Ах ты Совушка-Сова
Шебутная голова.
Оказалась без стыда
Наша теле-, блин, -звезда.
Роман Гольд - Пятый сын или пятое колесо?
После трагедии на горе Мерон в русскоязычном сегменте израильского
онлайн-пространства появились сотни комментариев, наполненных злобой и
пренебрежением к ультраортодоксальной части израильского общества. Пляски на
костях 45 погибших и сотен раненых не могли остаться незамеченными, и
Facebook, что называется, закипел.
Кто-то обвинял “понаехавших гоев” в неуважении ко всему святому. Кто-то
пытался доказать следы провокаторов от определенных партий. Кто-то
отказывался верить, что это могли написать реальные люди.
Так, депутат Кнессета от партии НДИ Евгений Сова на своей официальной
странице разместил пост "Гнилая трольчатина", где обвинил людей,
возмущающихся потоком ненависти к жертвам трагедии, то ли в принадлежности к
лагерю "бибистов", то ли в цитировании ботов, то ли в создании этих ботов,
то ли во всем и сразу. Как один из тех, кто разместил эти отвратительные
цитаты на своей странице, я принял слова Евгения близко к сердцу и провел
небольшую домашнюю работу.
Пришлось открыть несколько десятков материалов о трагедии, размещенных как
на сайтах популярных русскоязычных СМИ ("Вести", "9 Канал", "NEWSru",
"Детали", "Курсор" и др.), так и на их официальных Facebook-страницах. Из
обсуждений этих материалов я извлек 100 комментариев, так сказать, наиболее
одиозных. Все комментарии были занесены в табличку, где указаны имя автора,
ссылка на его профиль в Facebook, текст комментария, ссылка на источник
(адрес статьи на сайте или поста на Facebook), а также, разумеется, сделан
скриншот самого комментария. После этого я открыл профили всех авторов и
вручную рассортировал их на предмет принадлежности к ботам.
Результаты вышли следующими: 100 людоедских комментариев были оставлены 84
пользователями, из которых 68 оказались реальными людьми, 12 - ботами, и еще
4 - ботами под сомнением. Еще раз: минимум 81% авторов - реальные люди,
живущие в Государстве Израиль.
Одним из самых выдающихся персонажей оказался некий Валерий Танальский, о
нем упомянул даже Евгений, как о примере "самого безобразного" бота.
Вынужден огорчить уважаемого депутата: Танальский - не бот, а вполне живой и
реальный человек из Нетании. У него аж 5 профилей в социальных сетях:
Facebook (где он сейчас заблокирован), Twitter, Instagram, ВКонтакте и
Одноклассники. Фотографии в этих аккаунтах совпадают, по некоторым снимкам
видно, что они сделаны в Израиле, а из одного кадра следует, что Танальский
владеет ивритом – весьма необычно для русскоязычных ботов. Три года назад
Танальский работал в ресторане (также израильском), о чем снял видео,
доступное на его странице. На все это "расследование" у меня ушло не более
пяти минут. Неужели у депутата нет ни одного помощника, способного спасти
слугу народа от неловкой ситуации?
Но что мы все о ботах да о ботах. О людях же интереснее. Например, Владимир,
творческий человек, видеограф, смотрит на мир философски: "Ну как говориться
на всё воля божья, видимо создателю надоели шляпы, решил сделать ребрендинг"
(как и в остальных цитатах, орфография оригинала сохранена). А вот бухгалтер
Маргарита видит во всем позитив: "погибшие может этого и хотели .прям в
праздник в ночи в Святом месте ушли на небеса . Может наоборот
порадоваться за них?". Счастливый отец двоих детей Александр тоже призывает
не беспокоиться: "Не переживайте за них их забрал Машиях которого они ждали
так долго. С ними уже все хорошо".
Многие утверждают, что подобную лексику используют только “завезенные
Сохнутом гои”. Спешу их разочаровать: “Не жалко ни одного из пострадавших и
погибших. Прежде всего мозги включать надо и заботится о себе самом”, -
говорит пожилой Наум. “Наконец-то хорошие новости. Да, я рад, что дебилы
сами себя калечат. Защитников этих мракобесов попрошу не беспокоиться и не
пытаться обвинять меня в антисемитизме. Я так же рад когда мракобесы от
других религий калечат себя и себе подобных при исполнении религиозных
обрядов. Б...ь, 21 век на дворе, а они в средневековье застряли!” -
восклицает врач Эдуард с аристократической еврейской фамилией.
А может, речь идет о деклассированных элементах? “Было бы по ком скорбить”,
- удивляется Марина, инженер одного из наиболее респектабельных израильских
технологических концернов. “Посмотрите на фото - это облако черной
саранчи…”, - ужасается врач-радиолог Алекс. “Хотел бы посочувствовать, но че
то не получается”, - констатирует фотограф Макс.
Наверное, это все электорат одной из трехбуквенных израильских партий, чья
ан=ирелигиозная риторика успешно конкурирует с партией “Шинуй”, о
предвыборном ролике которой председатель БАГАЦа Аарон Барак заявил, что он
сродни антисемитской пропаганде? И снова мимо. Среди авторов людоедских
комментариев на страницы НДИ (партии или депутатов) подписаны не более 17%,
что вполне коррелирует с популярностью партии на “русской улице”. 8%
подписаны на "Еш Атид", а 4,5% - вообще на "Ликуд". Политические симпатии
остальных комментаторов остались за кадром.
“Чего дома не сиделось.... ломанулись к костру прямо дети... лучше бы сериал
посмотрели как вс е нормальные люди” - недоумевает школьный учитель Роман.
Нормальные люди… Где же я это слышал? Ну, конечно! На десятках русскоязычных
эмигрантских форумов, от Брайтона до Берлина, от Варшавы до Торонто. Есть
“мы” - “нормальные люди”, живущие или “по совести” (версия для более
интеллигентной прослойки), или “по понятиям” (версия для всех остальных), но
в любом случае, “правильно”. И вариантов (скорее, оттенков) этого
“правильно” не существует, ведь правда может быть только одна. А значит,
все, кто не вписываются в правильную картину правильного мира - враги. А в
лучшем случае, “другие”. “Они” - не “мы”. “Они” не понимают вещей, очевидных
для всех нормальных людей (нас). “Они” не ценят нашу тонкую душевную
организацию. “Их” ценности наивны/неправильны/нуждаются в корректировке.
Русскоязычная эмиграция (включая репатриацию в Израиль), как правило,
достаточно успешна по самым разным критериям. “Русские” в Израиле успешно
абсорбировались как с экономической, так и с социальной точек зрения. Но
культурная абсорбция застряла где-то между кулинарией и поп-культурой.
Фундаментальный пласт духовной традиции, лежащий в основе еврейского
государства, воспринимается большей частью русскоязычной алии как непонятный
и не слишком приятный рудимент. С непонятными “ими” не хочется
контактировать. "Их" нет смысла даже пытаться понять. Зачем разбираться с
пережитками прошлого, которые оказались здесь “по недоразумению”? Зачем
разговаривать с людьми, с которыми у “нас” нет ничего общего?
Это наша боль, наша проблема и наша вина. Вина - потому что государство
практически не прилагало усилий для того, чтобы познакомить новых
репатриантов с фундаментом еврейского мировоззрения. (Кто у нас многие годы возглавлял
мин. абсорбции, главный гос. орган по этой части? Д.) Сознательно или нет -
тема отдельной дискуссии. Проблема – просто перечитайте комментарии выше,
если вас еще не стошнило. Боль - потому что последствия этого ментального
разрыва мы даже не способны оценить. На пасхальном седере рассказывают о
четырех сыновьях: мудреце, простаке, злодее и не умеющем задавать вопросы.
Их объединяет общий дом, и общая пасхальная трапеза. Но существует и пятый
сын. Сын, который не пришел. Большая часть русскоязычной общины - наш
коллективный пятый сын.
В 1937-м году, когда Бен-Гурион предстал перед комиссией Пиля, доказывая
необходимость создания еврейского государстD0а, лорд Пиль задал ему простой
вопрос: “У арабского народа есть кушан (османский документ на право
землевладения) на эту землю. У вас есть документ, в котором говорилось бы,
что Палестина принадлежит вам?” Бен-Гурион понял, что он все еще держит в
руках ТАНАХ, на котором приносил клятву перед комиссией. Он поднял его и
воскликнул: «Вот наш кушан, вот наш документ! Это самая почитаемая книга в
мире, и я полагаю, что британцы тоже относятся к ней с уважением. Эта страна
должна принадлежать нам». Да, Бен-Гурион не ходил в синагогу. Но синагога, в
которую он не ходил, была ортодоксальной. И это был его осознанный выбор, а
не дань абстрактной традиции.
Еврейский народ на Земле Израиля всегда жил в диалоге. Правый Рехаваам Зеэви
ценил левого Ицхака Рабина, а ультраправая Геула Коэн боролась вместе с
ультралевой Шуламит Алони за освобождение советских евреев из “тюрьмы
народов”. Несмотря на радикальные политические и мировоззренческие
разногласия, у них было общее прошлое, они работали над общим настоящим, а
значит, могли надеяться на общее будущее. На какое будущее надеемся мы?
Вопрос остается открытым, но рано или поздно на него придется отвечать
https://www.9tv.co.il/item/28540
ОтветитьУдалить