суббота, 14 августа 2021 г.

Рабство чepных на Ближнем Востоке

 

Рабство чepных на Ближнем Востоке

Порабощение чepных африканцев принято называть «первородным грехом Америки» – уникальным разрушительным злом, из которого проистекают все беды Америки. Фактически, американское рабство было мягким по сравнению с гораздо более обширной и жестокой практикой рабства на Ближнем Востоке.

Photo copyright: Le marché aux esclaves de Zanzibar (dessin d’Émile Bayard, Musée de la Compagnie des Indes){{PD-US}}

Поскольку в этом регионе так мало людей с негроидными чертами лица, можно предположить, что черных рабов сюда почти не завозили. Нет ничего более далекого от правды.

Соединенные Штаты отменили ввоз рабов в 1808-м году. До этого в англоязычную Северную Америку были импортированы 361 тыс. африканских рабов. За счет естественного прироста их число в Соединенных Штатах выросло до 1.75 миллиона в 1825-м году и до 4.5 миллиона в 1861-м году. С другой стороны, со времен арабского завоевания Ближнего Востока в седьмом веке примерно 14 миллионов черных рабов были завезены в территорию, которая простирается от Марокко до Ирана.

Первая надежная перепись на Ближнем Востоке была проведена в Египте в 1798-м году. Общая численность населения составила 2 млн. 400 тыс. человек. Когда достоверные данные о населении впервые стали доступны для всего Ближнего Востока, на долю Египта приходилось около четверти населения региона. Таким образом, в 1800-м году население области от Марокко до Ирана, вероятно, составляло около 10 миллионов человек.

Почему же на Ближнем Востоке не преобладают черные и мулаты?

Одной из причин была чрезвычайно высокая смертность рабов. Как отмечается в «Энциклопедии ислама» (второе издание, 1960 г., том I, стр. 36): «Высокая смертность, преследовавшая этих цветных мужчин в Персии, помешала им стать важным элементом населения». Я приведу два примера этого – один из Северной Африки, другой из Ирака: «О соляных копях Сахары говорят, что ни один раб не жил там более пяти лет»; и «бригады черных рабов, которые трудились в солончаках Басры [Ирак]… насчитывали несколько десятков тысяч… как нам говорили, их кормили небольшим количеством муки, манной крупы и фиников».

Кроме того, не разрешалось случайное спаривание и не поощрялись браки. Поэтому из 3000 рабынь, освобожденных на Занзибаре в 1860-м году, только у пяти процентов когда-либо были дети. Многие из детей, рожденных рабынями, были убиты. В 1856-м году Anti-Slave Reporter заметил, что в Константинополе убийство младенцев черных рабынь практикуется «как само собой разумеющееся и без малейшего сожаления». В результате в Константинополе «для турецких джентльменов было обычным делом иметь множество [черных] наложниц, [но] мулаты были редкостью».

Что касается рабов, многие кастрировались. Кастрация была смертельной для подавляющего большинства рабов, которые ей подвергалась, особенно для черных. Белых евнухов производили путем простого отрезания яичек, а черных подвергали «самой радикальной форме кастрации… на уровне живота… основываясь на предположении, что у черных неуправляемый сексуальный аппетит»; «Каждый [черный] евнух представлял как минимум 200 убитых суданцев»; а в начале десятого века только у халифа Багдада было 7000 черных евнухов.

Примерно пять процентов предков по материнской линии арабов Ближнего Востока – африканцы (как определено по митохондриальной ДНК), но африканцев почти нет среди их предков по отцовской линии (как определено по Y-хромосомам). То есть некоторые из потомков спаривания между арабскими мужчинами и черными рабынями выжили, но почти не осталось потомков черных рабов.

Это пренебрежение к жизни черных рабов отражало их низкую ценность. В арабских и персидских армиях в коннице были белые рабы – турки, славяне, берберы, курды; черные рабы иногда использовались как пехотинцы, но чаще выполняли черную работу, а не участвовали в боевых действиях. Казармы и другое жилье разделялись по расовому признаку, и белые солдаты иногда убивали черных за неуважительное поведение. Среди домашних рабынь черные выполняли черную работу, в то время как белые, как правило, были личными помощницами своих владельцев. Белые рабыни стоили в 3-10 раз дороже, чем абиссинские женщины с коричневой кожей; стоимость черных рабынь составляла от половины до одной трети стоимости коричневых рабынь. В 1825-м году один британский путешественник в Египте писал: «Здесь модно… рассматривать негров как последнее звено между обезьянами и человеком разумным». Фактически, «и по сей день в Северной Африке мужчина с негроидными чертами лица, даже с самым высоким социальным статусом, иногда описывается как ould khadem, «сын рабыни»; и «в Аравии даже такое племя изгоев, как Hutaym, презирает смешанные браки».

Ближневосточное рабство было ужасно не только из-за своей жестокости, но и потому, что оно сохранялось так долго. Журналист Джон Лаффин описал аукцион рабов, который он посетил в 1956-м году в Джибути, и на который арабские работорговцы приводили черных пленников. Дилеры из Аравии покупали их для невольничьих рынков Джедды и Медины.

Мужчин, женщин и детей вывели со склада и выставили на помосте… Торговец толкал раба палкой в ​​челюсть, и мужчина открывал рот, чтобы показать зубы. Еще один жест палкой, и он напрягал мышцы. Молодых женщин заставляли обнажать грудь и ягодицы. Возник спор о девственности высокой молодой черной женщины, и во время часового спора она была вынуждена сесть на корточки, пока один из самых известных покупателей инспектировал ее с помощью пальцев. Она была напугана; в пятидесяти ярдах было видно, как она дрожала. Детей иногда продавали партиями… Они крепко держались друг за друга и оглядывались, словно в поисках помощи. Мальчикам лет десяти или двенадцати обследовали анусы; покупатели-гомосексуалисты беспокоились о болезнях… Пока я присутствовал, вероятно, 200 рабов перешли из рук в руки.

Черных рабов продолжали ввозить на Аравийский полуостров в 70-е годы, поскольку до этого времени рабство оставалось законным в султанатах Маскат и Оман.

В некоторых странах все еще есть рабы, в первую очередь в Мавритании, которая не отменяла рабство до 1981-го года и признала его преступлением только в 2007-м году. И все же почему-то говорят, что именно Соединенные Штаты навсегда опорочены практикой, закончившейся полтора века назад.

Игорь Питерский

Мой перевод из Black Slavery in the Middle East. Список использованной литературы см. в оригинале.

На картинке – арабские покупатели на занзибарском невольничьем рынке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий