четверг, 21 октября 2021 г.

Борис Гулько | Дума о Рабине. Чему учат наших детей?

 

Борис Гулько | Дума о Рабине. Чему учат наших детей?

Маяковский, который по определению Сталина «был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», занимался воспитанием детей. Он рифмовал для них в 1927 году: «Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь – делай ее с товарища Дзержинского». Совет был дельный: страна превращалась в «архипелаг ГУЛАГ», и связанные с этим работники становились востребованными.

Photo copyright: U.S. Embassy Jerusalem, CC BY 2.0

Последние два дня я наблюдал – как воспитывают израильских детей. Окна нашей квартиры выходят во двор светской школы (ещё в Израиле существуют религиозные школы, в которых другие программы). В будние дни я могу, если есть охота, последить, как на большой перемене школьники гоняют мяч.

Но в последние два дня – 17 и 18 октября, в футбол не играли. На школьный двор по очереди выводили классы, на заранее расставленные стулья усаживали торжественно одетых – в белые рубашки и блузки – детей, играла печальная музыка и произносились прочувствованные речи. Потом исполнялся гимн Израиля, этот класс уводили, и приводили следующий. Перед описанным действом был установлен щит с портретом виновника торжества – загадочно убитого 26 лет назад по еврейскому календарю премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. О загадке той смерти я опубликовал эссе: «Секрет, обёрнутый в тайну».

Меня покоробило, что на щите портрет Рабина висел в одиночестве. Нет, я имею в виду не изображение реального архитектора «Осло» Шимона Переса, использовавшего Рабина как подставное лицо. С Пересом сейчас дело плохо. До Израиля докатилось движение #me too. В последние дни две немолодые женщины – одна из них его партийный товарищ Колет Авиталь, вспомнили, что бывший премьер и президент Израиля Перес, ещё при жизни, запускал к ним в кофточки руку. Ныне это не дозволяется, даже годы назад. Перес утратил былую прогрессивность.

Конечно, рядом с портретом Рабина должен висеть портрет его «партнёра по миру», как Рабин называл коллегу по Нобелевской премии мира, создателя современного терроризма, детоубийцу Ясира Арафата. Их имена в истории не разъединить, как не разъединить имена Минина и Пожарского, Сакко и Ванцетти, наконец Бойля – Мариотта. Не согласись тогда Арафат принять от Рабина территорию в Земле Израиля, деньги, оружие, и привести на нашу голову из Туниса своих головорезов – не было бы национального героя Израиля Ицхака Рабина.

Может возникнуть подозрение: у нас просто нет лучшего героя, чтобы решать – «делать жизнь с кого». Посмотрите на другие народы. Вот в конкурсе «Имя Россия» победил Александр Невский, развернувший в 13 веке свою страну не к западу – ему предлагал союз Римский Папа, а на восток, сделавший Русь данницей Золотой Орды. Другой герой России – генералиссимус Суворов, заливший кровью Польшу, подавляя восстание Костюшко, и угробивший в ходе бессмысленного перехода через Альпы большую часть русской армии. Если и есть в истории России великий полководец, так это Лев Троцкий, создавший из ничего Красную армию и победивший в Гражданской войне с этой своей поделкой лучших российских генералов. Но ведь Троцкого «Именем России» не сделаешь!

У нас не так, у нас реальных героев хватает. Мы живём на бульваре Герцля, недалеко от его мемориального парка. Этот человек Теодор Герцль, венский журналист, в одиночку перевернул мир. Он, объезжая страны, встречался с королями и президентами и сумел их убедить в необходимости создания еврейского государства; Герцль организовал Всемирный сионистский конгресс.

В том же мемориальном парке, недалеко от Герцля, захоронен Владимир (Зеев) Жаботинский – выдающийся публицист, писатель, поэт, один из самых глубоких и блистательных умов ХХ века, бесстрашный и мудрый политик, создатель ревизионистского сионизма. В лесу на склоне горы, на вершине которой расположен мемориальный парк, растёт кедр, посаженный Давидом Бен-Гурионом, создателем и первым главой Израиля. Человек замечательной политической интуиции и несгибаемой воли, Бен-Гурион ответственен за принятие ключевых решений в наиболее ответственный и тяжелый период создания Израиля. Несмотря на социалистические убеждения Бен-Гуриона, эти его судьбоносные решения бывали обычно мудры. Так этот формально атеист постановил: «Синагога, в которую я не хожу, должна быть ортодоксальной». Этим он защитил в Израиле иудаизм от его извращений.

Был в жизни Бен-Гуриона день, который он был бы рад вычеркнуть из своей памяти – 22 июня 1948 года (есть даты, как бы привязанные к несчастьям). Это – день приказанного Бен-Гурионом расстрела корабля «Альталена», попытки убийства находившегося на борту его Менахема Бегина, лидера созданного Жаботинским ревизионистского движения. Ещё корабль доставил в Израиль 940 репатриантов, в основном выживших в Холокост, и оружие для войны за независимость.

Не находилось согласного выполнять столь преступный приказ. Вот ответ добровольца из США, командовавшего авиационной эскадрильей Вильяма Лихтмана: «Вы можете забрать ваши сраные приказы и проглотить их! Сволочи! Вы думаете, что я приехал сюда убивать евреев?!»

Провёл операцию по уничтожению Альталены командовавший штабом Пальмаха Ицхак Рабин. Погибло 19 человек: 16 на борту и трое на берегу.

С именем Рабина, начальника генерального штаба израильской армии в 1967 году, связывают невероятную победу Израиля в Шестидневной войне. Сейчас об этом стало сложнее судить: все статьи в интернете о событиях, в которых участвовал Рабин, как то «Альталена», непосредственно «Рабин» и прочие, которые я читал пару лет назад, оказались сильно отредактированными.

В былые времена писалось, что Рабин первые дни кампании выбыл из строя ввиду никотинного отравления, но ходили слухи о нервном срыве. Сейчас не пишется ничего.

* * *

Так почему главным национальным героем Израиля, день смерти которого из года в год торжественно отмечается, оказывается ныне не Герцль или Жаботинский, не Бен-Гурион или Бегин, не Авраам Ставский наконец, который спас из огня Холокоста множество людей и организовал вояж корабля Альталена с тоннами оружия для воевавшего Израиля и сотнями репатриантов… На этом корабле Ставский и был убит огнём Пальмаха… Почему Рабин?

Поделюсь своей версией. Думаю, я видел прямой репортаж момента, когда Рабин вошёл в историю и стал отцом «нового Израиля». На лужайке перед Белым Домом подписывался «Ословский договор». Весел и возбуждён был Билл Клинтон, ещё не знавший, что сволочи из Нобелевского комитета обойдут его с премией. Ещё по привычке не уверен был Арафат, примерявшийся – из какого угла может начаться стрельба? Там и тогда Рабин произнёс роковые слова: «Наш народ устал побеждать».

Быстрый крысиный взгляд на него Арафата: «Так с террором можно не тянуть? Клиент готов?»

Фраза Рабина явилась краткой и ёмкой формулой наступавшего постсионизма. После неё евреи действительно перестали побеждать. Причина тому имеет и мистические – если вы не хотите побед, они не приходят; и психологические корни.

16 столетий евреи жили в диаспоре. Нас обижали безмерно: изгоняли, грабили, насиловали, сотнями сжигали, целыми общинами топили. Мы были слабы. И мы к этому привыкли. Для многих это стало их альтер эго.

С Холокостом наши враги переборщили. Выпестовалось поколение новых евреев, готовых постоять за себя. Эти евреи выиграли войны 1948 и 1967 годов, спасли почти безнадёжную войну 1973 года. Но к началу 90-х годов прорезались и евреи старого образца.

Начиная с выборов 1992 года, приведших к «ословскому» процессу, постсионисты в Израиле стали весьма влиятельными. И влияние их, особенно среди нерелигиозного образованного класса, только растёт. Они культивируют в народе слабость и чувство вины. В книге воспоминаний Рабин, ставший знаменем постсионистов, описал эпизод Войны за независимость, который «долгие годы не давал покоя его совести: насильственное выселение Армией обороны Израиля 50 000 арабских жителей городков Лод и Рамле». Цензура не пропустила тогда этот фрагмент. Перемещение враждебного населения во время боёв – обыденная практика. Основная часть еврейского населения Израиля – беженцы. Сотни тысяч – из арабских стран.

Недавно в новостях промелькнула история о солдате-герое, отстоявшем свой автомат против араба, пытавшегося отнять его. Обычно это арабам удаётся, а тут не удалось. Почему солдат не стрелял в нападавшего? Это ему запрещено.

Недавняя трагедия: на границе с Газой араб застрелил еврейского снайпера Барель Хадария Шмуэли. Тот под страхом трибунала не имел права открывать огонь в своего убийцу. На похоронах мать Бареля произнесла слова, направленные премьер-министру Беннету, лившему крокодиловы слёзы по «герою»: «Мой сын мог стрелять как снайпер, и вы отправили его с нулевой вероятностью застрелить террориста… Вы сидите с председателем ХАМАС в правительстве Израиля. Будь героем, уступи свое место, и чем быстрее, тем лучше».

Кому же Беннет уступит место – он ведь возглавляет правительство постсионистов? Даже к терроризму они относятся примиренчески.

Недавно министр обороны Ганц посетил лидера ООП Абу Мазена и передал тому от щедрости правительства Израиль пол млрд шекелей. 10% бюджета автономии идёт на вспомоществование террористам. Так что 50 млн шекелей евреи отправили для этой цели.

В газетах писали, что обычно Абу Мазен не принимает израильских политиков, а с Ганцем согласился побеседовать. Может быть, это стоило тех денег на террор?

Во время последнего кризиса с ХАМАСом арабы Лода, Яффо и других мест со смешанным населением устроили еврейские погромы. Были жертвы. Полиция, если вмешивалась, то препятствуя евреям защищать себя. У детей наших друзей, живущих в таком месте, в пистолете (евреи в таких местах имеют право владеть оружием) пересчитывали пули: не было ли выстрелов в воздух? Это тоже запрещено – может напугать погромщиков.

После погрома начальник полиции хвастал: «Обошлось без жертв». Но ведь были погибшие и избитые евреи! Оказывается, он имел в виду – среди полицейских.

Так каков «урок Рабина»? Что школьники должны на нём усвоить?

Я бы на таком уроке зачитывал израильским детям потрясающее «Сказание о погроме» классика ивритской поэзии Хаима Нахмана Бялика. В 1904 году Жаботинский замечательно перевёл его на русский. Я думаю – это должная прививка от постсионизма.

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

1 комментарий: