понедельник, 17 мая 2021 г.

Свободный разум в несвободном мире. Новиопы

 

Свободный разум в несвободном мире. Новиопы

В 1990-х годах в России появился интересный термин: “новиоп”.

Photo copyright: pixabay.com

Суть понятия:

1) Одной из составных частей теории коммунизма является “воспитание нового человека” как непременное условие построения коммунизма. Коммунисты сразу, начиная с Маркса, прекрасно понимали, что их идеи нормальному человеку европейской культуры не нравятся; жить в расхваливаемом коммунистическом обществе он точно не захочет.

Теории такого общества еще толком и не было (да и сейчас нет) – еще одним необходимым компонентом построения коммунизма как раз и является создание теории, внятного описания вожделенного для коммунистов состояния. А то, что нормальный европеец в нем жить не захочет, уже было понятно.

Теория “культурного марксизма” (все эти Грамши, Маркузе, Франкфуртская школа и вплоть до современных Хомских и Жижеков) как раз на этой идее несовместимости человека европейской культуры и коммунизма и основана.

2) “Новый человек” – это человек совершенно иной культуры, отличной от той, которая есть. С другими эмоциями, реакциями на происходящее, другим мировоззрением, другими взглядами на взаимоотношения людей.

Сначала нужно придумать, каким он должен быть, а потом уже массово таких людей создать, заменив ими имеющихся.

Товарищ Сталин менее чем за год перед смертью вполне внятно описал состояние вопроса “Каким должен быть человек нового светлого коммунистического будущего?”

А хрен его знает. К этой проблеме по состоянию на 1952 год коммунистические мыслители не то что не приступали, не было ни малейшего представления ни в каком направлении думать, ни с чего хотя бы начать.

Положение в общем не изменилось и сейчас.

3) Но, несмотря на отсутствие хоть какого-то представления о том, каким же должен быть “новый человек”, коммунисты, захватив власть в Российской Империи и преобразовав ее в РСФСР, а затем в СССР, активнейшим образом взялись гадких не принимающих идеи коммунизма русских перевоспитывать, самым жестоким и варварским образом. Причем в разное время направления такого перевоспитания существенно менялись.

Называлось это действие “создание новой исторической общности людей, советского народа”.

По сегодняшним понятиям эта затея однозначно трактуется как геноцид: полная замена одного народа на какой-то территории на другой. Речь не только о русских, но и обо всех иных народах СССР.

4) Но поскольку не то что теории, но и представления о том, что же должно получиться, не было – ясно было только, что нечто отличное от имеющегося – то ничего вразумительного и не получилось, да и не могло получиться.

Отрицание “старой”, великой классической русской культуры (иных культур тоже) получилось; не для всех имевших несчастье оказаться под властью коммунистических экспериментаторов людей, но для очень многих. А вот с иной культурой, которая должна была заменить классическую, не получилось совершенно никак.

Так и возникли новиопы: люди фактически без внятной культуры, да еще и существенно разные в разных местностях, социальных стратах, группах по положению в экономической и социальной жизни.

Но есть у всех проживающих на территории бывшего СССР новиопов некоторые общие черты:

– отрицание “старой” культуры;

– отрицание национальных особенностей людей, интернационализм (причем в весьма специфическом понимании – не взаимодействие разных наций для достижения общих целей, а отрицание нации в принципе); все одинаковы;

– неприятие “капитализма” – то есть выработанной методом проб и ошибок более-менее работающей модели экономического взаимодействия людей; стремление к замене этой модели какими-то умозрительными и никак не проверенными практикой (или, по результатам применения, неудачными) моделями;

– презрение к человеческой жизни, к человеческим желаниям и стремлениям; замена этих желаний и стремлений на какие-то искусственные конструкты;

– отрицание реальности: если реальность не соответствует представлениям новиопа, то черт с ней, с реальностью – представления важнее;

– замена критического рационального мышления набором догм, не подлежащих сомнению, по сути своей религиозных.

Иван Петров

Комментариев нет:

Отправить комментарий