Сталинские сироты
Борис Гулько
За три четверти
века недолгого существования СССР в нём выросло несколько поколений. Счастливых
среди них не было, а каждое несчастное было несчастливо по-своему. Так с
детьми, родившимися в 30-е годы, советский режим в 1936-38 годы провёл чудовищный
эксперимент, оставив несколько млн их сиротами. Какого было расти в СССР детям
«врагов народа»?
В начале 60-х
годов, школьником, я быстро перерос детские шахматы и включился в соревнования
студенческого общества «Буревестник». Знакомство с коллегами, которые были на
10-15 лет старше меня, обнаружило, что многие из них не застали своих отцов.
Одним из
сильнейших кандидатов в мастера Москвы, хорошим теоретиком, был в ту пору
Серёжа Селивановский. «Отца расстреляли до моего рождения», – поведал он мне.
Н.Я. Мандельштам писала об Алексее Селивановском, недолгое время редакторе
«Литературной газеты»: «Один из самых мягких из РАППовской братии». Серёжа
унаследовал от отца эту мягкость – не самое полезное качество для брутальной
шахматной игры, которую он вскоре оставил.
Заметной
фигурой в советских шахматах долгие годы был появившийся в них незадолго до
меня Алик (Александр Борисович) Рошаль. Он сыграл несколько красивых партий, но
в мастерских турнирах не удержался. Алик хорошо играл до первого поражения, а
после него рассыпался. В его личности чувствовался надлом, губительный для
борьбы.
Успешнее был
Алик как тренер в детских шахматах. В 1963 году, после 9-го класса, я играл за
команду Москвы в Спартакиаде школьников. Командой руководил Рошаль. С того
времени у нас с ним несколько лет сохранялись дружеские отношения.
В 1968 году
Алик участвовал в воссоздании шахматного еженедельника, существовавшего
когда-то и закрытого в 30-е годы. Он стал ответственным секретарём издания,
потом редактором его и, в годы перестройки – владельцем.
Писал Алик чудовищно.
Понять, что он хочет сказать, было непросто. В каждой фразе чувствовалось
желание угодить мнению сильных или сохранить возможность отказаться от своего.
Позже Рошаль
стал пресс-секретарём мощной корпорации «Анатолий Карпов», ездил с
могущественным чемпионом на матчи на первенство мира против невозвращенца
Виктора Корчного и откровенно сотрудничал с КГБ. В начале моего «отказа», в 1980-м
году, приятель-отказник попросил меня показать ему шахматный турнир, и я привёл
его на командное первенство СССР. Наше недавнее прошение о выезде из СССР
вызвало в шахматном мире скандал, я стал в нём персоной нон-грата. Немедленно
появился Рошаль и вопросил: «Боря, представь меня твоему товарищу». «Азарий –
сообщил «товарищ». «А фамилия Ваша?» «Мессерер», признался Азарик, открыв свою
принадлежность к знаменитой балетной семье. Рошаль, выполнив функцию, исчез.
Но зато в самом
начале перестройки Алик первым в СССР опубликовал в своём журнале Набокова.
Тот, как-никак, был шахматистом.
В те годы мой
товарищ гроссмейстер Юра Разуваев посещал в больнице свою маму. Соседкой по
палате у неё оказалась мама Рошаля – видно в больницу мам устраивали через один
блат. «Вы на Алика не обижайтесь» – попросила Юру рошалева мама – «вы же знаете
– какое у него было детство». Я не знал.
Отца Алика
забрали в первый день рождения сына, а маму с Аликом сослали в Актюбинск. Упоминаний
в интернете расстрелянного Бориса Рошаля я не нашёл. В Москву Алик вернулся
только после окончания школы, бесправным. Какой ему виделась жизнь?
Владимир Либерзон был чуть младше Рошаля, и
его отца Михаила в том же 1937 году арестовали до рождения сына. Володя стал сильным
гроссмейстером, имел победы над Талем и Петросяном, а Ботвинник, встречаясь с
ним, чудом избежал поражения. Я познакомился с Володей в 1970-м году на турнире
«Молодые мастера против гроссмейстеров», где мы играли с ним за разные команды.
Не думаю, что я встречал человека, лютее его ненавидевшего Советскую власть.
Володя не простил убийство отца. А власть отплатила ему добром, легко отпустив в
1973 году. Либерзон стал первым гроссмейстером Израиля.
Почему
категоричное отношение Либерзона к властям так отличалось от не столь
однозначного у яркого поколения «сталинских сирот» в литературе? Возможно, различался
их классовый подход. Плановик треста «Сталинуголь» Михаил Либерзон, отец
Володи, арестованный в Караганде, был случайной жертвой власти. Отцы
литературных сирот, как правило, принадлежали к коммунистическим бонзам, были
частью системы, и что-то, видно, детям передалось.
Исключением тут
служит Владимир Войнович. И отец у него был не бонза, а всего лишь периферийный
журналист. Посаженного в 1936 году, его выпустили в 1941-м. Даже в войну отец
выжил, хотя вернулся с фронта инвалидом. Но власть Войнович ненавидел не меньше
Либерзона, стал одним из самых ярких диссидентских писателей.
Иное дело Юрий
Трифонов. Отец его был председателем Военной коллегии Верховного суда
СССР, а детство протекало в знаменитом Доме на набережной. Сколько тысяч
смертных приговоров подписал отец?
Жизнь «сталинского
сироты» стала темой поздних автобиографических романов Трифонова: «Время и
место» и посмертного «Исчезновение». Во втором девочка схожей с автором судьбы
говорит герою: «Ты счастливый, у тебя есть бабушка». Понятно – это после
расстрела обоих родителей.
В романе
возникает круг родителей Трифонова: политкаторжане, профессиональные
революционеры – все люди достойные. Да и отец
писателя – Юрий, родившийся в 1925 году, застал его
– описан как личность значительная.
Старыми большевиками были и родители Булата Окуджавы. От
романтики их борьбы осталась в ранней, 1957 года, песне Окуджавы строфа:
Позже Окуджава стал петь: «на той единственной
гражданской». Это изменило смысл: единственная – это не та далёкая.
Это вечная борьба граждан за что-то хорошее против чего-то плохого, а не жестокая
мясорубка, перемоловшая когда-то в стране всё достойное.
В 1942 году 18-летний Окуджава добивался
отправки на фронт. Был ранен. Дети репрессированных часто рвались в армию,
надеясь облегчить тем судьбу родителей.
Мне, поклоннику творчества Окуджавы, стыдно
за его кондовую советскую строфу в военной песне:
От солдата армии, люди в которой были для командования не
ценнее соломы, которых бросали на не разминированные минные поля, такое
равнодушие к цене победы позорно.
Не было намёка на советскость у Василия Аксёнова, самого
«американского» из советских писателей. Возможно, сказалось влияние мамы
Евгении Гинзбург, историка, автора антисталинского «Крутого маршрута», с
которой Вася подростком провёл годы в её магаданской ссылке.
В Ю-тюбе можно посмотреть большое интервью, данное в 2017
году незадолго до смерти создателем выдающегося фильма «Комиссар» Александром
Аскольдовым Дмитрию Гордону. В отличие от помянутых писателей (не считая сына
армянки и грузина Окуджавы), еврейская половина Аскольдова не материнская, а
отцовская.
Отец кинорежиссёра Яков был крупным чекистом, потом
красным командиром, дважды награждённым высшим в ту пору орденом Красного Знамени.
Александр ярко, как сценарий фильма, описывал в интервью сцену ареста отца,
затем матери, и как он пятилетним впервые сумел завязать шнурки ботинок и ушёл
в ночной Киев к знакомой еврейской семье. Останься, угодил бы в детдом для детей
«врагов народа».
У Аскольдова жизнь
складывалась сравнительно благополучно: он окончил филфак МГУ, в 1964 году
вступил в КПСС и поступил на Высшие сценарные курсы. Он не может объяснить:
почему им овладело страстное желание снять фильм именно по рассказу Василия
Гроссмана 1934 года «В городе Бердичеве», уникальному в советской литературе?
Александр в интервью оплакивал свою жизнь – сняв первый и
последний фильм, он на 20 лет был отстранён от профессии, а фильм его на эти
годы упрятали в Госфильмфонд СССР. Представляется, однако,
что Аскольдов должен был быть счастлив: создав самое антисоветское произведение
советского кинематографа, тяжело опорочив коммунистическую идею,
противопоставив человеконенавистничеству комиссаров гуманный мир еврейской
семьи (что может быть унизительней для комиссаров?), он не был расстрелян, и
даже сохранил свободу. Может быть, Аскольдова спасло членство в партии?
В фильме комиссару – её замечательно играет Нонна
Мордюкова, приходит время рожать, и её прямо с фронта помещают в многодетную
семью еврея Магазаника. Эту роль исполнил гениальный Ролан Быков. Комиссар
обнаруживает, что существует мир добрых человеческих отношений – любви к детям,
к семье. Кажется, в ней тоже начинают пробуждаться нормальные чувства, как у
евреев. Она открывает, что ненависть к классовым врагам – это не весь мир.
Но тут раздаются звуки войны – через город – мы знаем от
автора рассказа – это Бердичев, проходит отряд. И, пишет Гроссман, «Магазаники
видели, как по улице вслед курсантам бежала женщина в папахе и шинели, на ходу
закладывая обойму в большой тусклый маузер». Комиссар спешила убивать.
Следующими фразами
Гроссман повесил над рассказом дымовую завесу: «Магазаник, глядя ей вслед, произнес: – Вот такие люди были
когда-то в Бунде. Это настоящие люди, Бэйла. А мы разве люди? Мы навоз».
Цензора это купило. В
фильме таких дурацких слов нет. В нём всё прозрачно. Аскольдов рельефно
разделил два мира: светлый мир семейной любви и злой – классовой ненависти.
Интервьюер спросил
Аскольдова: почему после запоздалой премьеры фильма в 1987 году режиссёр – он не
был ещё стар, только 65 лет, ничего не снял. Тот ушёл от ответа. Могу
предположить: ничего на уровне «Комиссара» Аскольдову, да и не только ему, было
не создать. Закончился Советский Союз, мир сталинских сирот с его эстетикой и
этикой, с его идеями и искусством. Начинался мир неведомый, что и как в нём
создавать и снимать – было непонятно. Выдающимися фильмами этот мир никак не
отметился. Провал нового фильма Аскольдова подорвал бы репутацию его шедевра.
Знаток тамошней культуры
Дмитрий Быков не раз заявлял, что нынешнее время в России бесплодно. А золотым
веком российского искусства он считает советские 70-е. Они и были временем
расцвета поколения сталинских сирот. Несмотря на цензуру, запрещавшую книги и
спектакли, упрятывавшую на полку фильмы, громившую бульдозерами художественные
выставки. Здесь запрятана некая тайна творчества, связь его с неволей.
Я вижу параллель этому
парадоксу с французским кино, великие режиссёры которого – Марсель Карне, Жан
Ренуар, Жан Гремийон сняли свои лучшие фильмы в период немецкой оккупации
Франции. Геббельс был недоволен их «модернизмом». Правда, фильмы не запрещал.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных
эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле.
Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно
заказать и другие книги Бориса Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий