Алкогений: Василий Шукшин | ||
Категория: Очерки. Истории. Воспоминания 25 июля 1921 года родился Василий Шукшин, выдающийся писатель, режиссер и киноактер, в каждой из этих ипостасей заслуживающий определения «самый русский». Между тем его жизнь была метанием между беспробудным деревенским пьянством и жизнью столичного богемного персонажа. Выдающийся русский писатель, режиссер и киноактер Василий Макарович Шукшин (1929—1974) писал рассказы и повести и снимал кино про русскую деревню. Его жизнь была метанием между корнями, уходящими в беспробудное деревенское пьянство, и реальностью жизни столичного богемного персонажа. Даже в алкогольных предпочтениях его героев есть это размежевание. Положительные герои его прозы всегда пьют медовуху, самогон и водку, а герои-снобы, «жентльмены» — шампанское, коньяк и виски. Водка по Шукшину — праздник и радость жизни, коньяк же (его пьют черти из повести «До третьих петухов») подчиняет человека темным силам. Будущий создатель «Калины красной» родился в селе Сростки Алтайского края. Служа на флоте, Шукшин прочел «Мартина Идена» и, вдохновившись его странствиями, рванул в Москву. Решив поступать во ВГИК, Шукшин появился перед приемной комиссией в тельняшке, бушлате, кирзовых сапогах, амбарная тетрадь с рассказами в рюкзаке. Несмотря на то что еще во ВГИКе Шукшин начал активно сниматься в кино, столичная жизнь давалась ему трудно: «Сплю с зажатыми кулаками, могу треснуть от напряжения…» Напряжение снималось традиционно — водкой. Шукшин собрал вокруг себя большую дринк-бригаду. Режиссер Александр Митта: «Ставили бутылку водки, большую миску картошки. Появлялись Шукшин, Гена Шпаликов, Высоцкий». Большинство из компании впоследствии умерли, не дожив до 50 лет. На личном фронте у Шукшина было тоже неспокойно. У него было три жены, причем со второй и третьей он имел привычку жить попеременно — так продолжалось несколько лет. Пьянство спасало и тут: натыкаясь на мужа, лежавшего около дома, Лидия Федосеева тащила его на себе в квартиру. Во хмелю бывший моряк был буен и ревнив, бил жену и даже кидал в нее топором, но, к счастью, промахивался. За пару лет до смерти Макарыч завязал, отчего, как говорят, и умер. Лишенный привычного допинга, он стал надрываться на работе, и сердце не выдержало. Умер Шукшин на съемках эпопеи «Они сражались за Родину», прямо перед своим последним эпизодом. В тот вечер он, Бурков и Никулин сидели в гримерной, и Шукшин на пачке сигарет нарисовал картинку: небо, дождь, похороны. Под утро Бурков нашел друга мертвым. Заключение врачей гласило: «Сердечная недостаточность». Еще говорили об интоксикации — кофейной или табачной, но не алкогольной. Бросил пить — бросил жить. Гений против употребления1954 1956—1959 1960—1963 1963—1964 1964—1965
1967—1968 1969—1974 1974 Собутыльники
Сергей НиконенкоДруг и собутыльник Шукшина. Недавно снял фильм «А поутру они проснулись…» по его рассказам, где герои фильма утром просыпаются в вытрезвителе и каждый вспоминает, как именно он туда попал. Василий БеловБудучи в Вологде, Шукшин повел писателя Белова на свой фильм «Странные люди». А кассирша им и говорит: «Ой, мужики, не ходите, погана картина, пропейте деньги». Шукшин дал Белову затрещину и тут же уехал в Москву.
Андрей КончаловскийКоллега Шукшина, часто бывавший с ним в командировках. «Когда Вася выезжал за границу, он со второго дня начинал пить и сидел все время в автобусе. Смотрел с ненавистью на Флоренцию, Венецию и страшно хотел домой». Ася Датнова Точно, в 1968 г., на третий курс ВГИКа, пришел к нам, десятерым оболтусам, Василий Макарович Шукшин и прочитал свой сценарий: "Я пришёл дам вам волю". ( Кстати, считаю Шукшина - одним из последних, значимых имен в русской словесности, наряду с Нагибиным, Вампиловым, Трифоновым, Твардовским). Читка произвела огромное впечатление, но помню, что осмелился спросить, почему ВОЛЮ хотел дать Степан Разин, а не СВОБОДУ. Шукшин усмехнулся, глядя на мой, откровенно семитский облик, и сказал, что Разин был старым, русским искателем правды, а не революционным демократом. Тогда впервые подумал: наверно, не в одном языке мира, кроме русского, нет особого толкования свободы. Я и сейчас думаю, что русскому человеку нужна воля, а не свобода, потому он, по сей день, легко мирится с тиранией. Русский человек волен в пороках и достоинствах, зачем ему какая-то свобода. Для него Десять Заповедей, Закон Божий - понятие относительное. Он, человек добрейшей души, готов простить грабеж и воровство ("Дубровский") и даже убийство ( "Преступление и наказание") Человек волен - и ему все простительно. Сказанное, вовсе не значит, что еврей, к примеру, не способен на воровство. Еще как способен, но еврею и человеку западной культуры, никогда не придет в голову заняться оправданием воровства или убийства. Для русского человека любовь, страсть, увлеченность способна скрасить всё. Он со всем готов примириться во имя воли чувств, а не только с такой ерундой, как пьянство или обжорство. Он свободен от светских предубеждений. Он счастлив, когда живет вне рабства установок общества и того же Закона Божьего, а потому тот же Разин спокойно бросает в волны наложницу, а Владимир Путин не видит греха в отравлении Навального, ибо месть - тоже страсть и ВОЛЯ. Именно это никак не могут и не хотят усвоить евреи-правозащитники в России. Никак не могут, эти природные рабы установок и Десяти Заповедей понять: есть не только ЗАКОН И СВОБОДА, а есть - ХОЧУ И ВОЛЯ. Вот и я, 53 года тому, не смог понять это, как и не смог понять усмешку Василия Макаровича Шукшина. А. Красильщиков |
Комментариев нет:
Отправить комментарий