Неведома зверушка
Адские создания много тысячелетий с опаской воспринимаются в общественной среде, независимо от уровня ее цивилизованности. Закрепленные в фольклоре и духовной литературе, они стали не только страшилками, но и персонажами для творческого осмысления, поводами для философских раздумий, источниками нетерпимости и суеверий.
Сказка – ложь?
Рождались необычные существа во все времена. В наши дни в том числе. Речь не только о Чернобыльском зоне, где, говорят, зафиксированы уникальные мутанты.
В ноябре 2003 года в селе Сокулук Чуйской области Кыргызстана родился цыпленок о трех лапках. В августе 2010 года в Национальном заповеднике Кении Масай Мара было сфотографировано неизвестное науке животное, больше похожее на собаку, чем на антилопу. В августе 2015 года в Шарлыкском районе под Оренбургом у свиньи родились 11 детенышей, которых трудно было назвать поросятами: кто-то без глаз, кто-то без конечностей, кто-то с лапками наподобие лягушачьих.
В апреле 2016 года на одной из ферм в Малайзии явился на свет необычный козленок – с туловищем, покрытым шерстью, и человеческим лицом. Спасти новорожденного питомца не удалось, хотя владелец фермы Ибрахим Басир вызвал ветеринаров сразу после появления на свет диковинного зверька. Но медики, которые рассказали, что конечности напоминали не копытца, а ножки младенца, не смогли помочь, козленок умер.
Ну, ситуация на скотных дворах в целом понятна. Но ведь и люди стараются не отстать.
У нас с детских лет на слуху содержание фейк, созданный зондеркомандой завистниц, включая бабу Бабариху, и отправленный через гонца царю Салтану прямо на поле боя:
«Родила царица в ночь / Не то сына, не то дочь; / Не мышонка, не лягушку, / А неведому зверюшку».
Гонец, как известно, пересказал правителю все, что было велено. Подменив цареву грамоту своей версией, неудавшиеся невесты обрекли на скитания по волнам молодую маму с крепеньким сынком Гвидоном, который и был, по версии злопыхательниц, неведомой зверушкой.
Отчего же царь Салтан сходу поверил в ложь? Потому что и он, и создатель «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкин были знакомы с феноменом необычных существ.
Время от времени общество сотрясают слухи от повивальных бабок и от медицинских светил о том, какие причудливые создания они принимали на свет. По этой причине неведома зверушка, которая плоть от плоти человечья, – не совсем уж небылица.
Однажды 210 лет назад
Зимним 1806 года пятничным вечером, аккурат за считанные минуты до Шабата, богемскую деревню Tuschka, которую населяли в основном евреи, оглушил переполох. О том, что случилось, можно было не спрашивать. Женские охи с короткими перерывами в одном из домов недвусмысленно намекали на предродовые схватки. В дом поспешили соседки – кто с тазиком, кто с простынями. В прихожей молодой раввин Пинхас, срочно покинувший синагогу, утешал родственников: дескать, все будет хорошо, да и как может быть иначе, если ребенок появится на свет в Шабат…
Вдруг вопли роженицы были перекрыты женским ревом. Раввин Пинхас ринулся в комнату. Его волосы мгновенно стали седыми: «Храбрость моя растаяла. Я оказался в плену ужаса и страха».
В ногах роженицы сидел пронзительно алый монстр с единственным глазом посреди лба, невероятно огромного для младенца размера.
Усмешка блуждала по его губам, которые причмокивали в том месте, где полагалось быть носу. Монстр молчал, казалось, осознавая: само его появление – невероятное событие и для собравшихся, и для его матери, которая, едва увидев свое чадо, упала без чувств.
Пребывая в сильнейшем волнении и недоумении, раввин Пинхас тотчас же решил направить письмо известному в Праге раввину Елеазару Флекельсу. Эмоциальный и полный ужасных подробностей отчет завершался вопросом, должно ли быть убито зловещее существо.
С момента отправки письма прошло несколько дней, в течение которых мать монстра боялась не то что брать на руки младенца, но даже находиться в одной комнате с ним. Ответ раввина Флекельса был не менее ужасен, чем факт появления адского создания: каждое существо, рожденное от человеческой плоти, имеет право на жизнь, несмотря на свое уродство, утверждалось в письме из Праги.
Никаких иных подробностей о событии в деревне Tuschka хроники не сохранили. Неизвестно многое: какого пола был монстр, остался ли жив, любили ли его родители, кем он вырос…
Доподлинно известно только то, что упоминание о его появлении на свет вполне вписывалось в перечень внезапных появлений монстров, который бытовал в еврейском фольклоре на протяжение многих веков. В конце концов, отчего в богемской деревне не могло произойти нечто из ряда вон выходящее, если в располагавшейся неподалеку Праге возможно было, по легенде, создание в стенах синагоги глиняного великана Голема, рукотворного детища каббалистов?..
Монстры повсюду
В средние века и в новейшие времена категория «монстр» включала в себя широкий спектр необъяснимых явлений, включая детей с головами собак и других животных.
Эти создания, про которые трудно даже условно говорить, как о награде небес, стали персонажами интерпретаций не только иудеев Европы, но и всех без исключения жителей Старого Света, дополняя ряд подобных персоналий, упоминаемых в мифах древней Греции и Рима.
Монстры вошли в произведения писателей, художников, композиторов, а в новейшие времена – кинематографистов и создателей видеоигр. Рожденные женщиной неведомы зверушки служили в качестве проекционной поверхности, на которой скрещивались богословские, политические и культурные взгляды. Но, прежде всего, они были психологическим поплавком, поскольку давали выход невысказанным страхам и тайным желаниям.
Понятие «монстр» соединило различные эпохи и религии, географические области и уровень художественных представлений.
Любимцы ночи
Мир населили многие из адских созданий из еврейского фольклора и из галахической литературы – иудейских письменных источников, которые регламентировали религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев.
Слушатель и читатель встретился с легионами оборотней, поедающих детей ведьмами и другими существами из преисподней. Обитатели тьмы, они действовали в основном в темное время суток. С этим обстоятельством, кстати, могло быть связано и сказание о монстре из Tuschka – ведь он появился на свет при первых звездах пятницы – в ходе Эрев Шабата (вечерней субботы).
Монстры вообще – одна категория в иудейском бестиарии. Большая их часть, – команда кровососущих дам, ведомых знаменитой Лилит, первой отвергнутой женой Адама, – представляет угрозу для интимной сферы, процессов зачатия и деторождения.
От них иудеи придумали защиту. Один ее образец – Kimpetzetl, охранный лист роженицы от злых духов. В центре – изображение Адама и Евы в раю и надпись: «Адам и Ева – прочь Лилит! Саной и Сансаной и Самнаглоф ангелы – истреби Сатану». Перед вами – гравюра Аврахама бар Я‘акова (конец XVII в., Амстердам). Обратите внимание: в нижней части охранного листа – текст 121- го псалма с ключевыми словами «Господь охранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою» (Теиллим121,7-8). (См. тут)
Но это как бы независимая ветвь бестриария. А вот порожденные женщиной монстры – особая ветвь. Отчего дщерь человеческая производит на свет кошмар во плоти?
Жестоковыйные иудеи требовали от своих учителей внятного объяснения таким явлениям. И оно появлялось многократно на протяжении разных эпох.
Сиамские близнецы
Знаменитый на стыке XII–XIII веков основоположник направления «хасидей ашкеназ» (еврейского мистического движения в средневековой Германии) Иехуда хе-Хасид сочинил ряд запретов, которые, к слову сказать, и поныне соблюдаются, – кстати, не только иудеями, – при этом формально считаясь признаками суеверия. К примеру, нельзя возвращаться домой, если человек, выходя из дома, что-то забыл дома. Другое устоявшееся правило: ребенка нужно начинать кормить левой грудью.
Иехуда хе-Хасид известен тем, что разработал различные методы в борьбе с адскими сущностями. В том числе, как хоронить необычные существа.
Его указаниями руководствовался раввин Венеции три столетия спустя, когда в тамошнем гетто у еврейских супругов родились сиамские близнецы. Они прожили считанные часы, после чего, идя на поводу патологических воззрений горожан, власти Венеции распорядились публично выставить заспиртованные тела близнецов. Однако раввин резко воспротивился и потребовал немедленного захоронения несчастных детей, ссылаясь на труды Иехуды хе-Хасида. Требование иудеев, составлявших этнографическое меньшинство, было выполнено оттого, что в Венеции упорядоченное жесткое правление парадоксально сочеталось с соблюдением личной свободы. Второй, не менее важной причиной была возросшая роль еврейской городской общины на фоне замедления экономической активности Венеции из-за сокращения ее внешней торговли.
И не всегда ситуации были чисто практические, но и поучительные.
Как гласит притча, сам царь демонов Асмодей однажды привел к царю Соломону человека о двух головах. Соломон был озадачен: что ответить пришельцу на вопрос, какую часть ему, одному из семи сыновей, наследовать после кончины отца? Ведь он и вправду оказывался необычным наследником. Он считал себя при наличии двух голов достойным двойной доли. Известно, что Соломон предпринял испытание. Если у этого человека одна его голова воспринимает и чувствует то, что происходит с другой его головой, он должен быть сочтен за одного человека; если нет, то, следовательно, это – два отдельных человека. Он окатил одну из голов кипятком, но завопили от боли обе. По этой причине Соломон вынес вердикт: двуголовый должен получить одну долю наследства.
Демонизация и ее последствия
Отчего появляются двуголовые и другие дети с иными врожденными аномалиями – пятнистые, сплошь волосатые, некие гибриды человека и животного?
В средневековых хрониках описаны некоторые чудища-порождения от женщины и нечистого духа. К примеру, великан из Бразилии с кожей, как на ящерице. Якобы зафиксированные в Швейцарии и других странах Европы случаи рождения женщинами льва, кота, собаки, змеи. Или, к примеру, создания с получеловеческим-полуживотным обличьем из саксонского леса или из пещер Скандинавии – по этим мотивам создаются персонажи мульсериалов или замечательные образы кукол, одна из которых находится в моем домашнем фотоархиве. Это – лесной дух родом из шведского фольклора и именуемый тролль, яркой особенностью которого является непомерно крупный нос.
Традиция склонна приписывать тем женщинам, которые производили на свет подобных нелюдей, особые свойства. Например, считалось, что эти дети – прямой результат «нечистых фантазий» матерей. Таким образом, получалось, что женственность и уродство драматическим образом связаны между собой: демонизация – следствие причин интимного характера. Если проще, нечистое притягивает нечистое.
Иные считали, что разгадка – в двойственной природе женщины. Неслучайно Лепо де Вега восклицал: «О, женщина, услада из услад и злейшее из порождений ада».
Так жителям Германии исподволь навязывался антисемитизм, который получал широкое распространение, подчеркивает профессор иудаики франкфурского университета имени Гете Ребекка Восс. Формировался образ демонического еврея с его рыжей шевелюрой и бородой, красноватым цветом лица – отражением адского пламени. Образ с именем Красный Иудей запечатлен в печатных изданиях и используется по сей день. Поэтому рождение монстров и прочей адской нечисти от такого папаши воспринимался антисемитами как торжество высшей справедливости.
К слову сказать, согласно древним магическим рецептам, чтобы сделать основу Голема – человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка – нужно было использовать красную глину. Ту самую, которую, по легенде, использовал Всевышний при творении первого человека, что запечатлено в имени Адам (красная земля).
Обновленный вариант Голема был однажды увиден мной в Гааге, на одной центральных аллей, рядом с городской барахолкой, где немало интересного. Соседство примечательное: старинные образцы посуды, полотна авторов прошлого века – и штучное изделие на аллее, по традиции предоставляемой современным художникам и скульпторам из разных уголков мира.
Этот Голем на десятилетнего ребенка не тянет, а, учитывая его трехметровый рост, скорее, на филистимлянина Голиафа, неудачливого противника юноши Давида. Но, поскольку создан этот монстр и впрямь из глины, соломы и камней, которые торчат так, будто только что атакованы плоскими камнями из давидовой пращи, впечатление жутковатое.
Ну а чего вы ожидали? Рассказ-то у нас о монстрах…
Комментариев нет:
Отправить комментарий