Вопрос вовсе не в Израиле
Вспышки антисемитизма угрожают либеральной модели общества.
В дебатах об антисемитизме в Германии и других странах Запада часто говорят, что настоящий антисемитизм там встречается редко. Существует так называемый связанный с Израилем антисемитизм – известная однобокость, особенно часто практикуемая СМИ, привычка обвинять Израиль во всех проблемах региона. Но с враждебным отношением к евреям, выражающимся, например, в маршах толпы перед синагогами или избиении евреев на улице, это, мол, почти никогда не связано. А если подобное и происходит, то наталкивается на сопротивление всего общества. Десять лет назад это описание, возможно, хотя бы отчасти еще соответствовало действительности. Но по сути было неправдой даже тогда.
В феврале 2015 г. трое молодых людей арабского происхождения бросили бутылки с зажигательной смесью в синагогу в Вуппертале. К счастью, им не удалось поджечь здание. В суде они объяснили, что руководствовались не враждой к евреям, а лишь хотели таким образом привлечь внимание к «военному конфликту в секторе Газа». Судья Йорг Штурм в целом согласился с их логикой, решив, что трое преступников не пытались поджечь синагогу «по антисемитским причинам как таковым», и приговорил их к условным срокам. Судью Штурма можно считать автором теории о том, что теракты (или ракетные обстрелы) – это своего рода пресс-релизы, а синагоги в Германии и других странах – форпосты Государства Израиль. Нынче так считает уже не только судья из Вупперталя, но также многие политики, работники СМИ и потребители их продукции.
Тогда перед судом предстали трое молодых людей, которые хотя и выросли в Германии, но, предположительно, получали информацию из арабского спутникового телевидения и c соответствующих интернет-сайтов. В то время деятелям из парламентов и СМИ было легко причислить их в социальном и идеологическом плане к периферии. Но взгляды, как известно, могут перемещаться с периферии в центр общества.
Условия Рольфа Мютцениха
Недавно председатель фракции СДПГ в Бундестаге Рольф Мютцених заявил, что, с одной стороны, угрозы синагогам со стороны арабо-турецкой толпы, подобные тем, что была в Гельзенкирхене, должны быть осуждены и меры безопасности в синагогах должны быть ужесточены. С другой стороны, он хотел бы указать израильскому правительству, «что было бы хорошо, если бы оно, возможно, приняло предложения о прекращении огня».
Тот факт, что Мютцених, как и многие люди с благими намерениями, полагает, что ХАМАС осыпает Израиль предложениями о мире и мир мог бы давно восторжествовать, если бы израильтяне не были такими упрямыми, – это одно. Кроме того, он, как и трое преступников из Вупперталя, вполне искренне считает синагоги в Германии израильскими форпостами. Для него синагоги заслуживают защиты не сами по себе, а с явным «если»: Израиль должен скорректировать свою политику, перестать навязчиво твердить о своем праве на самооборону и наконец принять протянутую руку мира от организации, которая по веским причинам включена США и ЕС в список террористических организаций. Тогда, полагает Мютцених, синагоги в Германии снова станут более безопасными.
Рольф Мютцених хотя и является одним из ведущих функционеров умирающей партии, но ныне он возглавляет парламентскую фракцию правящей партии. Поэтому его нельзя отнести к социальной периферии. В его партии не было громких возражений против подобных высказываний. Журнал Der Spiegel, тоже умирающий, но все еще оказывающий влияние на формирование мнений в определенной среде, назвал выкрики «дерьмовые евреи» перед синагогой в Гельзенкирхене «антиизраильскими лозунгами».
Малкольм Оханве работает на Bayerischer Rundfunk. Он считает, что ракеты, выпущенные ХАМАСом по израильским мирным жителям, являются необходимым средством привлечения внимания, потому что, по его мнению, никто никогда, особенно в германских СМИ, не говорит о страданиях «палестинского народа». А нападения на улицах на евреев или даже просто на людей, которых считают евреями, по его мнению, можно предотвратить, если больше говорить о так называемой «системной дискриминации палестинцев в германских СМИ» – хотя не совсем понятно, имеет ли он в виду, что германские СМИ осуществляют «системную дискриминацию палестинцев», или хочет, чтобы там больше говорили о дискриминации «палестинцев». Но это и не важно: суть в том, что если германские СМИ не ведут себя так, как хочет Оханве, то на улицах Германии происходят антисемитские нападения.
Подобные взгляды гарантируют не только работу на ARD, но и приглашение на ток-шоу к Сандре Майшбергер. Там Оханве смог еще раз рассказать о том, как германские СМИ молчат о страданиях «палестинцев». При этом Оханве, родившийся в 1993 г. в Мюнхене, называет себя «палестинским человеком» и сообщает, что дистанцирование от террора ХАМАСа «дегуманизировало» бы его лично.
Интересно, что в Twitter этот сотрудник Bayerischer Rundfunk добавил: «В противном случае дезинформация и антиизраильские фальшивые новости будут набирать обороты».
Вероятно, такие, например, как то, что RBB – медиакомпания того же объединения ARD – предложила своим зрителям 19 мая. В тот день репортер сообщал об антиизраильской демонстрации в Берлине так, как будто речь шла о Параде любви. Он похвалил «множество молодых женщин, которые внесли много красок в демонстрацию благодаря множеству палестинских флагов, которые они принесли с собой, их костюмам, головным платкам, а некоторые из них также были накрашены. Это создало очень хорошую атмосферу». Он также сообщил своей аудитории, что демонстрация проводится «против военной политики израильтян и против затянувшегося поселенческого конфликта в секторе Газа».
Израиль оставил сектор Газа 12 сентября 2005 г., и с тех пор этот район так же «юденфрай», как и 75 лет назад то место, где ныне находится офис RBB. После ряда запросов компания RBB удалила репортаж из медиатеки и извинилась, объяснив, что он не соответствует ее стандартам. Но откуда у сотрудника ARD взялось представление о том, что в секторе Газа существуют «поселенческие конфликты» и что лозунг ХАМАСА «От реки до моря Палестина будет свободной» направлен против «военной политики израильтян»? Убежденность в том, что ХАМАС ведет справедливую борьбу, а Израиль препятствует миру на Ближнем Востоке – эта навязчивая идея доминирует в общественно-правовых СМИ, в органах СДПГ и в значительной части германской прессы (за исключением газет концерна Axel Springer и некоторых других СМИ, в связи с чем в Сети существует хэштег #SpringerpresseHaltDieFresse). Повествование о праведной борьбе ХАМАСа и «Хезболлы» против еврейского государства обладает такой силой, потому что оно связывает воедино многие вещи в политическом и ментальном плане: правых антисемитов и левыx антиимпериалистoв; немцев с оборонительным комплексом, которые упиваются формулой, что евреи в Израиле ничему не научились после Катастрофы; мусульман с комплексом неполноценности, для которых успех Израиля – это постоянное оскорбление их нарциссизма.
Израиль как «виновная белая нация»
Кроме того, уже много лет в западных университетах и редакциях господствует постколониальная идеология: согласно их схеме, Израиль, каким бы многонациональным он ни был, принадлежит к белой части мира и к числу колониальных держав. Вполне подходящим образом под руководством идеологов BLM и «ученых» типа Ахилле Мбембе происходит переосмысление Катастрофы, которая будет отставлена в сторону как «преступление белых против белых», чтобы уделить больше внимания обвинению белого колониалистского Запада. Повествование о праведной борьбе против Израиля, таким образом, функционирует на Западе как своего рода универсальный политический штекер, который подходит почти везде и с помощью которого можно подключить разрозненные антилиберальные слои общества. Этот нарратив можно использовать всюду – в прокламации Fridays for Future, в политических речах, практически в каждом репортаже ARD и ZDF о Ближнем Востоке и, конечно, в твитах Малкольма Оханве, который жалуется, что таких репортажей слишком мало.
Со временем количество переходит в качество. До сих пор многие в Германии и других западных странах могли убеждать себя в том, что это касается Израиля, сектора Газа и Западного берега. Они могли сказать себе, что нападения на синагогу, подобные тому, что произошло в Вуппертале, случаются редко и являются отголоском так называемого ближневосточного конфликта, но не конфликт в их собственном обществе в Берлине, Мюнхене, Франкфурте, Гельзенкирхене, Вене, Базеле или Нью-Йорке. Тем временем подобная риторика умиротворения может быть нынче поддержана только теми, кто игнорирует реальность.
Нееврей как жертва антисемитизма
Недавно в центре Мюнхена преступник ударил кулаком мужчину и крикнул: «Ты жидовская свинья!» Жертвой стал не еврей, а молодой человек, на голове которого была бейсболка, повернутая козырьком назад. Нападавший, очевидно, принял ее за кипу.
В столичном районе Нойкёльн участник антиизраильской демонстрации бросил петарду в израильского репортера.
В Базеле несколько антиизраильских демонстрантов гнались по переулкам за женщиной, потому что она в качестве одиночного контрдемонстранта держала израильский флаг.
В разгар антисемитской демонстрации в Вене один из ее участников крикнул в сторону контрдемонстрантов под одобрительные возгласы остальных: «Засуньте свой Холокост себе в задницу!»
В Нью-Йорке несколько человек напали на улице на группу произраильских демонстрантов.
В Торонто толпа с флагами Палестины подстрекала к насилию и избила пожилого произраильского демонстранта.
На вопрос одного из пользователей Twitter, который, просмотрев подобное видео, спросил: «Что это за город?», другой ответил: «Берлин 1938 г.» Это, конечно, преувеличение. Но это уже не Торонто, не Берлин, Базель, Вена или Нью-Йорк 1990 г. Под видео из Нью-Йорка один из пользователей Twitter написал: «Нью-Йорк ужe почти два года кaк ужасен для евреев, и спираль раскручивается».
В 2021 г. антисвобода задает тон в очень многих западных редакциях, почти во всех университетах, радикальные антилиберальные движения вроде Fridays for Future и Black Lives Matter срывают там аплодисменты. То, что сейчас происходит на улицах западных стран в отношении евреев, является лишь частью того ледника антипросвещения, который наступает, усиливаясь за счет иммиграции из незападных стран. Любой, кто заявляет об этой очевидной связи, немедленно получает ярлык «расист», используемый, кстати, людьми, которые на одном дыхании заявляют, что «дерьмовые евреи» – это просто антиизраильский лозунг и что евреям на Западе будет лучше, если там будет больше агитации против Израиля.
В то же самое время, пока все это происходит (где, кстати, репортажи Tagesschau, Tagesthemen и Spiegel об охоте в Базеле?), пропагандист из Spiegel Йонас Шайбле устраивает кандидату от ХДС Ханс-Георгу Маассену допрос на тему структурного антисемитизма: «В последующие дни люди склонялись над твитами, текстами и речами Маассена. И довольно многие эксперты пришли к выводу, что Маассен действительно неоднократно распространял антисемитские коды». При этом он не приводит ни этих «кодов», ни имен экспертов, которые считают, что тот, кто использует термин «глобалист», является структурным антисемитом. Если же кто-то в Spiegel не признает, что лозунг «Дерьмовые евреи» является антисемитским, то, возможно, это потому, что он не смог найти эксперта, который бы объяснил ему это.
Это можно объяснить политической программой, самоненавистью, самообманом, когнитивным дефицитом и, в любом случае, когнитивным диссонансом, который стал визитной карточкой Запада. Упомянутый выше комментарий в Twitter «и спираль раскручивается» также подходит для этого.
Любому, кто не страдает искаженным восприятием действительности, пора начать осознавать то, что израильтяне – независимо от того, религиозные они или нет, левые или правые, – знают уже на протяжении десятилетий: никто не может выбрать, в каком противостоянии ему участвовать. Для того чтобы война началась, достаточно, чтобы агрессор захотел ее.
Адвокат и журналист Сейран Атеш относится к числу немногих из тех, кто указывает на то, что по крайней мере в крупных городах модель цивилизованного сосуществования находится сейчас на грани краха. Под ее твитом ей отвечает пользователь с ником «educated muslim», объясняя ей (за несколько дней до суда над сирийским мигрантом, который напал на гей-пару в Дрездене, убив одного и тяжело ранив другого), что в исламе нет ненависти к гомосексуалистам. А в следующем твите он сообщает, что Германию после войны восстановили гастарбайтеры. В обоих убеждениях он может опираться на секундантов в СМИ и политике. Структурно – если использовать это замечательное слово – он звучит как Оханве. Даже тот, кто свято верит в силу аргументов, бессилен против этой фигуры речи.
Врагами для сторонников этого широкого фронта противников свободы являются не только евреи и геи или те, кого таковыми считают, не только либералы или любой другой человек по списку. Термин «социальные изменения» все еще нравится многим на Западе, хотя им следовало бы знать, что открытые общества можно ухудшить даже сравнительно небольшими усилиями. Это, конечно, тоже изменения.
Каждый должен внимательно посмотреть видео из Нью-Йорка, Торонто, Базеля, Вены и Нойкёльна, а затем прикинуть, каким будет климат в этих городах через десять лет, если подобное развитие продолжится. И подумать, где тогда будет его место. Возможно, кому-то придет на ум восклицание Джозефа Конрада «Ужас, ужас, ужас!», только с той разницей, что на этот раз это путешествие по собственному континенту. И речь идет не о чтении, а о реальной жизни.
И неважно, насколько всё будет плохо: редакторы Spiegel и люди типа Оханве из ARD будут считать себя победителями. Еще 30 лет назад одним из риторических упражнений в немецких редакциях было предположение, что Израиль не доживет до 2000-го, потом 2010-го, а затем и 2020 г., если и далее будет продолжать в том же духе, вместо того чтобы наконец осуществить мирные планы редакторов. Сегодня вероятность того, что Государство Израиль переживет и 2048 г., и 2060 г., гораздо выше, чем то, что в это время Западная Европа все еще будет домом для либеральных обществ.
Александер ВЕНДТ, «Еврейская панорама»
Комментариев нет:
Отправить комментарий