Кто мы – репатрианты или «эмигранты из России»? | ||
Категория: Общественно-политическая жизнь в Израиле Израильское общество, как и любое, имеет свои болевые точки. Нажим на них вызывает крик. То, что вопросы еврейства и репатриации в Израиль – одна из таких болевых точек, давно и хорошо известно. Боль испытывают лишь те, чье право на жизнь в Израиле вновь и вновь подвергают сомнению, хотя эти люди не сделали своей стране ничего плохого. Боль и гнев в этот раз вызвала популярная в религиозных кругах журналистка Сиван Рахав-Меир.
Пытаясь ответить на этот вопрос, мучающий часть наших сограждан с момента основания государства, Рахав-Меир пишет в своей колонке: «При создании государства доля евреев составляла 82,1 процента. В 2018 году – 74,5 процента. В этом году евреи составляют 73,9 процента населения Израиля. Однако это колоссальное демографическое изменение не привлекает внимания, возможно, потому, что правила политкорректности не позволяют сказать прямо: закон о возвращении надо изменить. Большинство репатриантов, прибывающих сейчас в Израиль – неевреи. Согласно закону о возвращении, если еврей женился на нееврейке, и у них родился сын – соответственно, тоже нееврей, который в свою очередь женится на нееврейке, и у них родится внук-нееврей – этот внук будет иметь право переехать в еврейское государство, получить все права, льготы и корзину абсорбции. Все, кто занят этой темой, знают, что таких сегодня – более 50 процентов из числа новых репатриантов. Их не преследовали за их еврейство. Часть из них не чувствует никакой связи с Израилем или иудаизмом, идентифицируя себя практикующими христианами. К ним нет никаких претензий – только к нам. Именно мы, возможно, причиняем им страдания, когда посланцы «Сохнута» продолжают выискивать их и направлять на репатриацию. Адвокат Йонатан Якубович из «Центра иммиграционной политики Израиля», организации, добивающейся изменения закона о возвращении, сказал мне на этой неделе, что наверное, стоит называть это не репатриацией, а эмиграцией. «Называя всех новыми репатриантами, мы убаюкиваем сами себя, и продолжаем думать, будто это Натан Щаранский выходит из самолета, – сказал он. – Увы, тот, кто репатриируется сейчас – это, в основном, его сосед-нееврей».
Поправка к закону о возвращении, позволяющая репатриацию также и внукам евреев, была принята в 1970 году, потому что на нее согласилась партия МАФДАЛ: там решили, что тех, кто переедет в Израиль «на дедушке или бабушке», будет ничтожное меньшинство. В МАФДАЛ ошиблись, не предусмотрев, что времена меняются. Сегодня Израиль – одно из самых притягательных мест для жизни, в чем заслуга и евреев, и неевреев, трудившихся все эти годы на его благо. Разумеется, многие стремятся перебраться к нам из стран победнее. Статистика это подтверждает, а призывы отменить «пункт о внуках» звучат уже лет двадцать. В действительности же проблема не в этой поправке, или, как минимум, не только в ней: перекос кроется в самом признаке «гражданства по крови», безраздельно главенствующем сегодня. В то же время закон о гражданстве, принятый кнессетом всего через два года после закона о возвращении, остается неким рудиментом, имеющим почти символическое значение. С другой стороны – что плохого в слове «эмигрант», к которому предлагает перейти адвокат Якубович? Соединенные Штаты Америки, сильнейшая держава мира, создана эмигрантами и до сих пор подпитывается ими. Австралия тоже. Кто осмелится сказать, что эти эмигранты или их потомки меньше любят свои страны, или меньше сделали для них, нежели коренное население? В любом случае эти люди едут сюда в надежде построить новую и лучшую жизнь. Сначала дать им эту возможность, а потом при каждом удобном случае с презрением тыкать в них пальцем – вот это им в самом деле причиняет страдания. Куда больший вред приносит не высокий или низкий процент евреев в той или иной волне алии, а тот факт, что право на репатриацию у нас стало случайным призом в лотерее. В поправках в первую очередь нуждается закон о гражданстве, который сегодня позволяет министру лишь в исключительных случаях наделять гражданством особо отличившихся иностранцев: Праведников народов мира, ученых, спортсменов и т.п. Расширив критерии, введя квоты на приезжающих наподобие тем, что были в США для «грин-кард», корректируя этот ценз в соответствии с реальными потребностями страны, испытывающей нехватку специалистов в ряде областей, мы сделали бы гораздо больше для сохранения и развития еврейского государства, нежели сейчас, когда старательно высчитываем в его жителях проценты крови – еврейской или иной.
Эмиль Шлеймович, «Детали». Фото: Гиль Коэн Маген˜
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий