воскресенье, 3 октября 2021 г.

Мера всех вещей: «Витрувианский человек» да Винчи в деталях

 

Мера всех вещей: «Витрувианский человек» да Винчи в деталях





«Самым известным рисунком в мире» стал не предназначенный для публики набросок, сделанный художником, чтобы разобраться в научном трактате.

 «Витрувианский человек»

«Витрувианский человек» — рисунок из серии графических штудий Леонардо да Винчи на тему пропорций и устройства человеческого тела, созданных на рубеже 1480–1490-х годов. Убежденный, что искусство должно опираться на научное знание, художник увлеченно постигал в этот период анатомию, а также зодчество — ведь он работал на правителя Милана Лодовико Сфорца не только как живописец, но и как инженер и архитектор. Штудировал бестселлер Ренессанса — «Десять книг об архитектуре» римлянина Витрувия, жившего в I веке до н. э.

 Создание этого рисунка приписывают другу Леонардо, архитектору Джакомо Андреа да Феррара

«Витрувианский человек» — иллюстрация к третьей книге этого трактата, в которой перечислены идеальные соотношения частей тела. Считая, что архитектор должен следовать гармонии природы, Витрувий рекомендовал использовать те же пропорции при постройке зданий.

 «Витрувианский человек» художника и архитектора Чезаре Чезариано в издании 1521 года

«Витрувианского человека» в эпоху Ренессанса рисовали и другие, однако изображение, созданное Леонардо, наиболее точно соответствует тексту. На том же листе — выдержки из трактата в вольном пересказе художника, написанные зеркальным почерком. Это, по мнению итальянского историка Доменико Лауренцы, свидетельствует, что Леонардо сделал рисунок для себя, а не ради славы: предназначенную для чужих глаз работу он сопроводил бы более удобными для чтения заметками.

 «Витрувианский человек» инженера Мариано ди Якопо по прозвищу Таккола. Середина XV века

Пятьсот лет спустя исследователь творчества Леонардо Чарлз Николл назвал «Витрувианского человека» «самым известным рисунком в мире».

 Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

1 Почерк. Леонардо нередко делал заметки зеркальным почерком. Николл предположил, что художнику-левше, которого никто не пытался переучить в детстве, было удобнее писать справа налево.

2 Человек. Витрувий считал человеческие пропорции отражением гармонии Вселенной. Леонардо разделял эту точку зрения и называл свои анатомические исследования «космографией микрокосма».

3 Круг. С древних времен эта фигура символизирует универсум и божественное начало.

4 Квадрат. Символ земного начала. Материальный мир, по представлению древних, состоит из четырех стихий, в нем четыре стороны света — столько же сторон у квадрата. Человек, вписанный в круг и квадрат, объединяет в себе земное и небесное.

5 Лицо. Художник еле заметно расчертил его на три равные части, подписав парафразой текста Витрувия: «Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица». Общая длина лица равна длине кисти руки и 1/10 роста человека.

6 Голова и шея. Отмеченное Леонардо расстояние от верхней части груди до макушки должно составлять 1/6 роста.

7 Позы. На рисунке 16 поз, но значимы только две — когда фигура вписана в правильные геометрические фигуры, круг и квадрат, в соответствии с текстом Витрувия: «…если положить человека навзничь с распростертыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку, то при описании окружности линия ее коснется пальцев обеих рук и ног. Точно так же, как из тела может быть получено очертание окружности, из него можно образовать и фигуру квадрата. Если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распростертым рукам, то получится одинаковая ширина и длина».

8 Стопа. Четыре ладони, 1/7 роста, записал Леонардо (по Витрувию — 1/6).

9 Палец. Наименьшая единица измерения на рисунке. «Ширина четырех пальцев равна ширине ладони», — приписал художник. Рост человека, как и длина стороны квадрата, равен 96 пальцам.

10 Ладонь. Рост, или длина стороны квадрата, равен 24 ладоням.

11 Локоть (cubitus). «Шесть ладоней составляют один локоть», «четыре локтя — рост человека», — вслед за Витрувием отметил Леонардо и разделил изображение на четыре части.

12 Рука. Художник добавил от себя, что расстояние от локтя до кончиков пальцев равно 1/5 роста, а от локтя до подмышки — 1/8.

13 Пупок. Центр фигуры, вписанной в круг. Неверно мнение, что горизонтальная линия, проведенная через эту точку, разделила бы квадрат по принципу золотого сечения (когда отношение меньшей части к большей равно отношению большей к целому). Такая линия должна проходить выше, а идея о золотой пропорции заинтересовала Леонардо позже, после того как он в 1494 году подружился с математиком Лукой Пачоли.

 Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

1452 — родился в Винчи, Тоскана; Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и деревенской девушки.
1466–1472 — учился у флорентийского мастера Андреа Верроккьо.
1482–1499 — жил и работал в Милане.
1495–1498 — создал фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
1503 — начал писать «Мону Лизу».
1516 — по приглашению короля Франциска I переехал во Францию.
1519 — умер в замке Кло-Люсе, в котором поселил его король.



Комментариев нет:

Отправить комментарий