среда, 7 июля 2021 г.

Борис Гулько | Дружба народов

 

Борис Гулько | Дружба народов

Народы, историческими судьбами сведённые жить вместе, испытывают от своих различий дискомфорт трёх видов: национальный, религиозный и расовый.

Photo copyright: pixabay.com

Марксизм, оказывающий почти два столетия тяжёлое влияние на духовную жизнь цивилизации, выковал принцип интернационализма. Люди разделены по классам, а не по нациям. Все периодические издания СССР, от детских до специальных, под своим названием неизменно печатали мантру: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Идеалом марксизма является единое государство трудящихся, покрывающее весь земной шар. Недаром зародыш такого государства – СССР, в гербе хранил изображение не карты своей страны, а глобуса, а в гимне представлялся: «Дружбы народов надёжный оплот».

Божий замысел как мы знаем из Торы, был иным. Увидев единение пролетариев при возведении Вавилонской башни, Всевышний решил: «Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Берейшит; 11:7-8). Каждый народ отдельно. Евреям, даровав страну, пригрозил: «Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселились» (Бемидбар 33:55). Что не означало разрешения обижать иноземцев: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Шмот, 22:21). На современном политическом языке это значит: пришельцу защиту закона как гражданину и никаких прав как народу. Судьба современной цивилизации в немалой степени зависит от разрешения противоречия между марксизмом и Библией в понимании отношений народов, интернационализмом и национализмом.

В древности естественным состоянием соседей были войны. Сильные захватывали слабых. Образовывались империи: Ассирия, Вавилон, Персия. Навуходоносор догадался переселять завоёванные народы на новые места: за чужую землю люди восставать не станут. В Вавилоне – прообразе современного Нью-Йорка – происходило перемешивание людей и культур. Но империя его получилась хрупкой – «Колосс на глиняных ногах», как назвал её, трактуя Навуходоносору его сон пророк Даниил. Под натиском персов она рухнула в одну ночь.

Римская империя народы не переселяла, а завоёванных облагала налогами, на которые жила. Позже хиревшая Римская империя – при императоре Каракалле – предоставила гражданство всем её свободным жителям, коренное население скукоживалось демографически, царствующими династиями становились лидеры из завоёванных народов. Сменилась религия, переместился на север центр империи, переменился её характер, и лишь в названии «Священная Римская империя» ещё сохранялось упоминание Рима. Эти метаморфозы напоминают путь нынешнего Европейского Союза. Своё существование «Священная Римская империя» влачила долго, до наполеоновских войн.

К нашему времени империи отжили своё, и даже несшие цивилизацию в свои заморские владения Английская и либеральная к своим частям Австро-Венгерская распались. Неожиданно дольше других держится недораспавшаяся Российская, которую Дидро ещё в 18 веке назвал «Колоссом на глиняных ногах». Имперские войны – с Чечнёй, с Грузией, с Украиной – вспыхивают там поныне.

Народы, историческими судьбами сведённые жить вместе, испытывают от своих различий дискомфорт трёх видов: национальный, религиозный и расовый. Первый – наименее тяжёлый. Европейские народы, живущие в одном государстве, тем не менее, тяготеют к разводам. После «Бархатной революции» благополучно распались на два государства, возможно, наиболее мудрые из них – чехи и словаки. Кое-как уживаются в Бельгии, постоянно улаживая противоречия, Фландрия с Валлонией. Время от времени проводят референдумы об отделении от Англии шотландцы. Иногда тлеющий, иногда разгорающийся сепаратизм терзает Испанию. На референдумах 90% каталонцев голосуют за независимость, 27 октября 2017 года власти автономии в одностороннем порядке провозгласили отделение Каталонии от Испании, но правительство Испании не признало это решение. В стране басков сепаратизм не столь массовый, но порой выливался в терроризм.

Более непримиримый и кровавый характер носит вражда, когда она замешана на религиозных отличиях. «Тридцатилетняя война» между католиками и протестантами полыхала в Европе с 1618 по 1648 год и унесла около трети населения континента. В наше время отголоском ей звучала затяжная борьба протестантов и католиков в Северной Ирландии. Крупные военные конфликты между православными, католиками и мусульманами, этнически мало различными, в конце прошлого века сотрясали разваливавшуюся Югославию. Религиозные противостояния в Западном мире смягчились по мере утраты большой частью его населения религиозности, но возобновились, когда в эти общества влились потоки мусульман.

В США национальные противостояния снимают функционирующий «плавильный котёл» и смешанные браки. Но расовые различия этот механизм не стирает. Пример Барака Обамы показывает, что может только усугублять.

После катастрофы европейской цивилизации из-за нацистского эксперимента в Германии, в либеральном обществе по обе стороны Атлантики постепенно восторжествовала неомарксистская идея стирания всех граней между людьми: национальных, религиозных, расовых, даже половых и сексуальных. Эксперимент на эту тему, поставленный Евросоюзом несмотря на то, что сильно положительных результатов пока не принёс, захватил, начиная с 2008 года, со вселения в Белый дом Обамы, и США.

Полигоном для объединения сил неомарксистов стала их борьба против двух государств со значительным белым меньшинством на юге Африки. В Южной Родезии формального ущемления прав чёрных не было. Экономика там преуспевала, а высокоэффективные белые фермеры, с наёмным трудом чернокожих, кормили весь континент.

Тем не менее две повстанческие армии чернокожих при горячей поддержке «прогрессивного человечества», его бойкотах и санкциях, захватили там власть. Ограбленные белые покинули Зимбабве (новое название страны), и некогда жемчужина Африки превратилась в нищего, живущего на подачки богатых «добродетелей».

Аналогична судьба бывшей страны «первого мира» ЮАР. Политика апартеида разделяла белое и чёрное население республики. Белые и чёрные студенты учились вместе, но браки между ними были запрещены. Разделены были и места проживания. ООН и «прогрессивное человечество» бойкотом и санкциями удушили ЮАР. Власть в стране перешла к чёрному большинству.

После взрыва преступности, по статистке выведшего ЮАР в мировые лидеры по этому показателю, институализированного чёрного расизма, основная часть белых покинула республику.

Лабораторией по изучению методов разрешения в обществе национальных, религиозных и расовых проблем по дизайну являются США. Огромные просторы позволили разнести географически нацменьшинства и религиозные общины. «Плавильный котёл» веками выплавлял из этнического и религиозного многообразия граждан новую нацию.

Но противоречием, не смягчившимся за почти два с половиной столетия существования США, остаётся расовое. В последние десятилетия оно всё сильнее раздирает общество.

20–30 первых африканцев прибыли к американским берегам в 1619 году. Либеральная Нью-Йорк Таймс предлагает считать эту дату реальным началом США. Вскоре после неё в стране был узаконен институт рабства.

Величайшие американские лидеры понимали пагубу расовой проблемы для страны. Джеймс Мэдисон в 1817 году, сразу по завершению своего президентства, возглавил организацию по возвращению в Африку отпускаемых на свободу рабов. Эту линию проводил и сменивший его президентом Джеймс Монро, в честь которого названа столица государства вернувшихся в Африку рабов Либерии Монровия. Планировал, завершив Гражданскую войну 1861–65 годов, вернуть в Африку освобождённых рабов и Авраам Линкольн.

Интересный план решения расовой проблемы предлагала в 30-е годы 20-го века компартия США: выделить 2–3 штата для отдельного проживания чернокожих американцев. Эту же идею советовал американцам во время своего визита Генсек КПСС Горбачёв, за что был заклеймён расистом.

Процесс африканизации США начался с дела чернокожего Родни Кинга. 2 марта 1991 года тот пьяным на высокой скорости пытался оторваться от полиции, поскольку опасался, что пострадает как условно освобождённый за предыдущий грабёж. Арестовывая не подчинявшегося приказам Кинга, полицейские применяли грубую силу. Первый суд их оправдал, а повторный, последовавший за затяжным мятежом, признал последние 19 секунд зафиксированного камерой избиения Кинга неоправданными.

Результатом помянутого мятежа стали гибель 63 человек и ущерб в 1 млрд $. Такие мятежи после коллизий чёрных преступников с полицией стали повторяться всё чаще. После гибели Майкла Брауна 9 августа 2014 года в Фергюсоне протестующие сожгли этот город и застрелили по стране нескольких полицейских. Особо судьбоносным стал арест Джорджа Флойда 25 мая 2020 года в Миннеаполисе. Мятежи, грабежи и поджоги захлестнули центры крупнейших городов США. Они продолжались120 дней, причинили ущерб в 2 млрд, стоили больше 25 смертей и 14 000 арестов. Погромщики победили: в стране установилась культурная революция. Институализировалась индоктринация школьников, студентов, работающих и военнослужащих расистской «Критической расовой теорией» об изначальной греховности белых. Действия полиции ограничили законодательно, обрезали её финансирование. Вследствие этого повсеместно резко возросла преступность.

Как знак победы чёрного расизма, по стране разрушили памятники Колумбу, Линкольну, генералу Гранту, другим историческим персонажам, зато установили несколько скульптур нового символа американизма – бандита Флойда.

В противостоянии интернационализма и национализма в сегодняшнем мире в парадоксальном положении оказались евреи, традиционно самый космополитичный из народов. Уже во времена древних иудейских царств по всей ойкумене возникали еврейские общины. В древнем Риме жили десятки тысяч евреев и функционировали десятки синагог. Оттуда евреи переселялись на германские земли и, вероятно, стали предками ашкеназов.

В средневековой Европе евреи создали международную торговлю, банковское дело, да и сами города. Недаром марксов интернационализм был создан евреем.

Однако в конце 19-го – начале 20-го веков, под влиянием погромов в России и европейского антисемитизма с его яркой манифестацией – делом Дрейфуса, возник и быстро окреп еврейский национализм – сионизм. Его уместность подтвердила всеевропейская резня евреев во время МВ2.

Сейчас, когда европейские народы и американцы отказываются от своих национальной, религиозной и расовой идентичности, народом, противостоящим этой тенденции, оказываются израильские евреи. Здесь, против мирового тренда, быстро растёт доля религиозного населения, а в наступившем космополитичном мире диссонансом звучит признание Кнессетом одним из основных законов страны положения, что Израиль является национальным государством еврейского народа.

Евреи, ютившиеся два тысячелетия бесправными по чужим национальным домам сейчас, восстановив свой дом, оказались изгоями в дружной семье народов без идентичности, готовых доверить свою судьбу безликим международным организациям вроде ООН и ICC. Не удивительно, что те концентрируют всю свою неприязнь на Израиле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий