма хочет убить, потом передумывает и спасает нынешнюю подругу Бонда, в конце - похищает ее, вначале сотрудничает со злодейским "Спектром", потом добивает оставшийся в строю его состав и пытается лично подчинить себе весь мир.

Вместо эллегатного и интересного коктейля предыдущих четырех фильмов: компьютерные технологии с математикой плюс "побегать-пострелять" - взболтать, но не смешивать, нам предложили просто какой-то "ерш", или для любителей английской литературы - "рагу по-ирландски" (припоминаете Джерома?). К прежним ингредиентам, сдобренным долей иронии, добавили вирусологию с генетикой, в конце фильма обременили Бонда семьей - неожиданно для него самого. Ну и его образ от этого лишился определенного шарма, стал несколько тяжеловесным.

Так уж вышло, что спасение мира совпало у героя со спасением свежеприобретенной семьи. В конце вроде Бонд погибает (смерть, конечно, не показана), по логике сюжета так должно быть. Ни малейшего сомнения не возникает: без семейных проблем Джеймс не только бы спас мир , но и с легкостью бы спасся сам на радость своим многочисленным фанатам и остальным зрителям.

И замечу: тема семьи в прежнем звучании перестает быть интересной, становится не "модной". Позволю себе привести еще одну отсылку к миру моды. Как-никак премьера пришлась на открытие осенней SPb Fashion Week. Многие семейные бренды, царившие в моде, особенно в итальянской в ХХ веке, теперь стали приходить в упадок. Некоторые марки, чтобы выжить, рекрутируют не очередных отпрысков рода, а дизайнеров и управленцев со стороны.

Например, Миссони. В чем проблема? Есть мнение, что в самой идее семьи, которая долго была продающейся. Причем настолько универсальной, что каждая из стран, поставлявших тренды, смогла обзавестись собственной образцовой версией. Но в настоящее время взят курс на индивидуализацию, и мы говорим про право человека на самоопределение, про то, что он сам решает, кем ему быть и как ему жить.

Сегодня мы признаем, что ничего обаятельного или трогательного в навязывании своих желаний детям нет. Выплывают на свет ранее тщательно скрываемые проявления так называемого стокгольмского синдрома в форме семейного насилия. «Все разочаровались в этой идее идеальной семьи, потому что благодаря психотерапии признали, что ее не существует. Так что она уже не продается», — резюмируют журналисты заодно с представителями модного бизнеса.

Сегодня мы вынуждены признать, что семья может быть источником многих неврозов в жизни человека. А большая семья, где из поколения в поколение передаются должности (или родители вынуждают отпрысков идти по их стопам в альма-матер), и вовсе становится фактором закрепощения. Волей- неволей напрашивается вывод, что зря постановщики обременили легендарного 007 семьей. 

Настала пора сказать "прощай" Дэниелу Крейгу в роли Бонда и "до свиданья" самому Агенту 007. Не сомневаюсь, что сценаристы придумают какой-нибудь хитрый поворот сюжета. Благодаря их перу, точнее, - клавиатуре их компьютеров, Джеймс окажется "живее всех живых". А дальше персонажа ждёт перезапуск и новый актёр. Не время Бонду умирать. 

Закончу статью словами из Бондианы:

- Что ж, у каждого свое хобби. - И какое у тебя? - Воскресать.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий